План - конспект занятия

объединения хореографии «Шаг вперед»

группы 3–го года обучения (13-14 лет)

педагога дополнительного образования

Сокол Юлии Эдуардовны

тема

«Формирование и развитие навыков классического танца

у учащихся 3 года обучения».

2017 г

План –конспект

занятия по классическому танцу.

Пояснительная записка

«Формирование и развитие навыков классического танца у учащихся 3 года обучения» рассчитана для детей среднего школьного возраста 13-14 лет, учитывая их возрастные особенности и уровень подготовки.

Классический танец — основное выразительное средство балета; система, основанная на тщательной разработке различных групп движений, появившаяся в конце XVI века в Италии и получившая своё дальнейшее развитие во Франции благодаря придворному балету. Благодаря соблюдению определённых позиций ног, рук, корпуса и головы и точному следованию принципам выворотности ног, вертикальности тела и изоляции различных его частей, движения классического танца стремятся к геометрической ясности.

В Россию классический танец пришёл в 1-й половине XVIII века. Благодаря деятельности Жана-Батиста Ланде в Петербурге в 1738 году была открыта первая танцевальная школа в России (впоследствии ставшая Академией русского балета им. А. Я. Вагановой). Русский классический танец синтезировал в себе как французскую, так и итальянскую школы исполнительства. Основы классического танца вырабатываются при помощи экзерсиса, из которого состоит танцевальный урок как ученика, так и профессионального артиста балета.

Элементы упражнений, взятые из классического танца, включены в общеразвивающую программу обучения объединения хореографии «Первые ступени в искусстве танца».

Особенное внимание на занятии уделяется правильной постановке корпуса, выворотности, при выполнении упражнений, чёткости исполнения движений, правильной постановке рук, головы. Занятие строится на простейших комбинациях, так как девиз занятия «лучше меньше, да лучше».

Дата: 06.10.2017 г

Тема:  «Формирование и развитие навыков классического танца у учащихся 3 года обучения».

Цель:                

Формировать навыки классического танца у учащихся.

Задачи:

Образовательные:

- подготовить двигательный аппарат учащихся: мышцы, связки и суставы для классического экзерсиса;

- выработать навыки правильности и чёткости исполнения;

- обучить навыкам музыкально-пластического интонирования;

- обучить французской терминологии названий движений;

- выработка апломба (устойчивости);

- активизировать интерес к классическому танцу;

- прививать учащимся умение слышать и понимать музыку;

- формировать чувство ритма, метра, темпа;

Развивающие:

 - формировать балетную осанку (постановка корпуса, ног, рук, головы);

 - выработка выворотности ног в упражнениях у станка и на середине зала;

 - развивать гибкость, шаг, прыжок;

- развивать танцевально-ритмическую координацию движений и выразительность;

- совершенствовать двигательный аппарат (развивать физические данные учащихся, исправлять физические недостатки);

- развивать пластичность, координацию, хореографическую память, внимание, формировать технические навыки исполнения;

- всесторонне развивать личность учащихся средствами музыки;

- развивать музыкальный слух, память;

Воспитательные:

- воспитывать начальные движения координации у станка и на середине зала;

- воспитывать общую культуру, художественно-эстетический вкус;

- воспитывать силу, выносливость, укреплять нервную систему;

- формировать навыки коллективного общения;

- раскрывать индивидуальность учащихся.

- приобщать учащихся к лучшим образцам классической музыкальной литературы.

Актуальность:

Классический танец – основа всех видов танцев, основная система выразительных средств хореографического искусства. Его можно назвать фундаментом всех видов сценического танца.

Классический экзерсис способствует правильной постановке корпуса, выворотности, при выполнении упражнений, чёткости исполнения движений, правильной постановке рук, головы.

Вырабатываются навыки правильности и чистоты исполнения, развивается сила ног и стопы путём введения полу пальцев в экзерсис у станка.. Развиваются координации движений, танцевальный шаг, гибкость, чему способствует партерная гимнастика.

На уроке классического танца у детей вырабатывается ответственность перед делом, которым они занимаются, а также уважение к искусству.

