Формы и методы экологического образования и воспитания в начальной школе как база для формирования социального здоровья обучающихся.

Михайлова Светлана Андреевна

В процессе становления современной концепции социального здоровья обучающихся экологическому образованию и экологическому воспитанию придается огромное значение, как средству оптимизации взаимодействия человека с природной средой.

Социализация ребенка происходит в деятельности, и закономерность этого процесса такова, что чем более активна деятельность обучающегося, тем интенсивнее протекает его развитие. Успешная деятельность, приносящая удовлетворение, является сильнейшим побудителем познавательного интереса.

Человек является участником историко-эволюционного процесса, выступающий носителем социальных ролей и обладающий возможностью выбора жизненного пути, в ходе которого им осуществляются преобразования природы, общества и самого себя.

Приоритетной целью современного начального образования является социализация личности ребенка. Эта цель достигается через гуманизацию процесса обучения, через создание устойчивого развития ребенка. Частью такого потенциала является и экологическое воспитание.

На современном этапе развития общества выделяется глобальная проблема экологического воспитания и образования. Человек - единственный экологический вид на Земле, который в процессе развития нарушает законы экологии.

Особое место на пути развития личности принадлежит этапу обучения в начальной школе. Это период, когда ребенка легче убедить, объяснить ему существующие в обществе экологические проблемы. В этом возрасте маленький человек более доверчив и впечатлителен, близок к природе, отмечается повышенная его любознательность. В период обучения в начальных классах ребенок учится учиться, и в этот период, стоит еще раз отметить, легче привить ему экологические знания, умения, научить любить природу, беречь ее.

Успех в социализации младших школьников через экологическое образование во многом зависит от того, в какой степени учитель побуждает интерес, стремление глубже познать окружающий мир и совершенствоваться во всех видах экологической деятельности.

Социализация ребенка происходит в деятельности, и закономерность этого процесса такова, что чем более активна деятельность обучающегося, тем интенсивнее протекает его развитие. Успешная деятельность, приносящая удовлетворение, является сильнейшим побудителем познавательного интереса.

На первых этапах в начальной школе наиболее целесообразны методы, которые анализируют и корректируют сложившиеся у школьников экологические ценностные ориентации, интересы и потребности. Используя детский опыт наблюдений и природоохранительной деятельности, учитель в ходе беседы с помощью фактов, цифр, суждений может вызвать эмоциональные реакции учащихся, формирует у них личное отношение к проблеме.

Я считаю, что включение детей в различные виды экологически ориентированной деятельности не только обогащает познание, но и содействует общему развитию ребенка, формированию его личностных качеств, а также развивает интеллектуальные способности, активность, самостоятельность. Интеграция различных форм деятельности, включенных в учебный процесс, помогает выявлению интересов, запросов, потребностей, склонностей обучающихся и способствует развитию устойчивой мотивации детей к познанию и творческой активности, что ведет к качественной социализации обучающихся.

Так, сотрудничество с Курским областным эколого-биологическим центром дает мне возможность решать задачи по формированию навыков учебно- исследовательской работы. Ведь именно на этапе формирования социального здоровья детей через экологическое образование особую роль приобретают методы, стимулирующие самостоятельную деятельность обучающихся.

Участие в исследовательской деятельности ставит ребенка в активную позицию деятельного субъекта, поскольку он сам генерирует идеи, инициирует деятельность, реализует свои творческие замыслы.

Большее внимание я уделяю таким методам обучения, как моделирование экологических ситуаций нравственного выбора, которые обобщают опыт принятия решений, формируют ценностные ориентации, развивают интересы и потребности школьников, мысленный эксперимент, природоведческий практикум, работа по экологическим проектам.

Обучающиеся детского объединения «Подружись с природой» выполнили исследовательские работы:

«Экологическое аудирование школы. Бумага»,

«Выгонка луковичных растений в условиях классной комнаты», «Экологическое аудирование школы. Вода».

