Представляем Вашему вниманию проект во второй младшей группе «СТРАНА ДЕТСКОГО ФОЛЬКЛОРА».

Сл. 1.

Авторы проекта: воспитатели второй младшей группы:

Компанец Светлана Валерьевна,

Лазарева Юлия Валерьевна,

Чекушина Татьяна Юрьевна

Сл. 2.

Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатели, родители.

Тип проекта: ролево-игровой, творческий проект.

Продолжительность проекта: краткосрочный (2 недели – 09.03 -24.03.2022)

Сл. 3.

В качестве высказывания мы взяли слова Василия Александровича Сухомлинского, педагога-новатора, публициста, писателя, поэта.

«Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающий степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». Мы полностью разделяем эту точку зрения, ведь в период детства закладываются все будущие качества ребенка, происходит первичное познание мира, появляются первые взаимоотношения с близкими людьми, со сверстниками, с социумом, формируются нравственные привычки, закладывается базовая основа культуры поведения

Сл.4.

Актуальность проекта обусловлена так же новыми взглядами в вопросах воспитания детей, изложенными в ФЗ от 31 июля 2020 года № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся», Стратегию развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, а так же Программу воспитания МОУ Детского сада № 170 на 2021-2026 гг.

На современном этапе обусловлена острая необходимость заложить в сознание ребенка 3-4 лет чувства единства с народом, гордость и знание традиций, и культуры наших предков. Фольклор влияет на воспитание подрастающего поколения, способствует творческому развитию детей и молодежи в мире былин, сказок, преданий; пословицы и поговорки могут служить основанием для нравственных заповедей, помогая развивать мышление, логику, интерес к истории и культуре народа; устное народное творчество дает прекрасные образцы речи, подражание которым позволяет ребенку успешно овладевать родным языком. Фольклор является бесценным национальным богатством. Поэтому так необходимо знакомить детей с русским фольклором, подталкивать родителей обогащать среду, в которой растет малыш. Через народное поэтическое слово, образы, традиции, обогащать духовную среду. Используя все виды деятельности заложить понятие родное, русское, народное. Расширять словарный запас, развивать образное мышление, внутренние и духовное восприятие мира.

Проблема проекта: на современном этапе в связи с доступностью и бесконтрольным использованием гаджетов, у детей наблюдаются ограниченный словарный запас, неправильное произношение звуков и неадекватные эмоции. А, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Если использовать устное народное творчество наряду с современными методиками обучения, улучшится речь ребенка и повысится уровень познавательной и коммуникативной способности способностей детей.

Это и обусловило выбор темы проектной деятельности «Страна детского фольклора».

Сл. 5.

Цели и задачи проекта

 

Цель: развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством малых фольклорных форм.

Задачи:

Дать детям представление о культуре, традициях, обычаях, русского народа, как о духовных ценностях человека и Родины.

Продолжать создавать развивающую среду в группе.

Формировать и обогащать словарный запас младших дошкольников, повышать коммуникативные умения.

Развивать художественно-эстетические, творческие способности детей дошкольного возраста.

Развивать нравственно-эмоциональные качества - гордость, доброта, сопереживание.

Повышать уровень компетенций родителей в вопросах воспитания детей посредством устного народного творчества.

Сл. 6.

Этапы данного проекта вы видите на слайде. МОЖНО НЕ ЧИТАТЬ!!!

Этапы проекта:

I этап (подготовительный)

1. С родителями обсудить значение проекта.

2. Подбор дидактического, методического материала, художественной литературы и наглядности для реализации проекта.

3. Оформление уголка «Русское народное творчество»

4. Оформление уголка к русской народной сказке «Колобок»

II этап (основной)

1. Познакомить детей с русскими народными потешками, сказками, прибаутками, песенками, загадками, колыбельными.

2. Познакомить детей с русскими народными инструментами

3. Познакомить детей с русским народным костюмом

4. Познакомить детей с русскими народными танцами, играми.

III этап (заключительный)

1. Продукт - развлечение «Жаворонки, прилетите».

СЛ. 7.

