МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШУРЫШКАРСКИЙ РАЙОН
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Теремок»
629643, ЯНАО, Тюменская область, Шурышкарский район, с.Овгорт, ул.Сынская,15,
тел (факс) 8 (34994) 67-2-13, dou_teremok70@mail.ru
Консультация для родителей детей
2 младшей группы
«Формирование речи ребенка в общении с окружающими его взрослыми».
Логопед: Макарова Н.С.
Ноябрь 2023 год
Формирование речи ребёнка в общении с окружающими его взрослыми.
Очень важно, чтобы мама и папа заботились о своевременном развитии речи детей, обращали внимание на ее чистоту и правильность.
Известно, чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли.
Ваш малыш будет иметь более широкие возможности в познании мира и в общении с друзьями.
Чем лучше речь, тем активнее происходит его психическое развитие. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на развитии и поведении ребенка.
Поэтому, милые мамы, папы, бабушки и дедушки!
Общайтесь с ребенком с первых минут его появления на свет правильно, следите за своим произношением, оно должно быть четким и чистым, а речь неторопливой.
Предметы надо называть правильно, не искажая слова, не имитируя речь детей. Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка. Многие родители часто задают нам вопрос: «Почему сын (или дочь) плохо говорят?»
Для развития речи большое значение имеет – состояние его высшей нервной деятельности, т.е. психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения), его физическое состояние.
Как помочь малышу в домашних условиях, когда вы видите, что он говорит мало, а дети его возраста говорят уже больше слов?
1. Разговаривайте с ребенком все свободное время, когда вы находитесь близко.
2. Поиграйте над развитием мышц, которые участвуют в артикуляции звука – это щеки. Надуйте щеки – сдуйте, втяните их, надуйте одну щечку, перенесите воздух в другую. Спойте песенку – звукоподражание волка, пропойте гласные звуки ааа, оооооо. Оближите губы- выполните упражнение вкусное варенье с ребенком, болтушку, покажите язык. Любое действие с артикуляционным аппаратом стимулирует речь.
3. Покупайте свистульки, вертушки, воздушные шарики, соломку для коктейля, чтобы дуть в воде, мыльные пузыри, и все, что заводится с помощью ветра. Делайте самолетики и запускайте их. Дуйте на бумажки, конфетные обертки, султанчики, листочки.
Так вы вырабатываете устойчивую воздушную струю, необходимую для формирования звука.
4. Говорите сами четко и правильно. Не спешите, речь должна быть произнесена в спокойном темпе.
5. Комментируйте его и свои действия. Например:
«Сейчас принесу одежду и мы будем одеваться на прогулку. Что ты оденешь: штаны или джинсы, красную или синюю футболку?».
Ребенок вынужден ответить словом, а не жестом, особенно если предметы одежды находятся в зоне его недосягаемости, на верхней полке шкафа. Побуждайте к речи «Мы одели футболку, джинсы, теперь будем обуваться! Принесем ботинки»
6. Занимайтесь пальчиковыми играми (речевая зона является частью двигательного центра в коре головного мозга, т. о. мышление находится на кончиках пальцев);
- играйте в мозаику, «лего», перебирайте фасоль, крупы, раскладывайте по цветам пуговицы, лепите из теста, пластилина любые поделки и т. п.
7. Делайте массаж рук, особенно ладошки и пальчики, несколько раз в день.
Купите «Су – джок» в аптеке, или любой массажный мячик и разминайте с их помощью пальчики малыша.
8. Будьте терпеливы, повторяйте по 5 раз новые слова и больше. Полотенце. Это полотенце. Чье полотенце, Колино полотенце. Красное полотенце. Это шорты, чьи шорты, новые шорты, Колины шорты, синие шорты.
9. Подкрепляйте любое занятие дома положительными эмоциями. Занимайтесь 10-15 минут, не больше, но 2-3- раза в день. Эти часы – для Вас! Прошло 15 минут, отдохните, переключите его на другое, сходите погулять.
10. Вызывайте речь на сильных эмоциях, например, если ребенок что-то просит, сделайте вид, что не понимаете, объясните ему, что надо попросить и как надо сказать, он повторит за вами.
11. Обратите внимание малыша, где «живет голосок».
Возьмите его на колени, прижмите к груди и спойте песенку. Ребенок почувствует вибрацию вашей грудной клетки – это голос. Когда вы молчите – голоса нет, когда поете или говорите – голос есть. Придумайте игру «Включи голосок»,
12. Развивайте произвольное внимание, память, мышление.
На развитие памяти: повторяйте, что делали с утра (например, умывались, завтракали, что ели на завтрак, с какой игрушкой играли). Что делали в саду?
13. Главное: занятия должны быть регулярными, всегда хвалите за успехи, если что-то сказал.
14. Читайте вслух стихи, сказки, потешки, пересказывайте сказки.
15. Организовывайте игры: например, возьмите 4-5 животных, одного оставьте, остальных спрячьте под платок,– кого не хватает? и т. д. Рассматривайте картинки, пойте песенки, играйте любимые игры.
Спасибо за внимание!!!