« Игровые ситуации на занятиях математики».

Цель:

Глубже изучить методику ведения математики в

детском саду

.

Развивать у детей навыки в вычисления и

решениях

задач.

Использовать игровые приемы при изучении, закреплении математических тем.

Воспитывать у детей числовые, вычислительные данные.

Объект исследования: повысить качество обучения на занятиях математики .

Предмет исследования: Использование игровых ситуаций на занятиях математики.

1. Игра – путь детей к познанию мира.

2. Формирование и развитие интереса к математике.

3. Роль занимательности на занятиях математики:

а) Дидактическая игра как средство обучения математики.

б) Логические упражнения на занятиях математики.

в) Роль сюжетно-ролевой игры в процессе обучения математики.

4. Положения о проведении игр на занятиях математики.

«Игра – это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства»

С.Т. Шацкий

1. Игра – путь детей к познанию мира.

Задача : – научить каждого ребенка самостоятельно учиться, сформировать у него потребность активно относиться к учебному процессу.

Игра для детей продолжает оставаться одним из главных средств и условий развития интеллекта ребенка. Игра порождает радость и бодрость, воодушевляет ребят, обогащает впечатлениями, помогает избегать назойливой назидательности, создает в детском коллективе атмосферу дружелюбия. В играх для детей не должно быть серости и однообразия. Игра должна постоянно пополнять знания, быть средством всестороннего развития ребенка, его способностей, вызывать положительные эмоции, наполнять жизнь детского коллектива интересным содержанием.

Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменять. Труд и учение, сочетаясь с игровой деятельностью, способствует формированию характера и развитию воли. Усилия (физические и психические), которые ребенок делает в игре, плодотворны, так как в игре незаметно для себя он вырабатывает ряд навыков и умений, которые в последствии пригодятся ему в жизни. Игры разнообразят виды деятельности на занятиях, воспитывают интерес к предмету, развивают внимание, память и мышление, ведут к систематизации жизненного опыта, являются разрядкой для нервной системы, развивают инициативу и находчивость, приучают к труду, точности, аккуратности и к настойчивости в преодолении препятствий.

В.А.Сухомлинский писал: «Присмотримся внимательно, какое место игра занимает в жизни ребенка. Для него игра – это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, развиваются творческие способности личности. Без игры и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

ПРИЛОЖЕНИЕ:

I. ПОДГОТОВКА К ИЗУЧЕНИЮ ЧИСЕЛ И ДЕЙСТВИЙ С НИМИ.

1. Составление геометрических фигур.

Назвать известные геометрические фигуры. Из палочек составить квадрат и треугольник маленького размера.

Вопросы для анализа: « Сколько палочек потребовалось для составления квадрата? треугольника? Покажите стороны, углы, вершины фигур

2. Составить маленький и большой квадраты.

Вопросы для анализа: « Из скольких палочек составлена каждая сторона большого квадрата? Маленького квадрата? Весь квадрат? Почему левая, правая, верхняя, нижняя стороны квадрата составлены из одного и того же количества палочек?»

3. Составить прямоугольник, верхняя и нижняя стороны которого будут равны трем палочкам, а левая и правая – двум.

4. Преобразование одной фигуры в другую.

Дана фигура из 5 равных квадратов; надо убрать 4 палочки, чтобы стало 3 равных квадрата.

Решение:

5. В фигуре, похожей на ключ, переложить 4 палочки, чтобы получилось 3 квадрата.

6. Лабиринт.

На основе зрительного прослеживания ходов, линий надо отыскать нужный предмет, выход.

7. Составить из геометрических фигур сюжетные изображения ( самостоятельно ). Рассказать, какие фигуры использовались, сделать анализ этих фигур.

8. Игра « День – ночь».

На столе располагаются парные предметы так, чтобы дети их хорошо видели в отдельности. Первоклассники внимательно рассматривают предметы, сравнивают, отмечают, чем один предмет отличается от другого.

«Ночь, - говорит учитель и убирает один предмет.

- День! Скажите, что изменилось?»

Открыв глаза, дети определяют, какого предмета не хватает. В дальнейшем убирают не один предмет, а два или три.

9. Игра «Найти спрятанную игрушку».

Один ребенок выходит воспитатель прячет игрушку. Затем предлагается найти игрушку . Воспитатель помогает ученику, который ищет игрушку, указывая направления движения: идти вперед, повернуть налево, затем направо, обойти вокруг стола и т. д.

Другой вариант игры: ребенок сам выбирает направление движения, а остальные дети говорят ему: «Тепло, холодно».

10. Игра «Цветы и пчелы».