«Дом моей мечты»,

«Изготовление флорариума»

«Выгонка томатов в условиях классной комнаты»

В процессе исследовательской деятельности я учу детей размышлять, прогнозировать, делать выводы, стараюсь формировать адекватную самооценку. Важно и то, что эта работа побуждает ребенка самостоятельно «добыть» и проанализировать информацию.

Активизируется потребность в выражении эстетических чувств и переживаний творческими средствами (рисунок, рассказ, стихи и т.п.). Искусство позволяет компенсировать преобладающее число логических элементов познания. Свойственный искусству синтетически подход к действительности, эмоциональность особенно важны для развития мотивов изучения и охраны природы (Постникова 1991: 44-47).

Совместные мероприятия, проводимые с эколого-биологическим центром, такие, как конкурс поделок из природного материала «Природа и фантазия», областной фотоконкурс «Мир в котором я живу», дают возможность детям познать красоту в окружающей действительности. Будит их творческие силы и ведет к нравственному совершенствованию, активизируя потребность в выражении эстетических чувств и переживаний творческими средствами (рисунок, поделка фотография.).

Социализация ребенка через экологическое образование начинается с внимательного взгляда каждого из нас на окружающий мир, со стремления глубже узнать его, понять свое место в нем и свою ответственность перед ним.

Я считаю, что решение этой задачи во многом упрощается, если она рассматривается через интеграцию с государственным Центрально-Черноземным биосферным заповедником им. профессора В.В. Алехина.

Дети с удовольствием участвуют в природоохранных акциях, организуемых заповедником:

« Покормите птиц!», «Дом для пернатых», «Соловьиная ночь»,

экологических конкурсах:

« Редким растениям жить!»,

« Мир заповедной природы».

Разнообразны экологические акции и в рамках международных традиционных «Маршей парков».

Участие обучающихся в природоохранной работе дает возможность расширять знания об окружающем мире, формировать круг умений и навыков, необходимых для самостоятельного активного и рационального общения с природой.

Опыт моей работы показал, что обучающиеся детского объединения «Подружись с природой» с удовольствием посещают краеведческий и археологический музеи. Дети принимают участие в конкурсных, игровых и познавательных программах.

Знакомство с землей наших предков, природой, приобщает обучающихся к миру общечеловеческих ценностей, экологической культуре и этике, способствует развитию исследовательской, созидательной и познавательной деятельности.

Для меня как для педагога стало открытием, что у детей, занимающихся в музейно-образовательном пространстве, более, чем у их сверстников, развито образное мышление, связная речь, они активнее и эмоциональнее, больше тянутся к театрализованным играм, чувствуют себя в необычной среде спокойней, уверенней и раскрепощенней.

Детям нравится театрализация. Они с огромным желанием принимают участие в инсценировании экологических сказок. Изготавливаются декорации, дружно пишется сценарий, актеры вживаются в роли. Репетиции проходят на большом эмоциональном подъеме, весело и дружно. Все стараются помочь, поддержать товарища. Все это создает на моих занятиях атмосферу творческой заинтересованности, в которой процесс познания нового является эмоционально увлекательным. А также способствует сплоченности детского коллектива и развитию у детей устойчивой мотивации к познанию и творчеству, что в свою очередь облегчает социализацию обучающихся. На суд зрителей были представлены мини-спектакли в рамках экотеатра:

- «Доктор Планет Планетович»;

- «Приключение Капитошки»;

- «Путешествие Капельки»;

- «Колобок»;

- «Как мальчик бабочку потерял».

Любовь к природе, бережное отношение к ее богатствам не приходит сразу. Это результат целенаправленной и кропотливой работы. И здесь приходит на помощь сотрудничество с Курским региональным отделением детской общественной организации «Миллион друзей», членами которой являются обучающиеся детского объединения «Натуралисты». Работа в детской организации дает возможность попробовать свои силы в различных видах деятельности. Это и проба пера (собственные стихи, рассказы, сочинения можно опубликовать в газете с одноименным названием - восемнадцать статей написано детской рукой), и изготовление поделок, создание творческих работ на темы «Мой домашний любимец», «Кэт-мода», и исполнение песен на экологическую тематику (конкурс «Миллион открытых сердец»).