Тип занятия:  занятие закрепления знаний, выработки умений и навыков с применением педагогических технологий:

- групповая технология;

- здоровье сберегающая технология;

- личностно-ориентированная технология с дифференцированным подходом

Форма занятия: фронтальная, групповая

Методы:

1.Демонстрация (показ движений).

2. Словесное объяснение, беседа;

3. Метод музыкального сопровождения: внеимпровизационный.

4. Метод коллективного творческого процесса;

5. Инструктивно-репродуктивный (упражнения);

Музыкальный материал:

Классическая музыка русских и зарубежных композиторов квадратного построения с четким ритмическим рисунком и ярко выраженной фразировкой. Ритмическая основа тренировочных комбинаций в основном совпадает ритмическим рисунком музыкального сопровождения. Музыкальное сопровождение подобрано к данной возрастной категории по темпу, ритмическому рисунку, динамической окраске.

Принципы отбора репертуара:

  - соответствие хореографическим задачам;

  - доступность, соответствие возрастным особенностям детского восприятия;

  - художественный вкус;

 - соответствие стиля и характера исполняемого движения музыкальному материалу.

Материально-техническое обеспечение:

хореографический зал, оборудованный балетными станками, зеркалами;

- дидактический материал (кроссворд);

- индивидуальная форма учащихся

Музыкальный центр, музыкальные колонки.

Степ платформы, маты.

Компьютер.

Видеокамера.

Межпредметные связи:

- гимнастика;

- прослушивание музыкального материала.

Подготовка аудитории к занятию:

Проверяется техническая готовность аппаратуры, чистота полов проветривается помещение за пол часа до занятия.

Занятие рассчитано на два академических часа.

План занятия.

1.Вводная часть 10 мин

Организационный момент

- вход в танцевальный зал;

- поклон педагогу;

- инструктаж по технике безопасности;

- обозначение темы и цели занятия;

Беседа о пользе и непременных условиях классического танца

- повторение музыкальной грамоты (вопрос-ответ);

2. Подготовительная часть 10мин

- подготовительные упражнения (прыжки на скакалке, разогрев стоп, бедер – основного инструмента классического танца).

3. Основная часть 60 мин

- ЭКЗЕРСИС У СТАНКА 

- повторение изученных движений на выворотность и силу стопы,

- упражнения на координацию;

-УПРАЖНЕНИЯ ПО ДИОГАНАЛИ

- танцевальная композиция 

- ЭКЗЕРСИС НА СЕРЕДИНЕ ЗАЛА

- Allegro;

- Port de bras;

- Tour, piroutte

- ГИМНАСТИКА (АКРОБАТИКА)

- упражнения для работы и выворотности стопы,

- упражнения для развития танцевального шага;

- отработка трюков;

-индивидуальные консультации;

- ТЕОРИЯ

- РАБОТА С СОЛИСТАМИ

- повторение танцевальных комбинаций;

- индивидуальные консультации.

4. Заключительная часть 10 мин

Подведение итогов.

- рефлексия (закрепление пройденного материала);

- проверка кроссворда;

- основное построение для выхода из зала;

- домашнее задание;

- поклон педагогу; 

- выход из танцевального зала под музыкальное сопровождение.


Ход занятия:

1. Вводная часть.

Организационный момент.

Учащиеся входят в зал. Построение у станков. Поклон. Педагог приветствует учащихся. Обозначение темы и цели занятия. Инструктаж по технике безопасности. Настрой на предстоящую работу.

Беседа о пользе и непременных условиях классического танца:

«Классический танец – основа любых видов хореографии. Его можно назвать фундаментом всех сценических видов танца. Это великая гармония сочетания движений с классической музыкой. Непременные условия классического танца:

выворотость ног, большой танцевальный шаг, гибкость, устойчивость, вращение, легкий высокий прыжок, свободное и пластичное владение руками, четкая координация движений, выносливость и сила.

Это система движений, призванная сделать тело дисциплинированным, подвижным и прекрасным, превращает его в чуткий инструмент, послушный воле балетмейстера и самого танцора. Поэтому танцорам необходимо начинать с занятий классического танца, даже если они, позднее специализируются в танце модерн или джаз танце.

