Игры для детей раннего возроста.

Огромная роль в развитии воспитании ребёнка принадлежит игре-важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир.

Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания и психологии ребёнка, учёта его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от чёткой организации и проведения всевозможных игр.

Я ставила своей целью охватить все стороны влияния игры на развитие детей, дать целостную систему воспитания в игре.

Что даёт право называть игру творческой деятельностью? Игра-отражение жизни. Здесь все "как будто", "понарошку", но в этой условной обстановке, которая создаётся воображением ребёнка, много настоящего: действия играющих всегда реально, их чувства, переживания подлинны, искренне. Ребёнок знает, что кукла и мишка- только игрушки, но любят их как живых, понимает, что он не "поправдашний" лётчик или моряк, но чувствует себя отважным пилотом, храбрвм моряком, который не боится опасности, по-настоящиему гордится своей победой.

Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребёнок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом.

Детское творчество проявляется в замысле игры и в поиске средств для его реализации. Сколько выдумки требуется, чтобы решить, в какое путешествие отправиться, какой соорудить корабль или самолёт, какое подготовить оборудование! В игре дети одновременно выступают как драматурги, декораторы, актёры. Однако они не актёры. Они играют для себя, выражая свои мечты и стремления, мысли и чувства, которые владеют ими в настоящий момент. Поэтому играть- всегда импровизация.

Игра-самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к её достижению, общие интересы и переживания.

Дети сами выбирают игру, сами организуют её. Но в то же время ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведение, как здесь. Поэтому игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определенной цели, помогает воспитывать целенаправленность.

В игре ребёнок начинает чувствовать себя членом колоректива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способствовать установлению между детьми отношений, основанных на дружбе, справедливости, взаимной ответственности.

Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность в активной деятельности.

Большинство игр отражает труд взрослых: дети подорожают домашним делам мамы и бабушки, о работе воспитателя, врача, учителя, шофёра, лётчика и т. д. Следовать, в играх воспитывается уважение ко всякому труду, утверждается стремление самим принимать в нём участие.

Игра и труд часто естественно объединяются. Нередко я наблюдала, как долго и увлечённо дети мастерят, готовясь к игре уже в определённом образе: врачи и медсёстры оборудуют поликлинику. Иногда в настоящую работу ребёнок вводит игровой образ. Так, надевая белый фартучек и косынку, чтобы делать печенье, он превращается в рабочего кондитерской фабрики, а убирая участок, становится дворником.

В процессе общения с детьми, я организую гибкую игровую среду в первой младшей группе.

Самостоятельная деятельность детей нашей группы разнообразна. Это: сюжетно-ролевые, строительный, дидактические игры, предметная деятельность, движение, ориентировочно-познавательная деятельность, наблюдение, рассматривание книг, картинок, изодеятельность, проявление трудовой деятельности в виде самообслуживания, выполнение практических поручений взрослого.

Чтобы правильно организовать гибкую игровую среду, необходимо было правильно расположить материал в группе, т.е. для каждого вида деятельности мы продумали определённые место.

В группе появились: физкультурный, музыкальные уголки, игровая зона. Дети знают, что игрушки живут в определённом домике, поэтому после игры их надо убирать на место. Взяв игрушку, дети могут играть ей в любом месте, но постоянно слежу, чтобы детям было удобно играть, чтобы в выбранном месте не мешали другие дети, чтобы это место было удобно для данного вида деятельности. Нсли Матвей и Аскар берут мелкие строительный материал и располагаются с ним на полу, где играют с машинами Тимур и Степан, предлагаю детям построить что-нибудь за столом. Дети начинают переставлять кубики, я спрашиваю, что они построили. Они, конечно, стараются представить что-нибудь. В это время я строю самолёт и читаю стихи А. Барто " самолёт построим сами…» и предлагаю посмотреть, на каком самолёте мы полетим к "маме". Ребята подключаются к игре, старается построить что-то подобное. А потом поём песенку "Самолёт летит, самолёт гудит... " игра продолжается.

Психологическая особенность у детей наша группа является игра не вместе, а рядом. Поэтому игрушки надо расположить по всей игровой зоне.

На ранних этапах детства, когда их житейский опыт мал для того, чтобы отражать его в собственных играх, я помогала детям: раскрывала свойства предметов, показывала как играть с ними. Вещь, побывшая в руках взрослого, становится особенно привлекательной для малыша.

