Игры по нравственно-патриотическому

воспитанию детей младшего дошкольного возраста

Дидактическая игра «Кто главный?»

Цель: учить детей называть членов своей семьи; подводить к пониманию, что

в мире главные - и дети, и взрослые; воспитывать любовь и уважение к своей

семье.

Материал: «Семейное дерево»; иллюстрации с изображением того, что

делает мама, папа, бабушка, дедушка, ребенок.

Ход игры.

Воспитатель предлагает детям по очереди назвать членов своей семьи и

назвать: кто чем занимается, кто что делает в семье. Если ребенку трудно

назвать, кто что делает в семье, то ему в этом помогут иллюстрации. Дети

называют, кто главный в семье и почему они так считают. В конце игры

следует определить, что главные в мире все - и дети, и взрослые.

Дидактическая игра «Как зовут членов семьи».

Цель: закреплять умение детей четко называть членов своей семьи; развивать

память, связную речь; воспитывать любовь к своей семье.

Ход игры.

Дети стоят в кругу и по очереди называют членов своей семьи. Например: «Я

живу с мамой Наташей, папой Сашей, братом Владиком. У меня есть

бабушка Лида, бабушка Вера, дедушка Гриша и дедушка Павел».

«Маленькие помощники».

Цель: подводить детей к пониманию, что нужно помогать родным людям и

дарить им свою любовь; учить детей рассказывать о своей помощи в своей

семье; развивать связную речь, мышление.

Материал: ящик, мишка.

Ход игры.

К детям «пришел расстроенный мишка». Он «поссорился с мамой», потому

что «не хотел убирать на место свои игрушки». А теперь не знает, как

помириться с мамой.

Воспитатель. Ребята, вы обижаетесь на родных, когда они вас ругают?

Родных нужно любить и помогать им. Как вы помогаете дома своим родным?

У меня есть бабушкина шкатулка, всю свою помощь вы сложите в нее, а саму

шкатулку подарим мишке для того, чтобы он также учился помогать своей

маме и не забывал об этом. Дети по очереди рассказывают о том, как они

помогают дома маме, папе, брату, сестренке, бабушке, дедушке, а свои

рассказы кладут в сундук. Медвежонок «благодарит» детей за «волшебную

шкатулку» и возвращается в лес мириться с мамой и помогать ей.

Сюжетно-ролевая игра «Семья»

Цель. Побуждение детей творчески воспроизводить в игре быт семьи.

Материал: куклы, мебель, посуда, ванночка для купания, строительный

материал, игрушки-животные.

Ход игры.

Игра начинается с того, что педагог вносит в группу большую красивую

куклу. Обращаясь к детям, он говорит: «Дети, куклу зовут Оксана. Она будет

жить у нас в группе. Давайте вместе построим ей комнату, где она будет

спать и играть». Дети вместе с воспитателем строят для куклы комнату.

После этого воспитатель напоминает им, как можно играть с куклой: носить

ее на руках, катать в коляске, на машине, кормить, переодевать. При этом

подчеркивает, что с куклой следует обращаться бережно, ласково

разговаривать с ней, проявлять заботу о ней, как это делают настоящие мамы.

Затем дети играют с куклой самостоятельно. Когда дети достаточное

количество времени поиграли сами, воспитатель организовывает совместную

игру. При организации игры он должен учитывать взаимоотношения

мальчиков и девочек. Так, пока девочки кормят кукол, моют посуду,

мальчики вместе с педагогом строят из стульев машину и приглашают

девочек поехать покататься вместе с куклами.

Дидактическая игра «Моя мамочка»

Цель: находить свою маму среди других людей; понимать и употреблять в

активной речи имя существительное «мама»; имена

прилагательные «красивая» «хорошая».

Материал: игрушечный самолет; красивый платок; сюжетная картинка

Ход игры: 

Заранее вырежьте из любой фотографии лицо мамы ребенка. Наклейте его на

сюжетную картинку. Предложите ребенку рассмотреть сюжетную картинку.

Попросите его назвать всех изображенных на ней персонажей (бабушка,

дедушка, тетя, дядя). Покажите на изображение мамы и спросите у ребенка:

«Кто это?» (Это мама.)

Спросите ребенка: «Какая мама?» (Красивая, хорошая.)

Закройте картинку красивым платком. Предложите ребенку взять

игрушечный самолет и полететь в гости к маме. Прочтите стихотворение

А. Барто «Самолет»:

Самолет построим сами,

Понесемся над лесами.

Понесемся над лесами,

А потом вернемся к маме.

(Стимулируйте договаривание ребенком последнего слова в предложении.)

Спросите ребенка: «К кому ты прилетел на самолете?» (К маме.) «Какая у

тебя мама?» (Красивая, хорошая.)

Дидактическая игра «Моя семья».

Цель: формировать интерес к речевым звукам, учить произносить по

подражанию слова.

Материал: пальчиковый театр с изображением персонажей семьи: папы,

мамы, сына или дочки, бабушки, дедушки.

Ход игры.