Занятия классикой полезны для детей. С раннего возраста закладывается правильная осанка, и постепенно исправляются различные случаи искривлений позвоночника.

Что включает в себя обучение классическому танцу?»

Ответы учащихся:

- изучение основных позиций рук, ног, постановки корпуса;

- ознакомление с профессиональной терминологией;

- история развития балета;

- постановка маленьких классических форм: этюдов, адажио, вариаций и др.

2. Подготовительная часть.

Подготовить суставно-двигательный аппарат к предстоящей работе. Развивать музыкально-ритмическую и двигательную координацию. Учиться ориентироваться в пространстве.

Учащиеся разогреваются на скакалках. Потом делятся на пары, чтобы разогреть и «раскрыть» бедра и стопы. В шахматном порядке выполняют упражнения:

- упражнения для улучшения подвижности гибкости суставов позвоночника;

- упражнения для развития гибкости плечевого и поясного суставов;

- упражнения для улучшения подвижности коленных суставов;

- упражнения для увеличения подвижности голеностопного сустава и эластичности мышц голени и стопы.

Применение групповой технологии: деление на пары, дифференцированной технологии: учащиеся с более сильной

мышечной массой работают в утяжелителях.

3. Основная часть.

Экзерсис у станка.

Работа над качеством движений, пластичностью.

Преодоление технических сложностей с использованием специальных

приемов, развитие техники исполнения.

Применение личностно-ориентированной технологии с дифференцированным подходом: некоторые учащиеся работают на пуантах

Plié.

Preparation –  2 такта (из-за такта), музыкальный размер 2/4.

2 demi plie по I позиции, 1 grand plie по I позиции,

3 releve на высоких полупальцах по I позиции, переход  на II позицию.

2 demi plie по II позиции, 1 grand plie по II позиции,

перегибы корпуса через II позицию переход  в V позицию.

2 demi plie по V позиции, 1 grand plie по V позиции,

2 demi plie по IV позиции, 1 grand plie по IV позиции,

поза IV арабеск по IV позиции,

заключение движения -  2 такта.

Музыкальное оформление:

«Вальс» Ю.Слонов. Музыкальный размер 3/4.

Battements tendus.

Preparation –  2 такта (из-за такта), музыкальный размер 2/4.

4 battement tendu по V позиции,

1 pоur le pie вперёд,

2 demi plie по V позиции,

 

 

battement

tendu

 в сторону по V позиции,

 

 

double

battement

tendu

,  

 

 

battement

tendu

 в сторону по V позиции,

 

 

double

battement

tendu

,  

4 battement tendu назад по V позиции,

     2 demi plie,

     1 battement tendu в сторону с окончанием в demi plie по V позиции         полповорота на другую ногу,

заключение движения -  2 такта.

Музыкальное оформление:

«Виолетта». И.Штраус. Музыкальный размер 2/4.

Battements tendus jetes.

Preparation –  2 такта (из-за такта), музыкальный размер 2/4.

2 вattement tendu jete, 2 pique,

2 вattement tendu jete, 2 pique,

8 jete balansоire, 2 в сторону, 2 pique.

Вся комбинация повторяется в обратном направлении,

заключение движения -  2 такта.

Музыкальное оформление:

«Луизина полька». Б.Сметана. Музыкальный размер 2/4.

Rond de jambe par terre.

Preparation –  4 такта (из-за такта), музыкальный размер 3/4.

4 rond, 1 обводка на полу на demi plie,

     4 rond, 1 обводка на 900,

     растяжка вперёд и назад,

заключение движения -  2 такта.

Музыкальное оформление:

«Вальс-каприс». А.Рубинштейн. Музыкальный размер 3/4.

Battements fondu.

Preparation –  2 такта (из-за такта), музыкальный размер 2/4.

battements fondu крестом по 4 en l,air

4 en dehor и 4 en dedan,

заключение движения -  2 такта.

Музыкальное оформление:

«Утешение». Ш.Тактакишвили. Музыкальный размер 4/4.

Battements frappe + petit battements.

Preparation –  2 такта (из-за такта), музыкальный размер 2/4.

Крестом по 4, petit battement по 8 en dehor и en dedan,

заключение движения -  2 такта.

