Ещё о филвордах
Автор: Подиреча Елена Вячеславовна
Организация: МОБУ СОШ № 25
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия), г. Якутск
Не могу не начать статью со слов В. А. Сухомлинского: «Игра – это огромное светлое нежное, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире. Игра – это искра, огонёк пытливости и любознательности».
В начальной школе игра обеспечивает активное участие ребят на уроке, развивает интерес к учёбе, уверенность в себе, помогает детям быстрее адаптироваться в коллективе, легче справиться с трудностями, заработать авторитет среди ребят и т. д. Хочу поделиться с вами, уважаемые коллеги, своим опытом в применении на уроках одной из таких игр.
Филворды – кроссворд, который представляет собою заполненное буквами или рисунками поле. Задачей разгадывающего становится составление грамотно написанного слова путём проведения сплошных горизонтальных и вертикальных линий, часто ломаных. Филворд может быть использован в качестве игровой технологии как на уроках по различным дисциплинам, так и на любых занятиях, целью которых является развитие познавательной и интеллектуальной сферы школьников. Это уникальная технология, которая позволяет сделать интересным и увлекательным процесс обучения различным умениям и навыкам. Тем, кто работает с детьми хорошо известно, что игра всегда положительно эмоционально окрашена, а эмоциональность игрового действия позволяет активизировать все психологические процессы и функции ребёнка. Вдобавок ко всему сказанному в 1 классе эта игра помогает развивать технику чтения. Успех в разгадывании филвордов зависит от внимательности, усидчивости, опытности и эрудированности игрока.
Составляю филворды не только по традиционным правилам. Слова располагаю вертикально, горизонтально, по диагонали, змейкой. В клетках поля печатаю по одной-две буквы или слоги. Если буква в филворде используется только однократно, каждое слово после разгадывания лучше вычёркивать, тем самым помечать разгаданные и неразгаданные участки поля. Предлагаю ребятам найти, закрасить или выписать слова на определённую тему или правило. Можно зашифровать пословицы, поговорки и вместо слов для упрощения или экономии места иногда вставлять картинки. Эффективно использовать филворды - ловушки, в которых не все слова поля подходят к условию задания. Ниже привожу примеры филвордов.
Выписать
слова на правило «Правописание гласных после шипящих»
, подчеркнуть орфограмму.
Использовать все клетки поля.
ма
ё
жи
ки
ши
у
мы
ши
на
жи
ши
ло
ма
ё
жи
ки
ши
у
мы
ши
на
жи
ши
ло
Ответ: машина, ёжики, ужи, мыши, шило.
Выписать двусло
жные слова, ра
зделить на слоги, обозначить ударение.
ъ
й
р
е
к
а
й
р
ш
о
ъ
ы
ф
ъ
о
п
ф
р
е
п
а
з
в
а
ж
ь
ы
ъ
а
ь
р
а
к
и
ф
щ
р
о
г
а
й
ы
ъ
й
р
е
к
а
й
р
ш
о
ъ
ы
ф
ъ
о
п
ф
р
е
п
а
з
в
а
ж
ь
ы
ъ
а
ь
р
а
к
и
ф
щ
р
о
г
а
й
ы
Ро-за, ре-ка, ре-па, ра-ки, ро-га.
Найдите и спишите
пословицу.
ф
Б
е
з
ж
ъ
ы
р
й
ж
ё
ф
ы
ь
ы
к
а
ь
ъ
т
е
р
п
е
н
и
я
ы
р
п
ш
й
ы
ю
а
ъ
н
е
т
ф
р
ь
ф
ь
ё
ь
ы
ю
ъ
ч
щ
ц
ы
ь
б
у
м
е
н
и
я
ф
п
ф
Б
е
з
ж
ъ
ы
р
й
ж
ё
ф
ы
ь
ы
к
а
ь
ъ
т
е
р
п
е
н
и
я
ы
р
п
ш
й
ы
ю
а
ъ
н
е
т
ф
р
ь
ф
ь
ё
ь
ы
ю
ъ
ч
щ
ц
ы
ь
б
у
м
е
н
и
я
ф
п
Без терпения нет умения.
Найдите слова- названия насекомых.
с
й
п
ч
е
л
а
ъ
ъ
т
ф
р
в
ь
л
ы
ы
к
р
щ
м
у
п
о
б
а
ы
е
ь
х
а
ь
м
б
а
й
к
ъ
ь
я
р
о
ч
щ
ы
о
д
ь
ж
ъ
к
а
и
п
з
ф
у
к
й
ы
в
а
ф
а
с
й
п
ч
е
л
а
ъ
ъ
т
ф
р
в
ь
л
ы
ы
к
р
щ
м
у
п
о
б
а
ы
е
ь
х
а
ь
м
б
а
й
к
ъ
ь
я
р
о
ч
щ
ы
о
д
ь
ж
ъ
к
а
и
п
з
ф
у
к
й
ы
в
а
ф
а
Ответ: пчела, стрекоза, муха, бабочка, жук.
Когда ребята получат достаточный опыт в разгадывании филвордов, можно будет уже им самим давать задания составлять филворды на определённую тему, устраивать конкурсы на лучший филворд. Детские работы можно вывешивать на стенд в классе на доступной для детей высоте, чтобы дети имели возможность на переменах разгадывать слова и закрашивать их цветными карандашами или изготовить книжку- сборник филвордов из детских работ, разгадать в классе, а после на время обмениваться подобными работами с параллельными классами или дарить такие книжки школьной библиотеке.
Список литературы
С.А. Шмаков. Игры- шутки, игры- минутки. – М.: Новая школа, 1996-112 с.
Е.Е.
Семёнова
.
Занимательная грамматика.
– М., Омега, 1995. – 256 с.: ил.