* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;}

Герои живут рядом»

Цель:

- знакомство с участником Афганской войны.

Задачи:

- формировать толерантное сознание;

- узнать, что такое Афганская война;

- формировать патриотизм, гражданственность.

Оборудование: рассказ члена Союза журналистов РФ Валентины Химичевой « Один в танке воин», фотографии.

   Ход мероприятия.

   Воспитатель. Сегодня мы с вами, ребята, поговорим о Герое Советского Союза Сергее Викторовиче Игольченко, прочтём и обсудим рассказ  «Один в танке воин».

   Чтение рассказа «Один в танке воин»

   Бог знает, что  натворил бы  парень, если б правление «Берёзовский» не взяло его на поруки. Думал ли Сергей Игольченко, что пройдёт «Афган», станет Героем Советского Союза?

   На войне, на чужбине он познал настоящее мужское братство.

   Ослепительное солнце заливало всю  округу, накаляло железо так, что к нему невозможно было прикоснуться. Дома же, в родной Бутурлиновке, стояла осень, деревья сыпали золотыми листьями, а здесь,  в Афганистане, палил невыносимый  зной.

   Дорога то и дело  петляла в горах. С одной стороны – отвесные скалы, с другой – пропасть. Сергей Игольченко лихо вёл танк по такому сложному серпантину.

   Внутри «Т-62» он – один: научил горький опыт войны. Остальной экипаж, разведчики, сапёры,- сверху, на броне. Так безопаснее, если где-нибудь танк подорвут.

   И вдруг – на дороге завал. Случайность (обвалы – дело постоянное) или специально перегородили дорогу? Танк остановился. Разведчики, сапёры перелезли по валунам завал и осторожно двинулись по дороге. Отошли на несколько десятков метров, и тут – шквальный огонь с разных точек. Душманы пропустили советских солдат подальше от завала и прижали их к скале на совершенно голом месте, где некуда спрятаться.

   Сергей повёл танк на завал. Многотонная махина перелезла по валунам и пошла на выручку отстреливавшейся группе солдат. Поравнявшись с товарищами, Игольченко крутанул машину в противоположную сторону, ребята повели огонь уже под прикрытием брони.

У самого завала взрыв повредил гусеницу, и танк встал как вкопанный.

-«Гуська» полетела! – крикнул Сергей и выпрыгнул из люка.

Отремонтировать гусеницу – не шину на велосипедное колесо надеть. Соединить повреждённые траки одному невозможно. Сергею помогал Марат Тобылбаев, казак из Кустаная.

   Душманы не ослабляли огонь. Громыхал и гранатомёт. Колючие осколки осыпали Сергея и Марата. Сцепив зубы, парни продолжали работу под обстрелом, остальные прикрывали их своим огнём.

Наконец-то танк «обут». Сергей тут же взялся за рычаги, и машина вновь полезла по валунам. А когда преодолели завал, все запрыгнули на броню, втащили туда же раненых. Танк стремительно вырвался из ловушки, а люди- буквально с того света.

   Игольченко ещё в туркменской «учебке» освоил вождение танка, наводку, вникал в тонкости бронированной машины. А когда попал в Афганистан, стал механиком-водителем «развалюхи», которая четыре месяца уже никуда не выезжала. Его первый командир Михаил Сухомлинов (он родом из Россоши) только руками развёл: мол, отслужила своё техника… И Сергей взялся за ремонт, и вскоре «развалюха» превратилась в боевой танк.

   Шесть раз он подрывался в танках на афганских дорогах. Если попадали на мину – слетала «гуська». Другое дело – фугас. Три раза Сергей после контузии терял  сознание. Один раз так ударило, что башня у танка слетела.

   Обычно при таких взрывах никто не  остаётся в живых. Но Сергей не погиб, в «рубашке родился», как сам считает. Не помнит, как его вытащили, как отправили на вертолёте в  госпиталь. Тяжёлую контузию получил и  Марат Тобылбаев, спикировавший при взрыве с танка головой в камень.

- В госпитале мне раз мерещилась родная  Бутурлиновка,- говорит Игольченко.- То я бегу с ребятами на речку Осередь, то гоняю на велосипеде, то яростно дерусь с обидчиками…

   Но что эти драки на «гражданке» по сравнению с настоящей войной?! Знали бы это в детской комнате милиции, где стоял на учёте как отпетый хулиган! Об афганской войне тогда работники милиции, действительно, знали только понаслышке, но Юрий Михайлович Бородкин, работавший с «трудными» подростками, буквально вцепился в неисправимого Серёгу.

     Бог знает, что натворил бы ещё ершистый парень, если б правление колхоза «Берёзовский» не взяло его на поруки, пожалев то ли  его мать, то ли его самого. Благодаря этой поруке Сергея и призвали в армию.

Думал ли он, что станет Героем Советского Союза? «Нет, конечно, - говорит Николай,- и мысли такие никогда не приходили».

   Указ о присвоении звания Героя Советского Союза вышел тогда, когда Игольченко уже демобилизовался, работал  строителем в ПМК-2 и возводил второй этаж аптеки на площади Воли.

С этого времени мы  и знакомы. Вихрастый парень, прошедший «огонь, воду и медные трубы», прилюдно очень стеснялся. А смущало его всеобщее внимание.

   …Афганская война по-прежнему ему снится, годы не сгладили остроту боевых ощущений.

- До сих пор во сне воюю,- признался Сергей Викторович.- И все ребята «Афган» помнят, война нас не отпускает. Правда, живут все по-разному. Те, у кого есть поддержка,- держатся, а те, кто потерял семью,- опустилисьЛично я благодарен жене Лене. Она действительно моя «вторая половинка». А ещё душа болит у Игольченко, когда ветерана с наградными планками из автобуса выгоняют, потому что льготных мест нет. Когда у памятника павшим в Афганистане молодёжь пьёт и бутылки тут же бросает. Иногда ему кажется, что на войне было легче: вот – ты, вот – враг.

Беседа.

- Как называется рассказ?

- Кто его написал?

- Кто является героем этого рассказа?

- Где служил Сергей Викторович Игольченко?

- Чему учит этот рассказ?

Подведение итога.

Рефлексия.