Музыкальное оформление:

«Отрывок из балета «Прометей»». Музыкальный размер 2/4.

Adagio.

Preparation –  2 такта (из-за такта), музыкальный размер 2/4.

2 relevelent вперёд, 1 developpee вперёд,

1 developpee вперёд на pliе.

Вся комбинация выполняется крестом,

заключение движения -  2 такта.

Музыкальное оформление:

«Романс» из музыки к драме Лермонтова «Маскарад». А.Хачатурян. Музыкальный размер 4/4.

Grand battements jetes.

Preparation –  2 такта (из-за такта), музыкальный размер 2/4.

 

 

grand

battement

jete

вперёд, 1сhangement

de

pied

,

     3 grand battement jete назад, 1сhangement de pied,

     8 в сторону, 8 balansuar,

     2 в сторону, 1мягкий battement,

     2 в сторону, 1мягкий battement,

заключение движения -  2 такта.

Музыкальное оформление:

«Полька». Л.Дюкомен. Музыкальный размер 2/4.

Releve.

Preparation –  2 такта (из-за такта), музыкальный размер 2/4.

 

 

releve

, 3 - c

demi

plie

по I позиции, переход  во II позицию.

     Комбинация по I, II, V, IV позициям,

заключение движения -  2 такта.

Музыкальное оформление:

«Музыкальный момент». Ф.Шуберт. Музыкальный размер 2/4.

Растяжка.

Применение дифференцированного обучения: станок используется в зависимости от физической подготовки учащихся.

Музыкальное оформление:

Романс «На крыльях поэзии». Ф.Мендельсон. Обр. Г.Ланге. Музыкальный размер 6/8.

Методическое пояснение:

Напоминать учащимся правила исполнения упражнений. Следить за грамотностью исполнения упражнений экзерсиса (точность позиций положений рук, ног, головы). Сохранять правильную постановку корпуса.

Диагональ.

Следить за устойчивостью корпуса, постановкой стоп в позицию, выводом стопы на носок, грамотными позициями рук. Главное условие – держать точку.

Учащиеся выполняют упражнения (вращения, прыжки, гранд батманы), меняя направления движения по основным точкам в хореографическом зале.

(по заданию педагога)

Применение дифференцированного обучения: некоторые учащиеся работают на пуантах

Экзерсис на середине зала.

Экзерсис на середине зала имеет такое же значение и развитие, как экзерсис у палки. Последовательность его в основном та же. На середине зала он значительно сложнее, так как следует сохранять выворотность ног и равновесие тела (особенно на полупальцах) без помощи палки. Правильное распределение центра тяжести подтянутого корпуса на двух и на одной опорной ноге, ровные бедра и в особенности подтянутое и выворотное бедро работающей ноги - основные условия для овладения устойчивостью.

Работая перед зеркалом, не следует сосредотачивать внимание на какой-либо

отдельной части тела, необходимо охватывать взглядом всю фигуру, следя за

правильностью формы и положением ног. Но кроме зрительного восприятия

должно быть и ощущение всего тела, его собранности и подтянутости,

Методическая рекомендация:

в работе над материалом не следует торопить детей, опережая возможности их восприятия, нужно следить за качеством движений. Разбросанные и малочисленные движения не достигнут цели. Надо быть совершенно уверенным, что учащийся проработал движение и оно пройдёт правильно во всякой комбинации, чтобы без вреда усложнять занятие. Следует развивать танцевальные способности в равной степени работой над движением рук и ног, чтобы достигнуть полной гармонии движений.

Plié.

Preparation –  2 такта (из-за такта), музыкальный размер 2/4.

2 demi plie по I позиции, 1 grand plie по I позиции,

3 releve по I позиции, переход  во II позицию.

2 demi plie по II позиции, 1 grand plie по II позиции,

перегибы корпуса из стороны в сторону, переход  в V позицию.

2 demi plie по V позиции, 1 grand plie по V позиции,

3 releve по V позиции, переход  во IV позицию.

2 demi plie по IV позиции, 1 grand plie по IV позиции,

поза IV арабеск,

заключение движения -  2 такта.

Музыкальное оформление:

«Ноктюрн». Э.Григ.  Музыкальный размер 4/4.

