Филиал Муниципального общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы с. Вадинск в с. Каргалей
Тема работы
«Есть памятник в нашем селе…»
Подготовила:
Вишнякова Софья Алексеевна
Руководитель:
Клочкова Светлана Владимировна, учитель начальных классов
Оглавление
1. Актуальность и важность данной проблемы для села 2 – 4
2. Сбор материала 4 – 8
3. Обработка данных 9 – 11
4. Оформление исследовательской работы 11 – 12
5. Анализ данных 12
6. Источники информации 13
7. Приложение 14 - 15
Актуальность и важность данной проблемы для села.
Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин объявил 2025 год - Годом защитника Отечества и 80-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Это одна из самых знаменательных дат в нашей истории. Великая Отечественная война явилась сложнейшим испытанием для народа нашей страны. Она занимает особое место по масштабам испытаний и потерь, по влиянию на мировую историю и по актуальности. Всё меньше остается участников и свидетелей Великой Отечественной войны, носителей достоверной информации о военном лихолетье. С каждым годом воспоминания о кровавой и жестокой войне уходят в историю. И сегодня важно, чтобы последующие поколения помнили о той страшной войне, о том, что сделали для нас наши прадеды, деды и отцы. Очень важно сохранить и восстановить память о событиях, людях, которые канули в вечность…
Каждый день, спеша в школу, мы проходим мимо Памятника погибшим землякам. Скульптура воина-освободителя с вещь-мешком в руках возвышается в небо. У подножия высечены имена погибших. Все они не только из села Каргалей, но и из близлежащих деревень, некоторые из которых уже не существуют.
Рядом с памятником проводятся митинги, линейки, праздники. Так во время очередного митинга родилась идея нашего исследования. Мы узнали, что список погибших фронтовиков неполный. После войны не вернулось более 300 односельчан, а на мемориале только 184 фамилии. Мы решили восстановить имена фронтовиков убитых, пропавших без вести или умерших от ран в госпиталях во время Великой Отечественной войны.
22 июня 2021 года во Всероссийский день памяти и скорби в пресс-центре ТАСС состоялась презентация нового федерального проекта «Малая Родина. Книга Памяти» по увековечению памяти участников Великой Отечественной войны в привязке к их малой родине. Проект по созданию Книг Памяти по всей стране был поддержан Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным. Задача проекта не просто сохранить каждое имя, но и найти отражение задокументированных событий военных лет, боевых операций, подвигов, награждений. Результатом проекта станут электронные Книги Памяти каждого малого населённого пункта с именами односельчан, принимавших участие в Войне, погибших, пропавших без вести или вернувшихся домой. Наш проект «Согреем памятью сердца» - это значимый вклад в сохранение нашей общей исторической памяти, которая складывается из судеб наших предков, без жертвенного подвига которых сегодня не было бы нашего народа.
Хотелось, чтобы самые светлые чувства не угасли, чтобы в обыденной жизни мы не забывали о подвиге тех, кто погиб, защищая Родину. Нужно не только говорить хорошие и правильные слова, но и делать что-то значительное рядом с собой, то есть в том месте, где живёшь.
Объект исследования: Великая Отечественная война.
Предмет исследования: Памятник погибшим землякам.
Цель исследования – увековечение памяти о погибших в годы Великой Отечественной войны воинах-односельчанах путем создания Книги Памяти и изготовления мемориальной доски на Памятнике погибшим землякам.
Задачи исследования:
- дополнить списки погибших воинов-односельчан;
- развивать навыки исследовательской и историко-краеведческой работы;
- воспитывать глубокое уважение к ветеранам-воинам, защитившим нашу Родину в годы Великой Отечественной войны;
- развивать интерес к историческому прошлому страны.
Социальные партнеры –
Администрация Каргалейского сельсовета Вадинского района,
МБУК «Межпоселенческая центральная районная библиотека» Вадинского района,
Филиал МУК «Библиотечно-культурный центр» Вадинского района в с. Каргалей.
Методы исследования: анализ исторических источников, архивных материалов, опрос.
Этапы работы:
1.Сбор материала: фотографии, архивные документы.
2.Обработка собранных материалов: сканирование фотографий, обработка анкет, отбор материала по направлениям.
3.Анализ полученных данных.
4.Оформление работы, приложения к ней.
Этапы работы
Сбор материала.
