Формирование патриотических чувств у старших дошкольников через изучение истории родного города.

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке.

И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское сердечко, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Современные дети мало знают о культурных традициях своего народа, города, часто проявляют равнодушие к близким людям, сверстникам.

Чтобы человек действительно чтил память предков, уважал Отечество, его надо таким воспитать.

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал.

В системе дошкольного образования проблема нравственно-патриотического воспитания обозначена как никогда остро.  Концепция дошкольного воспитания, Федеральный государственный образовательный стандарт, определили основные принципы этого направления - «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».  Сущность и содержание патриотического воспитания определяется и в Государственной Программе Патриотического воспитания граждан Российской Федерации до 2015 г.

        Проблема патриотического воспитания в условиях модернизации системы дошкольного образования направила нас на поиск современных подходов в решении данного вопроса. Ведь чтобы понятие «Родина» не стало абстрактным для детей, необходимо тщательно продумать процесс ознакомления детей с историческим и культурным прошлым и настоящим своей страны, родного города.

Целью нашей работы стало создание оптимальных условий для формирования нравственно – патриотических чувств у старших дошкольников. Осуществление комплексного подхода к воспитанию дошкольников в духе патриотизма, способствовать более углубленному изучению истории родного края, местным достопримечательностям.

Задачи:

Создавать условия для восприятия с

ведений об историческом прошлом

и культуре родного края;

Способствовать умению детей использовать различные источники краеведческой информации;

Формировать у детей умение вести посильную исследовательскую работу, собирать материалы, классифицировать, сопоставлять их;

Развивать навыки познавательной, творческой деятельности;

Воспитывать чувство патриотизма и уважения к своему народу, к его обычаям, традициям, языку.

Исходя, из поставленной  цели и задач был разработан план работы по темам:

1. Я люблю свой детский сад, и район где я живу.

2. История города.

3. Улицы родного города.

4. Символика.

5. Кто прославил свой город.

6. Мир природы.

Для работы по данной теме была создана предметно - развивающая среда. Тщательно продуманная среда развития сама побуждает детей к активности, исследованию, проявлению инициативы и творчества.

Учитывались и основные принципы построения развивающей среды.  Этому способствовали наблюдения, беседы, обсуждения, рассматривание иллюстраций, фотографий, альбомов.  Важно, чтобы информация, заложенная в среде, не обнаруживала себя сразу и полностью, а побуждала ребенка к поиску.

Оснащенность техническими средствами давала возможность просматривать слайды, видеофильмы, слушать стихи, песни.

Виды деятельности:

- НОД: «Ворота пяти морей», « Чудеса истории», « Арка первого шлюза»
- Беседы: « Улица, на которой стоит детский сад», « Как строился канал».
- Презентация « Город на канале», фото- экскурсия « Старая Сарепта».
- Экскурсия по улице композитора Танеева.
- Лекция сотрудника музея – заповедника «Старая Сарепта».
- Продуктивная деятельность. (Альбом " Улица, на которой я живу"; выставка рисунков" Наш район глазами детей"; макеты " Арка первого шлюза", " Обелиск")

Подобранный материал и формы работы дали возможность детям закрепить знания практически: в игре, беседе, театрализованной деятельности, обыгрывании ситуаций.  Именно в тех видах деятельности, в которых и происходит развитие и обучение дошкольников, в условиях интеграции всех образовательных областей.

Наблюдения за деятельностью детей в начале работы показали, что, несмотря на обилие предъявляемого детям материала о Волгограде, дети испытывают трудности в самостоятельном изложении. Я задалась вопросом: «Почему даже владея определенными знаниями, дети затрудняются в составлении связного рассказа о своей улице, своем  городе»?  Анализируя эту ситуацию, мы пришли к выводу, что у детей нет четкого алгоритма построения последовательного рассказа.  Главными помощниками в этом вопросе стали  родители, которые помогали ребятам не только составлять рассказ о своей улице или городе, но и записывали рассказы детей, подбирали фотографии и иллюстрации. Была проведена родительская гостиная " Память поколений", где родители и дети рассказывали о своих дедах и прадедах защищавших наш город. Сам процесс совместного поиска информации, оформления и представления  своего труда   вызвал массу положительных эмоций и детей, и у родителей. Такое сотрудничество способствовало формированию мотивации к познанию,  творчеству, создавало в семье особо теплую атмосферу.

В ходе работы наблюдалась положительная динамика воспитания патриотических чувств у дошкольников. Таким образом, систематическая работа по воспитанию гражданско – патриотических чувств детей к своей малой Родине в условиях дошкольного образовательного учреждения имеет свои положительные результаты, а современное дошкольное учреждение выступает той социокультурной средой, создающей оптимальные условия для формирования у детей целостной «картины мира», воспитание патриотизма, основ гражданственности, а также интереса к своей « малой Родине».

Любовь к Родине — одно из самых мощных, возвышающих чувств. Она в полной мере проявилась сегодня в нашем обществе, когда  Россия переживает мощную волну патриотизма. Победа на Олимпийских играх в Сочи, присоединение Крыма,  поддержка народа братской Украины  – все эти события навсегда останутся важнейшими вехами  в отечественной истории, вехами  подъема  общероссийского патриотизма и национальной гордости,  вехами возрождения  Великой России!

Встает заря, светла и горяча.

И будет так вовеки нерушимо.

Россия начиналась не с меча,

И потому она непобедима!

Э.А.Асадов