Формирование патриотических чувств у старших дошкольников через изучение истории родного города.
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке.
И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское сердечко, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Современные дети мало знают о культурных традициях своего народа, города, часто проявляют равнодушие к близким людям, сверстникам.
Чтобы человек действительно чтил память предков, уважал Отечество, его надо таким воспитать.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал.
В системе дошкольного образования проблема нравственно-патриотического воспитания обозначена как никогда остро. Концепция дошкольного воспитания, Федеральный государственный образовательный стандарт, определили основные принципы этого направления - «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства». Сущность и содержание патриотического воспитания определяется и в Государственной Программе Патриотического воспитания граждан Российской Федерации до 2015 г.
Проблема патриотического воспитания в условиях модернизации системы дошкольного образования направила нас на поиск современных подходов в решении данного вопроса. Ведь чтобы понятие «Родина» не стало абстрактным для детей, необходимо тщательно продумать процесс ознакомления детей с историческим и культурным прошлым и настоящим своей страны, родного города.
Целью нашей работы стало создание оптимальных условий для формирования нравственно – патриотических чувств у старших дошкольников. Осуществление комплексного подхода к воспитанию дошкольников в духе патриотизма, способствовать более углубленному изучению истории родного края, местным достопримечательностям.
Задачи:
Создавать условия для восприятия с
ведений об историческом прошлом
и культуре родного края;
Способствовать умению детей использовать различные источники краеведческой информации;
Формировать у детей умение вести посильную исследовательскую работу, собирать материалы, классифицировать, сопоставлять их;
Развивать навыки познавательной, творческой деятельности;
Воспитывать чувство патриотизма и уважения к своему народу, к его обычаям, традициям, языку.
Исходя, из поставленной цели и задач был разработан план работы по темам:
1. Я люблю свой детский сад, и район где я живу.
2. История города.
3. Улицы родного города.
4. Символика.
5. Кто прославил свой город.
6. Мир природы.
Для работы по данной теме была создана предметно - развивающая среда. Тщательно продуманная среда развития сама побуждает детей к активности, исследованию, проявлению инициативы и творчества.
Учитывались и основные принципы построения развивающей среды. Этому способствовали наблюдения, беседы, обсуждения, рассматривание иллюстраций, фотографий, альбомов. Важно, чтобы информация, заложенная в среде, не обнаруживала себя сразу и полностью, а побуждала ребенка к поиску.
Оснащенность техническими средствами давала возможность просматривать слайды, видеофильмы, слушать стихи, песни.
Виды деятельности:
- НОД: «Ворота пяти морей», « Чудеса истории», « Арка первого шлюза»
- Беседы: « Улица, на которой стоит детский сад», « Как строился канал».
- Презентация « Город на канале», фото- экскурсия « Старая Сарепта».
- Экскурсия по улице композитора Танеева.
- Лекция сотрудника музея – заповедника «Старая Сарепта».
- Продуктивная деятельность. (Альбом " Улица, на которой я живу"; выставка рисунков" Наш район глазами детей"; макеты " Арка первого шлюза", " Обелиск")
Подобранный материал и формы работы дали возможность детям закрепить знания практически: в игре, беседе, театрализованной деятельности, обыгрывании ситуаций. Именно в тех видах деятельности, в которых и происходит развитие и обучение дошкольников, в условиях интеграции всех образовательных областей.
Наблюдения за деятельностью детей в начале работы показали, что, несмотря на обилие предъявляемого детям материала о Волгограде, дети испытывают трудности в самостоятельном изложении. Я задалась вопросом: «Почему даже владея определенными знаниями, дети затрудняются в составлении связного рассказа о своей улице, своем городе»? Анализируя эту ситуацию, мы пришли к выводу, что у детей нет четкого алгоритма построения последовательного рассказа. Главными помощниками в этом вопросе стали родители, которые помогали ребятам не только составлять рассказ о своей улице или городе, но и записывали рассказы детей, подбирали фотографии и иллюстрации. Была проведена родительская гостиная " Память поколений", где родители и дети рассказывали о своих дедах и прадедах защищавших наш город. Сам процесс совместного поиска информации, оформления и представления своего труда вызвал массу положительных эмоций и детей, и у родителей. Такое сотрудничество способствовало формированию мотивации к познанию, творчеству, создавало в семье особо теплую атмосферу.
В ходе работы наблюдалась положительная динамика воспитания патриотических чувств у дошкольников. Таким образом, систематическая работа по воспитанию гражданско – патриотических чувств детей к своей малой Родине в условиях дошкольного образовательного учреждения имеет свои положительные результаты, а современное дошкольное учреждение выступает той социокультурной средой, создающей оптимальные условия для формирования у детей целостной «картины мира», воспитание патриотизма, основ гражданственности, а также интереса к своей « малой Родине».
Любовь к Родине — одно из самых мощных, возвышающих чувств. Она в полной мере проявилась сегодня в нашем обществе, когда Россия переживает мощную волну патриотизма. Победа на Олимпийских играх в Сочи, присоединение Крыма, поддержка народа братской Украины – все эти события навсегда останутся важнейшими вехами в отечественной истории, вехами подъема общероссийского патриотизма и национальной гордости, вехами возрождения Великой России!
Встает заря, светла и горяча.
И будет так вовеки нерушимо.
Россия начиналась не с меча,
И потому она непобедима!
Э.А.Асадов