* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;}

Родзина Елена Владимировна,

учитель географии,

МБОУ «ГИМНАЗИЯ № 61 Г. ДОНЕЦКА»

Донецкая Народная Республика, г. Донецк

Использование игровых технологий на уроках географии

География представляет собой предмет, направленный на формирование у обучающихся системы социально ориентированных знаний о нашей планете, об основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и динамике основных природных, экологических и социально-экономических процессов, о проблемах взаимодействия природы и общества [1].

Географические знания для человека играют большую роль, так как они помогают решать общегосударственные и региональные проблемы, возникшие в результате взаимодействия человечества с окружающей средой. Предмет «География» направлен на изучение географических закономерностей, теорий, законов, гипотез; является базой в системе непрерывного географического образования или основой для последующей уровневой дифференциации [1].

Для овладения сложным, но интересным материалом об окружающей действительности на уроках географии учителю необходимо использовать нетрадиционные методы и формы обучения на разных этапах урока, что позволит ему активизировать познавательную деятельность школьников. Для этого отлично подойдут игры. В курсе изучения географии с 5 по 9 класс найдутся темы, при изучении которых можно использовать элементы игры на одном из этапов урока. Такие игровые моменты помогут изучить сложный материал, снизить эмоциональную нагрузку, помочь в усвоении новых терминов. По уровню игры учителю также можно определить, насколько ученики усвоили материал, а учебный материал в игровой форме наиболее удобно подавать для учеников для последующего качественного запоминания [2].

В своей практике я использую игры на уроках географии. Приведу пример некоторых из них.

Урок игра (география 6 класс)

Тема: Обобщение и систематизация знаний по теме «Земля на плане и карте»

Цели игры:

Развитие познавательных и творческих способностей учащихся.

Формирование умения работать в группе.

Расширение и углубление знаний учащихся по географии.

Задачи урока:

Повторить изученный материал

.

Систематизировать знания, полученные учащимися при изучении тем.

Проверить умение использовать полученные знания на практике.

Планируемый результат

Учащиеся должны уметь определять на карте географическую широту и географическую долготу объекта; географические координаты объектов; по географическим координатам находить объекты на карте и глобусе; сравнивать местоположение объектов, знать условные знаки на плане и карте.

Тип урока: урок-игра.

Оборудование: физическая карта мира, шаблоны политической карты мира, глобус, учебник, атлас.

Ход урока

Уважаемые ребята! Мы с вами начали в этом году изучать новый предмет - география и сегодня на уроке, обобщая знания по изученному материалу должны сделать вывод, как я усвоил знания по теме «Земля на плане и карте».

1. Эмоциональный настрой

Учитель: Наш урок начнем с географической разминки. Слушай по порядку первую загадку:

У меня в ладонях страны,

Реки, горы, океаны.

Догадались, в чем тут фокус?

Я держу руками...

(Глобус)

У меня в столе хранится

Шар земной на ста страницах!

(Атлас)

Виден край,

Да не дойдешь.

(горизонт)

ІІ. Основная часть.

«Визитная карточка»

Команды представляют свои названия.

I тур «Вопрос - ответ».

Ведущий задает вопросы. Команды отвечают.

Вопросы для 1 команды

1. Линия, по которой небо граничит с земной поверхностью (горизонт).

2. Угол между направлением на север и на какой-нибудь определенный предмет местности называют (азимут).

3. Чертеж небольшого участка земной поверхности, выполненный в уменьшенном виде условными знаками (план местности).

4. Как называются линии, параллельные экватору? (параллели).

5. Уменьшенная модель земного шара (глобус).

Вопросы для 2 команды

6. Условные точки на земной поверхности, через которые проходит земная ось (полюсы).

7. Параллель, находящаяся на одинаковом расстоянии от полюсов (экватор).

8. Условная линия, соединяющая полюса? (меридиан).
9. Прибор для определения сторон горизонта? (компас).

10.Определение своего местоположения относительно сторон горизонта называется

(ориентирование)

Вопросы для 3 команды

11. Условная линия, показывающая, во сколько раз расстояние на местности меньше, чем ее изображение на карте (масштаб)

12. Через какой город проходит нулевой меридиан? (Лондон)

13. Как называется условная линия, которая делит земной шар на Западном и Восточном полушарии? (Гринвичский меридиан)

14. Что образуют параллели и меридианы (градусную сетку)

15. Они необходимы для точного определения положения любого объекта на земном шаре (географические координаты)

/за каждый правильный ответ 1 балл/

II тур «Определение координат»

Задание №1. Определите название острова, вулкана и горной вершины, координаты которых равны:

