«Говорящая среда» как средство развития

познавательной мотивации,

инициативности и самостоятельности

у дошкольников»

Воспитатель:
Кузьмина Н.Н.

На современном этапе в дошкольном образовании происходят

изменения в содержании образовательной деятельности: большое внимание уделяется развитию познавательной мотивации, инициативности и самостоятельности у детей дошкольного возраста. Также одним из важнейших качеств в современном мире стало умение участвовать в командной работе, а для этого уже у дошкольников необходимо формировать интерес к участию в совместной, сверстниками и взрослыми.

Познавательная мотивация - это внутренняя и самодостаточная направленность человека на познание нового, и получение удовлетворения от самого процесса и затраченных на это усилий.

При формировании познавательной мотивации ребенок стремится

научиться тому, что еще не умеет, происходит непосредственное

общение со сверстниками, развиваются личностные качества, умения и

способности. Известно, что познавательная мотивация имеет большое

значение для личностного развития детей при вхождении их в мир

социальных отношений с окружающими их людьми, природой.

На современном этапе дошкольной педагогики актуален вопрос

Формирования познавательной мотивации у детей возраста в личностно-ориентированной модели образования. И для педагогов встает вопрос об организации наиболее эффективной развивающей предметно – пространственной среды (далее – РППС), о выборе более продуктивных, эффективных игр, подходящих для развития познавательной мотивации у воспитанников, обладающих каждый своим индивидуальным маршрутом развития.

Важно организовать развивающую предметно пространственную среду таким образом, чтобы она носила личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия с детьми. И в этом плане максимально будет отвечать этим требованиям систематическое участие самих детей и их родителей в оформлении группового пространства.

При оформлении РППС в соответствии с темой недели или реализуемым проектом все получаемые новые знания, впечатления, эмоции и идеи ребята смогут отобразить в продуктах творчества, перенести их в групповое пространство. Тогда окружающая дошкольников среда действительно станет развивающей.

В детском саду, всем известно, дети проводят большую часть времени.

Здесь они общаются, играют, исследуют и познают. Основная задача педагогов.

Сейчас заключается в создании условий для мотивации дошкольников на участие в различных видах деятельности в коллективной и подгрупповой форме, на развитие инициативности и самостоятельности, творческой активности как в совместной, так и в самостоятельной деятельности.

Инициативностьэто предрасположенность человека к волевой

активности, умение целеустремленно достигать целей, идти к ним по

собственной воле.

Простыми словами инициатива — это создание перемен, стремление к

чему-то новому. Инициативность проявляется, не потому что человека

заставили или уговорили, а когда он сам чего-то захотел. Тем самым он

проявил инициативу.

Инициативность тесно связана со многими другими качествами.

Например, инициативность и самостоятельность проявляются в процессе

проявлении воли, характеризуются быстротой и креативностью мышления, отсутствием ориентировки ребенка на чью-либо помощь. Инициативность не может существовать без открытости новому. Только когда дошкольник не будет бояться изменений и захочет их осуществить, тогда он сможет преобразовывать предметы, создавать продукт своей деятельности, изменять окружающее пространство.

Инициативный дошкольник не только способен к самостоятельной деятельности, Но и получает удовольствие от прилагаемых усилий, реализации своих умений, осознания собственной значимости.

Развивающая среда — это уникальный инструмент, позволяющий совершенно необычным образом изменить групповое помещение дошкольного учреждения, своеобразный живой экран. Поэтому актуально развивающую предметно-пространственную среду в группе организовать таким образом, чтобы она отвечала потребностям и интересам детей данной группы, предоставляла им свободу для получения опыта и знаний.

«Говорящая среда»- это процесс и результат наполнения группового

пространства демонстрационными материалами и продуктами детского и совместного детско-взрослого реализуемого проекта.

«Говорящая среда» позволяет дошкольникам погрузиться в тему недели или проекта, а также видеть результаты своей деятельности, использовать их в дальнейшей познавательной, коммуникативной

деятельности, повышает интерес всех ребят к участию в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.

Ребятам «Говорящая среда» позволяет чувствовать себя свободно и

комфортно, они могут воплощать все задуманные идеи, менять окружающее пространство по собственному замыслу, т.к. они знают, что и где расположено в группе.

