Сценарий урока по теме: «Химия пищеварения»
Учитель: Доброе утро, как ваше настроение? Послушайте цитату «Сырой материал, поступающий в завод, проходит длинный ряд учреждений, в которых он подвергается известной механической и главным образом химической обработке и через бесчисленные боковые ворота переводится в магазины тела». писал великий ученый, физиолог Иван Петрович Павлов. Ребята о чем говорил ученый?
Тему пищеварения мы с вами прошли, а сегодня нам предстоит ее закрепление с точки зрения химии и биологии. Как выдумаете? Что нам предстоит узнать на сегодняшнем уроке? (ответы детей)
Учитель: Сегодня на уроке мы обобщим знания о химических процессах, которые происходят при переваривании пищи, проведем небольшие лабораторные исследования, будем применять знания в знакомых и незнакомых ситуациях при решении биохимических задач.
И тема нашего урока «Химия пищеварения»
Для начала давайте вспомним органы пищеварения. Установите правильную последовательность пищеварительного тракта.
Учитель биологии:
Пищеварительные ферменты
Биологические катализаторы, белки сложного строения. Наиболее активны при температуре 37 – 39 градусов. Вещество, на которое действует фермент, называют субстратом. Каждый фермент действует строго на определенный субстрат и работает в определенной среде.
Учитель химии:(лимон)
Посмотрите!
Что вы ощущаете? (выделение слюны)
Куда она выделяется? (в ротовую полость)
Вот те и госпожа слюна! Ишь какая прелесть! Говорил физиолог И.П.Павлов. Действительно жидкость, которой в сутки у человека выделяется около 2 литров, является уникальной и выполняет много важных функций вспомните вещества, содержащиеся в слюне. Сейчас вам необходимо заполнить пропуски в таблице, в ваших рабочих листах.
Сейчас мы проведем лабораторную работу: «Действие ферментов слюны на крахмал»
Оборудование: накрахмаленная картофельным крахмалом фильтровальная бумага, спички, вата
Цель: выяснить действие ферментов слюны на крахмал.
Ход работы:
Исследуйте ферменты своей слюны. Для этого подержите ватную полочку в ротовой полости несколько секунд, чтобы она обильно смочилась слюной. нанесите ватной палочкой несколько капель слюны на фильтровальную бумагу, пропитанную крахмальным клейстером и обработанную иодом до сине-фиолетового окрашивания. подержите несколько секунд. Какие изменения вы видите? На бумаге появилось светлое пятно. О чем это свидетельствует?
Выводы учащихся: В слюне содержатся ферменты, которые расщепляют крахмал до глюкозы, которая с йодом не дает синего окрашивания. Слюна в ротовой полости создает слабощелочную среду.
Учитель химии: – Почему результаты эксперимента отличаются?
Учитель биологии:
У каждого из людей активность ферментов различна. Так, слюна курильщика содержит мало ферментов, расщепляющих крахмал, а потому результаты у них могут быть хуже.)
Физминутка
Учитель биологии:
Ребята посмотрите на объект (банка, на стенках куски губки)
На какой орган пищеварения он может быть похож, аргументируйте свой ответ.
Ответы учащихся: Объем желудка подростка примерно1,5 литра как эта банка
Учитель биологии:
Нальем воду как имитация желудочного сока, добавим сахар и сливочное масло. Ребята, что мы наблюдаем?
Выводы учащихся: Мы наблюдаем, что жир не переварился, но кол-во воды уменьшилось. Так как слизистая желудка подобна губке всасывает в себя часть воды с растворенными лекарственными веществами и алкоголь
Учитель химии
Лабораторная работа: «Действие ферментов желудочного сока»
Цель: доказать, что ферменты желудочного сока действуют на белки в кислой среде.
Ход работы:
В пробирку с желудочным соком добавьте 10 капель гидроксида калия, а затем немного свежеприготовленной взвеси белка (мы используем молоко). Что наблюдаете? Сформулируйте вывод.
Учитель химии
А теперь давайте создадим кислую среду добавим соляную кислоту. Что наблюдаете? Сформулируйте вывод.
Учитель биологии: Ребята, сейчас вам будут предложены 3 задачи.
Задача 1
Девушки жуют жвачку после 3 урока, хотя столовая только после 5 урока.
Безопасно ли это?
Для решения данной задачи, я предлагаю вам сыграть в игру: «Жокей и лошадь» У вас будут на стикерах вопросы и ответы. У жокеев-вопросы, а у лошадей ответы. Вам необходимо найти ответ и приклеить стикеры на доску.
Какие ферменты
содержатся в
панкреатическом
соке? (
трипсин и липаза)
Какие вещества расщепляют трипсин и липаза? (белки и липиды)
В чем заключается незаменимая роль
печени? (непрерывно
вырабатывает желчь)
Какую роль играет в пищеварении
желчь,
вырабатываемая
печенью? (
повышает активность ферментов поджелудочной железы
и ферментов к
ишечника
)
В 12 перстной кишке трипсин ускоряет расщепление каких органических
веществ? (
белки)
Какие вещества всасываются в лимфу в тонком
кишечнике (
жировые вещества)
Что синтезируют микроорганизмы в толстом
кишечнике? (
витамин К)
Какое вещество активно всасывается в толстом
кишечнике?
(
вода)
ЗАДАЧА 2
В столовой к обеду был приготовлен винегрет, сильно заправленный уксусом. Как будет перевариваться в ротовой полости картофель, входящий в состав винегрета?
Ответы учащихся: Под действием слюны в полости рта расщепляется крахмал и другие углеводы. Процесс расщепления углеводов происходит в слабощелочной среде при температуре 37-38 градусов. В кислой среде желудочного сока расщепления крахмала не происходит, поскольку фермент амилаза неактивен. Поэтому картофель из острого винегрета будет перевариваться хуже.
ЗАДАЧА 3
Иногда продаже можно встретить очень своеобразное моющее средство, которое называется «Мыло с желчью». Как вы думаете, в чем сущность его моющего действия с точки зрения химии, какие загрязнения им лучше всего отстирывать и в каких условиях? Будет ли это мыло эффективно для стирки рабочей одежды автомеханика?
Ответы учащихся: Желчь – жидкий секрет, вырабатываемый печенью позвоночных животных. Под действием желчи происходит расщепление, эмульгирование и омыление жиров, содержащихся в пище. Поэтому мыло с желчью хорошо отстирывает пятна от растительных и животных жиров. Поскольку спецовки автомехаников обычно загрязнены машинными маслами, которые производят из нефти (нефтяные, или минеральные, масла), то желчь их разлагать не будет
Учитель биологии: Для закрепления материала, выполните тест
Учитель химии
Рефлексия оцените по 10-бальной шкале работу на занятие позиции:
Я 0_______10 МЫ 0_______10 ДЕЛО 0___________10