На доске – рисунки цветов и пчел. К доске выходят несколько учеников, которые будут изображать пчел. По сигналу учителя: «Пчелки летят», - вызванные к доске ученики начинают жужжать и кружиться по классу. Потом каждый из участников игры снимает с доски рисунок пчелы и закрепляет его над рисунком одного из цветов – «сажает» пчелу на цветок . При этом он должен указать цвет цветка и его размер. «Посадив» пчел на цветы, дети убеждаются в том, что на каждом цветке сидит по одной пчеле, т. е. пчелок столько же, сколько и цветов, а цветов столько же, сколько пчел. Дети должны назвать это число. Затем число пчелок увеличивается или уменьшается, выясняются способы их уравнивания.

II. СЧЕТ ПРЕДМЕТОВ.

1. Игра «Поезд».

Работа может быть построена в форме беседы:

Что изображено на картинках? (поезд) Сколько вагонов в поезде? (10) Кто едет в первом вагоне? Во втором? В третьем? и т. д. Кто начальник поезда? (Петрушка) Петрушка решил поменять номера вагонов. Он расставил их по-другому, начиная с большего номера и кончая меньшим. Расставьте вагоны в том же порядке. Кто теперь едет в первом вагоне? Кто в последнем? Кто находится слева от Чебурашки? И т. д.

2. Задача – шутка.

Ты да я да мы с тобой. Сколько нас всего?

(2)

3. Задача – смекалка.

Я провел у бабушки понедельник, вторник, среду и четверг, а моя сестра в ту же неделю – среду, четверг, пятницу и субботу. Сколько всего дней мы гостили у бабушки?

(6)

4. Задача – смекалка.

На столе лежали 3 конфеты в одной кучке. Две матери, две дочери да бабушка с внучкой взяли конфет по одной штучке, и не стало этой кучки. Как это понимать? Сколько человек брали конфеты?

(3)

5. Задачи в стихах.

1) Я, Сережа, Коля, Ванда -

Волейбольная команда.

Женя с Игорем пока –

Запасных два игрока.

А когда подучатся,

Сколько нас получится?

2) Как-то вечером к медведю

На пирог пришли соседи:

Еж, барсук, енот, «косой»,

Волк с плутовкою-лисой.

А медведь никак не мог

Разделить на всех пирог.

От труда медведь вспотел, -

Он считать ведь не умел!

Помоги ему скорей,

Посчитай-ка всех зверей.

6. На веревке висели и спокойно сохли 8 выстиранных наволочек. 6 наволочек стащила с веревки и сжевала коза Люська. Сколько наволочек спокойно высохли на веревке?

7. Коза Люська забодала забор, который держался на 7 столбиках. 3 столбика упали, а остальные остались торчать самостоятельно. Сколько столбиков торчат самостоятельно?

8. Игра «Зоопарк».

На доске – картинки с изображением животных. Учитель сообщает детям, что на этом уроке они отправятся в «необыкновенное путешествие» - в зоопарк. Дети рассматривают рисунки животных, называют их, считают.

- Сколько жирафов в клетке?

- Сколько слонов? Сколько из них больших? Сколько маленьких?

- Сколько медведей? И т. д.

- Кого больше: слонов или медведей?

- Кого меньше: оленей или зебр?

9. Толя поспорил с Колей, что съест 5 баночек гуталина, а съел только 3. Сколько баночек гуталина не смог осилить Толя?

III. ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. ЧИСЛО 0.

 

При изучении цифр я использую стихи С. Маршака, Г. Виеру, Ф. Дагларджи.

 

1. Игра «Веселый счет».

Двое вызванных учеников кто быстрее на подставку доски выставляют карточки с цифрами по порядку. Остальные дети – у себя на партах.

2. Игра «Отгадай число».

Назвать число меньше 8, но больше 6; больше 5, но меньше 9. И т. д.

3.Игра «Звездное небо».

На плакате изображено «звездное небо». Учитель предлагает посчитать звезды на небе; закрывает их тучкой. Затем тучку отодвигает и спрашивает: «А сколько теперь звезд?»

Дети считают. «Сколько звезд спряталось за тучкой?» Затем заглядывают за тучку и проверяют себя.

4. Игра «Почтальон».

На доске выставлено 10 домиков – это улица. Им присваиваются при счете номера.

Воспитатель говорит, что прикрепить номера на дома не успели. В конце ряда домов – почта с почтальоном – зайцем. У него письмо в восьмой дом. Как почтальону его доставить? Один из детей говорит, что почтальон – заяц может прибежать к началу улицы и посчитать дома, начиная с первого домика, другой советует дома считать с конца улицы . Дети выполняют это задание практически и приходят к выводу, что быстрее считать последним способом. Игра продолжается. Письмо надо доставить каждый раз в другой дом; решается новая математическая задача.

5. Пять щенят в футбол играли,

Одного из них позвали.

Он в окно глядит, считает,

Сколько их теперь играет.