Используя индивидуальное общение с детьми, которые впервые приходят в детский привлекаю внимание красивой игрушкой, рассматриваю красивую книжку с ребенком или играю в весёлую игру, обыгрываю понравившуюся ему игрушку. Например, по моему совету, Аня принесла в первый день свою любимую игрушку-зайчика. Я обратила внимание, какой красивый зайка, сказала, что он впервые в нашей группе и хотел бы поиграть с ребятами. Аня встала в середину круга, и мы поиграли в игру "Зайка, зайка что с тобой? ". А потом спели про зайку весёлую песенку: "Скачет между травами быстроногий зайка". Дети прыгали, веселились вместе с зайчиком, а Ане понравилось, как зайчик сказал мне на ушко, что очень рад, что побывал в гостях у ребят. Она узнала в свой первый день пребывания в группе, что зайчика можно не просто носить на руках, но потанцевать с ним и пять. А потом покормить, и уложить спать и т. Д, т. Е можно произвести с игрушкой много-много действий. Благодаря этому эмоциональному настроению девочка сказала, что завтра придёт снова в детский сад.

Единство эмоционального и действенного отношения к непосредственно воспринимаемому миру-вот, пожалуй, главная особенность ребёнка третьего года жизни. Для общения с детьми создаю в группе простор для движения, и для удовлетворения потребности их в движении, организую подвижные и хороводные игры, игры в физкультурном уголке: спрыгивание с черепашек, перешагивание через верёвочки, ходьба по ребристой дорожке, игры с мячом.

Очень удачно проходят игры, когда я принимаю художественное слово. Например: " Мой весёлый звонкий мяч", "С камешка на камешек, с кирпичиком на кирпичик на дорожку прыг". Игровой материал время от времени меняю, чтобы повысить интерес к нему. Известно, что дети такого возраста любят слушать, как гремят, звенья от игрушки, поэтому Вильдан и Ярослав постоянно высыпали мелкий конструктор на кавер, ничего не строя, а затем неохотно собирали его обратно. В вечернее время, когда ребята после подвижной игры возбудились, я внесла этот конструктор и построила красивую башенку. Очень многие дети заинтересовались башенкой и стали сами строить. К детям снова вернулся интерес. Известно, что отсутствие интереса к окружающему миру-тревожный признак, свидетельствующий о неблагополучии в развитии малыша или плохом контакте с окружающими людьми.

Известно, что отсутствие интереса к окружающему миру- тревожный признак, свидетельствующий о неблагополучии в развитии малыша или плохом контакте с окружающими людьми. Тоже проделываю иногда с игрушками: убирая на самую верхнюю полку шкафа надоевших кукол, а когда дети соскучатся, я достаю их и обыгрываю: варим кукле кашу, укладываем спать, умываем и т.

Выполняя роль ведущего, регулирую детские взаимоотношения, поощряю хорошие поступки, осуждаю плохие. Очень часто дети конфликтуют в игре, поэтому им читаю стихи: " Не сердитесь ручки, не деритесь ручки, вы играли, вы устали, не сердитесь ручки, отдохните ручки" или предлагаю пожалеть друг друга, поглаживаю сама по головке, по ушибленному месту, приговариваю: " У сороки не боли, у лисички не боли, у Димочки заживи". Как правило, это быстро успокаивает плачущего или обиженного малыша.

Для целенаправленного общения с детьми очень важно организовать методически правильно режимный процесс, чтобы чётко соблюдался принцип постепенности: так дети совместно с воспитателя выполняют поручения взрослых, убирают игрушки, проверяют порядок шкафчиках.

Руководя самостоятельной деятельностью детей, направляя своё внимание прежде всего на то, чтобы все малыши были заняты и находились в бодром, спокойном состоянии. В зависимости от настроения определяет с кем из детей и чем заняться именно в данный момент.

Например, Надя и Настя в начале года сидели на диванчике, прижав к себе принесённый из дома игрушки, играть отказывались, но очень хорошо запоминали стихи и песни. Индивидуально общалась с ними, просила и спеть песенку сначала мне, а потом игрушкам или детям, или рассказать потешку. Показывала Надя, как построить домик для её любимой собачки, а на следующий день она приносила другую игрушку, и я учила играть с ней. Это понравилось Надн и сейчас они играют и общается с детьми и со взрослыми.

