Ещё о филвордах

Автор: Подиреча Елена Вячеславовна

Организация: МОБУ СОШ № 25

Населённый пункт: Республика Саха (Якутия), г. Якутск

Не могу не начать статью со слов В. А. Сухомлинского: «Игра – это огромное светлое нежное, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире. Игра – это искра, огонёк пытливости и любознательности».

В начальной школе игра обеспечивает активное участие ребят на уроке, развивает интерес к учёбе, уверенность в себе, помогает детям быстрее адаптироваться в коллективе, легче справиться с трудностями, заработать авторитет среди ребят и т. д. Хочу поделиться с вами, уважаемые коллеги, своим опытом в применении на уроках одной из таких игр.

Филвордыкроссворд, который представляет собою заполненное буквами или рисунками поле. Задачей разгадывающего становится составление грамотно написанного слова путём проведения сплошных горизонтальных и вертикальных линий, часто ломаных. Филворд может быть использован в качестве игровой технологии как на уроках по различным дисциплинам, так и на любых занятиях, целью которых является развитие познавательной и интеллектуальной сферы школьников. Это уникальная технология, которая позволяет сделать интересным и увлекательным процесс обучения различным умениям и навыкам. Тем, кто работает с детьми хорошо известно, что игра всегда положительно эмоционально окрашена, а эмоциональность игрового действия позволяет активизировать все психологические процессы и функции ребёнка. Вдобавок ко всему сказанному в 1 классе эта игра помогает развивать технику чтения. Успех в разгадывании филвордов зависит от внимательности, усидчивости, опытности и эрудированности игрока.

Составляю филворды не только по традиционным правилам. Слова располагаю вертикально, горизонтально, по диагонали, змейкой. В клетках поля печатаю по одной-две буквы или слоги. Если буква в филворде используется только однократно, каждое слово после разгадывания лучше вычёркивать, тем самым помечать разгаданные и неразгаданные участки поля. Предлагаю ребятам найти, закрасить или выписать слова на определённую тему или правило. Можно зашифровать пословицы, поговорки и вместо слов для упрощения или экономии места иногда вставлять картинки. Эффективно использовать филворды - ловушки, в которых не все слова поля подходят к условию задания. Ниже привожу примеры филвордов.

Выписать

слова на правило «Правописание гласных после шипящих»

, подчеркнуть орфограмму.

Использовать все клетки поля.

ма

ё

жи

ки

ши

у

мы

ши

на

жи

ши

ло

ма

ё

жи

ки

ши

у

мы

ши

на

жи

ши

ло

Ответ: машина, ёжики, ужи, мыши, шило.

Выписать двусло

жные слова, ра

зделить на слоги, обозначить ударение.

ъ

й

р

е

к

а

й

р

ш

о

ъ

ы

ф

ъ

о

п

ф

р

е

п

а

з

в

а

ж

ь

ы

ъ

а

ь

р

а

к

и

ф

щ

р

о

г

а

й

ы

ъ

й

р

е

к

а

й

р

ш

о

ъ

ы

ф

ъ

о

п

ф

р

е

п

а

з

в

а

ж

ь

ы

ъ

а

ь

р

а

к

и

ф

щ

р

о

г

а

й

ы

Ро-за, ре-ка, ре-па, ра-ки, роа.

Найдите и спишите

пословицу.

ф

Б

е

з

ж

ъ

ы

р

й

ж

ё

ф

ы

ь

ы

к

а

ь

ъ

т

е

р

п

е

н

и

я

ы

р

п

ш

й

ы

ю

а

ъ

н

е

т

ф

р

ь

ф

ь

ё

ь

ы

ю

ъ

ч

щ

ц

ы

ь

б

у

м

е

н

и

я

ф

п

ф

Б

е

з

ж

ъ

ы

р

й

ж

ё

ф

ы

ь

ы

к

а

ь

ъ

т

е

р

п

е

н

и

я

ы

р

п

ш

й

ы

ю

а

ъ

н

е

т

ф

р

ь

ф

ь

ё

ь

ы

ю

ъ

ч

щ

ц

ы

ь

б

у

м

е

н

и

я

ф

п

Без терпения нет умения.

Найдите слова- названия насекомых.

с

й

п

ч

е

л

а

ъ

ъ

т

ф

р

в

ь

л

ы

ы

к

р

щ

м

у

п

о

б

а

ы

е

ь

х

а

ь

м

б

а

й

к

ъ

ь

я

р

о

ч

щ

ы

о

д

ь

ж

ъ

к

а

и

п

з

ф

у

к

й

ы

в

а

ф

а

с

й

п

ч

е

л

а

ъ

ъ

т

ф

р

в

ь

л

ы

ы

к

р

щ

м

у

п

о

б

а

ы

е

ь

х

а

ь

м

б

а

й

к

ъ

ь

я

р

о

ч

щ

ы

о

д

ь

ж

ъ

к

а

и

п

з

ф

у

к

й

ы

в

а

ф

а

Ответ: пчела, стрекоза, муха, бабочка, жук.

Когда ребята получат достаточный опыт в разгадывании филвордов, можно будет уже им самим давать задания составлять филворды на определённую тему, устраивать конкурсы на лучший филворд. Детские работы можно вывешивать на стенд в классе на доступной для детей высоте, чтобы дети имели возможность на переменах разгадывать слова и закрашивать их цветными карандашами или изготовить книжку- сборник филвордов из детских работ, разгадать в классе, а после на время обмениваться подобными работами с параллельными классами или дарить такие книжки школьной библиотеке.

Список литературы

С.А. Шмаков. Игры- шутки, игры- минутки. – М.: Новая школа, 1996-112 с.

Е.Е.

Семёнова

.

Занимательная грамматика.

– М., Омега, 1995. – 256 с.: ил.