Представляем Вашему вниманию проект во второй младшей группе «СТРАНА ДЕТСКОГО ФОЛЬКЛОРА».
Сл. 1.
Авторы проекта: воспитатели второй младшей группы:
Компанец Светлана Валерьевна,
Лазарева Юлия Валерьевна,
Чекушина Татьяна Юрьевна
Сл. 2.
Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатели, родители.
Тип проекта: ролево-игровой, творческий проект.
Продолжительность проекта: краткосрочный (2 недели – 09.03 -24.03.2022)
Сл. 3.
В качестве высказывания мы взяли слова Василия Александровича Сухомлинского, педагога-новатора, публициста, писателя, поэта.
«Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающий степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». Мы полностью разделяем эту точку зрения, ведь в период детства закладываются все будущие качества ребенка, происходит первичное познание мира, появляются первые взаимоотношения с близкими людьми, со сверстниками, с социумом, формируются нравственные привычки, закладывается базовая основа культуры поведения
Сл.4.
Актуальность проекта обусловлена так же новыми взглядами в вопросах воспитания детей, изложенными в ФЗ от 31 июля 2020 года № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся», Стратегию развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, а так же Программу воспитания МОУ Детского сада № 170 на 2021-2026 гг.
На современном этапе обусловлена острая необходимость заложить в сознание ребенка 3-4 лет чувства единства с народом, гордость и знание традиций, и культуры наших предков. Фольклор влияет на воспитание подрастающего поколения, способствует творческому развитию детей и молодежи в мире былин, сказок, преданий; пословицы и поговорки могут служить основанием для нравственных заповедей, помогая развивать мышление, логику, интерес к истории и культуре народа; устное народное творчество дает прекрасные образцы речи, подражание которым позволяет ребенку успешно овладевать родным языком. Фольклор является бесценным национальным богатством. Поэтому так необходимо знакомить детей с русским фольклором, подталкивать родителей обогащать среду, в которой растет малыш. Через народное поэтическое слово, образы, традиции, обогащать духовную среду. Используя все виды деятельности заложить понятие родное, русское, народное. Расширять словарный запас, развивать образное мышление, внутренние и духовное восприятие мира.
Проблема проекта: на современном этапе в связи с доступностью и бесконтрольным использованием гаджетов, у детей наблюдаются ограниченный словарный запас, неправильное произношение звуков и неадекватные эмоции. А, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Если использовать устное народное творчество наряду с современными методиками обучения, улучшится речь ребенка и повысится уровень познавательной и коммуникативной способности способностей детей.
Это и обусловило выбор темы проектной деятельности «Страна детского фольклора».
Сл. 5.
Цели и задачи проекта
Цель: развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством малых фольклорных форм.
Задачи:
Дать детям представление о культуре, традициях, обычаях, русского народа, как о духовных ценностях человека и Родины.
Продолжать создавать развивающую среду в группе.
Формировать и обогащать словарный запас младших дошкольников, повышать коммуникативные умения.
Развивать художественно-эстетические, творческие способности детей дошкольного возраста.
Развивать нравственно-эмоциональные качества - гордость, доброта, сопереживание.
Повышать уровень компетенций родителей в вопросах воспитания детей посредством устного народного творчества.
Сл. 6.
Этапы данного проекта вы видите на слайде. МОЖНО НЕ ЧИТАТЬ!!!
Этапы проекта:
I этап (подготовительный)
1. С родителями обсудить значение проекта.
2. Подбор дидактического, методического материала, художественной литературы и наглядности для реализации проекта.
3. Оформление уголка «Русское народное творчество»
4. Оформление уголка к русской народной сказке «Колобок»
II этап (основной)
1. Познакомить детей с русскими народными потешками, сказками, прибаутками, песенками, загадками, колыбельными.
2. Познакомить детей с русскими народными инструментами
3. Познакомить детей с русским народным костюмом
4. Познакомить детей с русскими народными танцами, играми.
III этап (заключительный)
1. Продукт - развлечение «Жаворонки, прилетите».
СЛ. 7.
