Финансовое бинго
Ведущий Привет, ребята! Сегодня у нас урок, на котором мы вспоминаем прошедшие темы. Давайте вспомним несколько терминов.
Что такое деньги?
Послушайте ответы детей.
Ведущий: Верно, деньги- это главное средство обмена в нашем мире, которое дает нам возможность приобрести любую вещь, которую мы захотим, например, приставку PlayStation или молоко для блинчиков.
А зачем нужен семейный бюджет?
Послушайте ответы детей.
Ведущий: Верно, бюджет - план доходов и расходов семьи, с помощью которого мы можем понять какую сумму денег семья получит в свое распоряжение в следующем месяце и куда она эти деньги потратит.
Доходы - вся сумма денег, которая приходит в семью в течение месяца.
Расходы - все денежные траты семьи на различные товары или услуги в течение месяца.
А какие семейные доходы и расходы вы можете назвать?
Послушайте ответы детей.
Ведущий: Да, к доходам относятся:
Заработная плата
Социальные выплаты
Доходы от собственности,
которои
̆ мы владеем (например, от аренды квартиры)
Доходы от инвестиций (например, от вклада)
Расходы можно назвать такие:
Питание
Коммунальные услуги
Транспорт
Медикаменты
Образование
детеи
̆
Одежда, обувь
Связь, интернет
Развлечения
Выплата долгов
Что такое вклад и зачем он нужен?
Послушайте ответы детей.
Ведущий: Вклад - это деньги, которые вы даете в долг банку.
За использование ваших денег, банк обещает сохранить ваш вклад и выплатить вам процент. Этот процент-ваш доход.
За кредитом тоже идут в банк, а чем он отличается от вклада, кто знает?
Послушайте ответы детей.
Ведущий: Кредит - это деньги, которые вы берете в долг у банка. За использование денег банка уже вы платите процент. Кредит можно взять на квартиру, машину и на другие покупки.
А зачем нам нужно страхование?
Послушайте ответы детей.
Ведущий: Страхование - договор со страховой компанией, защищающий имущественные интересы людей и компаний в случае непредвиденных обстоятельств
Застраховать можно все что угодно: жизнь, здоровье, квартиру, машину, долги и любой прочий аспект жизни, связанный с риском
Например, можно купить страховку на жилье, и если у вас случается какое- то происшествие в доме (например, затопило квартиру от сломавшейся стиральной машинки), то она покроет ремонт или компенсацию соседям.
Ура, мы все вспомнили! Давайте играть!
Ведущий: На первом туре правила такие - я достаю карточку с определением, вы должны догадаться, о каком термине идет речь и зачеркнуть его в своем бланке. Кто зачеркивает успешно все ячейки, кричит “Бинго” (Материалы для проведения первого тура см. Приложение 2).
Ведущий: Во втором туре вам нужно будет найти напарника и задать ему вопрос из своего бланка. Ответ кратко записать. Цель игры состоит не только в том, чтобы заполнить все графы таблицы, но и в том, чтобы на каждый следующий вопрос отвечал другой участник. Кто получит ответы на все вопросы и заполнит табличку, громко кричит: «Бинго Й-хохо!».
Список вопросов в бинго (вопросы на знание и мнения, которые включают рефлексию собственного опыта, перемешаны в бланках бинго тура 2, см. Приложение 3. Сами бланки тура 2 не проверяются на правильность/неправильность, но вместе с детьми можно пообсуждать, насколько их ответы близки к истине):
Вопросы на знание
Приведи пример дохода (зарплата, гонорар, прибыль, стипендия и др.)
Кто получает пенсию? (пенсионеры - те, кто достигли пенсионного возраста, люди, которые имеют инвалидность или потеряли кормильца, также ее получают в связи с длительной профессиональной деятельностью)
Кто получает стипендию? (как правило, студентам колледжей, вузов, аспирантам и докторантам)
За что получают заработную плату? (за работу, труд)
Как можно копить деньги школьнику? (копить с карманных денег, экономить на необязательных тратах, копить в банке и др. ответы)
Приведи пример расходов (
на проезд, питание
, покупку одежды и т.д.)
Приведи пример обязательных расходов семьи (на питание, проезд, оплату коммунальных услуг и др.)
Приведи пример расходов, на которые тратиться не обязательно (на чипсы, газировку, игровые автоматы и др.)
Что такое долги? (деньги, которые семья занимает у других
людеи
̆ или компаний для того, чтобы приобрести те или иные товары или услуги)
Что такое инфляция? (процесс обесценивания денег в экономике, потеря деньгами их
покупательнои
̆ способности.
Главныи
̆ признак инфляции -
постоянныи
̆ рост цен)
Зачем нужен банк? Что люди делают в банке?
(Банк - компания, которая занимается привлечением, хранением и
выдачеи
̆ денег.
