Мастер–класс для родителей: «Играем — речь развиваем» группы компенсирующей направленности для детей с ТНР от 6 до 7 лет

 

Автор: Кузнецова Анна Вячеславовна

 

Организация: МДОУ “ДСКВ №13” п. Щеглово

 

Населенный пункт: Ленинградская область, Всеволожский район посёлок Щеглово.

 

Цель: оказывать помощь родителям в организации и проведении занятий в домашних условиях по развитию речи ребёнка через игру.

 

Задачи:

 

обратить внимание родителей на значение игры в развитии детей;заинтересовать проблемой развития игровой деятельности у современных детей;представить практический материал по данной теме (проиграть некоторые игры вместе с родителями).

 

С ребенком надо делать все через игру…

Д. Б. Эльконин

 

Ход проведения:

 

Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня у нас мастер- класс, посвященный играм по развитию речи.

 

Детство – это период не только познания окружающего мира, но так же и время развития различных психических процессов, памяти, внимания. Также у детей в дошкольном возрасте идет активное развитие речи. И надо отметить, что в последнее время все больше детей с различными речевыми нарушениями. И здесь без родителей никак не обойтись. В дошкольном возрасте родители для ребенка непререкаемый авторитет и, если они включаются в работу по развитию речи ребенка, у малыша появляется мотивация на скорейшее исправление нарушений.

 

Не секрет, что многие родители в известной мере привыкают к речи своих детей и не замечают в ней недочетов, а поэтому и не помогают им усваивать правильную речь. Невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии.

 

Дошкольный возраст – это период, когда все усилия надо направлять на устранение речевых нарушений, которые препятствуют полноценному развитию ребёнка.

 

Джанни Родари утверждал, что именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных образов, ничто не сковывает ребёнка. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать - вот что необходимо ребёнку.

 

Играя с ребёнком, будьте дружелюбны и уважительны к нему. Он должен чувствовать, что эти занятия - не скучная неизбежная повинность, а интересная, увлекательная игра, в которой он обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах. Если задание кажется ребёнку сложным, приведите несколько примеров его выполнения или попросите выбрать верный вариант из предложенных Вами. Ни в коем случае не предлагайте механически повторить за Вами готовый ответ.

 

Для детей игра является приятным время препровождением. А в играх по развитию речи ребенок:

 

- приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания;

 

- развивает речь;

 

- развивает любознательность;

 

- осваивает опыт человеческой деятельности;

 

- развивает творчество и фантазию;

 

- развивает память;

 

- развивает внимание;

 

- развивает мыслительную деятельность;

 

- развивает навыки общения.

 

Также игра способствует эмоциональному развитию и является способом снятия эмоционального напряжения.

 

Сегодня мы предлагаем вам сыграть в словесные игры, которые способствуют активизации речевого развития детей. Это игры, в которые можно играть с детьми на кухне, по дороге из детского сада, собираясь на прогулку, идя в магазин, на даче, перед сном и т.д.

 

Для того чтобы правильно произносить слова и звуки, у ребенка должен быть хорошо развит речевой аппарат, и дыхание. Этому способствуют упражнения на дыхание и артикуляционная гимнастика.

 

Упражнения на дыхание:

 

«Надуваем шарики», «Дырявый мяч», «Гудок парохода», «Считаем этажи», «Потушить свечки», «Подуем на листочки», «Чья птичка дальше улетит», «Помоги жучку взлететь», «Сдуем снежинки с ладошки», «Погреем ручки» и многие другие помогают вырабатывать длительную воздушную струю. При этом губы вытягиваем трубочкой и не надуваем щек.

 

Артикуляционная гимнастика:

 

«Вкусная конфета», «Блин да пирог», «Лошадка скачет», «Колокольчик», «Чистим зубки», «Губочки - дудочки», «Индюк болбочет» и другие.

 

Пальчиковые игры.

 

Известно, что развивая мелкую моторику рук у ребенка, мы развиваем мозговую активность, а играя в пальчиковые игры, развиваем память, фонематический слух и речь ребенка.

