Школьная научно – практическая конференция
Опыт работы педагогического коллектива по переходу на
обучение по ФГОС основного общего образования
Тема:
«Формирование гражданских и социальных ценностей у обучающихся с задержкой психического развития в курсе внеурочной деятельности «Разговоры о важном»
Автор:
Курильчик Алена Анатольевна,
учитель 5Б класса
квалификационная категория: первая
г. Сясьстрой 2023
«Ребенок – это не сосуд, который нужно заполнить, а огонь, который нужно зажечь»
Восточная мудрость.
Воспитательная деятельность по формированию гражданских и социальных ценностей у детей на сегодняшний день — одно из самых сложных направлений в работе современного классного руководителя. Работа классного руководителя – это многолетний цикл. И каждый раз всё по-новому. Новый план воспитательной работы, новые методы работы, новые приемы воспитания, новые направления в деятельности классного руководителя. Педагог должен сам себе ответить на вопрос: насколько отчётливо я понимаю основные цели и задачи гражданского воспитания в школе, сложились ли они в единую и целостную картину целевых ориентиров деятельности? К этим целевым приоритетам относятся:
Формирование и развитие личности, обладающей качествами
гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности.
Повышение чувства ответственности за свои поступки, действия.
Формирование устойчивой активной жизненной позиции
гражданина
-
патриота своей Родины.
Позитивная социализация личности.
Формирование неприятия антиобщественных норм поведения
(правосознание).
Формирование патриотических чувств и сознания учащихся,
сохранение и развитие чувства гордости за свою Родину
Формирование экологической культуры как залог сохранения
окружающего мира.
Формирование активной гражданской позиции через участие в
школьном самоуправлении.
В сентябре 2022 года у школьников появился новый формат внеурочной деятельности, который называется «Разговоры о важном». Во всех школах страны в начале недели ведутся занятия, на которых обсуждаются разные вопросы, связанные с воспитанием патриотизма, нравственным и гражданским воспитанием, защитой экологии, важными историческими событиями. Одним словом, занятия направлены на «укрепление традиционных российских духовно - нравственных, гражданских и социальных ценностей».
Цели курса «Разговоры о важном»:
воспитание активной гражданской позиции, духовно
-
нравственное и
гражданское
воспитание на основе национальных ценностей;
совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений;
повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к изучению и сохранению истории и культуры родного края, России;
развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективной деятельности;
формирование культуры поведения в информационной среде.
Организация внеурочных занятий обучающихся с задержкой психического здоровья предусматривает развитие познавательной активности и самостоятельности, расширение социального опыта, развитие коммуникативных навыков, коррекцию и развитие мыслительной деятельности, формирование саморегуляции познавательной деятельности и поведения, развитие пространственно – временной ориентировки.
Практика этого учебного года показала, что всероссийские занятия «Разговор о важном», очень интересны не только для детей, но и для учителей. Это всё было и раньше, но привести в систему важные знаменательные даты, говорить о выдающихся личностях, о достижениях нашей страны, причём, всей страной в одно и то же время, говорить о самом важном и родном – это замечательная идея, ведь качественно проведенный в начале недели разговор, вынос флага Российской Федерации и исполнение гимна – это то, что задает тон и настроение учебной недели, что сближает детей и педагогов. Мы чувствуем себя сильными, уверенными, частью великой огромной страны, которая сейчас переживает важные исторические события. И от того, как учащимся будет донесена информация, зависит то, какими людьми они вырастут, какие чувства будут испытывать к своей стране, к своей школе, к своей семье. Дети с удовольствием посещают эти занятия, где смотрят видеоролики, участвуют в обсуждениях, они свободны и раскованы, ведь им не ставят оценок.
Важно, чтобы и учитель был просвещенным в том вопросе, о котором пойдёт речь, поэтому этим занятиям предшествует большая подготовка. Ведь дети задают вопросы, а значит – нужно быть во всеоружии.
Опишу этапы своей подготовки к этим занятиям, виды деятельности, темы разговоров и многое другое, что можно сделать и о чем поговорить на этих занятиях.
Моя методика подготовки к «Разговорам о важном» проста, но интересна.
