МБОУ гимназия № 2 г. Георгиевска

Георгиевского городского округа

Ставропольского края

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

«ГОВОРИТЕ ПРАВИЛЬНО»

ВЫПОЛНИЛА

УЧЕНИЦА 5-Г КЛАССА

Аракелян Лилит

руководитель

Прокопчук Л.Н.

г. Георгиевск

2020 г.

Аннотация

Данная тема выбрана не случайно. Изучая нормы произношения на уроках русского языка, мы, иногда, неправильно ставим ударения в словах. От этого и пишем неверно. Я решила еще раз напомнить своим одноклассникам об орфоэпических нормах русского языка, а также провести небольшое исследование в моей семье.

Содержание:

I. Введение.

II. Основная часть.

1. Теоретическая часть.

2. Практическая часть.

III. Выводы.

IV. Использованные источники.

Введение

Наша жизнь - это ежедневное общение с родителями, учителями, другими взрослыми, с друзьями. Люди редко задумываются над правильным произношением слов. А ведь правильная постановка ударения в словах - это необходимый признак культурного и современного человека.

Цель исследования: проверить уровень развития культуры речи в семье.

Задачи исследования:

На основе а

нализа литературы и тест-опроса

выявить слова, в которых наиболее часто нарушаются акцентологические нормы.

Определить пути повышения культуры речи.

Способствовать активному включению в изучение норм литературного языка.

Создать индивидуальные памятки «Мой акцентологический минимум».

Объект исследования: культура речи членов моей семей.

Актуальность темы: говорить правильно надо, чтобы донести до слушателя смысл своего сообщения, чтобы сохранить традиции своей страны, чтобы люди могли наслаждаться красотой твоей речи.

Гипотеза: уровень культуры речи повысится, если активно включать их в изучение норм литературного языка, прививать навык пользования различными словарями.

Предмет исследования: правильность произношения слов относительно употребления некоторых форм имен существительных множественного числа И. и Р. падежей.

Этапы работы над проектом:

Изучение литературы по данной проблеме.

Составление карточек со словами для тест-опроса, распределение их по группам (части речи).

Соци

альное исследование (тест-опрос

в семье).

Обобщение исследований.

Составление памятки «Акцентологический минимум»

Презентация. Защита проекта.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Теоретическая часть

Мы живём в странное время. С одной стороны, нам говорят, что в различных сферах ценится прежде всего профессионализм, а не то, как ты одет, как говоришь и как подаёшь себя. С другой стороны, повсеместно приходится сталкиваться с обратным: о человеке судят не по тому, чем он является, а по тому, каким он кажется. Поэтому при приёме на работу красиво говорящий кандидат с сомнительными профессиональными данными имеет больше шансов, чем настоящий мастер своего дела, который не умеет разговаривать. Так что любому человеку, независимо от его рода деятельности, весьма полезно научиться правильно говорить. Даже если его профессия не связана с публичными выступлениями.

Что касается публичной деятельности, то правильная и красивая речь – это гарантия эффектного выступления. Речевые ошибки выдают либо не слишком образованного и некомпетентного человека, либо неуверенного в себе выступающего; такому горе-оратору вряд ли хочется довериться. Получается, знание орфоэпии – это не просто показатель «общей грамотности», но и выгодная вещь – с её помощью можно убеждать публику в чём угодно.

Язык – это часть менталитета того или иного народа, он хранит мысли и образы, которыми народ жил веками. Демонстрируя умение говорить на своём языке, оратор оказывает, что он не отдаляется от своих слушателей и от сограждан в целом. Правильная речь устраняет социальные, профессиональные и прочие барьеры, разделяющие общество. В самом деле, говорящего на профессиональном жаргоне специалиста широкая публика не поймёт, а может и смутиться – ведь собеседник выставил слушателей идиотами, неспособными понять «простые вещи».

Акцентология – раздел науки о языке, изучающий природу, особенности и функции ударения.