6. Пять щенят плюс мама-лайка,

Сколько будет, сосчитайка-ка?

7. Что хромаешь ты, жучок?

Ранил ножку о сучок.

Прежде на своих шести

Очень быстро мог ползти.

На скольких ножках ползает теперь жучок?

8. Известно, что сапожек не носит кошка,

Но мама купила кошке сапожки.

Сколько сапожек мама купила,

Чтоб кошка ножки не замочила?

9. Загадки.

а) Дом без окон и дверей,

Как зеленый сундучок,

В нем шесть кругленьких детей

Называется… (стручок)

б) Что за шустрый старичок

88 ног.

Все по полю шаркают,

За работой жаркою. (веник)

в) Что это за 7 братьев: годами равные, именами разные? (дни недели)

10. Задача – шутка.

Летела стая гусей: один гусь впереди, а два позади; один позади и два впереди; один гусь между двумя, и три в ряд. Сколько было всего гусей?

11.Задача – шутка.

Чтобы сварился 1 кг мяса, требуется 1 час. За сколько времени сварится полкилограмма такого же мяса?

12. Собираясь на место преступления, преступники взяли с собой 5 веников – хотели замести следы. Два веника преступники уронили, выходя из дома, еще два забыли в автобусе, а один веник не захотел быть соучастником преступления и развалился на прутики. Удастся ли преступникам замести следы вениками?

13. Задачи – шутки.

1) Повезло опять Егорке, 2) 7 рассерженных гусей,

У реки сидит не зря. 7 отчаянных друзей!

Два карасика в ведерке Ходят – бродят: «Га-га-га!»

И четыре пескаря. Тут хозяйка позвала:

Но смотрите – у ведерка «Есть хотите?» «Да-да-да!»

Появился хитрый кот И пошли ватагой всей 7 рассерженных гусей.

Сколько рыб домой Егорка 7 гусей ушли кормиться,

На уху нам принесет? Сколько же осталось птицы?

3) Самосвал ехал в поселок. По дороге он встретил 3 легковые машины и грузовик. Сколько всего машин ехало в этот поселок?

14. Шарада.

Первая цифра стоит в середине.

Буква с начала и буква с конца.

В целом – леса, города и равнины,

К целому полны любовью сердца.

И коли вражья надвинется рать,

Целое будем мы защищать.

15. Задачи в стихах.

1) На крыльце сидит щенок, 6) В небе радуга-дуга

Греет свой пушистый бок. Замыкает берега.

Прибежал еще один Расцветая все быстрей

И уселся рядом с ним. Чудо-краски светят в ней!

Сколько стало щенят? Пусть ответит тот, кто знает

Или сможет сосчитать,

2) Ежик по лесу шел, Сколько красок в ней играет,

На обед грибы нашел: Озаряя моря гладь?

2 – под березой,

1 – у осины.

Сколько их будет в плетеной корзине? 7) Двое шустрых поросят

Так замерзли, что дрожат.

3) Два мяча у Ани, Посчитайте и скажите:

Два мяча у Вани. Сколько валенок купить им?

Два мяча да два. Малыш!

Сколько их? Сообразишь? 8) Дружно муравьи живут

И без дела не снуют.

4) В кормушке сидели 3 несут травинку,

Лишь 3 только птицы, 3 несут былинку,

Но к ним прилетели 3 несут иголки.

Еще 2 синицы. Сколько их под елкой?

Так сколько же птиц

Здесь в кормушке у нас?

Покажет на карточке каждый из вас. 9) Стала курица считать

Маленьких цыпляток:

5) Жил в реке один налим, Желтых 5 и четных 5,

Два ерша дружили с ним. А всего…….(десяток)

Прилетали к ним 3 утки

По 4 раза в сутки.

И учили их считать:

1, 2, 3, 4, 5.

Сколько всего рыб и птиц?

IV. СЛОЖЕНИЕ. ВЫЧИТАНИЕ.

1. Цепочка примеров.

Воспитатель называет пример: 3+2 - и бросает мяч кому-нибудь из детей. Тот, кому брошен мяч, дает ответ и бросает мяч воспитателю И т. д.

2. Задача – смекалка.

Сколько получится, если из наименьшего двузначного числа вычесть наибольшее однозначное?

( 10 – 9 = 1 )

3. Игра «Угадай место игрушки».

Учитель записывает на обратной стороне демонстрируемых рисунков примеры вида 7+1 и рисует на доске лесенку. Он говорит: «Чебурашка предлагает нам интересное задание – расставить игрушки на лесенке по своим местам. Порядковый номер каждого рисунка записан на его обратной стороне в виде примера. Кто правильно решит пример, тот узнает место игрушки на лесенкеДети поочередно выходят к доске, решают примеры и расставляют рисунки на свои мест