* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} h1 {font-size: 14pt; color: #365F91; font-weight: bold;} .Book Title {font-weight: bold; font-variant: small-caps;} .No Spacing {margin-bottom: 0pt;} .Заголовок 1 Знак {font-size: 14pt; color: #365F91; font-weight: bold;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .Balloon Text {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;} .Текст выноски Знак {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;}

Фронтальное логопедическое занятие в подготовительной группе с ТНР

по теме

«Дикие животные Ленинградской области»

Цель: закреплять знания о диких животных, проживающих в Ленинградской области.

Задачи.

Koppeкциoннo-paзвивaющиe цeли: paзвивaть зpитeльнoe и cлyхoвoe внимaниe, пaмять дeтeй, cтвeнныe cпocoбнocти дeтeй, общую и мелкую моторику.

Коррекционно-образовательные цели: развивать словарный запас, развивать умение составлять рассказ по схеме, развивать умение отвечать на вопросы и строить распространенные предложения, закреплять умение выполнять слоговой анализ слов.

Kоppeкциoннo-вocпитaтeльныe цeли: вocпитывaть в дeтях ycидчивocть, дoбpoжeлaтeльнocть, бepeжнoe oтнoшeниe к пpиpoдe, к живoтному миру, уважение к своей малой родине.

Оборудование: игрушка Незнайка, фигурки диких животных в мешочке (среди лесных зверей есть звери из жарких стран), шаблоны диких животных, мнемотаблица для составления рассказа о животном, листья деревьв с прикрепленными к ним изображениями диких животных, иллюстрации осени (ранней, золотой, поздней), иллюстрация листопада, мяч, стол, переносная магнитная доска, магниты, экран с проектором.

Ход занятия

I. Органзационный момент. Запдание на концентрацию внимания.(ухо-нос).

Логопед приглашает детей на ковер. Предлагает вспомнить, в какой местности мы живем, вспоминая домашний адрес (На экране фотография природы Ленинградской области). В какой области?

Ответы детей. Помощь логопеда, если дети затрудняются.

(В Ленинградской).

Логопед. Какая природа в нашей местности?

Ответы детей. Леса, болота, озера, реки. (логопед помогает). Изображения на экране.

Логопед. Молодцы! А кто живет в наших лесах?

Ответы детей. Названия животных или обобщающее понятие (дикие животные) Вместе выводят ответ.

Логопед. Посмотрите, кто к вам пришел в гости?

Ответы детей. (Незнайка-игрушка)

Логопед. Давайте научим Незнайку делать упражнения для языка. (Логопед с детьми выполняют упражнения, которые уже научились выполнять : «Вкусное варенье», «Часики», «Лопатка-иголочка», «Грибок», «Лошадка», «Чашечка»)

Дыхательная гимнастика. Пофыркаем как ежик: «Ф-ф-ф-..» Вдох через нос, живот надуть. Прерывистый выдох, живот сдуваем.

Чистоговорка.

Чистоговорки Су-су-су – мы увидели лису Жа-жа-жа – есть иголки у ежа. Ла -ла-ла – в лесу белка жила. Ся-ся-сяв чаще видели лося. Олк-олк-олк – в логове зимует волк. Сы-сы-сы – скачет зайка от лисы. Ведь-ведь-ведь – спит зимой медведь

Логопед. Незнайка что-то нам принес (заглядывает в мешочек, но ничего не говорит детям).

Логопед. Давайте спросим у Незнайки.

Вместе. Незнайка, что ты нам принес?

Незнайка. Я узнал, что вы живете в Ленинградской области и принес для вас лесных животных. Хотите их увидеть?

Дети соглашаются. Незнайка достает из мешочка лесных зверей, называет их и выставляет на стол. Среди лесных животных попадаются животные из жарких стран.

Логопед обращается к детям. Все правильно сделал Незнайка? Что не так?

Ответы детей. Логопед помогает. Убирают лишних животных.

Логопед предлагает детям помочь Незнайке и рассказать ему о животных, живущих в лесах Ленинградской области.

Дети соглашаются и логопед зовет детей пойти на экскурсию в лес.