Изучив материалы сети Интернет, мы выяснили, что в соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации от 23 апреля 2003 г. № пр-698 по вопросам организации военно-мемориальной работы в Российской Федерации и Указом от 22 января 2006 года № 37 «Вопросы увековечения памяти погибших при защите Отечества», Министерством обороны Российской Федерации создан обобщенный компьютерный банк данных, содержащий информацию о защитниках Отечества, погибших и пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны, а также в послевоенный период (ОБД Мемориал).
Данные для наполнения обобщенного банка данных взяты из официальных архивных документов, хранящихся в Центральном архиве Минобороны РФ, Центральном военно-морском архиве Минобороны РФ, Российском государственном военном архиве, Государственном архиве РФ и его региональных отделениях, Управлении Минобороны РФ по увековечению памяти погибших при защите Отечества. Основной массив документов - это донесения боевых частей о безвозвратных потерях, другие архивные документы, уточняющие потери (похоронки, документы госпиталей и медсанбатов, трофейные карточки советских военнопленных и т.д.), а также паспорта захоронений советских солдат и офицеров.
Кроме того, в 2015 году были запущены порталы «Память Народа» и «Подвиг Народа», на которых также содержатся сведения о потерях и награждениях солдат и офицеров.
Несмотря на это, поиск участников Великой Отечественной войны - задача по-прежнему сложная. Хотя Всемирная паутина и дает возможность работать с базами данных значительно быстрее, многие документы остаются потерянными. Кроме того, чтобы найти нужную информацию, необходимо знать фамилию, имя и год рождения фронтовика. А эта информация нам неизвестна.
В качестве эксперта по данному вопросу мы обратились к директору МБУК «Межпоселенческая центральная районная библиотека» Вадинского района Хватковой Ларисе Викторовне. Она рассказала, какие действия и в каком порядке нужно предпринимать, чтобы найти данные о земляках, которые погибли во время Великой Отечественной войны, но по каким-либо причинам не числятся в списках погибших на мемориале.
- С чего следует начать, если мы не знаем ни фамилии, ни года рождения бойца?
- В таком случае нужно изучить Книги Памяти Вадинского района и Пензенской области и выписать всю информацию о тех земляках, которых нет в списках погибших на мемориале. Обычно это:
1. Фамилия, имя, отчество.
2. Дата рождения — число, месяц, год.
3. Место рождения — страна, область, район, населённый пункт.
4. Если есть какие-то данные по призыву — место призыва (военкомат районный, сельский).
— По умолчанию, это, наверное, будет военкомат того района, где он проживал.
— Если он призывался по месту рождения или по месту проживания, то да. Но некоторые бойцы призывались по месту службы или по месту работы.
- Собрав всю эту информацию, можно искать погибших земляков на популярных сайтах?
Да. Здесь на помощь приходит Интернет. Очень полезным ресурсом является «Память Народа». Этот портал объединил в себе функционал ОБД «Мемориал» и «Подвиг Народа». Он позволяет очень быстро найти сведения о солдате или участнике Великой Отечественной Войны 1941-1945 гг., узнать о его наградах, боевом пути, месте гибели и захоронения.
Прежде чем приступить к изучению Книг Памяти, мы решили провести анкетирование жителей села. Целью анкеты было выяснить, нет ли среди родственников односельчан тех фронтовиков, которые погибли в годы Великой Отечественной войны, но не числятся в списках погибших на мемориале.
Приложение 1.
Анкета
«Моя семья в годы Великой Отечественной войны»
Кто из ваших родственников погиб/пропал без вести/умер в госпитале во время Великой Отечественной войны?
Ф.И.О._______________________________________________________
Дата рождения ________________________________________________
Кем он вам
приходится?
________________________________________
Где он служил
?
___________________________________
___________
_
Какие награды имеет?
_________________________________________
Когда
он погиб?
______________________________________________
Изучив анкеты, нам не удалось найти тех участников Великой Отечественной войны, которых нет в списках погибших. Оказывается, в сёлах проживают либо дальние родственники фронтовиков, либо те, кто практически ничего не знает о своих прадедах. Данные, которые сообщали родственники, часто не совпадали. У односельчан практически не осталось документальных свидетельств времён Великой Отечественной войны: писем, документов, фотографий.
Также мы провели анкетирование «Что я знаю о войне?» среди учащихся школы. Цель анкетирования – изучить, как оценивают учащиеся Великую Отечественную войну и Победу в ней по истечении 85 лет. В нем приняли участие 20 человек.
