муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 154 «Почемучка» с приоритетным осуществлением физического направления развития воспитанников»
города Невинномысска
Конспект организованной образовательной деятельности
«Город профессий»
Образовательная область «Познавательное развитие»
старшая группа
Воспитатель
высшей квалификационной категории
МБДОУ № 154 г. Невинномысска
Олейникова Жанна Юрьевна
г. Невинномысск, 2024 год
Конспект организованной образовательной деятельности
«Город профессий»
Образовательная область «Познавательное развитие»
старшая группа
Тема ООД: «Город профессий»
Форма проведения: организованная образовательная деятельность.
Цель: формирование представлений о профессиональной деятельности взрослых у детей дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные:
- расширять общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей;
- формировать у детей элементарный опыт профессиональных действий.
Развивающие:
- развитие познавательных способностей, стимулирование интереса к профессиям: повар, электрик, парикмахер;
- развивать речевую активность и диалогическую речь, расширять словарный запас;
- расширять и конкретизировать представления о многообразии профессий в обществе;
- развивать память и речь детей;
- совершенствовать умение выполнять движения по тексту и учить умению ориентироваться в пространстве.
Воспитывающие:
- воспитывать у детей уважение к людям разных профессий;
- воспитывать дружеские взаимоотношения друг к другу;
- воспитывать интерес к музыкальному искусству;
- воспитывать интерес к художественному слову.
Интеграция образовательных областей: «познавательное развитие», «социально – коммуникативное развитие», «речевое развитие», «физическое развитие», «художественно – эстетическое развитие».
Предварительная работа: беседы с детьми о профессиях родителей; рассматривание картин и иллюстраций на тему «Профессии»; оформление фотовыставки «Профессии моих родителей»; чтение художественной литературы по теме.
Материалы и оборудование: муляжи фруктов, крупа: манная, рисовая, гречневая; презентация, раскраски; набор резинок, расчески, зеркал - 2 шт.; картинки «Орудия труда парикмахера».
Методы и приемы: наглядные (игровой, рассматривание картинки).
Словесные: использование загадок, художественные слова, рассказ воспитателя, беседа.
Ход образовательной деятельности:
1 часть. Организационный момент:
Добрый день, добрый час!
Как мы рады видеть вас.
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.
Воспитатель: Ребята, я хочу предложить вам сегодня совершить увлекательное и познавательное путешествие в удивительный мир, в Город профессий.
(1 слайд)
Профессии бывают разные –
Все они очень важные.
Повар, плотник и шофер,
Педагог, маляр, монтер…
Воспитатель и дети (вместе):
Все профессии важны,
Для нашего города все нужны!
2 часть. Мотивация.
Звучит музыка, входит Незнайка.(2 слайд)
Незнайка: Здравствуйте, ребята! Узнали меня? Я пришел к вам из Солнечного города. Я очень люблю вкусно покушать и совсем не люблю следить за своими волосами, а больше всего на свете боюсь лампочку.
Воспитатель: Незнайка, оставайся с нами в городе Профессий и ты увидишь, как много наши ребята знают о профессиях и познакомят тебя с ними. Ты узнаешь какая профессия самая вкусная, кто ухаживает за волосами, мы научим тебя не боятся лампочки.
Воспитатель: Ребята скажите, пожалуйста, что такое профессия (Ответы детей). Правильно! Профессия – это работа, которой занимается человек. Профессия означает: дело, работа, занятие. Люди работают тем, кем им нравится работать, занимаются тем, что у них лучше получается. А как, вы, думаете, какая профессия самая важная (Ответы детей) Все профессии важны.
3 часть. Профессия повар. (3 слайд)
Ребята, отгадайте загадку:
Скажите, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты,
Салаты, винегреты,
Все завтраки, обеды (повар)
Презентация «Все профессии важны» (4 слайд)
Воспитатель: А сейчас мы с вами поговорим о профессии повара.