Ударение – своеобразный фонетический «паспорт» слова. Часто достаточно изменить ударение в хорошо известном слове, чтобы оно стало неузнаваемым.

Нормы ударения — одна из самых главных проблем русского языка. Они многочисленны и нелегки для усвоения. Ударение усваивается вместе со словом: надо его запомнить, перевести в речевой навык. Часто проще и быстрее запоминается неверное ударение, что впоследствии очень сложно устранить. В этом и состоит задача грамотного человека — освоить нормы ударения и правильно применять их на практике. Русское ударение отличается наличием большего количества произносительных вариантов, чем ударение в других языках (например, во французском языке ударение всегда падает на последний слог).

Специфика русского ударения

-равноместность (может быть на любом слоге в слове (кУхонный, экспЕртный, проходнОй)

-подвижность (может менять свое место в разных формах одного слова (начАть, нАчал, началА, нАчало)

-ударение может меняться с течением времени. Однако колебания в сфере ударения наблюдаются и в пределах одного отрезка времени. Такие варианты редко бывают равноценными. Хотя одинаково правильно считается произношение таких вариантов как твОрог и творОг, бАржа и баржА;

-постановка ударения может зависеть от значения слова:

забронИровать место в гостинице и забронировАть новое оружие;

привОд в милицию и прИвод в механизме;

осенняя сырость и мокротА и кашель с мокрОтой;

языковОй барьер и языкОвая колбаса;

занятОй человек и зАнятое место;

- в русском языке не принято ставить знак ударения над буквой Ё, так как она всегда ударная. Исключением являются заимствованные слова и сложные, составные слова (например, трёхъЯрусный).

Таким образом, литературный язык – это всеобщий язык страны, которым пользуются (во всяком случае, должны пользоваться) граждане всех возрастов, профессий, социальных групп и прочих категорий для взаимопонимания.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

В этой части я решила выяснить у членов моей семьи, насколько хорошо они знают правила орфоэпии, умеют ли правильно говорить.

Задание 1.

Произнести данные слова, употребив их в форме именительного падежа множественного числа, обозначив ударение. Торт, герб, адрес, шофёр, трактор, слесарь, директор, доктор, договор.

С заданием справились 100 %, трое респондентов допустили ошибку в 1 слове, 1 респондент допустил ошибку в 7 словах.

Задание 2.

Произнести подчеркнутые слова, употребив их в форме родительного падежа множественного числа, обозначив ударение.

В магазине мы купили 5 килогра́́… я́бло, апельси́…, две пары боти́н, ту́ф, сапо́…, ва́реж.

С данным заданием справились все, по одной ошибке допустили 2 человека и 1 человек допустил две ошибки.

Пути повышения уровня речевой культуры

Я решила найти в орфоэпическом словаре слова, которые интересны произношением и составить памятку «Мой акцентологический минимум». Данные памятки я решила подарить знакомым, родителям, ребятам. Надеюсь, что они включатся в процесс изучения норм произношения русского языка и чаще будут заглядывать в орфоэпический словарь, в словарь ударений русского языка, можно использовать орфографический и толковый словари русского языка.

Вывод

Таким образом, результат работы показал средний уровень культуры речи в нашей семье.

Нарушение норм литературного языка – одна из проблем разговорной речи. Часто неправильно произнесённые слова в повседневной речи мы слышим не только у детей, но и у взрослых людей.

Высокий уровень речевой культуры – неотъемлемая часть современного человека. Следует не допускать ошибок в произношении и активно изучать нормы литературного языка. Постоянно обращаться к словарям русского языка с орфоэпическими нормами.

Использованные источники:

Иванова Т.Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка. Произношение. Ударение. Грамматические формы. – М.: Русский язык-Медиа, 2005.

Орфоэпический словарь русского языка//

Под.ред

.

Р.И.Аванесова

. – М.: Русский язык,1985.

Резниченко И.Л. Орфоэпический словарь русского языка. Произношение. Ударение. – М.: Издательство:

Астрель

, АСТ, 2005