НА ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ЭТАПЕ БЫЛИ ПРОВЕДЕНЫ СЛЕДУЮЩИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Составление перспективного плана проекта. Формулирование цели и задач проекта. Анализ предметной среды группы.

 

09.03.2022

Проведение анкетирования родителей (законных представителей) по фольклору.

 

09.03.2022

Подбор дидактического и методического материала для реализации проекта

 

10.03.2022

Подбор художественной литературы, наглядных материалов.

 

10.03.2022

Оформление уголка «Русское народное творчество»

 

11.03.2022

Оформление уголка к русской народной сказке «Колобок»

 

11.03.2022

СЛ. 8.

ОСНОВНОЙ ЭТАП

Бесед

ы -

«Народные традиции и обычаи». Чем славился русский народ издавна.

 

Знакомство с предметом обихода — глиняным горшком

, говорили о том, что в старину глиняный горшок служил вместо кастрюли и сковороды; беседа «Наш

книжный уголок» - о

бережно

м

обращени

и с книгами, беседы о

русски

х

народны

х

музыкальны

х

инструмента

х

(балалайка, дудочк

а, ложки, гармошка, свистулька); поговорили и рассматривали матрешку, исконно русский сувенир;

Познакомились

с уголк

ами

«Русское народное творчество»

и

с зоной русской народной сказки «Колобок» (печка, утварь, герои). Наглядно показать детям, что дошло до

нас из глубин веков; дети показали театрализацию по сказке «Теремок».

Использова

ли

фольклорны

е

произведени

я

во всех видах режимных моментов

– умывание, прием пищи, укладывание спать и пробуждение. Заучивали с детьми их.

А также разучили много народных игр, и

гр

ы

на внимание

,

п

альчиков

ые

игр

ы, речевые игры,

загадывали детям загадки на разные темы; сюжетно-ролевые игры; музыкальные игры.

Наше учреждение активно использует в качестве

парциальной программ

ы - программу

«Ознакомление детей с русским народным творчеством»

И.А. Бойчук, Т.Н. Попушина

.

В рамках проектной деятельности были проведены следующие

игров

ые

занятия - «В гостях у с

казки»,

«Здравствуй, солнышко-колоколнышко!»

, а так же итоговое

Развлечение «Жаворонки, прилетите»

.

Так же разучивались с детьми потешки, заклички, песенки. Прослушивали пение птиц и колыбельные.

Продуктивная деятельность по рисованию и лепке.

В

родителями

к

онсультаци

и

«Как выбрать полезную сказку для малыша»

,

«Малые формы фольклора,

к

ак средство развития культурно – гигиенических навыков у детей»

а так же по запросу родителей – спрашивали про пальчиковые игры, про речевые игры;

изготовили

папк

у

-ширм

у

«Фольклор в детском саду»

.

Анкетирование родителей на тему «Место фольклора в жизни ребенка»

 

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Как уже сказала ранее, на заключительном этапе было проведено Развлечение «Жаворонки, прилетите» по парциальной программе И.А. Бойчук, Т.Н. Попушина «Ознакомление детей с русским народным творчеством». Цель мероприятия - познакомить детей с праздником прилета птиц – Сороки; побуждать активно исполнять заклички, развивать умение испытывать радость от игр со звуками, словами; развивать двигательную активность детей в народных играх с музыкальным сопровождением.

СЛ.

Ожидаемые результаты

- Формирование интереса к устному народному творчеству, художественной литературе.

- Словарь детей к концу проекта обогатится новыми словами, оборотами, выражениями.

- Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок и прочего.

- Бережное отношение к предметам быта, произведениям народного творчества.

- У родителей сформируется понимание необходимости использования малых форм фольклора в развитии речи детей.

СЛ.

Практическая значимость результатов

Данный проект способствует решению задач, поставленных в Программе воспитания МОУ Детского сада № 170.

Практическая значимость результатов проекта заключается в разработке методических рекомендаций для воспитателей и родителей по развитию речи детей младшего дошкольного возраста через устное народное творчество, применение малых форм фольклора в игровой деятельности детей и в быту.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!