Всероссийский конкурс «Словарный урок»
Проектная и исследовательская деятельность
«Слово-это великая сила…»
Саидова Эльвина Рустемовна
учитель русского языка и литературы
МОУ «Майская школа с крымскотатарским
языком обучения имени Номана Челебиджихана»
с .Майское, 2024г.
2. Пояснительная записка:
2.1. Тема урока: «Они знают все»
2.2. Целевая аудитория урока: 6 класс
2.3. Роль и место урока в системе работы учителя:
Данный урок проводится в рамках празднования «Дня словаря». Содержание урока соответствует возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся. На данном мероприятии совершенствуется навык чтения, развивается читательская грамотность, организуется работа со словарями, обогащается словарный запас учащихся.
2.4. Образовательные цели и задачи урока:
Цель:
-обогащение словарного запаса учащихся;
2.5. Планируемые результаты: Обучающиеся познакомятся с названиями некоторых словарей и их авторами, познакомятся с алгоритмом работы со словарями, научаться выполнять действия в речевой и умственной формах, будут стремиться к самостоятельности в овладении знаниями, начнут понимать личную мотивацию к процессу обучения, осознавать готовность к саморазвитию.
2.6. Форма проведения – открытый урок.
2.7.Используемые педагогические технологии, методы, приемы:
-объяснительно-иллюстративный,
-частично-поисковой,
-индивидуальная, фронтальная, групповая работа, работа в парах.
2.8. Ресурсы, используемые при подготовке и проведении урока:
2.8.1. Материально-технические:
- Ноутбук, проектор, интерактивная доска;
2.8.2. Методические:
«Орфографический словарь», Ушаков Д.Н., Крючков С.Е.
«Орфоэпический словарь русского языка», Резниченко И.Л.
«Словарь антонимов русского языка», Львов М. Р.
«Школьный фразеологический словарь русского языка», Жуков В.П.
«Толковый словарь русского языка», Ожегов С.И.
«Толковый словарь живого великорусского языка», Даль В.И.
«Словарь синонимов русского языка», Алиева Т.С.
Ход урока:
Учитель:Книга играет огромную и наиболее важную роль в жизни человека. В давние времена книга считалась бесценным источником информации, самым древним способом передачи знаний, но сейчас книги пользуются наименьшей популярностью так, как стало на много легче найти информацию из-за появления многих другие источников и люди стали забывать о существование книг, но все же мир информационных технологий не сможет заменить и вытеснить книги.
А что значит слово БИБЛИОТЕКА?
«БИБЛИО» – книга
«ТЕКА» – хранилище
ЭНЦИКЛОПЕ́ДИЯ
1. Научное справочное пособие по всем или отдельным отраслям знания (преимущественно в форме словаря). Литературная энциклопедия. Большая медицинская энциклопедия. Сельскохозяйственная энциклопедия. Большая советская энциклопедия. перен. Свод, совокупность знаний, сведений по какому-л. вопросу. «Онегина» можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением. Белинский, Сочинения А. Пушкина.
2. чего. Устар. Приведенное в систему обозрение различных отраслей какой-л. науки. Профессор Армфельд, читавший нам энциклопедию медицины, производил на своих лекциях впечатление очень умного и образованного человека. Сеченов, Автобиографические записки.
Кто-то удачно сказал, что в мире много знаний, но все они, к сожалению, в разных головах. Первые попытки собрать знания в одну книгу, книгу – справочное бюро, были сделаны еще в Древнем Египте. Египтяне говорили: “Эти книги делают человека умным и обучают невежду, помогая ему понять все”.
Труды энциклопедического характера были обнаружены в Китае в X–XII в.в. до н.э. Родоначальником европейской энциклопедии считается римский писатель и ученый М.Т.Варрах.
19 век стал периодом создания национальных энциклопедий во многих странах. Укрепились достижения энциклопедистики и в России. Об этом нам расскажут ребята.
1-й ведущий:
Первые энциклопедии Хотя сам термин «энциклопедия» вошёл в обиход только в XVI веке, энциклопедические труды известны с древних времён. Терминологические словари составлялись уже в Древнем Египте в период Среднего царства (2 тысячелетие до н. э.) . Своды знаний составлялись и в Древнем Китае (XII—X века до н. э.) . В средние века сложилось несколько видов энциклопедических трудов: зерцала (лат. speculum), компендиумы (compedium), суммы (summae), которые служили в основном учебными пособиями для студентов «низших» общеобразовательных факультетов университетов. Примером может служить труд доминиканского монаха Винцента из Бове (середина XII века) «Bibliotheсa Mundi» («Всемирная библиотека») , иначе «Великое зерцало» (лат. Speculum majus) — в 80 томах и трёх частях. До XIII века все подобные издания выходили на латыни, однако постепенно появляются и глоссарии — словари малоупотребительных слов и выражений.