«Миллион друзей» - это еще и интересные встречи, поездки, участие в форумах, к примеру, патриотический форум, посвященный победе в Курской битве, проведение экологических десантов, участие в природоохранной деятельности, выпуск методических сборников для педагогов и всех тех, кто интересуется экологией.

Детская организация «Миллион друзей» является инициатором проведения экологического проекта «Кубок Черноземья». В рамках этого проекта проходит много конкурсов, которые дают возможность почувствовать ситуацию успеха каждому ребенку. Кроме того, совместными итоговыми мероприятиями являются экологические фестивали, праздники, презентации проектов.

Детей привлекают атрибуты: галстук, футболка, значок, членские билеты и, конечно же, их включенность в игровую деятельность, где можно проявить себя, открыть грани своей личности.

В современный период развития общества успешное решение экономических, нравственных, природоохранных задач все больше зависит от социального здоровья подрастающего поколения. Важную роль в этом играют средства массовой информации. Печатное и устное слово, телевизионное изображение способны в кратчайшие сроки достигнуть самых отдаленных районов, проникнуть в любую социальную среду.

Очень важно, чтобы дети, участвуя в экологически ориентированных мероприятиях различного уровня, могли высказать в средствах массовой информации свое отношение к сохранению окружающей среды и объединению усилий для совместной деятельности по изучению, распространению и систематизации знаний и новейших достижений естественных наук.

Двенадцать номеров газеты «Миллион друзей», три выпуска журнала курских школьников «Родничок», две телевизионные передачи «Открытый урок», которые вышли в эфир на телевизионном канале «ТРК «Сейм»» - вот результат совместной деятельности обучающихся эколого-биологического отдела и городских средств массовой информации.

Опыт моей работы показал, что социализация младших школьников через экологическое образование можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Экологическое просвещение родителей – одно из крайне важных и в то же время одно из самых сложных направлений работы. Одна из первостепенных задач - привлечение взрослых членов семьи (даже бабушек и дедушек в большей степени, чем занятых пап и мам) к совместной деятельности. Младший и средний возраст детей – период, когда многие из родителей сами стремятся к контакту, сотрудничеству с педагогом, что очень важно для развития устойчивой социализации ребенка. Семья как среда формирования личности оказывает огромное значение и на формирование у ребенка основ экологической грамотности.

Я считаю, что работа с родителями при формировании социального здоровья детей младшего школьного возраста должна быть постепенным и непрерывным процессом.

На что следует обратить внимание? Прежде всего – на совместную деятельность детей и родителей, так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир. При подготовке к участию в конкурсах и акциях родители вместе с детьми собирают природный материал, мастерят кормушки, домики для животных, а для экоспектаклей - шьют костюмы, изготавливают декорации. Подобная совместная деятельность способствует эмоциональному сближению ребенка и взрослого, дает возможность маленькому человеку почувствовать себя «взрослым» (например, в ходе участия в природоохранной акции), а взрослому – лучше понять ребенка.

Во время наших совместных экскурсий, походов дети и взрослые проявляют качества и умения, которые не требуются в повседневных условиях (умение правильно развести костер, поставить палатку, вести себя как член единой команды.) Совместное времяпрепровождение создает особый эколого-ориентированный микроклимат в семье, способствующий развитию познавательного интереса и социализации ребенка в обществе.

Приобщение маленького человека к здоровому образу жизни на основе здорвьесберегающих технологий является одним из приоритетных направлений при работе над социализацией младших школьников.

И здесь важно объединение дополнительного образования, медицинских и образовательно-оздоровительных центров в единое интеграционное пространство, где каждое учреждение сохраняет свою специфику, при этом являясь одним из компонентов общей здоровьесберегающей педагогики.

Экскурсии, походы, занятия на свежем воздухе, знакомство с работой стоматологического кабинета в областной клинической больнице, участие в Дне здоровья, проводимого на базе оздоровительного центра им. Ульяны Громовой - все эти мероприятия направлены на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни и умений использовать полученные знания на практике.

