* {font-family: Arial; font-size: 12pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;} h1 {font-size: 20pt; color: #0F4761;} h2 {font-size: 16pt; color: #0F4761;} h3 {font-size: 14pt; color: #0F4761;} h4 {color: #0F4761; font-style: italic;} h5 {color: #0F4761;} h6 {color: #595959; font-style: italic;} h7 {color: #595959;} h8 {color: #272727; font-style: italic;} h9 {color: #272727;} .Заголовок 1 Знак {font-size: 20pt; color: #0F4761;} .Заголовок 2 Знак {font-size: 16pt; color: #0F4761;} .Заголовок 3 Знак {font-size: 14pt; color: #0F4761;} .Заголовок 4 Знак {color: #0F4761; font-style: italic;} .Заголовок 5 Знак {color: #0F4761;} .Заголовок 6 Знак {color: #595959; font-style: italic;} .Заголовок 7 Знак {color: #595959;} .Заголовок 8 Знак {color: #272727; font-style: italic;} .Заголовок 9 Знак {color: #272727;} .Title {font-size: 28pt;} .Заголовок Знак {font-size: 28pt;} .Subtitle {font-size: 14pt; color: #595959;} .Подзаголовок Знак {font-size: 14pt; color: #595959;} .Quote {color: #404040; font-style: italic;} .Цитата 2 Знак {color: #404040; font-style: italic;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .Intense Emphasis {color: #0F4761; font-style: italic;} .Intense Quote {color: #0F4761; font-style: italic;} .Выделенная цитата Знак {color: #0F4761; font-style: italic;} .Intense Reference {color: #0F4761; font-weight: bold; font-variant: small-caps;}

Игра как средство обучения и воспитания детей с ОВЗ

Автор: Макарова Марина,

Воспитатель МБОУ «Школа-интернат №4 г.Челябинска»

Аннотация

Статья посвящена исследованию роли игры в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Рассматриваются особенности игровой деятельности у детей с различными нарушениями (интеллектуальными, сенсорными, двигательными), анализируются эффективные игровые методики, применяемые в коррекционной педагогике. Особое внимание уделяется практическим аспектам использования игры для развития когнитивных, коммуникативных и социальных навыков у детей с ОВЗ. Статья предназначена для педагогов, дефектологов, психологов и родителей.

Ключевые слова: игра, дети с ОВЗ, коррекционная педагогика, инклюзивное образование, игровые технологии, развитие, социализация.

Введение

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) сталкиваются с трудностями в обучении, общении и социальной адаптации. Традиционные методы образования зачастую оказываются для них малоэффективными, поэтому поиск альтернативных подходов остается актуальной задачей коррекционной педагогики. Одним из наиболее естественных и действенных средств обучения и воспитания таких детей является игра.

Игра – это ведущая деятельность в детском возрасте, которая способствует:

развитию познавательных процессов (памяти, внимания, мышления);

формированию коммуникативных навыков;

эмоциональной разгрузке и снижению тревожности;

освоению социальных норм и правил поведения.

Для детей с ОВЗ игра приобретает особое значение, так как позволяет преодолевать ограничения, связанные с их нарушениями, и включаться в образовательный процесс в доступной форме.

Цель статьи – изучить возможности игры как средства обучения и воспитания детей с ОВЗ, проанализировать наиболее эффективные игровые методики и предложить рекомендации по их применению в коррекционной работе.

Задачи исследования:

Рассмотреть теоретические основы игровой деятельности у детей с ОВЗ.

Проанализировать виды игр и их коррекционно-развивающий потенциал.

Изучить практический опыт использования игровых технологий в обучении детей с различными нарушениями.

Разработать рекомендации для педагогов и родителей.

Методы исследования: анализ научной литературы, обобщение педагогического опыта, наблюдение.

Работая воспитателем с детьми с ОВЗ, прежде всего необходимо наблюдать, как ребенок адаптируется к школьному режиму, и поддерживать контакт с родителями. Одно из важных правил - проводить беседы с родителями об особенностях, возможностях и трудностях их ребенка. Очень важно изучить личность ребенка, правильно выявить его возможности и достоинства, то есть положительные черты на которые надо ориентироваться в педагогическом процессе.