Шаг 1. Что имеем?
На этом этапе я провожу изучение методических материалов, сценария и инструкций, просмотр видеоролика, интерактивного элемента, представленных на сайте (https://razgovor.edsoo.ru/).
Шаг 2. Отбор материала и составление плана занятия.
На этом этапе я провожу дифференциацию предъявляемых материалов и вопросов при проведении беседы по результатам просмотра видеофрагментов и при показе презентационного материала в виде слайдов, распечатываю плакаты на доску, это могут быть фотографии политических деятелей, портреты писателей, музыкантов, ученых, полководцев и т.д., различные логотипы, рисунки. Ведь материал, представляемый для детей с задержкой психического развития должен соответствовать их возможностям, включать различные вспомогательные средства, яркую наглядность, которые активизируют восприятие детьми информации и предупреждают их утомление.
Шаг 3. Творческий компонент.
Здесь нужно обязательно продумать, какой творческий компонент будет у каждого урока. Например, разговор о К.Э.Циолковском оказался тяжелым для 5 класса, но просмотр дополнительного видеоролика (https://www.youtube.com/watch?v=p-NwNB7mIqk) об этом удивительном человеке впечатлил всех. И мы всем классом составили «Калейдоскоп качеств идеального учителя». Именно тот факт, что он был учителем и тратил все заработанные деньги на свои опыты, остался в детских сердцах. К занятию, посвященному Дню матери, мною были заготовлены открытки в виде сердец, на которых дети потом написали необычное поздравление своим мамам с праздником в виде синквейна к слову «мама» и подарили их своим мамам. На некоторых занятиях я использую интерактивные задания, которые представлены в виде игр – викторин и имеют соревновательный характер. Например, на занятии по теме «День пожилых людей» был предложен филворд с зашифрованными словами. Дети разделились на две команды и искали слова, которые связаны с пожилыми людьми и нашим отношением к ним. Каждая команда с большим азартом пыталась найти как можно больше слов и одержать победу.
Шаг 4. Проведение занятия. Рефлексия.
Во время занятия мы с детьми записываем главные мысли в тетради – дневники, которые были заведены у нас в начале года. Так же мы работаем в рабочих листах, где предложены задания на логику, на закрепление материала, а иногда детям предлагаю письменно высказать свое мнение по той или иной теме. В конце занятия мы с ребятами обязательно подводим итоги в виде беседы, где дети высказываются, что понравилось, что более запомнилось, что заинтересовало, что осталось не совсем понятным. Например, после занятия на тему «Российское движение детей и молодежи «Движение первых», во время обсуждения некоторые ребята из моего класса высказались, что тоже хотели бы вступить в общественные организации.
Я изучила много материала в сети интернет о том, как учителя относятся к «Разговорам о важном». Мнения коллег очень разные. Кто-то негативно относится к этому нововведению, кто-то говорит, что ничего сложного, что всё уже готово. Лично я понимаю, что, действительно, всё готово, но подготовиться не помешает. Учитель – это, безусловно, многогранная личность, но мы тоже не можем знать всего.
Нужно признать тот факт, что мы возрождаем лучшие традиции, нас воспитывали именно на этих ценностях и традициях. А за последние годы в стране много сделано для того, чтобы не пустыми словами были «семья», «семейные ценности», «гордость», «Россия – страна возможностей», «нацпроект» и многое другое, было официально утверждено много новых праздников и памятных дат, дней, посвященных людям различных профессий. А ведь это – новейшая история, частью которой мы являемся.
Подводя итог, скажу, что роль «Разговоров о важном» в воспитательной деятельности классного руководителя по формированию гражданских и социальных ценностей учащихся очень велика. Это дополнительное занятие поможет нам всем осознать важность «единения»
русских в такое сложное для страны время. А такие и близкие, и далекие от детей темы — это развитие учащихся, всестороннее, которое зажигает интерес в их глазах, позволяет мечтать о новых профессиях, расширяет кругозор. А мы, классные руководители, должны не только наполнить «готовым» материалом с сайта, а самим подготовиться так к этому важному короткому разговору, чтобы зажечь огонь в глазах воспитанников, как гласит восточная мудрость, с которой я начала свое выступление.