СЛАЙД 1
«Фольклор, как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры»
воспитатель МКДОУ №129 В.А. Кудрявцева
высшая квалификационная категория
СЛАЙД 2
“Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека...” К. Д. Ушинский
Одной из основополагающих функций Федеральной образовательной программы дошкольного образования является создание единого ядра содержания дошкольного образования ориентированного на приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения, как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины.
Потенциал детей дошкольного возраста уникален, именно в этом возрасте дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, приобретая чувство привязанности к месту, где родился и живёт, чувство восхищения культурой своего народа.
Многие ли взрослые могут спеть своему ребёнку настоящую колыбельную? Многие ли дети видят в своём доме красивую детскую книжку, репродукции картин великих мастеров; слышат светлую мелодичную музыку? К сожалению, таких домов всё меньше и меньше. Семья оказалась обездоленной духовно. А ведь семья, дом- гнездо человеческое, основа жизни. Именно там юная жизнь должна начинать своё насыщение светом культуры-словом, игрой, музыкой. Чувство любви к Родине нужно прививать с раннего детства.
СЛАЙД 3
Актуальность данной проблемы приводит к мысли, что нам, педагогам, необходимо проводить с детьми большую работу в данном направлении: от возрождения колыбельной, умения рассказывать детям сказки и предания своего народа, до приобщения детей к высотам отечественной и мировой литературы.
В последнее десятилетие в нашей стране отмечается интенсивный рост национального сознания. В первую очередь, это связано с проблемой восстановления этнического самосознания, которое в конце ХХ века во многом было утрачено.
И вот именно знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает сохранить прошлое. Поэтому познание детьми народной культуры, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру.
СЛАЙД 4
Я изучила и использую в работе методические пособия Людмилы Сергеевны Куприной, Татьяны Алексеевны Будариной «Знакомство детей с русским народным творчеством», Валентины Николаевны Косаревой «Народная культура и традиции», Л.О.Тимофеевой «Приобщение старших дошкольников к традициям родного края», интернет ресурсы. В течение нескольких лет применяю программу Ольги Львовны Князевой, Марии Давыдовны Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
Работая по этой программе, у меня есть/появилась удивительная возможность дать детям почувствовать себя частью великого целого-своего народа, научить уважать их, ценить прошлое и настоящее.
Проводя первичную диагностику с вновь поступившими детьми, я убедилась, что они не знают потешек, песенок и других форм фольклора, не знакомы с подвижными народными играми, народной игрушкой.
Таким образом, стала очевидной необходимость знакомить дошкольников с компонентами русской народной культуры.
СЛАЙД 5
Цель моей работы: знакомство и приобщение детей к русской народной культуре через использование фольклора.
Для реализации цели поставила следующие задачи.
СЛАЙД 6
Задачи:
Создать условия в группе для приобщения детей к фольклору.
Познакомить с произведениями русского фольк
л
ора
с использованием наглядного мат
ериала.
Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через приобщение к устному народному творчеству, знакомству с календарными праздниками, обычаями и традициями.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ:
Для реализации задуманного в группе созданы необходимые условия: предметно-развивающая среда способствует развитию деятельности детей, возможности активизации и самовыражения.
СЛАЙД 7
Собрана библиотека красочных книг с русскими народными сказками, потешками, загадками, скороговорками.
СЛАЙД 8
Театральный уголок
оснащен
настольным,
пальчиковым,
кукольным театром
,
масками
-ободками для игр- драматизаций и инсценировок
русских народных
сказок.
СЛАЙД 9
В наличии дидактические и насто
льно-печатные игры, лото, мозаи
ка: «
Угадай сказку
», «
Герои русских сказок
», «
Собери пословицы
», «Из какой сказки герой», «Мои любимые сказки».
СЛАЙД 10
Созданы ка
ртотеки игр с применением фольк
лора и народных потешек.
Приобщение малышей к истокам русской народной культуры начала со знакомства с малыми формами фольклора: потешками. Ребята рассматривают картинки, иллюстрации, игрушки новой потешки. В предварительной беседе объясняю значение новых слов, которые они услышат. Интересным и увлекательным является то, что потешки обыгрываю разными способами: использую пальчиковый театр, шапочки, маски.