Следующий этап - консультация с узкими специалистами (логопедом, дефектологом, психологом) и изучение заключения медико-психолого-педагогической комиссии (ПМПК).

На основе полученной информации необходимо выстроить индивидуальный план адаптированной образовательной программы, так как все дети разные. В работе важно учитывать эмоциональное и соматическое состояние ребенка.

Практика показывает, что лучше всего материал усваивается, а также создается благоприятная атмосфера между педагогом, ребенком и другими детьми именно через игровую деятельность, которые соответствует его особенностям.

Через игру дети усваивают материал от простого к сложному, дозированно и пошагово, возможно с многократным повторением.

1. Теоретические основы игровой деятельности у детей с ОВЗ

Игра является универсальным средством развития ребенка, что подтверждается исследованиями Л. С. ВыготскогоА. Н. ЛеонтьеваД. Б. Эльконина. Для детей с ОВЗ она выполняет не только развлекательную, но и коррекционно-развивающую функцию.

Особенности игровой деятельности у детей с различными нарушениями

Нарушение

Характеристика игры

Коррекционные задачи

Интеллектуальные нарушения

Примитивность сюжета, стереотипные действия

Развитие воображения, расширение игровых сюжетов

Нарушения слуха

Преобладание зрительного восприятия, жестовые игры

Формирование речи через игру

Нарушения зрения

Опора на тактильные и слуховые ощущения

Развитие пространственной ориентации

ДЦП и двигательные нарушения

Ограниченность движений, использование адаптивных игр

Стимуляция моторики через игровые упражнения

2. Виды игр и их применение в коррекционной работе

В обучении детей с ОВЗ используются различные виды игр:

1. Сюжетно-ролевые игры

Помогают осваивать социальные роли (врач, продавец, учитель).

Развивают речь и коммуникативные навыки.

Пример

:

игра «Магазин» для детей с интеллектуальными нарушениями.

2. Дидактические игры

Направлены на обучение (цвета, формы, счет).

Развивают логическое мышление.

Пример

:

«Сортировка предметов» для детей с РАС.

3. Подвижные и адаптивные игры

Улучшают координацию, моторику.

Адаптируются под физические возможности ребенка.

Пример

: игра «Попади в цель» (для детей с ДЦП).

4. Сенсорные игры

Развивают тактильное, зрительное, слуховое восприятие.

Пример

: «Волшебный мешочек» (для детей с нарушениями зрения).

3. Практические рекомендации по использованию игр

Индивидуальный подход

 – выбор игры должен учитывать особенности ребенка.

Постепенное усложнение

 – от простых игр к более сложным.

Совместная игра со взрослыми

 – помогает направлять деятельность ребенка.

Использование мультисенсорных стимулов

 – звуки, текстуры, цвета.

Поощрение и положительная мотивация

 – похвала, система наград.

Заключение

Игра – это мощный инструмент в обучении и воспитании детей с ОВЗ. Она не только способствует развитию когнитивных и социальных навыков, но и помогает ребенку чувствовать себя увереннее в окружающем мире. Применение игровых технологий в коррекционной педагогике требует тщательного подбора методик и адаптации под индивидуальные потребности каждого ребенка. Дальнейшие исследования в этой области могут быть направлены на разработку новых интерактивных игровых программ для детей с различными нарушениями.

Список литературы

Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. – М., 1986.

Малофеев Н. Н. Инклюзивное образование в контексте современной социальной политики. – М., 2020.

Баряева

Л. Б. Игровая деятельность детей с интеллектуальной недостаточностью. – СПб., 2018.

Федеральный закон "Об образовании в РФ" № 273-ФЗ (ст. 79).

Статья может быть полезна педагогам, работающим в инклюзивных и коррекционных школах, а также родителям, воспитывающим детей с ОВЗ.