Выступление на методическом объединении учителей начальных классов на тему «Приёмы профилактики дисграфии в работе учителя начальных классов»
Дисграфия – это частичное специфическое нарушение формирования навыка письма, обусловленное недоразвитием высших психических функций. Данная патология проявляется в виде повторяющихся стойких ошибках на письме, для устранения которых необходимо специальное обучение.
Этиология
1. Патогенные факторы, которые воздействуют на всех стадиях развития организма (пренатальный, натальный и постнатальный периоды) (патология беременности, родов, асфиксии, травмы головного мозга, детские инфекционные заболевания).
2. Наследственные факторы, которые создают неблагоприятный фон, предрасполагающий к возникновению нарушений чтения и письма (задержка развития речи и т.д.).
3. Органические причины: повреждения корковых зон головного мозга, участвующих в процессах чтения и письма; запаздывание созревания этих систем головного мозга, нарушения их функционирования.
4. Функциональные повреждения: внутренние (например, длительные соматические заболевания) и внешние (неправильная речь окружающих, дефицит речевых контактов, двуязычие в семье (билингвизм), недостаточное внимание к речевому развитию ребенка со стороны взрослых, неблагоприятная обстановка в семье).
Кроме того факторы, задерживающие формирование психических функций, участвующих в процессе письма связаны и с процессом чтения, приводя к специфическим ошибкам при чтении (дислексия).
Симптоматика (проявления) дисграфии
Дисграфия, симптомы которой проявляются в стойких нарушениях письма.
К таким типичным ошибкам можно отнести:
искаженное написание букв;
замена прописных букв, имеющих графическое сходство, а также обозначающих фонетически сходные звуки;
искажение звукобуквенной структуры слова (перестановки, пропуски, добавления, персеверации (застревания) букв, слогов);
искажения структуры предложения (раздельное написание слова, слитное написание слов, контаминации (слияние частей слов в одно новое) слов);
аграмматизм на письме (неправильное употребление падежных окончаний существительных; неверное согласование в роде, числе; ошибки употребления глаголов; неправильное употребление предлогов, пропуски предлогов; ошибки в употреблении суффиксов). Аграмматизм сопровождается большим количеством ошибок орфографии, среди которых наиболее распространёнными являются следующие:
- ошибки в написании безударных гласных в корне и в окончаниях слов;
- ошибочное написание глухих или звонких согласных;
- ошибки в обозначении мягкости и твёрдости согласных на письме.
Виды дисграфии (по Р. И. Лалаевой)
1. Артикуляторно-акустическая, при которой наблюдаются нарушения звукопроизношения, при сохранном фонематическом слухе.
2. Дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания (акустическая), связанная с нарушением фонематического восприятия.
3. Дисграфия на основе нарушений языкового анализа и синтеза, связанная с нарушением данных операций.
4. Оптическая, в основе которой лежит нарушение зрительного гнозиса.
5. Аграмматическая, обусловленная недоразвитием лексико-грамматической стороны речи.
Профилактика дисграфии
Профилактика дисграфии - актуальная проблема в современных условиях. В настоящее время в школах все чаще встречаются дети с нарушениями письменной речи, в частности, с дисграфией. Потенциальными «дисграфиками» являются дети, у которых в дошкольном возрасте выявляются различные виды речевых недоразвитий.
Предупреждение нарушения письма – одно из важных направлений в деятельности учителя начальных классов.
С учетом классификации дисграфии, разработанной Раисой Ивановной Лалаевой, можно выделить приёмы по профилактике нарушений письма у детей младшего школьного возраста. (Слайд 6)
- Уважаемые коллеги, предлагаю перейти к практической части, выполнив упражнения по предупреждению дисграфии, которые вы можете использовать в своей работе.
I. Развитие фонематического восприятия (профилактика артикуляторно-акустической и акустической дисграфии)
Упражнение «Звуковая мозаика»
Цель: Развитие слухового и зрительного внимания, фонематических процессов.
Материал: Игровое поле (различного формата), фишки красного, синего или зелёного цвета (смотря какой звук «ловим»).
Задание Я буду называть слова, а вы внимательно слушаете и определяете наличие или отсутствие заданного звука в слове. Если в слове есть заданный звук (например: звук (П)), то вы кладете фишку в окошко на игровом поле, если звука нет, то оставляете окошко пустым. Игровое поле заполняется по рядам.
Слова: 1-й ряд - поезд, капуста, сноп; 2-й ряд – пух, баклажан, хлопок; 3-й ряд – попугай, банка, пушка.
А теперь внимательно посмотрите и узнайте, какую букву вы выложили. Или педагог называет букву, если идет знакомство с новой буквой.