Кто такой повар? Какими качествами должен обладать повар (ответы детей). Повар — это человек, профессией которого является приготовление пищи. А как вы думаете, это просто – готовить? Вы скажете: «Конечно, ведь мои мама и бабушка готовят каждый день. И у них всё получается очень вкусно!».
На самом деле, готовить - это не простое занятие! Сварить две-три тарелки супа, поджарить немного картофеля несложно. Но сделать так, чтобы вкусными оказались 100 порций супа, сваренного в огромной кастрюле, приготовить по-настоящему вкусный обед для нескольких сотен людей – это очень сложно. Недаром, чтобы хорошо готовить, повара долго учатся.
- А какие блюда вы знаете? (Ответы детей). Повар умеет готовить много разных блюд. Это различные первые и вторые блюда, а также десерты, питьё.
Игра «Поварята»(5 слайд)
Воспитатель: У повара есть помощники, которых называют «поварята». Хотите и вы быть поварятами. Тогда сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Поварята».
Все встают в круг – это кастрюля.
Сейчас будем готовить суп. Каждый из вас придумывает чем он будет: «макароны», «картошкой», «морковкой», «луком», «петрушкой» и т. д. Ведущий по очереди называет то что он хочет положить в «кастрюлю». Узнавший себя впрыгивает в круг, следующий прыгнув берет за руку предыдущего. Пока все компоненты не окажутся в круге, игра продолжается. В результате получается вкусное блюдо - просто объедение.
Вам понравилась игра. Мы еще поиграем с вами, только будем готовить другое блюдо.
Воспитатель: Скажите, ребята, а профессия повара легкая или трудная (Ответы детей). Работа повара ответственная. Повар отвечает за питание детей, взрослых.
Что нужно повару что бы приготовить еду. На стол перед детьми ставиться поднос с овощами, фруктами, крупой, накрытый салфеткой. После того как дети ответят на вопрос, воспитатель открывает все что лежит на подносе, классифицируя их по группам: фрукты, крупа.
Воспитатель: Как это можно назвать одним словам (Готовит еду).
Дайте повару продукты: мясо птицы, сухофрукты, рис, картофель и тогда – ждет вас вкусная еда!
Словесная игра: «Сварим компот», «Сварим кашу»
(Воспитатель показывает муляж фрукта, а дети называют как называется компот)
Груша – грушевый
Яблока - яблочный
Вишня – вишневый.
(Воспитатель показывает крупу, а дети называют как называется каша)
Манка – манная
Рис – рисовая
Гречка - гречневая
Воспитатель: Молодцы! Хорошо справились с заданием.
Незнайка, ты узнал, кто готовит для детей и взрослых вкусные обеды?
Незнайка: Как много я нового и интересного узнал о профессии повара.
4 часть. Профессия парикмахера. (6 слайд)
Воспитатель: А сейчас отгадайте мою загадку, про какую она профессию:
Кто же сделает причёску,
Феном, щёткой и расчёской.
Пышно локоны завьёт,
Чёлку щёткою взобьёт,
Всё в его руках горит,
Кто изменит внешний вид? (Парикмахер)(7 слайд)
Воспитатель: Отлично, сегодня мы поговорим о профессии парикмахера. Кто такой парикмахер? (ответы детей) Да, парикмахер – это мастер, занимающийся стрижкой, укладкой, завивкой волос. Где работает парикмахер? (ответы детей) Правильно, ребята, в парикмахерской, в салоне красоты. Для чего нужен парикмахер? (ответы детей) Да, парикмахер приносит радость людям: делает красивые прически, стрижки, красит волосы, заплетает красивые косички. Парикмахер должен обладать крепким здоровьем (потому что приходиться стоять на ногах весь день) и любовью к людям. Скажите, если парикмахер стрижет мужчин, то это какой парикмахер? (мужской) Если стрижет женщин? (женский) А если детей? (детский)
Физкультурная минутка
Быстро голову помыли (имитируют мытье головы шампунем)
Расчесали, посушили (сначала пальцами рук расчесывают голову, потом поглаживают)
Взяли ножницы, расческу (показывают пальцами рук ножницы и расческу)
Вот и сделали прическу (руки в стороны, как бы красуясь)
Игра «Прятки» (8 слайд)
Воспитатель: Предлагаю вам поиграть в игру «Прятки». Только мы не будем прятаться, а наоборот, будем с вами искать орудия труда парикмахера, которые спрятались в картинках на столе…
Воспитатель: Скажите мне, ребята, легко ли быть парикмахером? (ответы детей) Всякому делу надо учиться. Работа парикмахера творческая, она похожа на работу художника. Как вы думаете, важна ли профессия парикмахера? Почему? (Ответы детей).