Battements tendus.

Preparation –  2 такта (из-за такта), музыкальный размер 2/4.

2 battement tendu вперёд из позы croisee,

1 переход через IV позицию,

комбинация обратно,

2 – в сторону правой ногой,

1 – двойной double battement tendu,

заключение движения -  2 такта.

Музыкальное оформление:

Аллегретто на тему из оперы Герольда «Цампа». К.Черни. Музыкальный размер 2/4.

Battements tendus jetes.

Preparation –  2 такта (из-за такта), музыкальный размер 2/4.

2 вattement tendu jete из позы croisee вперёд,

2 pique по V позиции, всё повторить,

8 jete balansuar, 2 jete в сторону, 2 pique в сторону,

заключение движения -  2 такта.

Музыкальное оформление:

«Полька». К.Фауст. Музыкальный размер 2/4.

Rond de jambe par terre.

Preparation –  4 такта (из-за такта), музыкальный размер 3/4.

    4 rond вперёд правой ногой анфас, обводка правой ногой на 450,

     вся комбинация обратно,

 по 2  rond en tournent по точкам,

 растяжка, 1 developpee в сторону на 900,

заключение движения -  2 такта.

Музыкальное оформление:

«Австрийский вальс» (Вальс графа Галленберга). К.Черни. Музыкальный размер 3/4.

Battements fondu.

Preparation –  2 такта (из-за такта), музыкальный размер 2/4.

4 battements fondu вперёд на 450 в положении croisee,

4 в сторону анфас, 4 назад croisee,

4 pas de bourree через II позицию,

заключение движения -  2 такта.

Музыкальное оформление:

«Андантино» из балета «Баядерка». Л.Минкус. Музыкальный размер 2/4.

Adagio.

Preparation –  2 такта (из-за такта), музыкальный размер 2/4.

1 relevelent вперёд croisee правой ногой на 900,

1 relevelent назад в позу III арабеск,

2 relevelent разными ногами в сторону анфас,

1 developpee вперёд croisee на pliе,

1 developpee назад croisee в позу III арабеск на pliе,

2 developpee в сторону разными ногами на pliе,

заключение движения -  2 такта.

Музыкальное оформление:

«Миньон». Музыкальный размер 3/4.

Grand battements jetes (дифференцированное обучение)

Preparation –  2 такта (из-за такта), музыкальный размер 2/4.

4grand battement jete вперёд croisee,

4 в сторону efface, 4 вперёд efface,

3 balansoire в сторону правой ногой анфас, 1 мягкий батман,

     2 в сторону левой ногой анфас, 1мягкий battement,

     3 balansoire в сторону правой ногой анфас, 1 мягкий батман,

     2 в сторону левой ногой анфас, 1мягкий battement,

заключение движения -  2 такта.

Музыкальное оформление:

«Три польки». К.Фауст. Музыкальный размер 2/4.

Allegro (Прыжки)

Методическая рекомендация:

для лучшего результата предложить учащимся (по желанию) работать в

утяжелителях.

Saute. 

Preparation –  2 такта (из-за такта), музыкальный размер 2/4.

2 медленных, 3 – быстрых по I позиции,

также по II позиции, по V, по IV.

заключение движения -  2 такта.

Музыкальное оформление: 

«Полька-Анна». И.Штраус. Музыкальный размер 2/4.

Changement de pieds.

Preparation –  2 такта (из-за такта), музыкальный размер 2/4.

4 сhangement de pieds по V позиции,

комбинация an tournan по точкам,

1 releve, 1 сhangement de pieds,

заключение движения -  2 такта.

Музыкальное оформление:

«100 уроков классического танца». Костровицкая.В.С. Музыкальный размер 2/4.

Echappe.

Preparation –  2 такта (из-за такта), музыкальный размер 2/4.

По 4 позициям: 1 еchappe croisee,

1 - по II позиции анфас,

всё повторить 4 раза,

заключение движения -  2 такта.

Музыкальное оформление:

«100 уроков классического танца». Костровицкая.В.С. Музыкальный размер 2/4.

Assemble.

Preparation –  2 такта (из-за такта), музыкальный размер 2/4.

