ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ И ГРАЖДАНСКОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ С РОДНЫМ КРАЕМ.

Н.Л. Киреева, учитель-логопед

Е.Ю. Леханова, воспитатель

МАДОУ детский сад №16,

г. Серов, Свердловская облсть.

Образовательный проект

«Мой дом, мой город, мой Урал»

Детство - каждодневное открытие мира и,

Поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего,
познанием человека и Отечества, их красоты и величия.
В.А. Сухомлинский.

Цель проекта: Формирование у дошкольников патриотических чувств и гражданственной принадлежности, как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности; оказание помощи каждому ребенку в благоприятном вхождении в современный мир; расширять знания детей об особенностях края, его истории, достопримечательностях, людях-тружениках.

Задачи:

Формировать любовь к родному городу и интерес к прошлому и настоящему Уральского края.

Развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, краю, стране.

Развивать бережное отношение к городу (достопримечательности, культура, природа).

Развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни; формировать бережное отношение к природе и всему живому.

Формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.

Воспитывать чувство гордости за своих земляков, уважение к труду

Серовчан

; за достижения страны, края; ответственность за все, что происходит в городе, сопричастность к этому.

Воспитывать у дошкольников эмоционально-положительное отношение к местам, где они родились и живут: к родному дому, семье, улице, городу, крае, стране.

Ожидаемые результаты

Развитие познавательной активности, отражение полученных знаний о городе Серове, крае Урале и стране России в детских видах деятельности.

Развитие потребности в деятельности на общую пользу (добрые дела и поступки).

Воспитание ответственности будущих граждан своего города, края, страны.

Механизм отслеживания результатов

Анализ детской деятельности (рассказы, стихи, загадки, пальчиковые игры о городе, крае, стране; рисунки, аппликация, лепка и конструирование; сюжетно-ролевые игры на общественную тематику; дидактические игры; создание мини- музея и коллекций).

Подходы к организации предметно-развивающей среды в группе.

Для создания предметно-развивающей среды в группе использовали:

Наборы предметных и сюжетных картинок по темам; детскую познавательную и художественную литературу; тематические папки (альбомы, конспекты занятий, наборы открыток, фотографии); предметы коллекционирования (календари, этикетки спичечных коробков, значки, магнитики); репродукции картин художников; дидактические игры по темам; картотеку загадок, стихов, пословиц и поговорок, народных примет; материал для диагностических игровых упражнений.

Поставленные задачи решались во всех видах детской деятельности: игровая, коммуникативная, трудовая, двигательная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная; через восприятие художественной литературы и посредством продуктивной деятельности, которые проходили в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, затем становились самостоятельной деятельностью дошкольников. Совместная деятельность проводилась с опорой на партнерскую позицию педагогов при партнерской форме организации, как в режимных моментах, так и в непосредственной образовательной деятельности.

Для выявления знаний о родном крае (сезонные изменения в природе, растительный и животный мир, знания об Урале) использовали диагностические пособия, беседы:

«Изучение знаний детей о временах года»;

«Что такое хорошо, что такое плохо» (степень

сформированности

положительного эмоционального отношения к природе);

«Подбери модели» (изучение знаний детей о животных и растениях);

«Кто (что) лишний? (

изучение

умения систематизировать и обобщать)

«Кто где живет?» (

птицы

, места их гнездования)

«Мое отношение к природе» (диагностика по проекционным картинкам)

«

Что ты знаешь о родном городе?»

(

беседа

, решение логических задач, создание проблемных ситуаций).

«Волшебное поле» (ориентировка в пространстве, работа со стрелочками)

Перспективный тематический план

Направления работы: природа Уральского края

Циклы занятий: «Разноцветная книга природы»

«Спасибо, мороз, что снега принес» (беседа о зимних явлениях в неживой природе, особенности уральской зимы).

«В лесу родилась елочка» (хвойные леса Урала).

Как звери и птицы проводят зиму в лесу.

«Ловись, рыбка, и мала и велика» (рыбы рек и озер – уральских водоемов).

Познавательное комплексное тематическое занятие «Знатоки птиц».

«Где бы муха ни летала, а к пауку попала» (о насекомых)

Итоговое занятие «Знай природу родного края»

«Красная книга Урала» - 2 занят

ия (растительный и животный мир

СеверногоУрала

)

«Через добрые дела можно стать юным экологом»

«Сохраним богатства леса»

Берегите первоцветы.

«Земля и ее обитатели»

Овощи и фрукты на нашем столе

За грибами и ягодами в лес пойдем.

Итоговое занятие в форме игры «Что? Где? Когда?»

С праздником, земля!

Культурно-историческая жизнь родного края.

«Город, в котором мы живем».

Путешествие по родному городу.

Мой город и его соседи.

Серов- город металлургов.

Серов знаменит спортсменами.

«Человек жив до тех пор, пока его помнят (Уральцы и

Серовчане

в годы войны).

Город улыбается.

«Народные фольклорные праздники»:

Народный праздник «

Осенины

»

В зимний холод всякий молод (зимние старинные

уральские

игры и забавы)

«Задоринки» (хороводные и подвижные игры уральских ребят).

Страницы истории» (история быта уральского народа).

Экскурсии в городской краеведческий музей.

«Разноцветные страницы детства»

Знакомство с творчеством Д.

Н.

Мамина-Сибиряка

, П.П. Бажова:

«Уральский сказочник» (занятие в детской библиотеке).

В гости к Хозяйке медной горы (занятие в городском краеведческом музее).

Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы Урала: «Добрых рук мастерство».

Уральская роспись (подносы, разделочные доски и др.)

Деревянное кружево (поделки из бересты, резьба по дереву).

Каслинское

литье

Занятия в городском краеведческом музее: «Из бабушкиного сундука» (Поэзия народного костюма)

Посещение выставок: «Радость творчества»: (изобразительное искусство руками детей).

С помощью родителей оформили развивающие игры для детей старшего дошкольного возраста:

Игра «Где находится памятник»

Цель: продолжать учить ориентироваться на карте- схеме города, закреплять знания о памятниках города.

Материал: карта-схема города Серова, флажки для обозначения памятных мест, фишки, фотографии памятных мест.

Игра «Узнай по описанию»

Цель: закреплять представления о достопримечательностях города Серова, активизировать мышление и воображение детей.

Игра «Знатоки Серова»

Цель: закреплять знания детей о родном городе, развивать память, воображение детей старшего дошкольного возраста.

Материал: разрезные картинки с видами города, фишки.

Игра «Кто подберет больше слов»

Цель: формировать быструю реакцию на слово, развивать умение подбирать подходящее по смыслу слово к памятным местам города Серова.

Игра «Так бывает»

Цель: учить детей рассказывать о городе, в определении которого указаны нетипичные признаки, развивать мышление и воображение детей.

Пальчиковая гимнастикаэкскурсия «По Серову мы идем…» (Составитель: учитель-логопед Киреева Н.Л)

По Серову мы идем ("шагают" по столу указательные и средние пальцы).

Вот -

вокзал

(загибают пальцы, начиная с большого).

А вот -

бассейн,

Тут-

стадион,

А вот

-

музей!

Это

- садик наш родной,

А рядом -

магазин

большой.

Сквер

красивый у

Дворца,

Вниз по ступенькам -

улица.

Есть

заводы, магазины

-

Разноцветные витрины.

Побежали, побежали -

В детский сад не опоздали! ("бегут" по столу пальчиками).

Вновь по городу идем, места родные узнаем:

ШКОЛЫ

, где детишек учат числа складывать, писать,

Книжки умные читать, и считать, и умножать.

ШКОЛЫ эти обязательные, средние, образовательные!

ШКОЛА,

где детишек учат кистью, краской рисовать

И на Выставку картины СЕРОВЧАНАМ выставлять.

Да не просто рисовать, а художником, чтоб стать!

В этой ШКОЛЕ,

как всегда, звучит музыка с утра,

ШКОЛА эта специальная, школа эта – музыкальная!

А эта

ШКОЛА

для сильных, выносливых и спортивных!

"Автобусное" путешествие по городу СЕРОВ (Составитель: учитель-логопед Киреева Н.Л)

Где автобусов - вокзал, назовём АВТОВОКЗАЛ,

И автобус каждый тут имеет собственный маршрут.

Пассажиры для удобства на остановках его ждут.

Я по улицам пройдусь- пешеходом назовусь.

Только сяду я в автобус - пассажиром становлюсь.

Маршрут цифрой обозначен.

Что же эта цифра значит?

На табличке ЕДИНИЧКА (1) - все поехали на "птичку",

Ласково мы так сказали - " ПТИЦЕФАБРИКУ" назвали.

С цифрой ДВА (2) автобус тот повёз рабочих на завод.

Работает народ там славный,

Завод зовётся " ФЕРРОСПЛАВНЫЙ"!

Вот подошел автобус бойко, на табличке цифра "ТРОЙКА"(3).

На вокзал маршрут ведет, к поездам народ везёт.

Будет путь немного долог, на ГРЭС поедем мы, в посёлок.

К остановке подойди и ЧЕТВЁРКУ (4) подожди.

В город к нам тепло идёт, там славно трудится народ

На МЕДЯНКИНО опять нас везёт автобус ПЯТЬ (5).

Если надо нам в "МИРАЖ"-магазин, иль в " АНТУРАЖ",

Вас автобус с цифрой ВОСЕМЬ (8) мы попросим подождать,

И по улице, по главной будем важно проезжать.

На поляну средь берёз большой автобус нас привёз,

Словно каменная птица стоит НОВАЯ БОЛЬНИЦА,

Вредно там больным скучать, их надо чаще навещать.

На маршруте с цифрой ДЕСЯТЬ(10) автобус удобный,

Он всех поместит.

В каждом городе вокзал для авто - автовокзал.

Здесь автобусы живут, пассажиров они ждут.

Город наш большой и славный,

На СЕВЕРНОМ УРАЛЕ - ГЛАВНЫЙ!

 

Прививать любовь к родным местам, к своей «малой родине» мы можем с самого раннего детства. Очень важно и нужно, чтобы ребенок видел, понимал, слышал, ощущал, чувствовал красоту природы, читал ее язык, берег богатства. Воспитывая ребенка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях родного края, мы помогаем ему установить положительные отношения с миром людей, миром природы и самим собой.

Литература.

1.Дзюбинский Л.И, Дзюбинская З.М. Свет над тайгой (очерки по истории металлургического завода им. А. К. Серова). – Екатеринбург: Уральское изд-во, 2001.

2.Дзюбинский Л.И. Серов. - Средне -Уральское изд-во, 1981.

3.Красная книга Свердловской области – Екатеринбург, 2008.

4.Лаврова С.А. Удивительный Урал - «Сократ», Екатеринбург, 2013.

5.Толстикова О.В. Мы живем на Урале: образовательная программа с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО». – 2013г.