Игра «Салон-парикмахерская» (9 слайд)
Воспитатель: Незнайка, наши ребята сейчас откроют самый настоящий салон – парикмахерскую. Ты будешь наблюдать за работой нашего салона и в конце нам сообщишь, кто работал лучше всех, у кого самая интересная прическа.
Ход игры: дети делятся на две команды. Одна будет представлять «парикмахеров» - отличных специалистов своего дела, а другая – «посетителей».
Следует заранее оговорить некоторые правила. «Парикмахеры» должны состязаться в создании причесок, а не стрижек, поэтому ножницы в этой игре не используются. Для украшения причесок можно брать любые, возможно, на первый взгляд неподходящие предметы (заранее подготовленные атрибуты).
Воспитатель: Ну, вот мы и познакомились с профессией парикмахер и побывали в роли парикмахера и посетителя. Незнайка, расскажи нам, кто лучше всех работал, у кого самая лучшая и интересная прическа (Незнайка дает положительную оценку всем участникам).
5 часть. Профессия электрика. (10 слайд)
Воспитатель: Отгадайте загадку:
Отгадайте, кто он?
Если выключатель не работает с розеткой,
И в доме вечером темно.
Кто сможет починить поломку эту,
И с электричеством работа у кого? (электрик) (11 слайд)
Воспитатель: Почему вы так подумали? По каким словам вы догадались?
Почти в каждом доме есть электричество. Ток бежит по проводам внутри стен и питает наши холодильники, телевизоры, компьютеры и чайники. Без электричества не будет в квартире и яркого освещения. Ребята, у вас было когда-нибудь такое, чтобы дома не было электричества? Какие трудности появляются из-за этого? Для того, чтобы устранить поломку, связанную с электричеством, вызывают электрика.
Воспитатель обращает внимание детей на горящую настольную лампу, на включенный свет в группе. (12 слайд)
Воспитатель: Хотели бы вы, чтобы к нам в гости пришёл электрик? (Ответы детей). Давайте пройдём к стульям и присядем.
Мастер - электрик (ребенок): Я работаю электриком. Слежу за тем, чтобы в каждом доме было электричество, чтобы оно исправно работало: в каждом доме показывал телевизор, горели лампочки, работали компьютеры и вообще, чтобы было светло и уютно. А также протягиваю провода на столбах и развешиваю фонари для освещения наших улиц.
Воспитатель: Обратите внимание, во что одет электрик?(13 слайд) (Ответы: электрик одет в костюм, на голове у него каска). Одет электрик в специальную одежду для электриков. Она называется – спецовка. Спецовка электрика защищает от пыли и грязи. На голове у него каска оранжевого цвета, она служит для безопасности и защищает голову электрика от каких - либо ударов. А это ребята монтажный пояс.
В руках у электрика ящик, в котором лежат рабочие инструменты (мастер – электрик) достаёт по одному инструменту показывает и рассказывает детям, что этими инструментами нужно делать.
Мастер - электрик: Вот это, ребята, специальная отвёртка - у неё есть специальная лампочка, с помощью которой можно проверить есть электричество или нет. Если лампочка загорается, значит электричество есть. А если не загорается, то электричества нет. Это пассатижи, они нужны для скручивания проводов. Вот это, ребята, изолента она нужна для обмотки проводов.