для 1 команды:

1) 20˚ю.ш. 46˚в.д. /Мадагаскар

2) 2˚ ю.ш. 78˚з.д. / Котопахи

3) 30˚с.ш. 90˚в.д. / Эверест

для 2 команды:

1) 70˚с.ш. 40˚з.д. /Гренландия

2) 7˚ю.ш. 105˚в.д. /Кракатау

3) 62с.ш. 145 з.д. / Мак-Кинли

для 3 команды:

1) 5˚ю.ш. и 140˚в.д. /Новая Гвинея

2) 20 с.ш. 98 з.д. /Орисаба

3) 37 ю.ш. 150 в.д. /Костюшка

/за каждый правильный ответ 1 балл/

Задание 2: Определите географические координаты городов мира

Берлин (53˚с.ш. и 14˚в.д.)

Каир (30˚с.ш. и 32˚в.д.)

Пекин (40˚с.ш. и 117˚в.д.)

/Жюри оценивает скорость и правильность каждого ответа в 1бал. /

III тур «Отгадай загадки»

В этом конкурсе вам предстоит отгадывать загадки. Какая из команд первая поднимает руки, ответ этой команды я и заслушаю. За каждый правильный ответ – 1 балл.

1.Туда дойти мы не смогли, 
Где неба край и край земли.
Горизонт

2. Глобус весь пересекают,
  Сходятся на полюсах

Постепенно подвигают

Стрелки на любых часах.

Через сушу, океаны пролегли….

  Меридианы

3. Глобус делит ровная,

Линия условная.

Выше – север, ниже – юг.

Назови границу, друг.

Экватор

4. Прибор этот верно

Дорогу подскажет,

Магнитная стрелка

На север укажет.

Компас

5. Север там, где много вьюг

Там, где жарко, будет…

Юг

6. Он стоит на тонкой ножке,
В кабинете на окошке,
А на нём-то, веришь-нет,
Уместился целый свет!
Глобус

7.Там всегда бывает лето –
В сентябре, в апреле.
И длинней окружность эта,
Прочих параллелей.
Хором скажут все ребята:
«Эта линия –…!»
(Экватор.)

8.Старший среди них – экватор.
И от севера до юга,
Эти линии, ребята,
Параллельны все друг другу.
Догадаться вы сумели Что же это? …(Параллели.)

9.Я ходил по разным странам,
Плыл по рекам, океанам,
По пустыне шёл отважно –
На одном листе бумажном.
(Географическая карта.)

10.Возьми, дружок, Меня в поход!
Со мной никто, Не пропадёт!
Дорогу Точно укажу!
Куда идти, – Всегда скажу!
(Компас.)

IV тур « Соберите карту западного полушария» (5 мин)

Какая команда соберет быстрее, ей зачитывается 3 балла, вторая 2 балла, третья 1 балл.

V тур «Что лишнее»

Убрать из списка лишние по смыслу термины и объяснить, почему они считаются лишними.

Фернан

Магеллан,

Васко

да Гама,

Птолемей

, Марко Поло.

Уран, Марс, Юпитер,

глобус

.

Компас, азимут, масштаб,

Сатурн

.

Карта, глобус, план местности,

Европа

.

Австралия,

Мадагаскар

, Евразия, Африка.

Индийский,

Гренландия

, Тихий, Атлантический.

Параллель, ураган

,

горизонталь, меридиан.

Азимут

, вулкан, кратер, магма.

Физическая карта,

план местности

, политическая карта, климатическая карта.

За каждый правильный ответ 1 балл.

VI тур « Условный знак» (2 мин)

Нарисовать условные знаки по заданию (4 б)

1 команда: 2 команда: 3 команда:

шоссе ж/д дорога тропинка

река озеро болото

кустарники луга фруктовый сад

колодец родник дом лесника

Итоги игры: Огласить результаты


Таким образом, можно сказать, что география может быть не только сложной наукой, но и веселой, познавательной. Посредством игр на уроках географии мы можем активизировать познавательный интерес обучающихся к изучению предмета, повысить мотивацию при освоении курса, расширить кругозор.

Список использованной литературы

Стрельникова, Т. Д. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ГЕОГРАФИИ В 202

3

-202

4

УЧЕБНОМ ГОДУ В УСЛОВИЯХ ОБНОВЛЕННОГО ФГОС ООО». – Режим доступа: 

https://iom48.ru/wp-content/uploads/2022/06/geografiya.pdf

Сергеева, М. Е. Игровые технологии на уроках географии 5-9 классы/ М. Е.

Сергеева.-

М. : Дрофа, 2007. – 135 с.