Педагогу «Говорящая среда» рассказывает о приоритетах воспитанников в выборе вида и содержания деятельности. Это помогает эффективно планировать дальнейшее взаимодействие с детьми, а также индивидуальную работу с ними.

Родителям «Говорящая среда» наглядно демонстрирует, наполнена жизнь детей в детском саду. А возможность принять участие в оформлении ее отдельных элементов совместно с детьми мотивирует родителей на погружение в жизнь своего ребенка в детском саду, позволяет организовать практическое, продуктивное взаимодействие детского сада с семьями воспитанников.

Задачи совместного с детьми создания и дальнейшего использования элементов «Говорящей среды»:

расширять круг представлений об окружающем мире;

развивать первичные представления о себе, других людях, объектах

окружающего мира;

развивать познавательную мотивацию, любознательность инициативность детей;

развивать воображение и творческие способности детей;

способствовать формированию интереса к систематическому участию

дошкольников в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками;

воспитывать самостоятельность, целенаправленность и саморегуляцию собственных действий;

развивать социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональную

отзывчивость, сопереживание;

развивать речь, как средство общения, обогащать активный словарь.

Результативность использования метода «Говорящая среда» для

педагогов:

- Развитие познавательной мотивации и творческих способностей детей;

- Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции

собственных действий у детей;

- Формирование позитивных установок к различным видам труда и

творчества;

- Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

- Создание условий для взаимодействия и сотрудничества ДОУ с семьей;

- Повышение уровня профессионального мастерства педагогов.

Результативность для детей заключается в следующем:

Формирование познавательной мотивации, инициативности, самостоятельности;

Развитие творческих способностей;

Повышение интереса к участию в совместной деятельности с детьми и

взрослыми.

Результативность для родителей:

Систематическое участие в выборе тем проектов;

Активное участие в оформлении «Говорящей среды» по разным темам;

Повышение инициативности и творческой активности членов семе

Ожидаемые результаты:

ребенок овладевает основными культурными способами деятельности,

проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности гре, общении, познавательно-исследовательской деятельности и др.,

способен выбирать себе участников по совместной деятельности;

активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми. Способен

договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать

неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства;

ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в игре,

умеет подчиняться разным правилам;

ребенок может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построение речевого высказывания в ситуации общения;

ребенок проявляет любознательность, задает сверстникам, способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Для того чтобы элементы «Говорящей среды» являлись средством

формирования познавательного интереса необходимо соблюдать следующие

психолого-педагогические условия

1.Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям

(недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

7) защита детей от всех форм физического и психического насилия;

8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании

детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность».

Важно при организации «Говорящей среды» учитывать этапы

развития познавательного интереса:

постановка проблемы;

определение источников получения информации;

осуществление познания посредством разнообразного содержательного общения с взрослыми;

систематизация и обобщение полученного опыта;

отражение освоенного опыта в процессе разнообразной детской деятельности: сюжетно-

Ролевые игры, проекты, создание макетов, проведение опытов и т.д.

создание своими руками элементов развивающей среды (мыслительной

карты, интерактивного стенда, ленты времени и др.).

Развивающий эффект «Говорящая среда» имеет лишь в том случае, если в ней между взрослыми и детьми достаточно устойчиво сохраняются доброжелательные взаимоотношения, а педагог выступает в роли товарища и партнера.

Таким образом, с помощью «Говорящей среды» можно изменить активность детей,

Способствовать развитию инициативности, самостоятельности, желания участвовать в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, оказывать

Положительное влияние на эмоциональное состояние и самооценку дошкольников.

Эффективные элементы «Говорящей среды»

Группа состоит из центров: мелкой моторики, искусства, кубики, ролевые

игры, цент природы и науки, математики и счета, музыки и движения.

В каждом центре «Говорящая среда» дает возможность ребенку

ощутить и увидеть себя в «своем» пространстве; проявить активность и понять собственную значимость. В каждом центре ребенка ждет интересное задание, упражнение, игра, познание. Элементы «Говорящей среды» напрямую связаны с текущей деятельностью и возрастными особенностями детей.