НА ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ЭТАПЕ БЫЛИ ПРОВЕДЕНЫ СЛЕДУЮЩИЕ МЕРОПРИЯТИЯ
Составление перспективного плана проекта. Формулирование цели и задач проекта. Анализ предметной среды группы.
09.03.2022
Проведение анкетирования родителей (законных представителей) по фольклору.
09.03.2022
Подбор дидактического и методического материала для реализации проекта
10.03.2022
Подбор художественной литературы, наглядных материалов.
10.03.2022
Оформление уголка «Русское народное творчество»
11.03.2022
Оформление уголка к русской народной сказке «Колобок»
11.03.2022
СЛ. 8.
ОСНОВНОЙ ЭТАП
Бесед
ы -
«Народные традиции и обычаи». Чем славился русский народ издавна.
Знакомство с предметом обихода — глиняным горшком
, говорили о том, что в старину глиняный горшок служил вместо кастрюли и сковороды; беседа «Наш
книжный уголок» - о
бережно
м
обращени
и с книгами, беседы о
русски
х
народны
х
музыкальны
х
инструмента
х
(балалайка, дудочк
а, ложки, гармошка, свистулька); поговорили и рассматривали матрешку, исконно русский сувенир;
Познакомились
с уголк
ами
«Русское народное творчество»
и
с зоной русской народной сказки «Колобок» (печка, утварь, герои). Наглядно показать детям, что дошло до
нас из глубин веков; дети показали театрализацию по сказке «Теремок».
Использова
ли
фольклорны
е
произведени
я
во всех видах режимных моментов
– умывание, прием пищи, укладывание спать и пробуждение. Заучивали с детьми их.
А также разучили много народных игр, и
гр
ы
на внимание
,
п
альчиков
ые
игр
ы, речевые игры,
загадывали детям загадки на разные темы; сюжетно-ролевые игры; музыкальные игры.
Наше учреждение активно использует в качестве
парциальной программ
ы - программу
«Ознакомление детей с русским народным творчеством»
И.А. Бойчук, Т.Н. Попушина
.
В рамках проектной деятельности были проведены следующие
игров
ые
занятия - «В гостях у с
казки»,
«Здравствуй, солнышко-колоколнышко!»
, а так же итоговое
Развлечение «Жаворонки, прилетите»
.
Так же разучивались с детьми потешки, заклички, песенки. Прослушивали пение птиц и колыбельные.
Продуктивная деятельность по рисованию и лепке.
В
родителями
к
онсультаци
и
«Как выбрать полезную сказку для малыша»
,
«Малые формы фольклора,
к
ак средство развития культурно – гигиенических навыков у детей»
а так же по запросу родителей – спрашивали про пальчиковые игры, про речевые игры;
изготовили
папк
у
-ширм
у
«Фольклор в детском саду»
.
Анкетирование родителей на тему «Место фольклора в жизни ребенка»
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Как уже сказала ранее, на заключительном этапе было проведено Развлечение «Жаворонки, прилетите» по парциальной программе И.А. Бойчук, Т.Н. Попушина «Ознакомление детей с русским народным творчеством». Цель мероприятия - познакомить детей с праздником прилета птиц – Сороки; побуждать активно исполнять заклички, развивать умение испытывать радость от игр со звуками, словами; развивать двигательную активность детей в народных играх с музыкальным сопровождением.
СЛ.
Ожидаемые результаты
- Формирование интереса к устному народному творчеству, художественной литературе.
- Словарь детей к концу проекта обогатится новыми словами, оборотами, выражениями.
- Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок и прочего.
- Бережное отношение к предметам быта, произведениям народного творчества.
- У родителей сформируется понимание необходимости использования малых форм фольклора в развитии речи детей.
СЛ.
Практическая значимость результатов
Данный проект способствует решению задач, поставленных в Программе воспитания МОУ Детского сада № 170.
Практическая значимость результатов проекта заключается в разработке методических рекомендаций для воспитателей и родителей по развитию речи детей младшего дошкольного возраста через устное народное творчество, применение малых форм фольклора в игровой деятельности детей и в быту.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!