Приложение 2.
Анкета
«Что я знаю о войне?»
1. Когда началась Великая Отечественная война?
__________________________________________________________________
2. Когда закончилась Великая Отечественная война?
__________________________________________________________________
3. Есть ли или были в вашей семье родственники, которые участвовали в Великой Отечественной войне? Напишите их имена.
__________________________________________________________________
4. Имеются ли в вашей семье военные реликвии?
__________________________________________________________________
5. Считаете ли вы, что вашему поколению необходимо помнить эту страшную войну?
__________________________________________________________________
6. Откуда вы узнаете информацию о Великой Отечественной войне?
_________________________________________________________________
7. Считаете ли вы необходимым собирать информацию об односельчанах-участниках Великой Отечественной войны для школьного музея.
__________________________________________________________________
8. Хотелось ли тебе принять участие в поисковой деятельности?
На первые два вопроса все учащиеся ответили правильно. При ответе на третий вопрос 12 ребят указали, что в их семьях были родственники, принимавшие участие в Великой Отечественной войне, но, как оказалось, они ничего о них не знают. В основном, учащиеся писали имена тех ветеранов, которые вернулись с войны, о которых они собирали материал в рамках регионального проекта «А мы из Пензы! Наследники Победителей!». О родственниках и односельчанах, погибших в годы войны, ребята ничего не знают. Военные реликвии сохранились в семьях 10 учащихся. Все ребята считают, что необходимо помнить эту страшную войну. Это означает, что для подрастающего поколения события Великой Отечественной войны еще не потеряли своей значимости. При ответе на шестой вопрос учащиеся указали, что о людях и событиях того времени они узнают на уроках истории, на внеклассных мероприятиях, из телепередач, сети Интернет. Абсолютно все ребята посчитали, что необходимо собирать информацию об односельчанах-участниках Великой Отечественной войны для школьного музея. А некоторые из них выразили надежду, что когда-нибудь увидят материалы о своем родственнике.
Возникла острая необходимость подстегнуть ребят заинтересоваться прошлым своих семей, больше узнать о героическом прошлом своих предков. Только память о страшной войне, унесшей столько жизней, способна предостеречь нас от ошибок. Только памятью можем выразить благодарность нашим родным, близким, нашим соотечественникам, которые на фронтах и в тылу приближали Победу, боролись за нашу жизнь и наше будущее.
Проанализировав собранную нами информацию, мы решили, что одним из вариантов решения данной проблемы является создание Книги Памяти для школьного музея с материалами о тех односельчанах, которых по каким-либо причинам не оказалось в списках погибших.
Риски
№ п\п
Возможные риски проекта
Пути минимизации или снятия рисков
1.
Могут быть пропущены имена односельчан, погибших во время Великой Отечественной войны из-за большого объема материала.
Привлечение к активному участию в проекте всех обучающихся школы, родителей, педагогов.
2.
Несоответствие уровня содержания материала ожиданиям участников проекта.
Предварительная диагностика.
Еще одним вариантом решения данной проблемы является изготовление дополнительной мемориальной доски на обелиске с именами односельчан, погибших в годы Великой Отечественной войны.
Риски
№ п\п
Возможные риски проекта
Пути минимизации или снятия рисков
1.
Отсутствие денежных средств на изготовление мемориальной доски.
Привлечение спонсоров
2.
Отсутствие интереса к заявленной теме
Привлечь учащихся, родителей к активному участию в проекте, заинтересовать их, вызвав эмоциональный отклик на результат своей деятельности
Обработка собранных данных.
Культорганизатор Филиала МУК «Библиотечно-культурный центр» Вадинского района в с. Каргалей Вишнякова Екатерина Владимировна познакомила нас с Книгой Памяти Вадинского района. Изучив ее, мы обнаружили несовпадения. Всего в ней 162 человека, из них 80 человек числятся в списках погибших на мемориале. В тоже время на мемориале высечено 184 фамилии, то есть информации о 104 фронтовиках нет в Книге Памяти Вадинского района. Мы взяли себе это на заметку и постараемся продолжить работу в этом направлении тоже. А пока наша цель – дополнить списки погибших на обелиске. Пока, по нашим данным, там не хватает 82 человека.