Продукты детской деятельности можно разместить на окнах, боковых поверхностях стеллажей, вдоль батарей на проволоке с прищепками, в центре сюжетно-ролевых игр, в центре книги, в центре науки и природы, в центре развития речи, в центре искусства. Это могут быть: мнемотаблицы, творческие работы, авторские дидактические игры, созданные совместно с детьми маркеры игрового пространства и атрибуты для сюжетно-ролевых игр, авторские дидактические игры, книжки-малышки, календарь погоды.

Следует не допускать в развивающей предметно- пространственной среде следующих недостатков:

«Пустая» середина - отсутствие зонирования;

Большое количество «музейных экспонатов»;

Недостаточная функциональность центров активности («Они вот туда

пройдут и там поиграют»);

Недоступность оборудования («Я все достану, если они попросят», «Тут

у нас все хранится – им можно брать», «Ставьте стульчики на место»);

Мало мест для отдыха (подушки, маты и т.д.);

Отсутствие в среде продуктов детского творчества (взамен – чужое

творчество).

Экран настроения

В настоящее время эмоциональное развитие - очень важный показатель развития личности ребёнка. Можно научить ребенка управлять своим настроением, но для этого нужно научить его отслеживать свое эмоциональное состояние и правильно его оценивать.

«Игра-бродилка»- это один из старейших классов настольных игр, в которой

Каждому игроку провести свою фишку по маршруту, а расстояние, на которое игрок может продвинуть свою фишку определяется броском кубика.

Размер покупных игр-бродилок обычно небольшой и позволяет играть

по 2-4 ребенка. По инициативе детей мы стали создавать собственные игры-

бродилки размера А-1, что позволяет играть большему количеству детей

одновременно.

«Умный пол» - это своего рода интерактивное пространство. С помощью данного инструмента решаются образовательные, развивающие и воспитательные задачи, поддерживается инициатива и самостоятельность детей в различных образовательных областях, развиваются творческое и логическое мышление, а также двигательная активность.

Значимость «Умного пола» для детей, бесценна:

- проявляют интерес к игре на интерактивном полу, с желанием включаются в игру;

- проявляется речевая активность детей в разных видах деятельности;

-  внимательно рассматривать игрушки, предметы, модели, схемы;

- активно воспринимают знакомые и новые предметы, модели, схемы связывают словесно, высказываются;

- действуют с предметами и моделями, используют различные игровые и практические способы для достижения цели в игре.

«Умный пол» – это напольная проекция, которая создана для движения ребенка и детской игры через взаимодействие с изображенными на полу макетами или схемами. Попадая на территорию проекции, ребенок своими движениями выполняет игровые действия и решает образовательные задачи.

 Игра «Новоселье в зоопарке». Расселить животных по клеткам в соответствии с расположением звука в слове: Лошадь, волк, осел. Рысь, корова, бобер.

- Игра «Собираем урожай». В красный сектор положим овощи, в названии которых два слога, а зеленый сектор - три слога.

Игры  «Какой звук?», «Твердый или мягкий?», «Назови пару», «Назови братца» и т.д. служат закреплению умений различать гласные и согласные звуки, называть твердые и мягкие согласные звуки. Дети раскладывают по красным, синим и зеленым ячейкам, изображенным на полу гласные и согласные.

Технология «Путешествие по реке времени» - это игровая форма

отображения на бумаге постепенного видоизменения конкретного предмета,

созданного человеком, в течение разных временных эпох, от прошлого к

настоящему, в процессе изучения определенной темы.

Дидактическое пособие «Река времени» – это длинный лист или

несколько скрепленных в одну линию листов бумаги, на которых дети с

педагогом изображают, как определенный предмет выглядел в древности, в прошлом веке и как он видоизменился в настоящем времени. Дошкольникам также интересно пофантазировать и изобразить, как он будет выглядеть в будущем. Временные эпохи могут изображаться символами, понятными детям, или подписываться словами.

Визуализация скрытых элементов «Говорящей среды»- это надписи

практически на всех контейнерах, сделанные печатными буквами или

надписи с символом, картинкой для учета индивидуальных особенностей

детей конкретной группы. Так же к визуализации относятся – мнемотаблицы и инструкции – мотиваторы.

Визуализация необходима, во первых, для зрительного восприятия

правильного написания слов; во вторых - для запоминания печатных букв, их узнавания, в третьих, чтобы вызвать у старших дошкольников желание учиться читать.