Воспитатель: Что же такое Электричество? (ответы детей)
Электричество нельзя увидеть, оно невидимо. Оно поступает в наши дома по проводам. Электрический ток поступает по проводам и заставляет электрические приборы работать. Электрический ток чем-то похож на реку, только в реке течет вода, а по проводам течёт электрический ток. Если провода вдруг повредились, может случиться много разных неприятностей: погаснет свет, не будут работать электроприборы.
Воспитатель: Чтобы лучше запомнить, как бежит электричество по проводам. Я предлагаю вам поиграть с пальчикам. Встанем около своих стульев и представим себе, что ваши пальчики, маленькие частицы тока, которые бегут по проводам.
Пальчиковая гимнастика «Ток бежит по проводам»
Ток бежит по проводам (поочерёдно стучат пальчиками одной руки)
Свет несет в квартиру нам, (поочерёдно стучат пальчиками другой руки)
Чтоб работали приборы: (загибают пальцы одновременно на обеих руках)
Холодильник, мониторы,
Кофемолки, пылесос
Ток энергию принёс (стучат кулаком одной руки о кулак другой)
Мастер - электрик: Я предлагаю посмотрите на экран. (14 слайд) Ребята, вы видели такой знак? (Ответы детей). А знаете, что означает этот знак?
Воспитатель: Посмотрите на него. Этот знак в красной рамке, а все знаки в красной рамке запрещающие. Это запрещающий знак. Внутри рамки этого знака изображена изогнутая стрелка похожая на молнию. Он запрещает вход в помещение, на котором висит этот знак. Вход строго запрещён.
Существуют не только запрещающие знаки, но и правила обращения с электроприборами, которые должны знать взрослые и дети и сейчас мы вам о них расскажем.
(Показ презентации правила поведения с электрическими приборами. Рассказывает по слайдам правила).(слайд 15-19)
Правила обращения с электрическими приборами для детей:
Плиту на кухне, пылесос.
Телевизор, тостер.
Пусть включает только взрослый.
Нельзя играть с розетками!!!
Нельзя ничего засовывать и втыкать в розетку.
Не суй в розетку пальчик.
Ни девочка, ни мальчик!
В розетке круглый год живёт опасный ток!
Мастер – электрик: Ребята, если вы будете соблюдать эти правила, то электричество будет вашим другом.
Игра «Можно – нельзя»
Воспитатель: А теперь давайте поиграем в игру «Можно и нельзя» и проверим, как вы запомнили правила поведения с электробытовыми приборами. Встанем около своих стульев. Я буду задавать вопросы если это можно делать, то вы хлопаете в ладоши. А если это нельзя делать, то вы топаете громко ногами. Понятно? Незнайка, становись играть вместе с ребятами и запоминай правила обращения с электроприборами, и ты никогда не будешь боятся лампочек. Слушайте внимательно.
Вопросы:
1. Включать электрическую плиту детям.
2. Включать телевизор взрослому.
3. Включать магнитофон детям.
4. Включать утюг детям.
Воспитатель: Вот видите, электричество может быть полезным, но и опасным.
А чтобы правила вам лучше запомнились, я вам на память подарю раскраски на которых изображён запрещающий знак. Вы его раскрасите красным цветом. Будете смотреть на этот знак и не забывать, что электричество это очень опасно. Спасибо большое мастеру – электрику, мы сегодня узнали много интересного о твоей профессии. Мастер – электрик дарит детям разные провода и выключатели, прощается с детьми и уходит.
Итог. Рефлексия.(20 слайд)
Воспитатель: Незнайка, тебе мы тоже дарим большую раскраску, в ней ты найдешь все о профессиях с которыми мы тебя сегодня познакомили. Ребята, напомните Незнайке с какими профессиями мы сегодня его познакомили.
Ребята сегодня мы с вами узнали о профессии электрик. Что такое электричество. Какие правила поведения надо выполнять. И получили в подарок запрещающие знаки. Узнали и рассказали много нового о профессиях повара и парикмахера. У меня к вам просьба, дома вечером рассказать своим родителям о том, что сегодня вам понравилось на нашей встрече в городе Профессий.