ФИО, должность (можно написать и должность и, что магистрант) магистрант
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ И КОРРЕКЦИИ СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Аннотация. В статье рассмотрены вопросы коррекции стертой дизартрии у детей. Дается анализ подходов к изучению данного речевого нарушения. Описываются классификации стертой дизартрии. Подчеркивается значимость исследования и построения коррекционной работы на основе междисциплинарного подхода. Раскрываются этапы логопедической коррекции.
Ключевые слова: стертая дизартрия, междисциплинарный подход, неврологическое обследование, логопедическое обследование, компенсация речевого дефекта.
Проблема возникновения у детей стертой дизартрии крайне сложна и неоднозначна.
Впервые вопрос о нетипичных нарушениях произношения, для коррекции которых необходимы длительные занятия, был поставлен во второй половине XIX века Г. Гутцманом, который отметил общие признаки таких расстройств, проявлявшихся в «смытости, стертости артикуляции». В 1879 году А. Куссмаулем был детально описан ряд форм расстройств речи, среди которых он изучил особый род нарушений звукопроизношения у детей и назвал их «дизартрия». Им были выделены различные проявления дизартрии: расстройство артикуляции и расстройство дикции. Первое назвали дизартрией, а второе - дисфазией[9].
Стертая дизартрия стала выделяться в логопедии в 50-60 годы XX века. Для обозначения были использованы такие термины как апраксическая дизартрия, артикуляторная диспраксия, органическая, центральная или усложненная («затяжная») дислалия, функциональная дизартрия, малая дизартрия, минимальные дизартрические расстройства и др.
Сам термин «стертая форма дизартрии» был предложен О. Н. Токаревой, которая считала, что к данной группе относятся дети, которые могут произносить звуки правильно изолированно, но в спонтанном речевом потоке они не дифференцированы и не автоматизированы.
В дальнейшем в исследованиях Л. В. Лопатиной, Е Ф. Соботович и др. такие нарушения стали обозначаться как стертая дизартрия[6, 8].
М. Н. Давыдовой было дано определение стертой дизартрии как нарушения звукопроизношения, вызванного избирательной неполноценностью некоторых моторных функций двигательного аппарата, а также слабостью и вялостью артикуляционной мускулатуры, которое можно отнести к легкой стертой псевдобульбарной дизартрии [3].
По определению А. Н. Корнева, стертая дизартрия – это избирательное, негрубое, но довольно стойкое нарушение звукопроизношения, которое сопровождается легкими, своеобразными нарушениями иннервационной недостаточности артикуляционных органов. Оно занимает, по мнению ученого, промежуточное положение между дислалией и дизартрией. Терминологическое обозначение данного речевого нарушения не отражает клинической и нозологической самостоятельности данной группы. Им предложен термин «вербальная диспраксия» [4].
На сегодняшний день в отечественной логопедии имеет место обозначение данной речевой патологии как «минимальные дизартрические расстройства» (МДР), в зарубежной практике используется термин «артикуляционная диспраксия развития» [9].
Наиболее глубоко причины, особенности возникновения и характеристика проявлений стертой дизартрии исследованы Е. Ф. Архиповой, Л. В. Лопатиной.
Е. Ф. Архипова считает ее сложным речевым расстройством, характеризующимся вариативностью нарушений компонентов речевой деятельности: артикуляции, дикции, голоса, дыхания, мимики, мелодико- интонационной стороны речи [1].
Л. В. Лопатина отмечает, что при стертой дизартрии у детей невыразительная речь, плохая дикция, искажение и замены звуков в слоговой структуре, т.е. имеют место расстройства фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы, вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга [6].
Е. В. Резниковой приводятся классификации дизартрии на основе степени тяжести (анартрия, дизартрия (в чистом виде с ярко выраженными симптомами по всем критериям), стертая дизартрия (минимальные дизартрические расстройства) и на основе синдромологического подхода, которая применительна к детям с детским церебральным параличом. Ведущий неврологический синдром и ведущий феномен нарушения моторики в данном случае являются основным критерием при проведении диагностики. Необходимо отметить, что такая систематика требует наряду с углубленными неврологическими исследованиями еще и всестороннего динамического учета состояния ребенка в процессе его постнатального развития. Выделяют следующие формы дизартрии: спастико - паретическую, спастико - ригидную, спастико -атактическую, спастико - гиперкинетическую, атактико -гиперкинетическую [7].
Стертая дизартрия такими авторами как Е. Н. Винарская, Е. Ф. Соботович, А. Ф. Чернопольская и др. классифицируется на основании патогенетического варианта следующим образом:
Стертая
корковая дизартрия
. Обусловлена
микроочаговым
поражением коркового
речедвигательного
центра. Нарушена только фонетическая (произносительная) стороны речи. Фонематические и просодические компоненты сохранны.