2-й ведущий:
Большой толчок энциклопедическая культура получила в эпоху Ренессанса в XIV—XVI веках, в том числе благодаря изобретению книгопечатания Иоганном Гутенбергом. В XVI—XVII веках появляется термин «энциклопедия» (а также «циклопедия» ) в его современном значении.
3-й ведущий:
Наиболее объёмной энциклопедией XVIII века стал «Большой полный универсальный лексикон всех наук и искусств» («Grosses vollstandiges Universal-Lexikon aller Wissenschaften und Kunste», 1732—1754 гг. , 68 томов, 750 тыс. статей) , выпущенный в Лейпциге И. Г. Цедлером. Во Франции позднее появилась и знаменитая «Энциклопедия, или толковый словарь наук, искусств и ремёсел» («Encyclopédie ou dictionnaire raisonné des sciences, des arts et des métiers», 1751—1777 гг. , 28 томов) , в работе над которой приняли участие знаменитые просветители во главе с Дени Дидро, прозванные в своё время какуаками. Под её влиянием, определившим облик современной энциклопедии, аналогичные издания появились во многих странах. Напр. , в Эдинбурге на английском языке в 1768—1771 гг. вышел «Словарь искусств и наук» , ставший основой для «Британской энциклопедии» .
Учитель:
Но ни в одной стране мира не было энциклопедии для любознательных детей 9–10 лет. Такая книга вышла в России в 1969г. в 2 томах, а позднее в 3томах. Ее название придумал Л.Кассиль “Что такое? Кто такой?”
Поднятые паруса на обложке призывают читателя:
“Ставьте вопросы, как паруса, – и пусть эта книга будет вашим кораблем в безбрежном океане знаний”.
Книга дает более тысячи ответов.
Посмотрите на выставку. Здесь представлена только малая часть справочной литературы. Это энциклопедии и энциклопедические словари. Это первый блок справочной литературы. Здесь содержатся фундаментальные своды знаний. Открыть страницы энциклопедий поможет нам вот этот ключ (на доску прикрепляется ключ).
А как вы думаете, что обозначает слово ЭНЦИКЛОПЕДИЯ?
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ (от греч.– обучение по всему кругу знаний.)
Научно-справочное издание, содержащее систематизированный свод знаний. Материал расположен в алфавитном порядке или по систематическому принципу (по отраслям знаний).
Советский энциклопедический словарь.
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ – научное справочное пособие по всем или отдельным отраслям знания в форме словаря.
Приведенное в систему обозрение различных отраслей какой-нибудь науки.
С.И.Ожегов
Учитель:
1. По структуре энциклопедии делятся на:
АЛФАВИТНЫЕ
СИСТЕМАТИЧЕСКИЕ
2. По объему информации (условно) на :
БОЛЬШИЕ
(
неск
. десятков томов)
МАЛЫЕ (10–12т)
КРАТКИЕ (4–6т)
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ СЛОВАРИ (одно и трехтомные)
3. По специфике отбора материала энциклопедии делят на несколько видов:
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ (включены все отрасли знаний):
Британская(32т.)
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (84т и
4т дополнений)
Большая Советская энциклопедия(51т)
ОТРАСЛЕВЫЕ
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
НАЦИОНАЛЬНЫЕ
ТЕМАТИЧЕСКИЕ (
Библейская
, Лауреаты Нобелевской премии)
РЕГИОНАЛЬНЫЕ
ПРОБЛЕМНЫЕ
БИОГРАФИЧЕСКИЕ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ СЛОВАРИ
В энциклопедиях содержание статьи развернуто и многопланово, а в словарях статья лаконична, содержащая определение, краткое толкование.
Признаки энциклопедии:
– полнота информации по данной теме
– системность изложения в каждой отрасли знаний
– научность, т.е.изложение установленных наукой и практикой фактов
– фактологическая точность
– лаконичность и популярность изложения
– наличие справочного аппарата
Правила пользования энциклопедиями.
(Объяснение материала и практическое применение.)
1. Статьи в энциклопедиях расположены в алфавитном порядке.
Если точно знаешь написание разыскиваемого слова, то ничего удобнее нет.