Взрослый, по наблюдениям психологов, выступает как партнёр по игре, образец для подражания, как человек, оценивающий знания и умения ребёнка. Меняются и средства, с помощью которых общаются старший и младший участники игры: это обмен игрушками, совместные игры, обучение использованию предметов по назначению. Непосредственный контакт предыдущей формы общения усложняется, становится опосредованным предметам и действиям с ним.

Очень важно направлять деятельности тех детей, которые занимаются с недостаточным интересным, играют примитивно для своего возраста, однообразно или неустойчиво (Надя и Настя), в активном участии воспитателя нуждается и те дети, которые хотят и могут играть с интересом, но им нужно помощь в виде совета, указание взрослого.

" Потребность ребёнка в поддержке и оценке взрослым и его действий-один из основных стимулов поведения в раннем возрасте. Внимание взрослого придает ребёнку уверенность в себе, поддерживает его тонус, даёт ощущение важности его дела, желание продолжать и совершенствовать их. Ведь недаром дети так любят устраиваться со своими игрушками поближе к взрослому. Даже если оба они заняты своим делами, малыш чувствует себя спокойнее и увереннее в присутствии взрослого, который изредка поглядывает на него, разговаривать с ним или просто улыбается ему. "

Приведу пример. Света, Ярослав, Оскар играет в кукольном уголке. Оскар сварил кашу, накормил куклу и не знает, что делать дальше. Подсказываю, что дочка не надоела кашу, у неё, наверное, голова заболела, и дети сразу подхватывают, что надо идти к врачу, а я быстро превращаюсь в доктора, лечу дочку, и игра у детей продолжается. Придя из больницы, "родители" укладывают дочку в постель, а я подсказываю, что можно спеть колыбельную, Света уже, покачивая колыбельку, поёт: " Баю, баю, баю куколку качаю, куколка устала, целый день играла". Когда подсказываю ребятам какие-то действия, стараюсь не давать готовых рецептов, отдаю возможность выполнить знакомое действие, сообразить, как сделать быстрее и качественнее.

Хорошее настроение вызываю и поддерживаю пением песенок, игрой на музыкальных инструментах, чтением весёлые ритмичной потешки, пляской, для этого детям предлагаю одеться в яркие косынки, сарафаны, а также наблюдением за птичкой, рассматривание цветов, украшением к празднику.

Маленькие дети тогда бывают в хорошем настроении, когда им удаётся успешно выполнить какое-либо действие или движение. Поэтому очень важно видеть всех детей в процессе общения, чтобы каждый из них чувствовал внимание, ласку, доброжелательность: вовремя помочь самому маленькому-Денисламу, карабкающемуся на велосипед, похвалить Надю, которая сложила кубики в коробку. На основе доброжелательного отношения друг к другу у детей формируются более сложные чувства, заботливое отношение, участие.

Устраиваю детям весёлые развлечения, используя знакомые пляски, подвижные игры или те, которые не требуют разучивания (например, ловля солнечного зайчика, мыльных пузырей), показ заводных игрушек, знакомых персонажей кукольного театра (кошки мурки, кот играет мячом, лакает молоко). Постоянно слежу, чтобы совместное пребывание в группе не утомляло детей, после подвижной игры организуй спокойные игры за столом и наоборот.

Общаясь с детьми, стараюсь соблюдать на ряду с эмоциональным тоном, ровно и спокойный тон, привлекая внимание к тому, что достойно подражанию, учу детей выражать своё отношение не действиями (ударил, отнял), а словами (просить, осуждать, обращаться за помощью к воспитателю). Не забывай поощрять любые успехи малыша, тогда совместная игра становится для детей желанным занятием.

Слово "общение" говорит об общности, сопричастности людей. Это может быть и совместное дело, и тема разговора, и обмен мыслями по поводу какого-либо события. Если люди испытывают удовлетворение от общения, значит, оно состоялось.

В своей работе я стремлюсь, чтобы общение людей было полноценным, чтобы пребывание их в группе было интересно, эмоциональным и радостным.

МБДОУ №36

ВОСПИТАТЕЛЬ:

КСЕНОФОНТОВА ДИЛАРА ФАРИДОВНА