Стертая экстрапирамидная дизартрия
. Связана с повреждением подкорковых ядер и ганглиев. На первый план выходят расстройства просодики; нарушения звуковоспроизведения и звуковосприятия выражены в меньшей степени.
Стертая псевдобульбарная дизартрия
. Возникает при поражении проводящих путей, ведущих от коры к ядрам черепно-мозговых нервов. В равной степени определяются нарушения всех фонетико-фонематических компонентов.
Смешанная форма стертой дизартрии
. Обычно включает в себя псевдобульбарный компонент, поэтому основные дефекты отмечаются в произносительной и
звукоразличительной
стороне речи
[
2,8
]
.
Основными проявлениями стертой дизартрии можно считать следующие.
С точки зрения неврологического статуса отмечается мозаичность нарушений иннервации лицевого, языкоглоточного или подъязычного нервов. Нарушения функции лицевого нерва проявляются в сглаженности, асимметричности носогубных складок, недостаточном объеме движения губ при оскаливании. В случаях нарушения функции подъязычного нерва отмечается невозможность удержания статической позы, а также тремор кончика языка, трудности поднятия языка вверх, отклонения кончика языка в сторону пареза (девиация); ограничивается подвижность средней части языка.
При поражениях подъязычного нерва затруднены движения нижней челюсти, отмечается повышенная саливация, нарушения функции глотания и др. нарушения.
В работах Е. А. Лариной и Н. В. Гаркуши, рассматривается стертая дизартрия как один из распространенных речевых дефектов, представляющих собой сложный симптомокомплекс нарушений фонетико-фонематической и просодической стороны речи на фоне моторной органической недостаточности. Ведущими в структуре рассматриваемого речевого дефекта являются нарушения произношения в результате нарушений двигательной сферы и интонационной стороны речи. Проведенное авторами исследование детей со стертой дизартрией на основе междисциплинарного подхода включало нейропсихологическую диагностику (А. Ю. Абрамова), дополненную лингвологопедическим обследованием (авторской скрининг-диагностика интонационной стороны речи Е. А. Лариной), доказало, что при коррекции данного нарушения крайне важным является междисциплинарность во взаимодействии специалистов разных профилей (учитель-логопед, невропатолог, психолог, дефектолог, нейропсихолог, физиотерапевт, специалист ЛФК), участвующими в комплексной реабилитации детей с дизартрией[5].
Начинать обследование при стертой дизартрии необходимо с неврологического, которое позволяет выявить характер и тяжесть специфических нарушений (парезов, мышечной дистонии, оральной апраксии, гиперкинезов). С целью объективизации диагноза и выявления патологии, которая может служить патогенетической основой для легкой дизартрии, назначается ЭЭГ, электронейромиография, МРТ головного мозга.
В рамках медицинского подхода показан прием ноотропных препаратов, витаминов группы В, призванных активизировать работу нервной системы.
Медикаментозную терапию целесообразно дополнять общим массажем, ЛФК, рефлексотерапией, физиотерапией, плаванием. Это позволит нормализовать мышечный тонус, улучшить моторные навыки [9,10].
Логопедическое обследование предполагает на первичном этапе изучение анамнеза ребенка, состояния общей и мелкой моторики, артикуляционного праксиса и мимической мускулатуры, просодики, речевого дыхания. В дальнейшем логопед переходит к оценке звукопроизношения, фонематического слуха, лексики и грамматики. Отличительной чертой логопедического обследования и исследования структуры развития речевого дефекта детей с диагнозом дизартрия считается соотнесение нарушений артикуляционной моторики с двигательными нарушениями. Оформляется речевая карта, в ней совместно с клиническим диагнозом, который поставил врач, указывая форму дизартрии, формулируется заключение логопеда, которое основывается на принципе системного подхода к анализу речевых нарушений. Обязательным условием является состояние покоя при обследовании. Если ребенок будет напуган или еще хуже будет плакать, это может сказаться на повышении тонуса мышц, получается неверное представление о речевых и двигательных возможностях ребёнка [8].
Уже на повторном приеме логопед – дефектолог, на основании заключения невролога и результатов диагностики, после сопоставления медицинских и психолого-педагогических данных делает заключение о наличии у ребенка речевых нарушений (ФФН, ОНР), обусловленных стертой дизартрией. В процессе медико-логопедического обследования минимальные дизартричесике расстройства (МДР) дифференцируют от полиморфной (сложной) дислалии[9].
Коррекция стертой дизартрии включает пять этапов (по Е. Ф. Архиповой, Л. В. Лопатиной).
1-й этап — подготовительный. Целью этого этапа является подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов. Он осуществляется по шести направлениям: 1) нормализация мышечного тонуса, 2) нормализация моторики артикуляционного аппарата, 3) нормализация речевого выдоха, выработка плавного, длительного выдоха, 4) нормализация голоса. С этой целью проводятся голосовые упражнения, которые направлены на вызывание более сильного голоса и на модуляции голоса по высоте и силе; 5) нормализация просодики, 6) нормализация мелкой моторики рук.