 

 

 

Часы

 

Мышь полезла в первый раз Садимся на коврик на колени.

 

который час. Перебираем пальчиками («бежим») от

 

Вдруг часы сказали: «Бом!» коленочек до макушки

 

скатилась кувырком. Один хлопок над головой.

 

Мышь полезла второй раз Руки скатываются на пол.

 

Посмотреть, который час.

 

Вдруг часы сказали: «Бом», «Бом». Два хлопка

 

скатилась кувырком. Руки скатываются на пол

 

Мышь полезла в третий раз Перебираем пальчиками («бежим») от

 

который час. коленочек до макушки

 

Вдруг часы сказали: «Бом», «Бом», «Бом». Три хлопка

 

скатилась кувырком. Руки скатываются на пол.

 

 

 

А сейчас мы поиграем в игры по нарастающей, от более легких к более сложным.

 

1. «Эхо или попугайчик» - «Ты не девочка, не мальчик, ты сегодня попугайчик».

 

Вы говорите любое слово, а ребенок должен повторить его точно так же, как вы: тихо или громко, быстро или медленно.

 

2. «Угадай - ка»

 

Определите тему: овощи, фрукты, игрушки и т. д. Описывайте предмет, не называя его: цвет, форму, величину, вкус.

 

Зеленый, круглый, полосатый, большой, вкусный…арбуз.

 

Черное, круглое, большое, резиновое…колесо.

 

Белый, сыпучий, мелкий, сладкий…сахар.

 

Или в игру: «Ты - мне, я - тебе» - поочередно загадывайте друг другу такие загадки.

 

3. «Подскажи словечко»

 

Предлагаете подсказать слово, которое потерялось, при этом с ребенком можно повторить разученные или недавно прочитанные стихи.

 

Наша Таня громко …(плачет)

 

Уронила в речку ...(мячик)

 

Тише Танечка …,(не плач)

 

Не утонет ….(в речке мяч)

 

4. «Так бывает или нет?»

 

Сейчас я буду рассказывать, а вы должны заметить то, чего не бывает и объяснить свой ответ.

 

Летом, когда ярко светило солнце, мы из снега лепили снеговика.

 

Осенью на деревьях распускаются листочки.

 

Зимой мы купаемся и загораем.

 

5. «Про покупки»

 

Вы пришли из продуктового магазина, а ребенок, сбивая вас с ног, просит с ним поиграть или капризничает. Как быть? А вы покажите ребенку свои покупки. Пусть он перечислит те из них, в названии которых есть звук «р».

 

Попробуем! (сыр, морковка, картофель, макароны, вермишель, рис, ириски, мандарины, арбуз и т.д.)

 

Если ребенок затрудняется, помогите ему, предложите такой вариант:

 

Кар-р-р-тошка или капуста?

 

Сыр-р-р или колбаса?

 

Или предложите ребенку назвать фрукты со звуком «а», овощи со звуком «о» и т. д.

 

Также можно предложить назвать все, что купили или пересчитать продукты.

 

В ваших покупках есть сок? Замечательно. Спросите у ребенка, какой сок получается из: яблок – яблочный

 

вишен –вишневый

 

апельсинов - апельсиновый

 

моркови – морковный

 

из фруктов - фруктовый

 

из овощей - овощной.

 

И наоборот: из чего получается апельсиновый сок и т. д.

 

Большую часть времени вы проводите на кухне. Вы заняты приготовлением ужина. Ребёнок крутится возле Вас и просит поиграть. В какие же игры можно поиграть с ребенком на кухне?

 

6. «Что бывает мягким?» (твердым, кислым, сладкими, длинным, острым, вкусным, синим, квадратным т.д.) Начните игру словами:

 

Мягким может быть…хлеб, подушка, шапка и т.д.

 

Кислым может быть…лимон, варенье, лекарство и т.д.

 

Острым может быть…нож, перец, соус и т.д.

 

7. «Что будет если…» Вы задаете вопрос, а ребенок отвечает.

 

Что будет, если я пролью чай на стол?

