Исследовательский, познавательно-творческий проект

«Хохлома. Прошлое и настоящее»

Номинация: для дошкольников.

Авторы: Василькова Нина Викторовна

г.Нижний Новгород

Аннотация

Исследовательский, познавательно-творческий проект

«Хохлома. Прошлое и настоящее».

Авторы: Василькова Н.В.,– воспитатель МБДОУ «Детский сад№138» г. Нижнего Новгорода.

Проект «Хохлома. Прошлое и настоящее» направлен на изучение одного из видов декоративно-прикладного искусства «Хохломская роспись» и его места в современном мире. В ходе работы над проектом мы стремились познакомить детей с народным промыслом, закрепить умение узнавать и выполнять декоративные узоры, а также находить их в предметах ближайшего окружения.

Данный проект дал нам возможность привлечь внимание детей к русской народной культуре ; познакомить с традициями хохломской росписи («завиток», «травка», «ягодка», «листочек», «кудри» и др.; развивать интеллектуальные и творческие способности детей, а также эстетические чувства; прививать интерес к истории родной страны. В ходе совместной работы над проектом мы пришли к выводу, что Хохломская роспись не утратила свое значение и сегодня ее часто можно встретить в повседневной жизни.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..стр.6

1.Реализация исследовательского, познавательно-творческого проекта «Хохлома. Прошлое и настоящее»………………………………………. .стр.8

2. I этап – подготовительный…………………………………………………стр.8

3. II этап – основной …………………………………………………………...стр.9

4. III этап – заключительный…………………………………………………. стр.10

Список литературы……………………………………………………………..стр. 12

Приложение

Введение

Актуальность: Нравственно – патриотическому воспитанию детей отводится сегодня недостаточно времени в рамках образовательной деятельности в детском саду. Поэтому, приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. А знаний детей о русской народной культуре и народных промыслах России – недостаточно. Для развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность – изобразительная, художественно-речевая и др. Познавательная, художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Мы считаем, что лучший путь для этого – это знакомство детей с народными промыслами России, искусством народных мастеров, русским фольклором.

Вид проекта: Исследовательский, познавательно-творческий. Объект исследования: Изделия хохломских мастеров. Предмет исследования: Хохломская роспись.

Цель: Познакомить детей с народным промыслом – хохломской росписью; закрепить умение узнавать и выполнять декоративные узоры, а также находить их в предметах ближайшего окружения.

Задачи:

Привлечь внимание детей к русской народной культуре.

Познакомить с традициями хохломской росписи («завиток», «травка», «ягодка», «листочек», «кудри» и др.).

Развивать интеллектуальные и творческие способности детей

, а также эстетические чувства.

Прививать интерес к истории родной страны.

Гипотеза: Предположим, что, познакомив детей с историей возникновения декоративно-прикладного искусства «Хохломская роспись» и обучив их элементам этой росписи, мы сможем доказать: « Хохломская роспись востребована в современном мире не менее, чем в прошлые времена.»

Основные методы реализации проекта: Рассказ воспитателя, беседы, рассматривание иллюстраций, художественное творчество, творческие эксперименты, игры, викторины, музыка, взаимодействие с родителями, досуг.

Все мероприятия по проекту взаимосвязаны, продолжаются в разных видах. Осуществляя проект, участники учатся пользоваться различными источниками и способами получения информации. В ходе работы над проектом формируются знания о культуре русского народа, коммуникативные навыки, развиваются творческие способности, а также эстетические чувства.

Новизна: Проект направлен на формирование духовно-нравственного и патриотического воспитания, способствует созданию единого воспитательного пространства дошкольного образовательного учреждения и семьи; обеспечивает выстраивание партнерских отношений путем проведения совместных занятий, мероприятий, встреч.

Практическая значимость: Данный проект будет полезен педагогам дошкольных образовательных учреждений в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Участники: Дети старшего дошкольного возраста, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.

Проект проводился на базе МБДОУ «Детский сад №138,

группа №11

Продолжительность проекта: Два месяца

Предполагаемый результат: Данный проект поможет приобщить детей к культуре русского народа, повлиять на формирование нравственно – патриотических чувств и развития духовности, окажет положительное влияние на развитие художественных способностей и творческого воображения у воспитанников. Дети научатся ценить декоративно-прикладное искусство в современной жизни и должным образом к нему относиться, что, в свою очередь, активизирует эмоциональную отзывчивость в самостоятельной деятельности и проявления творческого самовыражения.

1.Реализация исследовательского, познавательно-творческого проекта «Хохлома. Прошлое и настоящее».