Первый вариант. Воспитатель надевает себе на палец вязанный персонаж и

говорит: «Вот дедушка. Здравствуй, Миша. Я - дедушка» и т.д. После того,

как «вязанные персонажи» будут надеты, взрослый предлагает ребёнку

показать и назвать по очереди все «вязанные персонажи».

Второй вариант. Воспитатель надевает себе на палец вязанный

персонаж и читает потешку:

Этот пальчик дедушка,

Этот пальчик бабушка,

Этот пальчик папочка,

Этот пальчик мамочка,

Этот пальчик я.

Вот и вся моя семья.

Игра-драматизация «Петушок и его семья»

Цель. Формировать представления о семье на примере семьи Петушка;

показать заботу родителей о своих детях; воспитывать любовь к родному

языку, знакомить детей с фольклорными произведениями.

Предварительная работа. Чтение потешек, заучивание

потешек «Петушок», «Курочка-хохлатка».

Словарная работа. Петушок, курочка, цыплята, гребешок, головушка,

бородушка.

Материал: петушок, курочка, цыпленок; ширма.

Ход занятия

Воспитатель. Дети, угадайте, о ком я говорю:

Рано встает,

Голосисто поет,

Деткам спать не дает.

Кто это?

Дети. Петушок.

Воспитатель. Давайте позовем Петушка к нам.

(Дети зовут Петушка. Из-за ширмы появляется игрушечный петушок.)

Петушок. Ку-ка-ре-ку! Здравствуйте, дети. Вы все меня узнали? (Ответы

детей.)

Воспитатель. Петушок, наши дети знают про тебя стихотворение. Они сейчас

тебе его прочитают.

Дети (вместе читают).

Петушок, Петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка,

Что ты рано встаешь,

Голосисто поешь,

Деткам спать не даешь?

Воспитатель. Дети, как вы думаете, с кем живет Петушок?

(Ответы детей.)

Воспитатель. Да, он живет с курочкой, цыплятами. Давайте все вместе

позовем курочку: «Курочка, иди к нам!» {Дети повторяют.)

{Воспитатель достает игрушку-курочку)

Курочка. Ко-ко-ко! Здравствуйте, дети! Здравствуй, Петя-петушок! Вы не

видели, ребята, куда спрятались наши детки-цыплятки? Помогите мне их

найти.

Воспитатель. Ребята, давайте поможем курочке. Воспитатель {проговаривает

начало потешки и предлагает детям вместе с ним продолжить).

Курочка-тараторочка

По двору ходит,

Хохолок раздувает,

Малых деток созывает:

«Ко-ко-ко!»

Дети встают со стульев и ищут цыплят, сопровождая действия словами.)

Ко-ко-ко!

Воспитатель {предлагает детям прислушаться). Слышите, кто-то пищит. Как

вы думаете, кто это?

з-за ширмы появляются цыплята.)

Воспитатель. Нашлись наши цыплятки. Посмотрите, дети, какая

дружная семья. Мама в этой семье кто? {Курочка.) А папа кто? {Петушок.) А

как называют их деток? {Цыплята.)

Дети, папа-петушок и мама-курочка заботятся о своих детях- цыплятах, они

учат их находить себе корм, любят их и оберегают, пока цыплята не станут

большими.

Игра-беседа на тему «Всё ли у нас в порядке в группе»

Цель: стимулирование желания поддерживать порядок в группе;

формирование стремления беречь труд взрослых и бережного отношения к

игрушкам, книгам, вещам.

Беседа по вопросам:

— Зачем нужно следить за чистотой в помещении?

— Кто наводит порядок в группе?

— Чем дети могут помочь помощнику воспитателя, воспитателю?

Детям предлагается игровая ситуация «Кто заметит беспорядок в

групповой». Воспитатель отмечает самых внимательных детей и предлагает

навести порядок в кукольном, книжном, строительном уголках. После

работы обращает внимание на то, как в группе стало красиво, и это сделали

сами дети. Подчёркивает: надо играть так, чтобы везде был порядок.

Педагог и дети вместе украшают групповую комнату осенними букетами.

Творческая игра «Знакомство с трудом работников детского сада»

Цель: знакомить детей с трудом работников детского сада.

Задачи: знакомить детей с трудом работников детского сада. Вызвать интерес

к работникам различных профессий. Воспитывать уважение к труду

взрослых.

Ход занятия: воспитатель. Сегодня к нам в гости должна прийти кукла

Алена. Давайте подумаем, как мы ее будем встречать? Как вы встречаете

гостей дома? (Накрываем на стол, угощаем). Ребята, а кто у нас в группе

накрывает на стол? (Людмила Николаевна). А что еще делает,

какую работу выполняет в группе? (Ответы детей). Ребята

давайте попросим помочь нам накрыть на стол для куклы Алены.

Помощник воспитателя помогает детям накрыть на стол для встречи куклы.

