* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} h1 {font-size: 14pt; color: #365F91; font-weight: bold;} h2 {font-size: 13pt; color: #4F81BD; font-weight: bold;} h3 {color: #4F81BD; font-weight: bold;} h4 {color: #4F81BD; font-weight: bold; font-style: italic;} h5 {color: #243F60;} h6 {color: #243F60; font-style: italic;} h7 {color: #404040; font-style: italic;} h8 {font-size: 10pt; color: #4F81BD;} h9 {font-size: 10pt; color: #404040; font-style: italic;} .header {margin-bottom: 0pt;} .footer {margin-bottom: 0pt;} .No Spacing {margin-bottom: 0pt;} .Заголовок 1 Знак {font-size: 14pt; color: #365F91; font-weight: bold;} .Заголовок 2 Знак {font-size: 13pt; color: #4F81BD; font-weight: bold;} .Заголовок 3 Знак {color: #4F81BD; font-weight: bold;} .Title {font-size: 26pt; color: #17365D;} .Заголовок Знак {font-size: 26pt; color: #17365D;} .Subtitle {font-size: 12pt; color: #4F81BD; font-style: italic;} .Подзаголовок Знак {font-size: 12pt; color: #4F81BD; font-style: italic;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .Body Text {margin-bottom: 6pt;} .Body Text 2 {margin-bottom: 6pt;} .Body Text 3 {font-size: 8pt;} .Основной текст 3 Знак {font-size: 8pt;} .List {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .List 2 {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .List 3 {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .List Bullet {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .List Bullet 2 {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .List Bullet 3 {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .List Number {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .List Number 2 {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .List Number 3 {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .List Continue {margin-bottom: 6pt;} .List Continue 2 {margin-bottom: 6pt;} .List Continue 3 {margin-bottom: 6pt;} .macro {font-family: 'Courier'; font-size: 10pt;} .Текст макроса Знак {font-family: 'Courier'; font-size: 10pt;} .Quote {color: #000000; font-style: italic;} .Цитата 2 Знак {color: #000000; font-style: italic;} .Заголовок 4 Знак {color: #4F81BD; font-weight: bold; font-style: italic;} .Заголовок 5 Знак {color: #243F60;} .Заголовок 6 Знак {color: #243F60; font-style: italic;} .Заголовок 7 Знак {color: #404040; font-style: italic;} .Заголовок 8 Знак {font-size: 10pt; color: #4F81BD;} .Заголовок 9 Знак {font-size: 10pt; color: #404040; font-style: italic;} .caption {font-size: 9pt; color: #4F81BD; font-weight: bold;} .Strong {font-weight: bold;} .Emphasis {font-style: italic;} .Intense Quote {color: #4F81BD; font-weight: bold; font-style: italic;} .Выделенная цитата Знак {color: #4F81BD; font-weight: bold; font-style: italic;} .Subtle Emphasis {color: #808080; font-style: italic;} .Intense Emphasis {color: #4F81BD; font-weight: bold; font-style: italic;} .Subtle Reference {color: #C0504D; text-decoration: underline ; font-variant: small-caps;} .Intense Reference {color: #C0504D; font-weight: bold; text-decoration: underline ; font-variant: small-caps;} .Book Title {font-weight: bold; font-variant: small-caps;} .TOC Heading {margin-top: 0; margin-bottom: 0;}

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №4

Исследовательский проект

по русскому языку

Тема: «Эмодзи — новый алфавит? Лингвистический статус пиктограмм»


Выполнил:

ученик 10 "Б" класса

Тесля Владислав

Научный руководитель:

Учитель русского языка и литературы

Арамян Нунэ Генриховна

Пятигорск, 2023

Введение

Каждое поколение стремится к новым способам самовыражения. В XXI веке, когда большую часть общения мы ведём в мессенджерах и социальных сетях, вместе с письменной речью возникли новые формы коммуникации. Одной из самых заметных стала система эмодзи — пиктограмм, изображающих эмоции, предметы, действия, явления природы и многое другое.

На первый взгляд эмодзи кажутся безобидным дополнением к сообщению, своего рода украшением. Однако при внимательном изучении становится ясно: за этими «маленькими картинками» скрывается нечто большее. Некоторые учёные, журналисты и даже пользователи интернета задаются вопросом: можно ли считать эмодзи новым языком или даже новым алфавитом? Не являются ли они своеобразной «визуальной грамматикой» современности?

Моё исследование посвящено этой актуальной и многогранной теме. Я постарался подойти к ней не только с позиции интереса подростка, активно использующего эмодзи, но и с научной точки зрения — через призму лингвистики, истории языка и коммуникации.

Цель и задачи

Цель исследования — определить лингвистический статус эмодзи и выяснить, можно ли рассматривать их как элементы новой письменной системы или алфавита.

Задачи:

Изучить происхождение и развитие эмодзи как феномена цифровой культуры.

Определить функции эмодзи в современной коммуникации.

Исследовать, обладают ли эмодзи признаками письменности или алфавита.

Провести анкетирование среди сверстников и проанализировать результаты.

Сформулировать обоснованные выводы о месте эмодзи в языковой системе.

История эмодзи: от пиктограммы к универсальному коду

Истоки эмодзи уходят в японскую цифровую культуру конца XX века. В 1999 году дизайнер Сигэтака Курита разработал первые 176 пиктограмм для мобильного оператора NTT DoCoMo. Они были простыми: сердце, зонт, телефон, улыбающееся лицо — и предназначались для быстрой и лаконичной передачи эмоций и идей.

С появлением смартфонов эмодзи стали стремительно распространяться по миру. В 2010 году они были включены в стандарт Unicode, что позволило использовать их на всех платформах — от iOS и Android до Facebook и WhatsApp. Сегодня количество эмодзи превышает 3600, и их число продолжает расти. Существует даже "эмодзи-совет" — комитет при Unicode Consortium, который рассматривает заявки на добавление новых символов.

Функции эмодзи в цифровом общении

Постепенно эмодзи перестали быть просто украшением текста. Их роль в коммуникации стала всё более значимой. Я выделил следующие основные функции эмодзи:

1. Эмоциональная функция

Эмодзи передают чувства и интонацию, которых зачастую не хватает в письменной речи. Так, сообщение «Я понял» можно воспринять по-разному, но добавленное