Фронтальное логопедическое занятие в подготовительной группе с ТНР
по теме
«Дикие животные Ленинградской области»
Цель: закреплять знания о диких животных, проживающих в Ленинградской области.
Задачи.
Koppeкциoннo-paзвивaющиe цeли: paзвивaть зpитeльнoe и cлyхoвoe внимaниe, пaмять дeтeй, yмcтвeнныe cпocoбнocти дeтeй, общую и мелкую моторику.
Коррекционно-образовательные цели: развивать словарный запас, развивать умение составлять рассказ по схеме, развивать умение отвечать на вопросы и строить распространенные предложения, закреплять умение выполнять слоговой анализ слов.
Kоppeкциoннo-вocпитaтeльныe цeли: вocпитывaть в дeтях ycидчивocть, дoбpoжeлaтeльнocть, бepeжнoe oтнoшeниe к пpиpoдe, к живoтному миру, уважение к своей малой родине.
Оборудование: игрушка Незнайка, фигурки диких животных в мешочке (среди лесных зверей есть звери из жарких стран), шаблоны диких животных, мнемотаблица для составления рассказа о животном, листья деревьв с прикрепленными к ним изображениями диких животных, иллюстрации осени (ранней, золотой, поздней), иллюстрация листопада, мяч, стол, переносная магнитная доска, магниты, экран с проектором.
Ход занятия
I. Органзационный момент. Запдание на концентрацию внимания.(ухо-нос).
Логопед приглашает детей на ковер. Предлагает вспомнить, в какой местности мы живем, вспоминая домашний адрес (На экране фотография природы Ленинградской области). В какой области?
Ответы детей. Помощь логопеда, если дети затрудняются.
(В Ленинградской).
Логопед. Какая природа в нашей местности?
Ответы детей. Леса, болота, озера, реки. (логопед помогает). Изображения на экране.
Логопед. Молодцы! А кто живет в наших лесах?
Ответы детей. Названия животных или обобщающее понятие (дикие животные) Вместе выводят ответ.
Логопед. Посмотрите, кто к вам пришел в гости?
Ответы детей. (Незнайка-игрушка)
Логопед. Давайте научим Незнайку делать упражнения для языка. (Логопед с детьми выполняют упражнения, которые уже научились выполнять : «Вкусное варенье», «Часики», «Лопатка-иголочка», «Грибок», «Лошадка», «Чашечка»)
Дыхательная гимнастика. Пофыркаем как ежик: «Ф-ф-ф-..» Вдох через нос, живот надуть. Прерывистый выдох, живот сдуваем.
Чистоговорка.
Чистоговорки Су-су-су – мы увидели лису Жа-жа-жа – есть иголки у ежа. Ла -ла-ла – в лесу белка жила. Ся-ся-ся – в чаще видели лося. Олк-олк-олк – в логове зимует волк. Сы-сы-сы – скачет зайка от лисы. Ведь-ведь-ведь – спит зимой медведь
Логопед. Незнайка что-то нам принес (заглядывает в мешочек, но ничего не говорит детям).
Логопед. Давайте спросим у Незнайки.
Вместе. Незнайка, что ты нам принес?
Незнайка. Я узнал, что вы живете в Ленинградской области и принес для вас лесных животных. Хотите их увидеть?
Дети соглашаются. Незнайка достает из мешочка лесных зверей, называет их и выставляет на стол. Среди лесных животных попадаются животные из жарких стран.
Логопед обращается к детям. Все правильно сделал Незнайка? Что не так?
Ответы детей. Логопед помогает. Убирают лишних животных.
Логопед предлагает детям помочь Незнайке и рассказать ему о животных, живущих в лесах Ленинградской области.
Дети соглашаются и логопед зовет детей пойти на экскурсию в лес.