Кроме того, мы выяснили, что у 9 человек из Книги Памяти Вадинского района, прикрепленных к Каргалейской сельской администрации, в разных источниках расходится место рождения. В одних источниках указано с. Поливаново, а в других с. Каргалей, то есть эта информация требует уточнения. Также мы обнаружили, что Левин Степан Васильевич родился в с. Ягановка. А Журавлев Иван Филиппович вернулся с войны и был причислен к погибшим по ошибке. Нам удалось собрать информацию о 50 людях, отсутствующих в списках погибших на памятнике. Мы обнаружили приказы о награждениях, донесения о безвозвратных потерях, приказы об исключении из списков, фотографии и даже описания подвигов.
Например, Кочелаев Иван Владимирович награжден медалью «За отвагу». В приказе от 4 июля 1944 года сказано: «На лицевом счету воздушного стрелка Кочелаева 11 боевых вылетов, произведенных им за короткий период дней наступления войск Белорусского фронта-23.-29.6.44 г. В бою проявил смелость, бесстрашие, мужество и умение. Из вверенного ему пулемета УБТ на бреющих полетах в р-нах цели расстрелял до 7-10 гитлеровцев, вывел из строя 2 автомашины, груженные боеприпасами. Трижды летал в тыл пр-ка, откуда доставлял ценные разведсведения. Дело свое знает хорошо и исключительно честно выполняет его.» (авторская орфография и пунктуация сохранена)
Другой наш односельчанин Медведев Евгений Дмитриевич был награжден Орденом Красного Знамени. В наградном листе отмечено: «В отечественной войне принимает участие с 11.7.43 г. в составе 307 ШАД, 3ШАК Брянского фронта. За этот период совершил 12 успешных боевых вылетов на уничтожение живой силы и техники врага. Во время атаки целей всегда проявлял инициативу по подавлению зенитных средств пр-ка. В последующих боевых вылетах его экипажу ставились задачи подавлять ЗА противника в районе цели. Над целью действует смело и решительно. Бомбометание и стрельбу ведет прицельно, в результате чего 12.7.1943 г. во время атаки Арт. Мин. позиций т. Медведев несмотря на большую насыщенность ЗА подавил последнюю и не давал возможности вести огонь по своим самолетам. Сам вызвал два взрыва и сильный очаг пожара, за что получил благодарность от ведущего группы. 12.7.43 г. самолет его ведущего был сильно поврежден ЗА, при выходе из строя был атакован двумя «ФВ -190», т. Медведев смелым маневром отбил все их атаки и дал возможность товарищу уйти на свою территорию, сам возвратился в район цели и сбросил оставшийся бомбовый груз на головы врага. На 5-м боевом вылете будучи подбитым ЗА при выходе из строя был атакован двумя «ФВ – 190», но благодаря хорошей технике пилотирования и грамотным маневрам, не дал им вести прицельного огня. В этом же полете был ранен его стрелок, несмотря на трудноуправляемый самолет, он благополучно возвратился на свой аэродром. Среди товарищей пользуется заслуженным боевым авторитетом и служит примером для других». (авторская орфография и пунктуация сохранена)
Медведев Николай Наумович был награжден Орденом Отечественной войны II степени. В наградном листе сказано: «Участвуя в Отечественной войне с 24.6.44 г. совершил 32 успешных боевых вылета, в том числе 22 на сопровождение штурмовиков и 10 на прикрытие наземных войск. Провел 6 воздушных боев в течение которых сбил 1 самолет «ФВ-190». Надежно и смело прикрывает своего ведущего. 22.8.44 г. находясь в составе 4 Як-1 сопровождал 8 Ил-2. В районе цели - группа была атакована 4-мя истребителями противника. Пара «ФВ-190» атаковала лейтенанта Гридюшко, но была своевременно замечена его ведомым младшим лейтенантом Медведевым, который с боевого разворота атаковал ведущего «ФВ-190» и сбил его. Самолет противника упал в районе Остроленка, что подтверждают три экипажа. 4.9.44 г. при сопровождении штурмовиков Ил-2 группа 4 Як-1 в состав которой входил младший лейтенант Медведев не прекращая сопровождения вела бой с 6 «ФВ-190. Благодаря смелости и мастерству летчики сбили 2 самолета противника и без потерь вернулись на свой аэродром. В этом бою младший лейтенант Медведев, своими действиями обеспечил успех ведущего. Сопровождая штурмовиков и при наличии соответствующих условий, 12 раз штурмовал живую силу и технику противника, уничтожив при этом 8 автомашин с техникой и грузом противника». (авторская орфография и пунктуация сохранена)
Нельзя не сказать о Стёпине Степане Федоровиче, которого тоже нет в списках погибших на памятнике. Он был награжден Орденом Отечественной войны II степени, медалью «За боевые заслуги», медалью «За оборону Ленинграда».