Идея проекта

Идея проекта появилась во время наблюдения за детьми на музыкальных занятиях. Мы заметили, что дети с интересом рассматривают узоры на деревянных ложках и сравнивают их с росписью на стульчиках. В разговорах и беседах выяснилось, что представления детей о хохломской росписи очень поверхностны. Мы предложили детям узнать:

Где зародилась хохломская роспись?

Легенды о первых хохломских мастерах.

Познакомиться с основными элементами хохломской росписи.

Благодаря чему хохломская роспись любима в настоящее время?

Где сегодня используется хохломская роспись?

Этапы проекта:

Подготовительный

Основной

Заключительны

й

2. I этап – подготовительный

Определение темы проекта, цели и задач. Определение сроков реализации, способа сбора и анализа информации. Подборка детской и методической литературы, иллюстраций, демонстрационного материала, дидактических игр, и др.

Спланировали комплекс мероприятий для детей, родителей и педагогов.
Определили виды деятельности с детьми. Приобрели материалы для художественного творчества. Подготовили консультацию для родителей о пользе изучения истории родной культуры через народные промыслы.

Вывод: Проделанная работа помогла нам заинтересовать детей и сплотить над общим делом. Они стали замечать детали и более углубленно изучать их. Родители также не остались безучастны, а стали больше интересоваться жизнедеятельностью детей в детском саду.

3. II этап - основной

ООД: «В гостях у Хохломы», «Расписные узоры», «Узор в полосе», «Кормилица посуда», «Тарелочка – красавица» (аппликация), «Волшебные птицы» (коллективная работа), «Декоративная доска» (коллективная работа – пластилинография), «Новогодний антураж» - (овечка и елочные шары в хохломе), «Хохломская елка». Ладья, панно- рыба

Беседы: «Путешествие к мастерам хохломы», «История деревянной ложки», «Тайна хохломского золота», «Современная Хохлома».

Чтение стихотворений о Хохломе Авторов П. Синявского и Л. Ларкина, а также народные стихи.

Просмотр видеороликов с завода «Хохломская роспись».

Дидактические игры: «Пазлы», «Что к чему?», «Разложи по порядку», «Подбери нужное», «Нарисуй и раскрась», «Собери целое», «Назови предмет», «Найди предметы из дерева» и др.

Продуктивная деятельность: пластилинография «Хохломская ложка»,

совместное изготовление кукольно-ложечного театра.

Целевая экскурсия в мини-музей изделий народного промысла «Хохлома».

Разгадывание кроссвордов и загадок.

Викторина «Золотая Хохлома».

Сюжетно-ролевые игры: «Магазин истории»

Досуг «Ярмарка ремёсел».

Вывод: таким образом, дети узнали много нового и интересного об истории своего народа, подробно познакомились с алгоритмом изготовления хохломской росписи. Стали интересоваться старинным бытом. Обогатили словарный запас. А также развили свои умения и навыки в художественно-эстетической сфере. Выяснили, где в наши дни используется хохломская роспись.

4. III этап - заключительный

Выставка поделок: «Золотая Хохлома».

Инсценировка сказки «Жихарка».

Праздник «На ярмарке»

Презентация.

Вывод: как показали результаты исследования, поставленные цели и задачи были выполнены. В результате реализации проекта мы пришли к выводу, что дети приобщились к культуре русского народа, прониклись старинным бытом, выросли духовно. Повысилась заинтересованность родителей в продуктивно досуговой деятельности с детьми. Обогатился словарный запас детей.

Что дети знали до проекта:

- что есть такая роспись - Хохлома;

- что в ней используются не все цвета;

- что изделия изготовлены из дерева.

Что дети узнали в результате реализации проекта:

- что Хохломская роспись является частью декоративно-прикладного искусства;

- что Хохломская роспись является частью истории русского народа и сыграла в этой истории немалую роль;

- узнали тонкости и нюансы росписи;

- алгоритм изготовления и росписи Хохломских изделий;

- что и сегодня этот промысел не утрачен, а наоборот является модным. Хохломской орнамент используется в одежде, в тюннинге автомобилей, моддинге компьютеров и т.д.

Литература:

Василенко В.М. Искусство Хохломы, – М.: Искусство, 2009.

Вишневская В. Русские художественные промыслы, – М.: Плакат, 1981.

Вишневская В. Искусство народных художественных промыслов, - М.: Планета, 1976.

Емельянова Т.И. Золотая Хохлома, альбом – М.:

Интербук

– бизнес, 2010.

Жегалова С.К. Русская народная живопись, - М.: Прикладное искусство, 2008.

Клиентов А.Е. Народные промыслы, - М.: Белый город, 2001.

Орлова Л.В. Хохломская роспись, - М.: Мозаика-Синтез, 2002.

Шевчук Л.В. Дети и народное творчество, - М.: Просвещение, 1985.