2-й этап — выработка новых произносительных умений и навыков. Направления: 1) выработка основных артикуляционных укладов; 2) определение последовательности работы над звуками; 3) развитие фонематического слуха, 4) постановка звука; 5) автоматизация; 6) дифференциация (дифференциация на слух; дифференциация артикуляции изолированных звуков; произносительная дифференциация на уровне слогов, слов).
3-й этап — выработка коммуникативных умений и навыков. Направления: 1) выработка самоконтроля; 2) тренировка правильных речевых навыков в различных речевых ситуациях.
4-й этап — преодоление или предупреждение вторичных нарушений.
5-й этап — подготовка к обучению в школе [1,6].
Достичь стойкого положительного эффекта при данном нарушении возможно только при комплексном подходе к коррекции и компенсации дефекта. Поэтому родителям необходимо настроиться на длительную, кропотливую работу.
Основным задачами с точки зрения психолого - педагогической, логопедической коррекции выступают: развитие сенсорных функций; уточнение пространственных представлений; формирование конструктивного праксиса; развитие высших корковых функций; формирование тонких дифференцированных движений рук; формирование познавательной деятельности; психологическая подготовка ребенка к обучению в школе
Общемедицинские и логопедические мероприятия проводятся параллельно и включают в себя пальчиковую и артикуляционную гимнастику. Развитие координированных движений руки находится в тесной связи с развитием артикуляционного праксиса, поэтому в процессе логопедических занятий большое внимание уделяется пальчиковой гимнастике. Артикуляционные упражнения способствуют укреплению оральной мускулатуры, овладению правильными артикуляционными укладами и переключениями. Специальные дыхательные приемы помогают выработать сильную и плавную воздушную струю, необходимую для нормативной фонации.
Логопедический массаж является неотъемлемым компонентом коррекции стертой дизартрии. Он может быть включен в структуру логопедического занятия или проводиться отдельным курсом. Позволяет подготовить органы артикуляции к звукопостановке. Включает массаж мышц лица и полости рта. Наиболее эффективен при дизартрии зондовый массаж.
Коррекция речевых расстройств предполагает постановку дефектных звуков, их закрепление (автоматизацию) в слогах, словах и фразовой речи, дифференциацию смешиваемых фонем. Особенностью коррекции МДР является сложность и длительность автоматизации звуков. Параллельно ведется работа над преодолением фонематических нарушений, развитием интонационно-мелодической стороны речи, усвоением лексико-грамматических категорий. Общая продолжительность курса логопедических занятий может составлять до года и более[10].
Таким образом, можно сделать вывод, что стертая дизартрия является сложным речевым расстройством, характеризующимся вариативностью нарушений компонентов речевой деятельности: артикуляции, дикции, голоса, дыхания, мимики, мелодико - интонационной стороны речи, значительным нарушением звукопроизносительной стороны речи. При стертой дизартрии страдает взаимодействие моторных, сенсорных речевых систем, что мешает эффективности реализации функций организма. Поэтому только междисциплинарный подход обеспечит эффективность и своевременность, комплексность коррекционной работы с детьми дошкольного возраста.
Список литературы
Архипова Е. Ф. Стертая дизартрия у детей. Серия: Высшая школа – Москва: АСТ, 2007-2008. 254 с.
Винарская
Е. Н. Дизартрия / Е.Н.
Винарская
– Москва:
Ленанд
, 2021. 208с.
Давыдова М. П. Коррекция речи у детей с дизартрией. Курск: Курский областной институт усовершенствования учителей, 1991. 134 с.
Корнев А.
Н. Основы
логопатологии
детского возраста: клинические и психологические аспекты / А.Н. Корнев. – Санкт Петербург: Речь, 2006. 378с.
Ларина
Е. А.
, Н. В. Гаркуша
Междисциплинарное
синдромальное
описание
структуры
дефекта у детей со стертой дизартрией Специальное образование. 2021. № 3 С. 154 -163
Лопатина, Л. В. Логопедическая работа по коррекции стертой дизартрии. Монография. Москва: УМЦ «Добрый мир», 2015. 302 с.
Резникова Е. В. Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией: монография / Е.В. Резникова. - Челябинск: Издательство
Юж.Урал.гос
.
гуман
.-
пед.ун
-та, 2022. 278 с
Соботович
, Е.
Ф. Проявление стертых форм дизартрии и методы их диагностики /Е.
Ф.
Соботович
, А.
Ф.
Чернопольская
// Дефектология. 2014. № 4. С. 31−35.
Сайт «
Стертая дизартрия у детей - симптомы, причины и методы ее коррекции
»
[Электронный ресурс]: https://logopedprofiportal.
ru
/
blog
/744615
Сайт
«
Красота и медицина
».
Стертая дизартрия
[Электронный ресурс]:
https://www.krasotaimedicina.ru
/
diseases
/
speech
-
disorder
/
erased-dysarthria