(Определите, можно ли найти в первом томе объяснение слова “котангенс”? Почему? В каком томе мы найдем?)
2. Алфавитное расположение подтверждается ключевыми словами на корешке каждого тома. Это еще больше сокращает время поиска, т.к. берете тот том, который вам нужен.(Найдите такие слова, прочитайте вслух)
3. На каждой странице энциклопедии ключевое слово. Оно тоже экономит время поиска, т. к. не нужно просматривать все словарные статьи, а достаточно посмотреть на ключевое слово и вы видите сразу первое и последнее слово на странице.(Найдем такие слова на странице).
4. В биографических статьях после фамилии и имени даются даты рождения и смерти. (Рассмотреть.)
5. Применяется система сокращений. (Найти сокращения.)
6. В конце каждого тома есть справочный аппарат (только к данному тому), список карт, иллюстраций. (Откроем последнюю страницу, найдем такой справочный аппарат).
7. У алфавитного расположения есть и свои трудности. Названия многих статей состоят из нескольких слов.
Например: автомобильный (кран, транспорт)
Рабочий класс (есть классы людей, животных)
Если несколько слов то нужно искать ключевое слово, главное по смыслу. Если слов два, то ищем так: Южная Америка (ключевое АМЕРИКА)– если нету в этом томе, значит ищем Южная или Северная.
Детская энциклопедия.
Рассмотрим Детскую Энциклопедию. В ней совсем другое расположение материала. Каждый ее том посвящен отдельной отрасли знания. Внутри тома сообщения расположены по темам или периодам. Такое же расположение встречается и в современных энциклопедиях.
Энциклопедические словари.
Есть еще языковые словари. Назовите, какие вы знаете?
С порядком строения словарей вы знакомы. В конце нашего занятия мы вам предложим очень интересную работу для домашнего выполнения.
А сейчас предлагаю вам выбрать вопросы для работы с энциклопедиями. Это упрощенный вид игры “Поле чудес”. Отвечать будете по плану.
Определение понятия.
Название энциклопедии.
Том, страница.
На круге по секторам расположены вопросы. Крутим юлу. Стрелка укажет вам выбранный вопрос.
Вопросы по энциклопедиям.
Кого называют АНИМАЛИСТОМ? Назвать крупных анималистов в России.
Что такое ИСТРЕБИТЕЛЬНАЯ АВИАЦИЯ? Для чего
предназначена
? Когда впервые были сформированы в России истребительные отряды?
Что такое ПЕЙЗАЖ? Где известен пейзаж? Кто сыграл выдающуюся роль в развитии пейзажа из известных художников?
Что такое ЛАЗАРЕТ? Почему так называется?
Что называют звездными скоплениями? На какие разновидности подразделяются? Коротко рассказать о каждой разновидности.
Как врачи называют заболевание, связанное с ВЫСОКИМ КРОВЯНЫМ ДАВЛЕНИЕМ? Что вызывает повышение кровяного давления?
Вопросы по словарям.
Что такое БАМ?
Что такое ИППОДРОМ?
Найдите объяснение слова
МОНОЛИТНЫЙ
.
Что называют ПИГМЕНТАМИ? Какую функцию они выполняют?
Найд
и
те определение слова ТАЛИСМАН.
Что такое ВАХТЕННЫЙ ЖУРНАЛ? Для чего
предназначен
?
Все вы сегодня молодцы. Справились со всеми предложенными заданиями, а это значит, что вы научились пользоваться энциклопедиями и энциклопедическими словарями. Приятно было видеть, как слаженно работала каждая группа. А теперь каждая группа получит домашнее задание. Надо подготовить презентацию словарей.
В презентации отразить:
Название словаря.
Автор (авторы).
Год издания.
Аннотация (общее представление о словаре).
Примеры.
1-я группа-словарь фразеологический
2-я группа-словарь омонимов
3-я группа-словарь антонимов
4-я группа-словарь Даля
5-я группа-словарь иностранных слов.
4.Заключение.
Данный урок, приуроченный ко Дню словарей позволяет познакомить обучающихся шестого класса со словарями. На данном уроке продолжается работа по развитию речи обучающихся, обогащению их словарного запаса, а также способствует повышению мотивации к учебной деятельности.
5. Список использованной литературы:
Ожегов С.И.Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1998.
Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1980.
Библиотечные уроки: Обучение школьников основам библиотечно-библиографических знаний. Волгоград: “Панорама”, 2006.
Журнал “Школьная библиотека” . – № 1, январь, 2006.