Эстетическое развитие учащихся и повышение уровня исполнительского мастерства в объединении
«Юный пианист»
Багирян Е.Р., педагог дополнительного образования МУДО ДДТ
Одной из основных задач эстетического развития учащихся в дополнительном образовании является приобщение юного поколения к лучшим образцам мировой и отечественной культуры. Одной из важных составляющих в воспитании духовных ценностей человека является музыкальное искусство, через которое человек стремится выразить собственное представление об окружающем мире, воплотить свои мечты.
Более полное изучение сокровищницы музыкального искусства осуществляется в учреждениях дополнительного образования, и в частности, в нашем объединении «Юный пианист». Музыкальное образование представляет собой взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития учащихся в результате которого у них воспитывается эмоционально-эстетический отклик на высокохудожественные произведения классического, народного и современного искусства, формируются музыкальные вкусы и интересы, развивается широта и глубина опыта эмоционально-ценностного отношения к музыке и обращения к музыкально-творческой деятельности. Слушание музыки, игра на фортепиано оказывает благотворное влияние на развитие ребенка и формирование личности.
В процессе занятий музыкой у детей происходит развитие центральной нервной системы, облегчается процесс социализации, развивается художественное мышление и чувство прекрасного, быстрота реакции, происходит развитие мелкой моторики рук. Музыка воспитывает в ребенке дисциплинированную и ответственную личность, также дает ему правильное направление в творческом развитии.
В последние годы наблюдается снижение интереса к обучению творчеству в целом. Это связано, прежде всего, с семейным воспитанием, с преобладанием развлекательных занятий в жизни ребенка, которые включают в себя игровые задачи, поэтому не приносят развития и являются легким способом занять свободное время. Обучение музыке ориентировано на выполнение учебных задач, для чего необходимо проявлять усилие над собой и терпение. Поэтому в нашем объединении поставлена трудная задача поддержания интереса у детей к музыкальным занятиям, мотивации к творческой деятельности и повышению исполнительского мастерства.
Не является секретом и то, что наилучшей проверкой уровня исполнительского мастерства является его проявление через участие в концертах и конкурсах. Это позволяет педагогу отследить уровень развития учащихся, их эмоциональное состояние, собранность и концентрацию внимания. Выводы, которые делает педагог, очень важны для осуществления дальнейшей работы с учащимися в данном направлении. В связи с этим в нашем объединении организована работа творческой группы, состоящей из 16 учащихся, которые с большим энтузиазмом и удовольствием принимают участие в концертной деятельности.
Это проводится в форме концертов для учащихся объединений, для родителей, выступления на отчётном концерте Дома детского творчества, для воспитанников пришкольного лагеря, в дошкольных учреждениях, участие в благотворительных концертах, проводимых для ветеранов войны и труда в ГСЦОН ко Дню матери. Концертная деятельность даёт возможность каждому учащемуся и педагогу стимулировать дальнейший рост их исполнительского мастерства в процессе подготовки и проведения мероприятия, способствует мотивации учащихся к творческой деятельности.
Наши юные пианисты выступили на конкурсах разного уровня в номинации «Инструментальное искусство», где показали хороший уровень исполнительского мастерства и были награждены дипломами разных степеней.
Из всего сказанного следует сделать вывод, что концертно-конкурсная деятельность сближает детей, превращая их в единый коллектив. Общение в ходе подготовки к концертному мероприятию, единение в момент его проведения способствуют формированию чувств товарищества. Участие в концертной жизни учебного заведения даёт возможность учащимся осознать триединство составляющих музыкальной деятельности: композитора, исполнителя, слушателя, а так же помогает им сделать процесс познания музыкальной культуры живым и увлекательным. Так же поддерживается тесный контакт с участниками концертов на всех этапах процесса, создается творческая атмосфера сотрудничества с учащимися и их родителями на основе взаимопонимания и дружеского общения. А систематическая и планомерная концертная и конкурсная деятельность даёт возможность сочетать эстетическое развитие детей с задачами совершенствования исполнительских навыков учащихся.
Свое выступление хочется завершить словами древнегреческого философа Платона: «Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения...». Пусть воодушевление музыкой пробудит большое желание у наших юных пианистов познавать мир прекрасного и совершенствоваться в творческом развитии! На это и направлена педагогическая работа в объединении «Юный пианист».