А если ребенок здоров, то у него появляется желание мечтать, творить, созидать, возникают новые идеи, проекты, открытия, он становится полноправным, социально активным членом общества.

Под социализацией в педагогическом процессе исследователи понимают одну из сторон процесса развития и адаптации детей, в данном случае младшего школьного возраста, связанную с объединением в целое ранее разрозненных частей.

Вот я и объединила в своей деятельности по социализации детей младшего школьного возраста:

- эколого-биологический центр,

- Центрально-Черноземный биосферный заповедник им. В.В.Алехина,

- краеведческий и археологические музеи,

- региональную детскую общественную организацию «Миллион друзей»,

- экологический журнал курских школьников «Родничок»,

- телевизионный канал «ТРК «Сейм»»,

- медицинский центр Областная клиническая больница,

- детский оздоровительный центр имени Ульяны Громовой

в одно интеграционное пространство. И именно оно стало базой для различных форм экологически ориентированных мероприятий, которые явились средством социализации младших школьников .

На этапе формирования экологической проблемы особую роль приобретают методы, стимулирующие самостоятельную деятельность учащихся. Задания и задачи направлены на выявление противоречий во взаимодействии общества и природы, на формирование проблемы и рождение идей о пути ее решения с учетом концепции изучаемого предмета. Стимулируют учебную деятельность дискуссии, способствуя проявлению личного отношения учащихся к проблемам, знакомству с реальными местными экологическими условиями, поиску возможностей их решения (Деревянко, Савельева, Бабанский 1989: 40-44).

На этапе теоретического обоснования способов гармонического воздействия общества и природы учитель обращается к рассказу, который позволяет представить научные основы охраны природы в широких и разносторонних связях с учетом факторов глобального, регионального, локального уровней

Средством психологической подготовки школьников к реальным экологическим ситуациям выступают ролевые игры. Они строятся с учетом специфических целей предмета. Игра в воспитательном процессе - это сама жизнь, образная модель жизненных ситуаций, проекция на естественный процесс жизнедеятельности ребенка. Играя, ребенок приобретает разнообразный опыт взаимодействия с окружающим миром; выполняет вполне конкретную природоохранную работу; усваивает правила поведения в окружающей среде; становится добрым, чутким, отзывчивым на чужую беду. Игра обогащает личный опыт ребенка примерами позитивного взаимодействия с окружающей средой. Это крайне важно в современной ситуации, предоставляющей ребенку бесконечное множество негативных примеров. Игра интересна, увлекательна, игра насыщенна образами и наглядностью, которые остаются в детской памяти (Сайдакова 1993: 40-42).

Стремясь вызвать у школьников эмоциональные реакции, показать непривлекательность безответственных действий, учитель использует пример и поощрение. Наказание - это крайняя, исключительная мера воздействия на учащихся. Если данные методы воспитания будут использоваться на нужном этапе обучения, с учетом психологической подготовленности учеников и с учетом природных условий, то учитель может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность (Цветкова 1994: 265).

Чтобы научить ребенка видеть вокруг себя контрасты, сопереживать и размышлять, используются экологические сказки.

Большое воспитательно-образовательное значение имеют экскурсии и прогулки по экологической тропе. Экологическая тропа - это разновидность "учебных троп природы", которые стали активно создаваться в последние годы. Цель создания такой тропы - обучение детей на примере конкретных природных объектов, общение с природой, воспитание бережного отношения к ней. На прогулках по экологической тропинке детей учат фиксировать красивый пейзаж, одиноко стоящее деревце и затем, придя в группу, сделать зарисовку и составить рассказ по своему рисунку. Большое значение в экологическом воспитании детей придается проведению наблюдений на прогулке. Эта работа не только развивает наблюдательность детей, но и побуждает их делать выводы о тех или иных явлениях, происходящих в живой и неживой природе, развивая логическое мышление и разговорную речь ребенка. Детям экскурсии по экологической тропинке приносят большую радость и удовольствие, здесь закладывается любовь к природе.