II. Основная часть. Речь с движениями.
1) Утром мы во двор идем, ( обычный шаг на месте)
Листья сыплются дождем,(руки вверх, пальцы растопыриваются, вибрация кистями руки наверху-внизу)
Под ногами шелестят (шаркающие движения ногами, как –будто ходьба по листве)
И летят, летят, летят… (кружатся на месте, у на носочках)
Логопед. О чем это стихотворение, о каком явлении природы (О ЛИСТОПАДЕ). Выставляется иллюстрация.(на экране)
Дети. О листопаде.
Логопед. Как вы понимаете, что это такое?
Дети. Это когда на землю с деревьев падают листья.
Логопед. Когда такое явление природы происходит?.В какое время года?
Дети. Это бывает осенью.
Логопед. Назовите осенние месяцы. Какая у нас разная осень?
Дети. Сентябрь, октябрь, ноябрь. Ранняя, золотая, поздняя.(выставляется иллюстрация на экране)
Логопед. Молодцы! Мы с вами зашли в лес и у нас под ногами лежат …..
Дети. Листья.
2) Логопед раскладывает на ковер листья, на обратной стороне которых прикреплены изображения лесных зверей. Предлагает каждому ребенку взять один лист и посмотреть на него с обратной стороны.
Логопед. У вас на каждый листочек прикреплено изображение зверя. Кому, кто попался, нужно назвать?
Логопед называет каждого ребенка и просит сказать по образцу. Первым начинает логопед.
Логопед. Мне попался… В этом слове …слогов. Прохлопывает слово.
Дети повторяют по инструкции.
Молодцы!
3) Логопед предлагает детям присесть на стульчики, чтобы рассказать Незнайке о лесных зверях.
Логопед выставляет на магнитную доску (или на экране) схему рассказа (мнемотаблицу). Объясняет смысл схематических изображений.
Логопед. Кто хочет начать и рассказать о своем животном?
Дети отвечают. Логопед помогает, подсказывает.
Выслушиваем несколько детей. (Следить за временем)
Логопед (обращается к Незнайке) понял теперь, какие звери живут в лесах Ленинградской области.
Незнайка благодарит детей.
4) Если есть время, то проводится игра с мячом «Исправь ошибку» :На коврике.
Логопед бросает мяч каждому ребенку и говорит неверное по смыслу предложение. Предлагает детям сказать предложение правильно.
- Белка - хищное животное.
-Заяц – охотится за лисой.
- Волк спит в берлоге.
- Медведь складывает свои припасы в дупле.
- Еж осенью сбрасывает свои иголки.
- Лиса спит всю зиму.
- Рысь не умеет лазать по деревьям.
- Осенью медведь просыпается и выходит из берлоги.
- У лосихи -детеныш лисенок.
- Осенью в лесу громко поют птицы.
- Жилище у волка дупло.
- У зайца в лесу есть свой дом.
- Осенью у лосей вырастают рога
- Бобры не любят воду, боятся ее.
-Енот впадает в спячку на всю зиму, как медведь.
- Рысь очень медленная, неторопливая.
- Барсук зимой ищет себе пропитание.
III.Итог занятия. Рефлексия. Логопед. Что сегодня делали? Что нового узнали?
Дети отвечают……Рассказывали Незнайке о лесных животных Ленинградской области.
Узнали, что в Ленинградской области живет много разных зверей. (и другие ответы)
Дыхательная гимнастика на удлинение речевого выдоха. Дети вместе с логопедом произносят предложения, наращивая количество слов. Дети повторяют за логопедом
- Медведь.
- Хищный медведь.
- Хищный медведь живет.
-Хищный медведь живет в лесу.
-Хищный медведь живет в дремучем лесу.
- Хищный медведь с медвежонком живет в дремучем лесу.
Логопед. Незнайка приготовил для вас сюрприз.- трафареты животных для рисования.
Благодарят Незнайку и прощаются с ним.
Логопед. Спасибо, ребята! Вы были молодцы. Помогли Незнайке. Он тоже для вас принес подарок. Это трафареты животных. Что такое трафареты?
Ответы детей.