Конспект урок мира природы и человека
Тема: Домашние животные: кролик.
Класс: 3
Данный урок проводится в рамках учебного предмета «Мир природы и человека» для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в 3 классе. Урок находится в связи с предыдущими уроками «Мира природы и человека» и во взаимосвязи с уроками русского языка, математики, чтения.
Тип урока: Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.
Цель: расширить представление учащихся о домашних животных на основе знакомства с кроликом.
Задачи:
Образовательные: познакомить с особенностями кролика;
учить детей приемам сравнения и анализа.
Развивающие: развивать умение составлять рассказ по картинному плану;
расширять кругозор;
развивать диалогическую и монологическую речь;
совершенствовать грамматические категории;
развивать устную связную речь.
Воспитательные: способствовать воспитанию коммуникативных отношений.
Коррекционные: коррекция внимания на основе упражнений в обобщении,
исключении, запоминании;
коррекция мышления на основе упражнений в сравнении;
соблюдение здоровьесберегающих технологий;
В целях решения поставленных задач используются современные методы обучения: метод проблемного обучения, частично-поисковый, наглядный, словесный.
Формы организации урока:
индивидуальная
фронтальная
групповая
Оборудование и средства обучения: картинки для артикуляционной гимнастики (иголочка, лопатка, чашечка), карточки с изображением диких и домашних животных, пазлы животных, ребус, разрезанные буквы, картинки для составления проекта, бумага формата А3, карточки с изображением кролика, крольчихи, крольчат и напечатанные словарные слова, кусочки моркови, капусты и яблок на зубочистках, схема для составления рассказа. Медиапроектор, ноутбук, экран, видеоматериалы к уроку.
Продолжительность урока: 40 минут.
Ход урок
Технологическая карта урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность детей
Мотивация к учебной деятельности.
Цель: мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством анализа высказывания.
- Ребята к нам пришли гости. Посмотрите на гостей, обернитесь, улыбнитесь гостям.
Обучающиеся выполняют инструкцию учителя.
Актуализация и пробное учебное действие.
Цель: актуализация знаний и изученных способов действий.
-Дежурный выполнит рапорт.
-Какой по счёту урок?
- Как называется урок? Отвечаем полным ответом.
- Чему учимся на уроке мира природы и человека?
- А ещё учимся составлять рассказ по картинному плану.
- Чтоб природе другом стать, тайны все её узнать, все загадки разгадать, научитесь наблюдать, будем вместе развивать у себя внимательность. А поможет всё узнать ваша любознательность.
Сегодня 16 апреля, день недели вторник. Время года весна. Присутствует на уроке 8 человек.
Урок по счёту третий.
Урок мира природы и человека.
Учимся наблюдать за живой и неживой природой, изучаем сходство и различие животных.
Выявление места и причин затруднения.
Цель: создание условий для проведения учащимися подробного анализа своих действий; организация выявления и фиксации учащимися места и причины затруднения.
- Ребята, вы получили письма с заданием?
- Как вы думаете, чей это след.
- Хотите узнать кто нас приглашает в гости?
- Для этого надо выполнить задание из конверта (раздаю письма с заданием).
- Вам нужно собрать пазлы.
- Кто же нас приглашает к себе в гости?
- Почему это домашнее животные?
- А теперь давайте соотнесём этих животных со следами, которые вывешены на доску.
- Кошка, собака, лошадь какие это животные?
-Давайте выполним артикуляционные упражнения вместе с нашими домашними животными.
Кошечка злится
Лопатка
Кошечка-лопатка чередуем
Лошадка
-Ребята, вы получили письма с заданием?
- Посмотрите на доску у нас один след остался без животного.
-Как вы думаете, чей это след?
- Чтобы узнать, о ком мы будем говорить на уроке, надо отгадать ребус.
Появляется на экране картинка кролика.
- А сейчас составим слово кролик из разрезных букв.
- Ребята давайте ещё раз все вместе прочитаем слово.
Да, получили.
Да, хотим.
Дети открывают письма, рассматривают.
Дети собирают пазлы.