Используя игрушки, дети быстрее запоминают потешки, загадки и сказки, становятся общительнее. Им нравится, когда я беру куклу Катю на руки и ласковым голосом начинаю припевать, покачивая её «Баю, баю, баюшок! Ложись, Маша, на бочок, На пуховую кровать, Будет Маша крепко спать». Во время умывания, причёсывания детей знакомлю с песенками «Зайка начал умываться -видно в гости он собрался», «Петушок, петушок, золотой гребешок» и другими. После таких коротких обыгрываний дети легко запоминают песни и переносят в ежедневную игру.Приятно наблюдать, как дети используют песенки во время игры в «дочки-матери», как бережно относятся к своим куклам.
В работе с детьми я применяю и загадки, предлагая такие, смысл которых близок их опыту и выражен в загадке довольно ясно. При этом использую фигурки животных, например, петуха, коровы и т.д. Для каждой фигурки подобрана своя загадка: «На головке красный гребешок, под носом красная бородка»; «То мычу, то жую, людям молоко даю». Такая форма работы не вызывает у ребёнка больших затруднений, так как перед глазами находятся загадываемые предметы.
Чтение сказок доставляет детям большую радость. Они внимательно их слушают, активно переживают, быстро усваивают эпитеты в разговорной речи (тянет-потянет, лягушка-квакушка и т.д.) В начале прочитанную сказку вношу в книжный уголок. Дети рассматривают иллюстрации, более смелые могут пересказать сказку.
Затем предлагаю «Театр картинок», используя который дети более последовательно рассказывают сказки. Все герои сказок, как правило, животные в русских народных костюмах, поэтому дети знакомятся с элементами костюмов: сарафан, лапти, сапоги, фартук.
Дети любят и понимают сказочный юмор, он всегда радует ребят, вызывает у них весёлых смех. Есть сказки, в которых включаются небольшие песенки (песня козы «Волк и семеро козлят»). Дети с нетерпением спрашивают: «Какую сказку мы будем слушать?». Так у младших дошкольников воспитываю понимание содержания литературных текстов, любовь к художественному слову, к русской народной культуре.
В среднем возрасте большее место уделяю пословицам, поговоркам, считалкам, небылицам, знакомлю с понятием «народная игрушка».
Детей старшего возраста знакомлю с былинами, музыкальным фольклором, народными играми, с традициями и обычаями праздников, русским бытом, народным костюмом, старинными музыкальными инструментами.
На протяжении нескольких лет веду кружок дополнительного образования «Ладушки», где дети продолжают знакомиться с народным творчеством.
СЛАЙД 11
Одной из эффективных форм работы с детьми по приобщению к истокам русской народной культуры считаю организованные досуги и развлечения. В развлечениях «Тень, тень, потетень», «К бабушке Варварушке», «Весёлая ярмарка», «Капустник», дети активно проявляют интерес к народным песням, хороводам, играм, потешкам.
СЛАЙД 12,13
Подготовка к развлечениям даёт положительные эмоции и праздник ассоциируется с радостью.
СЛАЙД 14,15,16, 17,18,19
Моя работа не была бы столь плодотворной, если бы не помощь родителей, которые помогают в изготовлении костюмов и атрибутов к развлечениям.
Стараюсь заинтересовать их в совместной работе по приобщению детей к русскому народному творчеству: загадывание загадок, чтение сказок и потешек детям дома, обсуждение прочитанного.
СЛАЙД 20
Для родителей оформлен консультативный материал:
«Как приобщ
и
ть ребёнка к русской культуре».
«
Русская народная культура, как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста»
»
«Приобщение к истории, традициям и культуре России»,
«Роль родителей в возрождении русских традиций»,
СЛАЙД 21
а также разъясняю, какую огромную пользу приносит народное творчество детям.
Участвуя в методической работе ДОУ, проводила консультации с педагогами по развитию интереса к традициям русского народа, по поиску новых форм и методов воспитания и развития детей при помощи русской народной культуры.
СЛАЙД 22,23
Педагоги активно принимали участие в организации и проведении русских народных праздников.