II. Основная часть. Речь с движениями.

               1)        Утром мы во двор идем, ( обычный шаг на месте)

                       Листья сыплются дождем,(руки вверх, пальцы растопыриваются, вибрация кистями руки наверху-внизу)

                       Под ногами шелестят (шаркающие движения ногами, как –будто ходьба по листве)

                       И летят, летят, летят…  (кружатся на месте, у на носочках)

Логопед. О чем это стихотворение, о каком явлении природы (О ЛИСТОПАДЕ). Выставляется иллюстрация.(на экране)

Дети. О листопаде.

Логопед. Как вы понимаете, что это такое?

Дети. Это когда на землю с деревьев падают листья.

Логопед. Когда такое явление природы происходит?.В какое время года?

Дети. Это бывает осенью.

Логопед. Назовите осенние месяцы. Какая у нас разная осень?

Дети. Сентябрь, октябрь, ноябрь. Ранняя, золотая, поздняя.(выставляется иллюстрация на экране)

Логопед. Молодцы! Мы с вами зашли в лес и у нас под ногами лежат …..

Дети. Листья.

2) Логопед раскладывает на ковер листья, на обратной стороне которых прикреплены изображения лесных зверей. Предлагает каждому ребенку взять один лист и посмотреть на него с обратной стороны.

Логопед. У вас на каждый листочек прикреплено изображение зверя. Кому, кто попался, нужно назвать?

Логопед называет каждого ребенка и просит сказать по образцу. Первым начинает логопед.

Логопед. Мне попался… В этом слове …слогов. Прохлопывает слово.

Дети повторяют по инструкции.

Молодцы!

3) Логопед предлагает детям присесть на стульчики, чтобы рассказать Незнайке о лесных зверях.

Логопед выставляет на магнитную доску (или на экране) схему рассказа (мнемотаблицу). Объясняет смысл схематических изображений.

Логопед. Кто хочет начать и рассказать о своем животном?

Дети отвечают. Логопед помогает, подсказывает.

Выслушиваем несколько детей. (Следить за временем)

Логопед (обращается к Незнайке) понял теперь, какие звери живут в лесах Ленинградской области.

Незнайка благодарит детей.

4) Если есть время, то проводится игра с мячом «Исправь ошибку» а коврике.

Логопед бросает мяч каждому ребенку и говорит неверное по смыслу предложение. Предлагает детям сказать предложение правильно.

- Белка - хищное животное.

-Заяц – охотится за лисой.

- Волк спит в берлоге.

- Медведь складывает свои припасы в дупле.

- Еж осенью сбрасывает свои иголки.

- Лиса спит всю зиму.

- Рысь не умеет лазать по деревьям.

- Осенью медведь просыпается и выходит из берлоги.

- У лосихи етеныш лисенок.

- Осенью в лесу громко поют птицы.

- Жилище у волка дупло.

- У зайца в лесу есть свой дом.

- Осенью у лосей вырастают рога

- Бобры не любят воду, боятся ее.

-Енот впадает в спячку на всю зиму, как медведь.

- Рысь очень медленная, неторопливая.

- Барсук зимой ищет себе пропитание.

III.Итог занятия. Рефлексия. Логопед. Что сегодня делали? Что нового узнали?

Дети отвечают……Рассказывали Незнайке о лесных животных Ленинградской области.

Узнали, что в Ленинградской области живет много разных зверей. (и другие ответы)

Дыхательная гимнастика на удлинение речевого выдоха. Дети вместе с логопедом произносят предложения, наращивая количество слов. Дети повторяют за логопедом

- Медведь.

- Хищный медведь.

- Хищный медведь живет.

-Хищный медведь живет в лесу.

-Хищный медведь живет в дремучем лесу.

- Хищный медведь с медвежонком живет в дремучем лесу.

Логопед. Незнайка приготовил для вас сюрприз.- трафареты животных для рисования.

Благодарят Незнайку и прощаются с ним.

Логопед. Спасибо, ребята! Вы были молодцы. Помогли Незнайке. Он тоже для вас принес подарок. Это трафареты животных. Что такое трафареты?

Ответы детей.