Сценарий урока по теме: «Химия пищеварения»

Учитель: Доброе утро, как ваше настроение? Послушайте цитату «Сырой материал, поступающий в завод, проходит длинный ряд учреждений, в которых он подвергается известной механической и главным образом химической обработке и через бесчисленные боковые ворота переводится в магазины тела». писал великий ученый, физиолог Иван Петрович Павлов. Ребята о чем говорил ученый?

Тему пищеварения мы с вами прошли, а сегодня нам предстоит ее закрепление с точки зрения химии и биологии. Как выдумаете? Что нам предстоит узнать на сегодняшнем уроке? (ответы детей)

Учитель: Сегодня на уроке мы обобщим знания о химических процессах, которые происходят при переваривании пищи, проведем небольшие лабораторные исследования, будем применять знания в знакомых и незнакомых ситуациях при решении биохимических задач.

И тема нашего урока «Химия пищеварения»

Для начала давайте вспомним органы пищеварения. Установите правильную последовательность пищеварительного тракта.

Учитель биологии:

Пищеварительные ферменты

Биологические катализаторы, белки сложного строения. Наиболее активны при температуре 37 – 39 градусов. Вещество, на которое действует фермент, называют субстратом. Каждый фермент действует строго на определенный субстрат и работает в определенной среде.

Учитель химии:(лимон)

Посмотрите!

Что вы ощущаете? (выделение слюны)

Куда она выделяется? (в ротовую полость)

Вот те и госпожа слюна! Ишь какая прелесть! Говорил физиолог И.П.Павлов. Действительно жидкость, которой в сутки у человека выделяется около 2 литров, является уникальной и выполняет много важных функций вспомните вещества, содержащиеся в слюне. Сейчас вам необходимо заполнить пропуски в таблице, в ваших рабочих листах.

Сейчас мы проведем лабораторную работу: «Действие ферментов слюны на крахмал»

Оборудование: накрахмаленная картофельным крахмалом фильтровальная бумага, спички, вата

Цель: выяснить действие ферментов слюны на крахмал.

Ход работы:

Исследуйте ферменты своей слюны. Для этого подержите ватную полочку в ротовой полости несколько секунд, чтобы она обильно смочилась слюной. нанесите ватной палочкой несколько капель слюны на фильтровальную бумагу, пропитанную крахмальным клейстером и обработанную иодом до сине-фиолетового окрашивания. подержите несколько секунд. Какие изменения вы видите? На бумаге появилось светлое пятно. О чем это свидетельствует?

Выводы учащихся: В слюне содержатся ферменты, которые расщепляют крахмал до глюкозы, которая с йодом не дает синего окрашивания. Слюна в ротовой полости создает слабощелочную среду.

Учитель химии: – Почему результаты эксперимента отличаются?

Учитель биологии:

У каждого из людей активность ферментов различна. Так, слюна курильщика содержит мало ферментов, расщепляющих крахмал, а потому результаты у них могут быть хуже.)

Физминутка

Учитель биологии:

Ребята посмотрите на объект (банка, на стенках куски губки)

На какой орган пищеварения он может быть похож, аргументируйте свой ответ.

Ответы учащихся: Объем желудка подростка примерно1,5 литра как эта банка

Учитель биологии:

Нальем воду как имитация желудочного сока, добавим сахар и сливочное масло. Ребята, что мы наблюдаем?

Выводы учащихся: Мы наблюдаем, что жир не переварился, но кол-во воды уменьшилось. Так как слизистая желудка подобна губке всасывает в себя часть воды с растворенными лекарственными веществами и алкоголь

Учитель химии

Лабораторная работа: «Действие ферментов желудочного сока»

Цель: доказать, что ферменты желудочного сока действуют на белки в кислой среде.

Ход работы:

В пробирку с желудочным соком добавьте 10 капель гидроксида калия, а затем немного свежеприготовленной взвеси белка (мы используем молоко). Что наблюдаете? Сформулируйте вывод.

Учитель химии

А теперь давайте создадим кислую среду добавим соляную кислоту. Что наблюдаете? Сформулируйте вывод.

Учитель биологии: Ребята, сейчас вам будут предложены 3 задачи.

Задача 1

Девушки жуют жвачку после 3 урока, хотя столовая только после 5 урока.

Безопасно ли это?

Для решения данной задачи, я предлагаю вам сыграть в игру: «Жокей и лошадь» У вас будут на стикерах вопросы и ответы. У жокеев-вопросы, а у лошадей ответы. Вам необходимо найти ответ и приклеить стикеры на доску.

Какие ферменты

содержатся в

панкреатическом

соке? (

трипсин и липаза)

Какие вещества расщепляют трипсин и липаза? (белки и липиды)

В чем заключается незаменимая роль

печени? (непрерывно

вырабатывает желчь)

Какую роль играет в пищеварении

желчь,

вырабатываемая

печенью? (

повышает активность ферментов поджелудочной железы

и ферментов к

ишечника

)

В 12 перстной кишке трипсин ускоряет расщепление каких органических

веществ? (

белки)

Какие вещества всасываются в лимфу в тонком

кишечнике (

жировые вещества)

Что синтезируют микроорганизмы в толстом

кишечнике? (

витамин К)

Какое вещество активно всасывается в толстом

кишечнике?

(

вода)

ЗАДАЧА 2

В столовой к обеду был приготовлен винегрет, сильно заправленный уксусом. Как будет перевариваться в ротовой полости картофель, входящий в состав винегрета?

Ответы учащихся: Под действием слюны в полости рта расщепляется крахмал и другие углеводы. Процесс расщепления углеводов происходит в слабощелочной среде при температуре 37-38 градусов. В кислой среде желудочного сока расщепления крахмала не происходит, поскольку фермент амилаза неактивен. Поэтому картофель из острого винегрета будет перевариваться хуже.

ЗАДАЧА 3

Иногда продаже можно встретить очень своеобразное моющее средство, которое называется «Мыло с желчью». Как вы думаете, в чем сущность его моющего действия с точки зрения химии, какие загрязнения им лучше всего отстирывать и в каких условиях? Будет ли это мыло эффективно для стирки рабочей одежды автомеханика?

Ответы учащихся: Желчь – жидкий секрет, вырабатываемый печенью позвоночных животных. Под действием желчи происходит расщепление, эмульгирование и омыление жиров, содержащихся в пище. Поэтому мыло с желчью хорошо отстирывает пятна от растительных и животных жиров. Поскольку спецовки автомехаников обычно загрязнены машинными маслами, которые производят из нефти (нефтяные, или минеральные, масла), то желчь их разлагать не будет

Учитель биологии: Для закрепления материала, выполните тест

Учитель химии

Рефлексия оцените по 10-бальной шкале работу на занятие позиции:

Я 0_______10 МЫ 0_______10 ДЕЛО 0___________10