СЛАЙД 24
Подводя итоги проведенной работе, я убедилась, что углубленная, систематическая работа по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры имеет положительные результаты: у детей расширились знания о многообразии народных праздников и традиций, сформировались первые представления о культуре своего народа; обогатился словарный запас народным фольклором – дети знают потешки, заклички, пословицы и поговорки, народные сказки и песни; у детей стали более развиты двигательные навыки, чему способствовали подвижные игры, пляски, хороводы; также у детей закрепились представления о морально-нравственных ценностях: доброте, правде, красоте, трудолюбии, храбрости и отваге; стали более развиты коммуникативные навыки: уважительное отношение к взрослым, сверстникам и малышам. Повысилась педагогическая компетентность родителей в вопросах воспитания у детей культуры семейных традиций.
Ход мастер-класса
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня, мастер-класс будет посвящен фольклору, его значению в воспитании дошкольников, нравственно-патриотическому воспитанию и приобщению к истокам национальной культуры.
Приобщение малышей к истокам русской народной культуры начала со знакомства с малыми формами фольклора: потешками.
Как у нашего кота
Шубка очень хороша
Как у котика усы
Удивительной красы
Глазки смелые
Зубки белые.
Пошел котик на торжок
Купил котик пирожок
Пошел котик на улочку
Купил котик булочку
Самому ли съесть?
Либо кошечке снесть?
Я и сам укушу,
Да и кошечке снесу.
Ребята рассматривают картинки, иллюстрации, игрушки новой потешки. В предварительной беседе объясняю значение новых слов, которые они услышат. Интересным и увлекательным является то, что потешки обыгрываю разными способами: использую пальчиковый театр, шапочки, маски.
Используя игрушки, дети быстрее запоминают потешки, загадки и сказки, становятся общительнее. Им нравится, когда я беру куклу Катю на руки и ласковым голосом начинаю припевать, покачивая её «Баю, баю, баюшок! Ложись, Маша, на бочок, На пуховую кровать, Будет Маша крепко спать». Во время умывания, причёсывания детей знакомлю с песенками «Зайка начал умываться -видно в гости он собрался», «Петушок, петушок, золотой гребешок» и другими. После таких коротких обыгрываний дети легко запоминают песни и переносят в ежедневную игру. Приятно наблюдать, как дети используют песенки во время игры в «дочки-матери», как бережно относятся к своим куклам.
В работе с детьми я применяю и загадки, предлагая такие, смысл которых близок их опыту и выражен в загадке довольно ясно. При этом использую либо картинки, либо фигурки животных, например, петуха, коровы. кошки и т.д. Для каждого подобрана своя загадка: «На головке красный гребешок, под носом красная бородка»; «То мычу, то жую, людям молоко даю»; «Мохнатенькая, усатенькая, молоко пьёт, песенки поёт». Такая форма работы не вызывает у ребёнка
Чтение сказок доставляет детям большую радость. Они внимательно их слушают, активно переживают, быстро усваивают эпитеты в разговорной речи (тянет-потянет, лягушка-квакушка, лисичка- сестричка, волчок-серый бочок и т.д.) В начале прочитанную сказку вношу в книжный уголок. Дети рассматривают иллюстрации, более смелые могут пересказать сказку.
Затем предлагаю «Театр картинок», используя который дети более последовательно рассказывают сказки. Все герои сказок, как правило, животные в русских народных костюмах, поэтому дети знакомятся с элементами костюмов: сарафан, лапти, сапоги, фартук.
Дети любят и понимают сказочный юмор, он всегда радует ребят, вызывает у них весёлых смех. Есть сказки, в которых включаются небольшие песенки (песня козы «Волк и семеро козлят»). Дети с нетерпением спрашивают: «Какую сказку мы будем слушать?». Так у младших дошкольников воспитываю понимание содержания литературных текстов, любовь к художественному слову, к русской народной культуре.
В среднем возрасте больше внимания уделяю пословицам, поговоркам, считалкам, небылицам, знакомлю с понятием «народная игрушка»
Любят ребята небылицы. Это необычные произведения. В них развиваются события совершенно невероятные, и зачастую все поставлено «с ног на голову».
Шла лиса, мела хвостом
И трясла рогами
Вырос на пеньке пустом
Короб с пирогами.