Домашние животные.
Потому, что живёт около человека, и ухаживает за ним человек.
Ребёнок берёт след домашнего животного и прикрепляет его на доску.
Кошка, собака, лошадь- это домашние животные.
Дети выполняют-кошечку.
Дети выполняют – лопатку.
Дети чередуют кошечку-лопатку.
Дети выполняют лошадку.
Да.
Зайца, кролика.
Дети отгадывают ребус про кролика.
Ребёнок составляет у доски слово кролик из разрезанных букв и читает.
Дети читают вместе хором слово кролик.
Построение места и причины затруднения.
Цель: формулирование конкретной цели, составление плана будущих учебных действий.
- Давайте сформулируем нашу тему урока?
- Кто догадался. О ком мы сегодня будем говорить?
(вывешиваю картинку кролика)
- Давайте вспомним, куда мы с вами ходили в январе месяце? (на экране появляется фото детей из контактного зоопарка).
- Какое это животное?
- Почему домашнее?
- Сегодня наш урок будет необычным: на уроке составим проект о домашнем животном кролике. Сейчас мы с вами разделимся на две группы и задача каждой группы ссотавить на листе бумаги рассказ о кролике.
Сегодня мы будем говорить о кролике.
В январе мы ходили в контактный зоопарк, видели там кроликов.
Кролик – это домашнее животное.
Живёт рядом с человеком и человек за ним ухаживает.
Реализация построенного проекта.
Цель: фиксация преодоления возникшего затруднения.
- Назовите части тела кролика. Кролик имеет удлинённое туловище. Спина у него прямая, грудь широкая.
- Что находится на голове у кролика?
- Какие у него уши?
-Покажите уши кролика с помощью своих рук.
- Какие глаза у кролика?
- Нос у кролика постоянно двигается. Он нюхает пищу, которую хочет съесть.
- Что находится на туловище?
- Сколько лап у кролика?
- Какие они по длине?
-Покажите как кролик складывает лапки.
- Как кролик передвигается?
-Встаньте и попрыгайте как кролик.
- Какой у кролика хвост?
- Помашите хвостиком.
- Найдите у себя на столе части тела кролика и приклейте их к стрелке.
- Чем покрыто тело кролика?
Учитель показывает кусок меха, он состоит из шкурки и шерсти.
- Найдите у себя на столе картинку шерсть и приклейте её к стрелке.
- Какого цвета кролики бывают?
- Найдите у себя на столе картинку разноцветных кроликов и приклейте её к стрелке.
- Давайте вспомним, какое угощение мы с вами готовили кроликам, когда собирались идти в контактный зоопарк? (фото детей появляется на экране).
-Чем питается кролик?
- Хотите попробовать пищу кролика?
- Найдите у себя на столе картинку с пищей кролика и приклейте её к стрелке.
- Ребята, когда мы ходили в контактный зоопарк, то видели где живут кролики?
- Как называется жилище кролика?
- Какую пользу приносят кролики человеку?
- Найдите у себя на столе картинки мяса и меха кролика и приклейте их к стрелке.
Голова, туловище.
У кролика на голове находятся глаза, уши, нос, усы, рот.
Уши плоские, длинные.
Дети показывают уши кролика.
Глаза у кролика большие, овальные, красные.
На туловище находятся лапы и хвост.
У кролика четыре лапы.
Передние лапы короткие, задние лапы - длинные.
Дети показывают.
Кролик передвигается прыжками.
Дети прыгают как кролик.
Хвост у кролика круглый, маленький, малозаметный.
Дети показывают где находится хвост у кролика.
Дети приклеивают части тела к нужной стрелке на проекте.
Тело кролика покрыто густой мягкой шерстью.
Дети приклеивают картинку шерсти к нужной стрелке на проекте.
Кролики бывают серые, коричневые, белые, пятнистые.
Дети приклеивают разноцветных кроликов к нужной стрелке на проекте.
Дети на фото разбирают ель на ветки, складывают в большой пакет, режут морковь, капусту и яблоки.
Кролики питаются капустой, морковью, яблоками, еловыми ветками.