8 вперёд анфас, 8 – назад,

заключение движения -  2 такта.

Музыкальное оформление:

Отрывок из балета «Лебединое озеро». П.Чайковский. Музыкальный размер 2/4.

Tours (Вращения)

Применение дифференцированного обучения: подготовительное упражнение исполняют учащиеся с низким уровнем подготовки, одинарное со средним уровнем подготовки, двойное- высокий уровень подготовки. Солисты работают на пуантах.

Tours chaines.

Preparation –  2 такта (из-за такта), музыкальный размер 2/4,

заключение движения -  2 такта.

Музыкальное оформление:

«Урок танца». Г.Новицкая. Музыкальный размер 2/4.

Soutenu.

Preparation –  2 такта (из-за такта), музыкальный размер 2/4,

заключение движения -  2 такта.

Музыкальное оформление:

Кода из балета «Дон-Кихот». Л.Минкус.  Музыкальный размер 2/4.

III –e  Port de bras.

Preparation –  2 такта (из-за такта), музыкальный размер 2/4,

заключение движения -  2 такта.

Музыкальное оформление:

«100 уроков классического танца». Костровицкая.В.С. Музыкальный размер 3/4.

Гимнастика (акробатика).

Упражнения для работы и выворотности стопы, упражнения для развития танцевального шага.

Учащиеся выполняют упражнения на матах, на полу хореографического зала, а также трюковые комбинации (по заданию педагога).

Применение личностно-ориентированных технологий с дифференцированным подходом: учащиеся выполняют упражнения отталкиваясь, от уровня физической подготовки и природных данных.

- упражнения для растяжки спины (мосты, грудные складки, выкруты в мостах);

- колесо на две руки, на одну руку;

- перевороты на две руки, на одну руку, перевороты через стойку на руках;

- боковое сальто, переворот без рук для для учащихся с высоким уровнем подготовки;

- трюковые комбинации соло, в группах (соло, дуэт, трио, квартет и т. д)

Методическая рекомендация:

педагог просит учащихся перед каждым упражнением (трюком) проговаривать правила техники безопасности.

Теория.

Повторение музыкальной грамоты (терминология классического экзерсиса). Учащиеся разгадывают кроссворд.

Применение личностно-ориентированных технологий с дифференцированным подходом.

Работа с солистами.

Педагог предлагает нескольким учащимся (2/3 из группы) решить кроссворд. Выдает готовые распечатки, дети начинают заполнять кроссворды.

Оставшимся детям ( солистам) предлагает исполнить конкурсные номера:

«Мечты о бале» (вариация из балета С. Прокофьева «Золушка»);

«Мазурка» (постановка К. Голейзовского, муз А. Скрябина);

«Танец с веерами» (вариация из балета С. Баласаняна «Лейли и Меджнун»)

Повторение танцевальных комбинаций из номеров.

4. Заключительная часть.

Подведение итогов. 

Заключительная (итоговая) часть занятия включает в себя рефлексию (закрепление пройденного материала).

Педагог и учащиеся повторяют теоретическую часть занятия ( терминологию классического экзерсиса).

Подводят итог совместной работы (педагог и учащихся) с обменом мнениями: что получилось и что хотелось бы изменить?

Позитивная оценка учащихся, выделение самых старательных детей, творческих, трудолюбивых.

Вместе с детьми педагог проверяет кроссворд.

Учащиеся становятся на свои места в зале.

Учащиеся вступают в диалог с педагогом и одноклассниками.

Домашнее задание. Закрепить навыки правильности и чистоты исполнения технически сложных мест у станка и на середине. Закрепить знание французской терминологии. Ежедневно заниматься растяжкой шпагатов и спины.

Поклон.

Музыкальное оформление:

«Вальс». Ю.Слонов. Музыкальный размер 3/4.

Литература.

1. Музыкальный репертуар из личного опыта работы.

2. Н. Базарова, В. Мей «Азбука классического танца»

3. А. Я. Ваганова «Основы классического танца»

4. Классический танец. Примерная программа для детских хореографических школ и хореографических отделений детских школ искусств. М.,2006.

5. Методические рекомендации и программы по классическому танцу для школ искусств.

6. Интернет ресурсы