Вдруг ворона прилетела
С волчьими зубами
Пироги с малиной ела
Закусив грибами.
Это вызывает у детей смех и в то же время укрепляет в них понимание подлинных, реальных связей вещей и явлений. Небылицы развивают у ребенка чувство юмора, а так же логическое мышление, стимулируют познавательную активность.
Очень интересно ребятам было познакомиться с малыми жанрами русского фольклора-пословицами, который значительно шире охватывает разнообразные стороны действительности. Предлагаю Вам продолжить пословицу.
«Большому кораблю……большое плаванье»
«Делу время…….потехе час»
«Семь раз отмерь……..один раз отрежь»
«Не имей сто рублей…….а имей сто друзей»
«Вятская пословица……в век не сломится»
Детей старшего возраста знакомлю с былинами, музыкальным фольклором, народными играми, с традициями и обычаями праздников, русским бытом,
народным костюмом, старинными музыкальными инструментами.
Ни для кого не секрет, что дети очень любят хороводные игры. Они помогают поддерживать доброжелательные отношения между детьми. Дети учатся действовать согласованно и слаженно, также учатся соотносить свои движения с движениями других.
Игра «Вейся, капуста»
(дети берутся за руки, образуя длинную вереницу. Идут плавно, неторопливо, поют:
«Вейся, вейся, капустка моя
Вейся, вейся, белая моя!
Как мне капустке не виться
Белою витою не навиться.
Частый дождичек лей, поливай,
Красно солнышко грей, согревай.
Как мне капустке не виться,
Белою витою не навиться»
(Ведущий проводит хоровод и «завивают капусту», пока не «завьются» все играющие. Последний в веренице остается на месте, а хоровод «завивается» вокруг него, постепенно охватывая все плотнее и плотнее, пока не получится, «вилок капусты». Затем капустка начинает «развиваться», пока не придет опять в исходное положение).
Народные праздники всегда связаны с игрой. А ведь народные игры, к сожалению, почти исчезли сегодня из детства. Видимо, надо помнить, что народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей. Ведь игры развивают ловкость, быстроту движений, силу, меткость, приучают к сообразительности, вниманию. Разученные с детьми считалки сделали процесс игры более интересным и содержательным.
Например:
Как у нас на сеновале
Два мышонка ночевали
Утром встали, щи поели
И тебе водить велели.
«Игра с лентой»
Вышел Ваня погулять (Ваня идет внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу; дети идут хороводом, поют),
Стал подружку выбирать,
Стал подружку выбирать,
Кому ленточку отдать (дети останавливаются).
Поклонися, поклонись (Ваня кланяется выбранной девочке, девочка отвечает)
Да за ленточку держись (Ваня подхватывает свободный конец ленты)
Мы считаем: раз, два, три,
Ну-ка, ленту забери (Ваня и подружка подбрасывают ленту вверх и обегают круг по внешней стороне за детьми, в разные стороны). Кто первым подбежит и возьмет ленту, тот и выиграл. Если победитель девочка, то она водит).
Ни один народный праздник не обходится, конечно же, без игры на русских народных инструментах. Знакомить детей с народными инструментами начинаю с младшей группы: показываю барабан, бубен, погремушку, колокольчик, ложки; играем на этих инструментах. Ребят старшего возраста знакомлю с другими музыкальными инструментами, такими как дудка, гусли, балалайка, трещетки, полешки, свистульки, демонстрирую несколько видов гармоники: гармошка, баян. Знакомство с новыми инструментами, исполнение под их аккомпанемент песен, плясок способствует музыкальному развитию детей.
Уважаемые коллеги! Завершить мастер-класс хочется известным изречением: если хочется узнать душу народа, приглядитесь, как и чем играют дети. Многое, из того, что было характерно для быта русского народа, с веками исчезло, но кое что сохранилось. Поэтому наша с вами задача, сохранить народную культуру.
Давайте закроем глаза и вспомним запомнившиеся моменты нашего сегодняшнего мастер- класса. Сейчас хлопните в ладоши один раз те, кто заинтересовался темой мастер- класса. Потопайте ногами те, кто будет использовать фольклор в своей практической деятельности.