ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ И ГРАЖДАНСКОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ С РОДНЫМ КРАЕМ.
Н.Л. Киреева, учитель-логопед
Е.Ю. Леханова, воспитатель
МАДОУ детский сад №16,
г. Серов, Свердловская облсть.
Образовательный проект
«Мой дом, мой город, мой Урал»
Детство - каждодневное открытие мира и,
Поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего,
познанием человека и Отечества, их красоты и величия.
В.А. Сухомлинский.
Цель проекта: Формирование у дошкольников патриотических чувств и гражданственной принадлежности, как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности; оказание помощи каждому ребенку в благоприятном вхождении в современный мир; расширять знания детей об особенностях края, его истории, достопримечательностях, людях-тружениках.
Задачи:
Формировать любовь к родному городу и интерес к прошлому и настоящему Уральского края.
Развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, краю, стране.
Развивать бережное отношение к городу (достопримечательности, культура, природа).
Развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни; формировать бережное отношение к природе и всему живому.
Формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.
Воспитывать чувство гордости за своих земляков, уважение к труду
Серовчан
; за достижения страны, края; ответственность за все, что происходит в городе, сопричастность к этому.
Воспитывать у дошкольников эмоционально-положительное отношение к местам, где они родились и живут: к родному дому, семье, улице, городу, крае, стране.
Ожидаемые результаты
Развитие познавательной активности, отражение полученных знаний о городе Серове, крае Урале и стране России в детских видах деятельности.
Развитие потребности в деятельности на общую пользу (добрые дела и поступки).
Воспитание ответственности будущих граждан своего города, края, страны.
Механизм отслеживания результатов
Анализ детской деятельности (рассказы, стихи, загадки, пальчиковые игры о городе, крае, стране; рисунки, аппликация, лепка и конструирование; сюжетно-ролевые игры на общественную тематику; дидактические игры; создание мини- музея и коллекций).
Подходы к организации предметно-развивающей среды в группе.
Для создания предметно-развивающей среды в группе использовали:
Наборы предметных и сюжетных картинок по темам; детскую познавательную и художественную литературу; тематические папки (альбомы, конспекты занятий, наборы открыток, фотографии); предметы коллекционирования (календари, этикетки спичечных коробков, значки, магнитики); репродукции картин художников; дидактические игры по темам; картотеку загадок, стихов, пословиц и поговорок, народных примет; материал для диагностических игровых упражнений.
Поставленные задачи решались во всех видах детской деятельности: игровая, коммуникативная, трудовая, двигательная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная; через восприятие художественной литературы и посредством продуктивной деятельности, которые проходили в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, затем становились самостоятельной деятельностью дошкольников. Совместная деятельность проводилась с опорой на партнерскую позицию педагогов при партнерской форме организации, как в режимных моментах, так и в непосредственной образовательной деятельности.
Для выявления знаний о родном крае (сезонные изменения в природе, растительный и животный мир, знания об Урале) использовали диагностические пособия, беседы:
«Изучение знаний детей о временах года»;
«Что такое хорошо, что такое плохо» (степень
сформированности
положительного эмоционального отношения к природе);
«Подбери модели» (изучение знаний детей о животных и растениях);
«Кто (что) лишний? (
изучение
умения систематизировать и обобщать)
«Кто где живет?» (
птицы
, места их гнездования)
«Мое отношение к природе» (диагностика по проекционным картинкам)
«
Что ты знаешь о родном городе?»
(
беседа
, решение логических задач, создание проблемных ситуаций).
«Волшебное поле» (ориентировка в пространстве, работа со стрелочками)
Перспективный тематический план
Направления работы: природа Уральского края
Циклы занятий: «Разноцветная книга природы»
«Спасибо, мороз, что снега принес» (беседа о зимних явлениях в неживой природе, особенности уральской зимы).
«В лесу родилась елочка» (хвойные леса Урала).
Как звери и птицы проводят зиму в лесу.
«Ловись, рыбка, и мала и велика» (рыбы рек и озер – уральских водоемов).
Познавательное комплексное тематическое занятие «Знатоки птиц».
«Где бы муха ни летала, а к пауку попала» (о насекомых)
Итоговое занятие «Знай природу родного края»
«Красная книга Урала» - 2 занят
ия (растительный и животный мир
СеверногоУрала
)
«Через добрые дела можно стать юным экологом»
«Сохраним богатства леса»
Берегите первоцветы.
«Земля и ее обитатели»
Овощи и фрукты на нашем столе
За грибами и ягодами в лес пойдем.
Итоговое занятие в форме игры «Что? Где? Когда?»
С праздником, земля!
Культурно-историческая жизнь родного края.
«Город, в котором мы живем».
Путешествие по родному городу.
Мой город и его соседи.
Серов- город металлургов.
Серов знаменит спортсменами.
«Человек жив до тех пор, пока его помнят (Уральцы и
Серовчане
в годы войны).
Город улыбается.
«Народные фольклорные праздники»:
Народный праздник «
Осенины
»
В зимний холод всякий молод (зимние старинные
уральские
игры и забавы)
«Задоринки» (хороводные и подвижные игры уральских ребят).
Страницы истории» (история быта уральского народа).
Экскурсии в городской краеведческий музей.
«Разноцветные страницы детства»
Знакомство с творчеством Д.
Н.
Мамина-Сибиряка
, П.П. Бажова:
«Уральский сказочник» (занятие в детской библиотеке).
В гости к Хозяйке медной горы (занятие в городском краеведческом музее).
Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы Урала: «Добрых рук мастерство».
Уральская роспись (подносы, разделочные доски и др.)
Деревянное кружево (поделки из бересты, резьба по дереву).
Каслинское
литье
Занятия в городском краеведческом музее: «Из бабушкиного сундука» (Поэзия народного костюма)
Посещение выставок: «Радость творчества»: (изобразительное искусство руками детей).
С помощью родителей оформили развивающие игры для детей старшего дошкольного возраста:
Игра «Где находится памятник»
Цель: продолжать учить ориентироваться на карте- схеме города, закреплять знания о памятниках города.
Материал: карта-схема города Серова, флажки для обозначения памятных мест, фишки, фотографии памятных мест.
Игра «Узнай по описанию»
Цель: закреплять представления о достопримечательностях города Серова, активизировать мышление и воображение детей.
Игра «Знатоки Серова»
Цель: закреплять знания детей о родном городе, развивать память, воображение детей старшего дошкольного возраста.
Материал: разрезные картинки с видами города, фишки.
Игра «Кто подберет больше слов»
Цель: формировать быструю реакцию на слово, развивать умение подбирать подходящее по смыслу слово к памятным местам города Серова.
Игра «Так бывает»
Цель: учить детей рассказывать о городе, в определении которого указаны нетипичные признаки, развивать мышление и воображение детей.
Пальчиковая гимнастика – экскурсия «По Серову мы идем…» (Составитель: учитель-логопед Киреева Н.Л)
По Серову мы идем ("шагают" по столу указательные и средние пальцы).
Вот -
вокзал
(загибают пальцы, начиная с большого).
А вот -
бассейн,
Тут-
стадион,
А вот
-
музей!
Это
- садик наш родной,
А рядом -
магазин
большой.
Сквер
красивый у
Дворца,
Вниз по ступенькам -
улица.
Есть
заводы, магазины
-
Разноцветные витрины.
Побежали, побежали -
В детский сад не опоздали! ("бегут" по столу пальчиками).
Вновь по городу идем, места родные узнаем:
ШКОЛЫ
, где детишек учат числа складывать, писать,
Книжки умные читать, и считать, и умножать.
ШКОЛЫ эти обязательные, средние, образовательные!
ШКОЛА,
где детишек учат кистью, краской рисовать
И на Выставку картины СЕРОВЧАНАМ выставлять.
Да не просто рисовать, а художником, чтоб стать!
В этой ШКОЛЕ,
как всегда, звучит музыка с утра,
ШКОЛА эта специальная, школа эта – музыкальная!
А эта
ШКОЛА
для сильных, выносливых и спортивных!
"Автобусное" путешествие по городу СЕРОВ (Составитель: учитель-логопед Киреева Н.Л)
Где автобусов - вокзал, назовём АВТОВОКЗАЛ,
И автобус каждый тут имеет собственный маршрут.
Пассажиры для удобства на остановках его ждут.
Я по улицам пройдусь- пешеходом назовусь.
Только сяду я в автобус - пассажиром становлюсь.
Маршрут цифрой обозначен.
Что же эта цифра значит?
На табличке ЕДИНИЧКА (1) - все поехали на "птичку",
Ласково мы так сказали - " ПТИЦЕФАБРИКУ" назвали.
С цифрой ДВА (2) автобус тот повёз рабочих на завод.
Работает народ там славный,
Завод зовётся " ФЕРРОСПЛАВНЫЙ"!
Вот подошел автобус бойко, на табличке цифра "ТРОЙКА"(3).
На вокзал маршрут ведет, к поездам народ везёт.
Будет путь немного долог, на ГРЭС поедем мы, в посёлок.
К остановке подойди и ЧЕТВЁРКУ (4) подожди.
В город к нам тепло идёт, там славно трудится народ
На МЕДЯНКИНО опять нас везёт автобус ПЯТЬ (5).
Если надо нам в "МИРАЖ"-магазин, иль в " АНТУРАЖ",
Вас автобус с цифрой ВОСЕМЬ (8) мы попросим подождать,
И по улице, по главной будем важно проезжать.
На поляну средь берёз большой автобус нас привёз,
Словно каменная птица стоит НОВАЯ БОЛЬНИЦА,
Вредно там больным скучать, их надо чаще навещать.
На маршруте с цифрой ДЕСЯТЬ(10) автобус удобный,
Он всех поместит.
В каждом городе вокзал для авто - автовокзал.
Здесь автобусы живут, пассажиров они ждут.
Город наш большой и славный,
На СЕВЕРНОМ УРАЛЕ - ГЛАВНЫЙ!
Прививать любовь к родным местам, к своей «малой родине» мы можем с самого раннего детства. Очень важно и нужно, чтобы ребенок видел, понимал, слышал, ощущал, чувствовал красоту природы, читал ее язык, берег богатства. Воспитывая ребенка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях родного края, мы помогаем ему установить положительные отношения с миром людей, миром природы и самим собой.
Литература.
1.Дзюбинский Л.И, Дзюбинская З.М. Свет над тайгой (очерки по истории металлургического завода им. А. К. Серова). – Екатеринбург: Уральское изд-во, 2001.
2.Дзюбинский Л.И. Серов. - Средне -Уральское изд-во, 1981.
3.Красная книга Свердловской области – Екатеринбург, 2008.
4.Лаврова С.А. Удивительный Урал - «Сократ», Екатеринбург, 2013.
5.Толстикова О.В. Мы живем на Урале: образовательная программа с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО». – 2013г.