 

Что будет, если я буду играть с мячом на кухне?

 

Что будет, если я не помою посуду?

 

8. «Что можно делать …»

 

Что можно делать с водой? (пить, умываться, чистить зубы, стирать белье, мыть посуду, поливать цветы ит.д.)

 

Или: Залезать можно на шкаф, залезать можно на кровать, а еще…

 

Пить можно воду, пить можно молоко, сок, а еще...

 

Или: Чай пьют, а печенье… едят.

 

На кровати лежат, а на стуле ...

 

Рубашку шьют, а шарф …

 

Котлеты жарят, а суп…и т. д.

 

9. «Кто что делает?»

 

Солнышко светит, а еще …сияет, греет

 

Машина едет, а еще … гудит, светит

 

Кошка бегает, а еще … ходит, пьет, спит

 

Или называете два предмета или живых существа. Ребенок должен назвать общее для них действие:

 

И лягушка, и зайчик … прыгают.

 

И птица, и муха ...летают.

 

И снег, и лед … тают.

 

Или много предметов на одно действие:

 

Светит - солнышко, лампа, фонарь, фара, а еще …

 

Едет - машина, поезд, велосипед, …

 

Тает - мороженое, лед, …

 

Коротать вечера и засыпать можно, читая сказку или играя лежа на кровати.

 

10. «От норы до горы».

 

Назвать как можно больше животных, птиц, насекомых, живущих в указанных местах.

 

В траве живут…

 

В норе живут…

 

В сарае живут…

 

В море живут…

 

В квартире живут…

 

В земле живут…

 

11. «Каждый знает».

 

Повторить начало фразы и добавлять новое слово.

 

Каждый знает, что желтым бывает…

 

Каждый знает, что сильным бывает…

 

Каждый знает, что старым бывает…

 

Каждый знает, что белым бывает…

 

Каждый знает, что нужным бывает…

 

Каждый знает, что хрупким бывает…

 

Каждый знает, что умным бывает…

 

12. «Забавные превращения».

 

Назовите, в кого превратится человек, если окажется:

 

В театре –

 

На собственных именинах –

 

В школе –

 

В магазине –

 

В седле –

 

В бассейне –

 

На ринге –

 

На катке –

 

На лыжах –

 

13. «Мир животных».

 

Назовите, как можно больше животных, у которых есть указанная часть тела.

 

Рога есть у…

 

Лапы есть…

 

Копыта есть…

 

Когти есть…

 

Перья есть…

 

Чешуя есть…

 

Крылья есть…

 

Клюв есть…

 

14. «Закончи предложение».

 

Повторить пару слов и каждый раз дополнять ее.

 

Быстро бегает…

 

Ловко плавает…

 

Важно ходит…

 

Громко кричит…

 

В воде тонет…

 

В корзине лежит…

 

В цирке выступает…

 

15. «Шагай-ка - называй-ка».

 

На каждый шаг называть слова.

 

Я знаю молочные продукты…

 

Я знаю перелетных птиц…

 

Я знаю головные уборы…

 

Я знаю виды спорта…

 

Я знаю профессии…

 

16 «Чистоговорки»

 

Да – да - да – в огороде лебеда.

 

Ду – ду - ду - растут яблоки в саду.

 

Ша – ша - ша- принесли домой ерша.

 

Жа – жа - жа- -есть иголки у ежа.

 

Чи – чи - чи – прилетели к нам грачи.

 

17. «Скороговорки»

 

Белые бараны били в барабаны.

 

Проворонила ворона вороненка.

 

Дятел дуб долбил, да не додолбил.

 

Роет землю старый крот, разоряет огород.

 

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

 

Помните!

 

Очень важно, чтобы наши детки получали удовольствие от игры. Ведь игра очень важный инструмент в нашей с вами работе в обучении и воспитании наших деток. Проблемы отцов и детей не бывает там, где родители и дети дружат и чем - то занимаются вместе.

 

Давайте, будем играть, и развивать наших детей!

 

Спасибо вам, до новых встреч.