Любить природу может лишь тот, кто ее знает и понимает, кто умеет видеть ее. Чтобы человек научился этому, прививать любовь к природе надо с самого раннего детства. При взаимодействии с окружающей средой у детей расширяется кругозор, приобретаются новые знания, воспитываются духовные, нравственные и волевые качества, такие, как дружба и взаимопомощь, взаимное доверие, настойчивость, выдержка, коллективизм. Развиваются двигательные навыки и укрепляется здоровье, изучаются правила поведения в окружающем природно-предметном мире. Чтобы сформировать у детей сознательное отношение к природе, необходимо продуманно использовать окружающую природную и предметную среду, показывать взаимосвязь растений и животных с внешними условиями, их приспособленность к среде обитания, зависимость жизни и состояния организма от воздействия внешних фактов, деятельности человека.

Таким образом, правильно спланированная работа ведет к тому, что дети становятся добрее, умеют сопереживать, радоваться, волноваться, овладевают навыками ухода за растениями и птицами.

Проектные виды экологически ориентировочной деятельности, как база для формирования социального здоровья обучающихся.

В процессе становления современной концепции социального здоровья обучающихся экологическому образованию и экологическому воспитанию придается огромное значение, как средству оптимизации взаимодействия человека с природной средой.

Социализация ребенка происходит в деятельности, и закономерность этого процесса такова, что чем более активна деятельность обучающегося, тем интенсивнее протекает его развитие. Успешная деятельность, приносящая удовлетворение, является сильнейшим побудителем познавательного интереса.

Уже 8 лет в школе активно работает и развивается детское объединение эколого-биологической направления «Подружись с природой».

Если изначально это были просто несколько детских объединений работающих на базе школы№49, то теперь благодаря активной поддержке, сотрудничеству учителей школы – это стало мощным экологическим направлением работы данной школы.

Вся начальная школа принимает участие в городском экологическом марафоне. Все обратили внимание на наши замечательные выставки детского творчества. Возле них с любопытством останавливаются и учителя, и дети, и конечно же родители, оценивая результаты своего труда, потому, что это не секрет, что родители помогают детям, и это важно так, как совместное время провождения, сплачивает семью.

Совершенно случайно, проводя психологические исследования с одним из детей Натальи Сергеевны, девочка написала выставки. Мама и папа мне помогают и мы все вместе.

Хочется отметить, что нашу работу увидели и оценили в городе. В этом году два экологических проекта стали победителями городского конкурса экологических проектов «Зеленая школа».

«Выгонка луковичных растений». Стоит обратить внимание на то, что каждый год к 8 марта зацветают подоконники по всей начальной школе. И дети с удовольствием дарят плоды своих трудов учителям. Нам кажется это привычным и обыденном. Но когда в этом году заместитель декана КГУ Марина Павловна Зайковская попросила показать студентом занятие по внеурочной деятельности, то выбор пал на закладку луковичных для выгонки. На столах были разложены большое количество подручного материала, это и грунт и песок, дренаж, опилки и занятии проводилось в октябре месяце у первоклассников.

В марте месяце дети подсказали, что надо поздравить наших гостей. Это высший пилотаж, такое не делают нигде. Получается это визитная карточка нашей школы.

Кроме того каждый год первоклассники работают над проектом «Определение условий для выгонки луковичных растений»,

проект «Дом моей мечты» был осуществлен в 2012 году и очень понравился детям, поэтому в этом году мы решили его продолжить.

Но стоит сказать и о другом проекте, который занял 1 место в городском конкурсе «Зеленая школа», это флорариум. В прошлом году ребята с любовью изготовили флорариумы для своих учителей и очень приятно, что они растут и сейчас.

Первый год мы пробуем посадку необычных помидоров, домашних, что это получится, не знаю, может выльется еще в какое-нибудь исследование.

А вообще ребята дружно ухаживают за растениями, как девочки, так и мальчики, кроме того, очень любят играть с братьями нашими меньшими, пусть и в виде игрушек.

Учитывая, то, что я уже практически два года работаю психологом в начальной школе, хочется поделиться очень интересным открытием. Детей я рассматриваю, не только с точки зрения социализации, но и с точки зрения адаптации. В прошлом году, в этом, будущие первоклассники.