Да, хотим. Закройте глаза, я подойду к каждому из вас и дам попробовать на вкус пищу кролика.
Дети приклеивают картинку пищи кролика к нужной стрелке на проекте.
Жилище кролика это клетка.
Человек получает от кролика мясо и мех.
Дети приклеивают картинку мяса и меха к нужной стрелке на проекте.
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель: создание условий для составления рассказа.
- Мясо кролика вкусное и питательное. Из кроличьего меха шьют шапки, шубы.
- Ребята, давайте прочитаем пословицу вместе (на экране появляется пословица): С кроликами лучше дружить: мы им морковку и капусту, они нам мясо и мех.
- Как вы её ребята понимаете?
- Встанем на ноги, выполним физминутку «Рыжий кролик»
Рыжий кролик умывается,
Видно в гости собирается.
Вымыл уши, Вымыл носик,
Вымыл глазки,
Вымыл хвостик.
- Послушайте шуточное стихотворение Г. Сапгира «Кролики и ролики».
Серые кролики встали на ролики
И покатили и покатили
Перегоняя автомобили
Они обгоняли летящую птичку
Они перегоняли в пути электричку
Мы только что видели
В городе уши-
И вот уже в поле мелькают хвосты.
Когда эти кролики встали на ролики,
Какой же достигли они быстроты.
- Как вы думаете ребята, может ли такое быть на самом деле?
Дети читают пословицу все вместе.
Читает пословицу один ребёнок.
Человек сначала кормит, ухаживает за кроликами, потом получает от них мясо и шерсть.
Дети в стают на ноги, выполняют физминутку.
Рассказывает стихотворение наизусть подготовленный ребёнок.
На самом деле такого быть не может.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Цель: организация самостоятельного выполнения учащимися типовых заданий на применение полученных знаний; проверка уровня усвоения нового материала.
На доске висит картинка семья кролика.
- Ребята, назови семью кролика?
Папа – крол (кролик), мама - крольчиха, детёныши – крольчата).
Дети выходят к доске и крепят название членов семьи кролика к нужной картинке.
Включение в систему знаний и повторение.
Цель: включение новых знаний в систему, повторение и закрепление ранее изученного.
- Ребята, вами составлен проект. Я даю вам минуту на подготовку чтобы вы составили рассказ о кролике. Начало рассказа должно начинаться со слов: Я расскажу вам о домашнем животном кролике, а закончить рассказ нужно предложением - понравился ли вам кролик, хотели бы вы иметь у себя дома кролика.
Дети выходят к доске, вывешивает проект на доску и составляют рассказ о кролике по проекту (сначала сильная группа рассказывает, затем слабая).
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель: организация самооценки учениками учебной деятельности; фиксация затруднения и способы их преодоления.
- Ребята, поставьте оценку за проект своей группе.
- Обоснуйте свою оценку. Комментирование оценок учителем.
- Понравился ли вам урок?
- О ком мы сегодня говорили на уроке?
- Что вы узнали нового о кролике?
На доске картинка кролика с повязанной ленточкой в виде бус.
- У меня в корзинке лежат морковки: красного, оранжевого и жёлтого цвета. Если вам всё понравилось и было всё понятно - прицепите красную морковку на ленточку кролику. Если было не всё понятно, в чём то затруднялись - прицепите оранжевую морковку. Если совсем ничего не понятно и не интересно было – прицепите жёлтую морковку.
- Открыли дневники, записываем домашнее задание. Страница 35, прочитать и ответить на вопросы.
- Ребята, вы молодцы, хорошо поработали, давайте подарим нашим гостям хорошее настроение. Сделаем общее фото на память с атрибутами кролика (уши, мордочка).
- Спасибо за урок.
Дети выставляют оценки.
Урок был интересным.
На уроке говорили о домашнем животном-кролике.
Из кроличьей шерсти вяжут носки, варежки.
Дети подходят к учителю, выбирают из корзинки морковки и прицепляют на ленточку кролику.
Дети открывают дневники, записывают домашнее задание.
Дети встают на общее фото с гостями.