II. Развитие языкового анализа и синтеза (профилактика дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза)
Цель: умение выделять заданные звуки в слове; выделение звука на фоне слова; вычленение звука в начале, в середине, в конце слова; определение количества, последовательности и места звука в слове; определение количество, последовательность и место слов в предложении.
Упражнение «Цепочка»
1. Вариант (на уровне звуков)
-Замените первый звук на любой другой, назовите новое слово.
- майка - зайка - …;
- чашка - кашка - ….
2. Вариант (на уровне слогов)
- Подбирайте слова, которые начинаются с последнего слога предыдущего слова.
- окно- нора- …;
- сова - ….
III. Профилактика оптической дисграфии
Формирование пространственного восприятия и представлений
1. Упражнение «Найди по схеме»
2. Графические диктанты
Развитие у детей зрительного восприятия и узнавания предметов
1. Нахождение фигур, предметов заданного цвета и формы, раскрашивание по заданию.
2. Ранжирование предметов по величине, размеру.
3. Зашумленные картинки по лексическим темам.
Развитие у детей зрительного восприятия и узнавания букв
1. Найти буквы, спрятанные на картинке. В данном упражнении надо найти 10 букв А – хорошо, 20 – отлично.
2. «Зачеркни неправильно написанные буквы, прочти слово»
3. «Слово стерлось»
4. «Слово растаяло»
IV. Профилактика аграмматической дисграфии
Основные направления работы по устранению предпосылок аграмматической дисграфии.
Для формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи проводится следующая работа:
1. Работа над словоизменением:
- образование множественного числа имен существительных;
- согласование прилагательных с существительными;
- согласование существительных с числительными.
2. Работа над словообразованием:
- образование существительных при помощи уменьшительных суффиксов;
- образование глаголов при помощи приставок;
- образование относительных прилагательных;
- образование притяжательных прилагательных;
- образование названий детенышей животных;
-подбор однокоренных слов.
3. Работа над предлогами (пониманием и употреблением предлогов, составление предложений по картинкам, сериям картинок, распространение и сокращение предложений).
4. Обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им.
5. Работа над предложением.
6. Развитие связной речи. Ведётся работа по обучению составлению описательных рассказов и совершенствованию навыков пересказа небольших текстов.
Дидактические игры, направленные на устранение предпосылок аграмматической дисграфии
Это такие хорошо известные упражнения как:
1.«Один-много» (цель: образование множественного числа существ. в Имен. и Родит. падежах) можно использовать картинки или играть, кидая мяч.
2.«Хвосты» (цель: образование притяжательных прилагательных по теме – «Дикие животные»).
3.«Рассказы в картинках» (цель: составление рассказа по серии связанных по смыслу картинок).
4.«Помоги сосчитать» (цель: согласование существительных с числительными 1, 2, и 5) можно использовать картинки или играть, кидая мяч.
5.«Помоги повару» (цель: образование относительных прилагательных по темам – «Фрукты», «Ягоды», «Овощи»).
6.«Волшебный паровозик» (цель: образование слов с помощью суффикса
- НИЦ-) (сахар-сахарница, хлеб-хлебница, перец-перечница и т. д.).
7.«Назови ласково» (цель: образование уменьшительно-ласкательного суффикса существительных по всем лексическим темам».
8.«Из чего мы сделаны» (цель: образование относительных прилагательных)стакан из стекла-стеклянный, кастрюля из металла-металлическая и т. д.
9.«Маленький, большой, огромный» (цель: образование слов с помощью суффикса –ИК-, -ИЩ-) котик – кот – котище…
10. Составление предложения по картинке, а под картинкой выкладывается схема.
11. Подбор предложений к данной графической схеме.
Развитие внимания, памяти и мелкой моторики – главные составляющие работы по профилактике дисграфии. Помимо развития сенсорных эталонов и развития навыков ориентировки в пространстве, необходимо развитие мышления, памяти, слухового и зрительного внимания.
Таким образом, применение данных приёмов, как средства профилактики дисграфии, создает условия для преодоления дефектов письма и формирует у детей базу для овладения школьными знаниями, умениями, навыками.
Чего нельзя делать?
Дети с дисграфией, как правило, имеют хорошую зрительную память. Поэтому ни в коем случае нельзя предлагать им упражнения, где требуется исправить ошибки, изначально допущенные. Выполнение подобных упражнений может пагубно сказаться (из-за той же зрительной памяти) и на учащихся, имеющих навык грамотного письма. НЕ ПРЕДЛАГАЙТЕ ДЕТЯМ ИСПРАВЛЯТЬ ОШИБКИ, НАУЧИТЕ ИХ НЕ ДЕЛАТЬ ОШИБОК.