Люди хранят деньги в банке, берут в долг, покупают деньги, переводят деньги и др.)
Что можно взять в кредит? (от кроссовок до квартиры)
Где безопасно брать кредит? (в банке)
Какие события приносят лишние траты? Приведи пример непредвиденных событий
.
(
п
ожар, увольнение, залив квартиры и др.)
Что такое страхование? (Страхование -
финансовыи
̆ продукт,
которыи
̆ позволяет семье защититься
от
последствии
̆ негативных событий и иметь деньги для устранения неприятных последствий этих событий)
Кто такие финансовые мошенники? (Финансовые мошенники - люди и организации, стремящиеся обманным путем забрать у нас деньги)
Кот
Матроскин
собирается брать кредит на ферму, но если он его возьмет, у него совсем не останется денег на покупку еды. Брать ли кредит
Матроскину
? (Нет, потому что ему не хватает денег на еду, а кредит нужно возвращать)
Какое слово лишнее: пенсия, оплата кредита, покупка продуктов, оплата проезда (пенсия - так как это доход, а не расход)
Папа получил СМС-сообщение: «Стою на кассе в магазине, срочно положи 50 руб. на этот номер. Мама».
На сколько
мошенники обогатятся, если им доверились 100 пап, 500 пап, 1000 пап? (100 пап - 5000 рублей, 500 пап - 25 000 рублей, 1000 пап - 50 000 рублей)
Вопросы про мнения
Что можно купить на 100 рублей? (жвачку, банан и др. подходящие ответы)
Что такое карманные деньги? (деньги на ежедневные расходы)
Напиши примету про деньги (“Копейка рубль бережет” и др.)
Что ты чаще всего покупаешь? (нет правильного ответа)
Самая дорогая твоя покупка? (нет правильного ответа)
Сколько денег тебе удавалось накопить? (нет правильного ответа)
Тебе когда-нибудь платили за работу? Что это
за была
работа? (нет правильного ответа)
Как ты думаешь, какая зарплата самая высокая в мире? (нет правильного ответа, но иногда говорят, что у Президентов)
Можно ли выиграть в лотерею? Почему ты так думаешь? (можно, но шанс обычно очень мал)
Как можно сэкономить на продуктах? (покупать по скидке, идти в
продуктовый
со списком и т.д.)
Ты сталкивался с мошенничеством? Расскажи, как действовали мошенники и как действовал ты
.
(
н
ет правильного ответа)
Ведущий: В третьем туре мы будем заполнять таблицу с вами вместе.
В туре 3 ведущий заполняет с детьми таблицу, исходя из их ответов в бланках бинго в туре 2. После заполнения таблицы (см. Приложение 4) проводит рефлексию, комментирует, какие вопросы в темах “Семейный бюджет и личный финансовый план, Банки, Риски и страхование” детям следует вспомнить, какие интересные факты о финансовой грамотности одноклассников запомнились, какой свой опыт оказался полезным с точки зрения финансовой грамотности.
2.3. Инструкция для проведения
Тур 1. Раздать бланки бинго для тура 1. Разрезать карточки с определениями. Теоретический блок от ведущего. Ведущий случайным образом вытаскивает карточку и зачитывает определения, дети зачеркивают тот термин, который, как им кажется, подходит под данное определение. Когда будут зачеркнуты все ячейки, нужно крикнуть “Бинго!”. Ведущему нужно распечатывать бланки себе тоже и зачеркивать термины по ходу тура на своем бланке для последующей проверки ответов детей.
Тур 2. Раздать страницы с вопросами (5 вариантов на весь класс, с частичным совпадением вопросов) и карандаши/ручки. Объяснить участникам, что они должны
найти
себе напарника и задать ему один из вопросов викторины. Ключевые слова ответа записываются в соответствующую графу. Затем пары разбиваются, и участники находят себе других партнеров. Цель игры состоит не только в том, чтобы заполнить все графы таблицы, но и в том, чтобы на
каждыи
̆
следующии
̆ вопрос отвечал
другои
̆ участник. Участник,
получившии
̆ ответы на вопросы и
заполнившии
̆ все графы таблицы, громко кричит: «Бинго
Й-хохо
!».
Тур 3. Переходите к дискуссии.
Зачитайте
вопросы из бланка для тура 3 (см. Приложение 4) и попросите участников по очереди излагать полученные ответы, которые они давали в своих вариантах (по 3 участника на вопрос). Запишите на доске ключевые слова.
Дайте
участникам возможность кратко комментировать ответы.
Рефлексия
3. Вопросы для рефлексии
Что нового ты узнал о финансовой грамотности своих друзей?
Что было сложно? Что удивило?
Какие термины запомнились больше всего?
О каком твоем личном
опыте, где ты показал себя финансово грамотным, напомнила тебе игра?