Воспитатель. Ребята, посмотрите, какая чистая посуда. А кто моет так чисто

наши тарелки? (Ответы детей). Она моет посуду, раскладывает ее,

расстилает чистые выглаженные салфетки. Желает нам здоровья! А чем мы

будем угощать нашу куклу? (Ответы детей). Любят наши малыши

вкусные булочки, пирожки, которые пекут нам повара детского сада. Ребята,

а что еще готовят наши повара? (Ответы детей). А в чем они готовят и на

чем? (В кастрюлях больших и маленьких, на большой плите). Ребята, давайте

Алену угостим булочками. (На стол дети кладут тарелочку с «булочками»).

Стук в дверь. Появляется кукла. Здоровается.

Воспитатель. А вот и кукла! Давайте ее пригласим за стол, угостим

булочками и расскажем Алене, кто нам помог накрывать на стол и готовить

булочки в детском саду. (Рассказы детей). Ребята, давайте скажем нашей

няне Людмиле Николаевне и поварам большое спасибо за их работу.

Воспитатель (берет куклу и, обращаясь к ней, спрашивает).

Ах ты, девочка чумазая,

Где ты руки так измазала?

Наша кукла Аленушка испачкалась. Надо ей вымыть руки и лицо. Покажите,

ребята, кукле, где мы умываемся. (Дети показывают кукле умывальную

комнату). А откуда мы берем воду? (Из крана). Какая нам нужна

вода? (Теплая). (Воспитатель моет кукле лицо и руки). Посмотрите, наша

Аленушка улыбается. Ей очень понравилось в нашем детском саду.

Аленушка прощается с ребятами.

Игра-посиделки «Ладушки в гостях у бабушки»

Цель: воспитывать любовь к устному народному творчеству.

Задачи: формировать у детей понятие о русском фольклоре: песнях, играх.

Развивать мелкую моторику рук, учить соотносить действия со словами.

Оборудование: костюмы матрешек, игрушка-матрешка, аудиозаписи

русской народной мелодии.

Ход работы: Воспитатель с детьми входит в «русскую избу». Девочки

одеты в костюм матрешек.

Воспитатель: Ребята, в этой избе бабушка живет. Сегодня она ждет в

гости внуков. Всех-то она любит, всех-то она голубит. Как увидите, что

бабушка у окошка села, подойдите поближе к дому и постучитесь к ней.

Дети стучат. Выходит, бабушка.

Бабушка. Внучата мои пришли. Здравствуйте! Много у меня внуков, и для

каждого ласковое слово найдется.

Наша внученька в дому что оладушек в меду,

Что оладушек в меду, сладко яблочко в саду!

У Вани руки в бок, глазки в потолок.

Пошел за порог, упал поперек!

Котик в избушке печет ватрушки.

Тому, сему продает, а Машеньке так дает!

Кого приласкала, кого пожалела, а кого рассмешила.

А теперь садитесь рядком, а я на вас полюбуюсь.

Бабушка садится перед детьми и предлагает поиграть в игру «Десять

внучат». Дети сжимают пальчики в кулачки.

У нашей бабушки десять внучат: открывает мизинцы.

Две Ульки в люльках качаются,

Две Аленки в подушках валяются, Четыре пальца.

Две Аринки на перинках удивляются, Шесть пальцев.

Два Ивана на лавках сидят, ещё два пальца, итого восемь пальцев.

Два Степана учиться хотят!

Десять внуков, а бабушка одна!

Бабушка. Идите, внучата мои, ко мне! Какие вы нарядные, красивые. А

платочки на вас какие нарядные!

Воспитатель.

Ой, да мы матрешки,

Неуклюжие немножко!

Вот матрешки встали в ряд,

Что-то вам сказать хотят.

Матрешки исполняют песню-танец «Мы веселые матрешки».

В сарафанах наших пестрых

Мы, веселые матрешки,

Ладушки, ладушки.

На ногах у нас сапожки,

Ладушки, ладушки.

Мы похожи словно сестры,

Ладушки, ладушки.

Нарядили нас в платочки,

Ладушки, ладушки.

Раскраснелись наши щечки,

Ладушки, ладушки!

Бабушка.

Очень весело плясали,

Но еще мы не играли.

Музыкальная игра –

Всем понравиться она.

Называется игра «Возьми матрешку».

Воспитатель ставит на пол большую матрешку. Играющие дети

становятся вокруг нее. Звучит русская народная мелодия. Ребята идут по

кругу и выполняют движения по тексту.

Ну-ка, «русскую» давайте,

Веселее начинайте,

Прогуляемся, прогуляемся.

Мы похлопаем в ладошки,

Мы потопаем немножко.

Забавляемся, забавляемся.

Ножкой громко застучали,

Чтобы все нас услыхали, -

Постараемся, постараемся!

А теперь пошли в присядку,

Вот какие мы ребятки –

Не стесняемся, не стесняемся.

Вы, ребята не спешите,

А немного попляшите.

Кончит музыка играть –

Матрешку нужно быстро взять.

Бабушка. Ах вы мои лапушки! Порадовали бабушку, повеселили мое

сердечко! Пришла пора и мне побаловать вас. Хочу угостить вас вкусными

пирожками, которые сама испекла. Угощайтесь, милые мои!

Спасибо большое за угощенье.

А теперь пора прощаться,

Хоть и жалко расставаться.

Приходите и вы к нам,

Рады мы всегда гостям!