Хочется отметить, что все дети, занимающиеся в детском объединении «Подружись с природой» ходят на занятия с удовольствием.

Я считаю, что включение детей в проектные виды экологически ориентированной деятельности не только обогащает познание, но и содействует общему развитию ребенка, формированию его личностных качеств, а также развивает интеллектуальные способности, активность, самостоятельность. Интеграция различных видов деятельности, включенных в учебный процесс, помогает выявлению интересов, запросов, потребностей, склонностей детей, а также способствует развитию социального здоровья обучающихся.

информации свое отношение к сохранению окружающей среды и объединению усилий для совместной деятельности по изучению, распространению и систематизации знаний и новейших достижений естественных наук.=

Двенадцать номеров газеты «Миллион друзей», три выпуска журнала курских школьников «Родничок», две телевизионные передачи «Открытый урок», которые вышли в эфир на телевизионном канале «ТРК «Сейм»» - вот результат совместной деятельности обучающихся детского объединения «Подружись с природой».

Опыт моей работы показал, что экологическое образование обучающихся можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи, которая способствует укреплению социального здоровья ребенка.

Приобщение ребенка к здоровому образу жизни на основе здорвьесберегающих технологий является одним из приоритетных направлений деятельности по социализации молодого поколения.

Экскурсии, походы, занятия на свежем воздухе, участие в Дне здоровья, проводимого на базе оздоровительного центра им. Ульяны Громовой - все эти мероприятия направлены на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни и умений использовать полученные знания на практике.

А если ребенок здоров, то у него появляется желание мечтать, творить, созидать, возникают новые идеи, проекты, открытия, которые способствуют развитию устойчивой мотивации к познанию и творчеству.

Под интеграцией в педагогическом процессе исследователи понимают одну из сторон процесса развития, связанную с объединением в целое ранее разрозненных частей.

Вот я и объединила в своем проекте эколого-биологический центр, Центрально-Черноземный биосферный заповедник им. В.В.Алехина, краеведческий и археологические музеи, региональную детскую общественную организацию «Миллион друзей», экологический журнал курских школьников «Родничок», телевизионный канал «ТРК «Сейм»», медицинский центр Областная клиническая больница, детский оздоровительный центр имени Ульяны Громовой в одно интеграционное пространство. И именно оно стало базой для различных экологически ориентированных мероприятий, которые явились средством развития у детей устойчивой мотивации к познанию и творчеству.

Таким образом, гипотезу о том, что, совместные экологически ориентированные мероприятия являются средством развития устойчивой мотивации к познанию и творчеству можно считать доказанной.

Об устойчивой мотивации детей к познанию и творчеству свидетельствуют такие показатели моей работы, как:

- нет проблем с комплектованием детского объединения «Натуралисты»;

- отсутствие оттока детей;

- высокий престиж детского объединения «Натуралисты» в школе, микрорайоне, городе;

- наличие социального заказа на данный вид образовательных услуг;

- высокий уровень активности родителей ( анкетирование показало, что 74% родителей обучающихся участвуют в работе детского объединения ).

- рост числа детей, занимающихся исследовательской деятельностью с 45% до 92%.

- увеличилось число участников городских, областных, всероссийских конкурсов детского творчества;

- хорошая и отличная успеваемость обучающихся детского объединения « Натуралисты» по предмету «Окружающий мир».

Развитие личностных качеств у детей:

- потребность в расширении экологических знаний;

- готовность участвовать в экологически ориентированной деятельности;

- способность к самостоятельному выбору объектов приложения сил.

Проект был задуман и осуществлен как длительный. В нем могут принимать участие детские объединения разных возрастных групп. Кроме того интеграция предусматривает возможность слияния, в работе над данным проектом, детских объединений нескольких отделов Дворца детского творчества. Данный проект адаптирован и имеются все необходимые условия для его реализации.

В ходе реализации проекта я пришла к выводу, что дополнительное образование уникальная сфера развития мотивации ребенка к познанию и творчеству.