Изучая Книгу Памяти Пензенской области, мы обнаружили двоих человек, которых нет ни в списках погибших на памятнике, ни в Книге Памяти Вадинского района. Это Кузнецов Максим Прокофьевич и Вишняков Егор Петрович. Причем Егор Петрович был награжден медалью «За отвагу». В приказе сказано: «Наградить Вишнякова Егора Петровича за то, что он в боях при прорыве обороны в районе дер. Волчьих Гор, будучи линейным надсмотрщиком, немедленно устранял все нарушения связи, несмотря на сильный арт. обстрел, тем самым содействовал успеху продвижения вперед.» (авторская орфография и пунктуация сохранена)
С этим вопросом мы обратились к директору МБУК «Межпоселенческая центральная районная библиотека» Вадинского района Хватковой Ларисе Викторовне. Она нам пояснила, что Книга Памяти постоянно пополняется, а для того, чтобы добавить фронтовиков, нужно предоставить подтверждающие документы. Также она рассказала нам о том, что в настоящий момент начата работа по составлению электронных Книг Памяти сел, но пока восстанавливаются списки только тех участников войны, которые вернулись с фронта. В дальнейшем будут уточняться списки погибших, пропавших без вести.
Оформление работы
Собрав информацию о 50 фронтовиках, отсутствующих в списках погибших на обелиске, мы обратились в администрацию Каргалейского сельсовета с просьбой оказать нам финансовую поддержку для установки дополнительной мемориальной доски. Нашу идею поддержали и выделили 17 000 рублей на реализацию проекта. Мемориальные доски установлены 2 апреля 2025 года.
Финансовые затраты, источники их получения.
(Книга Памяти)
Статья расходов
Количество
Цена
Сумма
Источники получения
Бумага А4
1 уп.
250,00
250,00
Из средств школы
Фотобумага 10х15
1 уп.
250,00
250,00
Из средств школы
Фотобумага А4
1 уп.
500,00
500,00
Из средств школы
Файлы
1 уп.
200,00
200,00
Из средств школы
Скоросшиватель
1 шт.
200,00
200,00
Из средств школы
Итого: 1 400,00 рублей.
Финансовые затраты, источники их получения.
(Мемориальная доска)
Статья расходов
Количество
Цена
Сумма
Источники получения
Гранитная плита 120х60
2 шт
6500,00
17 000,00
Спонсорская помощь
Итого: 17 000,00 рублей
Анализ полученных данных.
Стремительно несётся время. В истории села вереницей пробегают события, даты, судьбы. Многое изменилось… но осталась одна константа – любовь к родной земле. Может быть, уже подрастают новые герои, которые славными делами впишут свои имена в историю своей малой родины. Наш работа – это история подвига наших земляков. Дань уважения тем, кто в суровые военные годы, не щадя себя, сражался на фронте выживал и верил в Победу.
Исследовательская работа имеет свои положительные результаты. По итогам анкетирования, выяснилось, что учащиеся школы могут назвать многие имена односельчан, погибших в годы Великой Отечественной войны.
В целом, по отзывам детей, высказываниям учителей, родителей, наша работа нашла положительный отклик. Данный материал можно использовать на уроках истории, на внеклассных мероприятиях.
В дальнейшем нам предстоит собрать информацию еще о более чем 30 бойцах, отсутствующих в списках на обелиске. Кроме того, мы планируем собрать информацию о тех фронтовиках, которые есть в списках на памятнике, но о них ничего не известно. Как мы уже отмечали, в Книге Памяти Вадинского района не хватает более ста имен, относящихся к Каргалейской сельской администрации. Необходимо найти комплекты документов, выверить базы данных для объединения сведений, сверить с архивными данными и составить список. Пока мы знаем только фамилии и инициалы этих фронтовиков.
Источники информации
1. Обобщенный Банк Данных «Мемориал»
2. Общедоступный электронный банк документов «Подвиг Народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
3. Государственная информационная система «Память народа»
4. Книги "Память. Пензенская область."
5. Книга Памяти. Вадинский район