Русина Кристина Олеговна

Воспитатель

МБДОУ № 1 «Золотой петушок»

г. Северодвинск

Игры по развитию речи во второй младшей группе

1. Звукопроизношение

Игра «Повтори по порядку»

Цель: овладение умением запоминать и повторять звуки в той последовательности, в которой ребенок их услышал.

Оборудование: нет.

Описание игровых действий: Воспитатель называет ребенку в определенной последовательности 2–3 гласных звука. Задача ребенка заключается в том, чтобы запомнить в каком порядке произносились звуки и повторить их.

Инструкция в виде прямой речи, которую педагог дает детям, знакомя с игрой:

- Ребята, сейчас мы поиграем. Я буду вам называть гласные звуки, например, [у-и-а] или [а-о-у], а вы должны будете запомнить их и повторить в том же порядке, как произносила их я.

Игра «Оркестр»

Цель: развитие речевого внимания, фонематического слуха и голосового аппарата.

Оборудование: каждому ребенку по большему и маленькому кружку.

Описание игровых действий: Каждому ребенку дают по маленькому и большому кругу; на доске такие же кружки. Когда воспитатель показывает на большой кружок, дети поднимают такой же кружок и вместе с воспитателем поют соответствующую песенку «Там-там-татам». Дети повторяют звукосочетания 2– 3 раза. Воспитатель показывает на маленький кружок, дети поднимают свои кружки и поют друг песенку «Тям-тям-тятям». Затем воспитатель (произвольно) показывает на кружки, дети, поднимая их, поют нужные песенки.

Инструкция в виде прямой речи, которую педагог дает детям, знакомя с игрой:

- Ребята, в оркестре много музыкантов, которые играют на разных инструментах. А мы будем играть только на больших и маленьких барабанах. Каждому из вас я даю по маленькому и большому кругу. У меня на доске такие же кружки. Когда мы ударим по большому барабану, то услышим звук: «Там-там-татам»; по маленькому – «Тям-тям-тятям». Я буду показывать на кружки, а вы поднимайте свой такой же кружок и пойте вместе со мной.

Игра «Будь внимательным»

Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность.

Оборудование: картинки с животными и игрушками, синие и красные кружки для детей.

Описание игровых действий: Воспитатель показывает картинку, где нарисовано животное, дети должны покричать так, как оно кричит, и поднять синий кружок. Если воспитатель показывает картинку игрушку, дети поднимают красный кружок и называют игрушку.

Инструкция в виде прямой речи, которую педагог дает детям, знакомя с игрой:

-Ребята, у меня есть разные картинки. Если я покажу картинку, где нарисовано животное, вы должны покричать так, как оно кричит, и поднять синий кружок. Если я покажу игрушку, вы поднимаете красный кружок и называете игрушку.

2. Словарь

Игра «Угадай по описанию».

Цель: развитие наблюдательности, овладение умением ориентироваться на основные признаки описываемого объекта.

Оборудование: предметные картинки: снеговики, бабочки, медвежата, матрешки. Каждый предмет имеет одинаковые и разные признаки с остальными предметами группы.

Описание игровых действий: Воспитатель показывает картинки, например, снеговиков и предлагает детям поучиться находить сходство и различия, давая описание одного из снеговиков.

Инструкция в виде прямой речи, которую педагог дает детям, знакомя с игрой:

- Перед вами, ребята, шесть снеговиков. На первый взгляд они как будто одинаковые. Но если внимательно их рассмотреть, то можно заметить различия. Посмотрите на лица снеговиков. Они одинаковые?

- Да!

- А головные уборы одинаковые?

- Нет, разные. Ведро, кастрюля, цвет разный.

- А в руках у них что?

- Метла, лопата, веточка

- Молодцы! Будьте внимательны!! Не перепутайте снеговиков, когда я буду рассказывать об одном из них. Итак, угадайте, о каком снеговике я расскажу. У этого снеговика оранжевый нос, на голове синее ведро, а в руке метла с красной палкой.

Игра «У кого какой предмет?»

Цель: Расширять словарь за счет существительных, прилагательных. Следить за использованием слов, упражнять детей в сравнении двух предметов, одинаковых по названию.

Оборудование: Парные картинки с изображением предметов (2 чашки, 2 рыбки, 2 пуговицы), отличающихся друг от друга несколькими деталями и признаками.

Описание игровых действий: Воспитатель кладет перед детьми 2 пары картинок. И по очереди с ребенком рассказывает про предмет на картинке.

Инструкция в виде прямой речи, которую педагог дает детям, знакомя с игрой:

- На каждой паре картинок нарисованы одинаковые по названию предметы: рыбки, пуговицы. Но предметы чем-то отличаются друг от друга. Сейчас мы с вами будем про них рассказывать. Про один предмет буду рассказывать я, про другой тот, кого я назову. Рассказывать будем по очереди. Если я назову цвет своего предмета, то и вы должны назвать только цвет; если я скажу, какой формы предмет, то и вы должны назвать форму предмета.

Игра «Назови три предмета»

Цель: Развитие словарного запаса, воспитывать умение группировать, обобщать предметы по определенным признакам.

Оборудование: мяч

Описание игровых действий: Воспитатель называет обобщающие слова: фрукты, мебель, насекомые, грибы и т. д., затем после небольшой паузы бросает мяч тому, кто должен ответить. После ответа ребенок бросает мяч назад. Если он не смог назвать три предмета, он ударяет мячом об пол. В другой раз воспитатель называет три предмета, а дети должны назвать их одним обобщающим словом.

Инструкция в виде прямой речи, которую педагог дает детям, знакомя с игрой:

- Дети, сейчас мы поиграем. Я произнесу слово, затем брошу мяч тому, кто будет называть три предмета, которые относятся к этому слову. Например, я скажу слово обувь. Какие три предмета можно назвать этим словом?

- Сапоги, ботинки, кроссовки.

- Молодцы! Если кто-то из вас не сможет назвать три предмета, то ударяет мячик об пол.

3. Грамматический строй речи

Игра «Какого это цвета?»

Цель: овладение умением различать цвета, оттенки; согласовывать существительные и прилагательные.

Оборудование: карточки с изображением предметов и кружочки разных цветов, которые соответствуют количеству предметов.

Описание игровых действий: Воспитатель распределяет картинки и кружочки между собой и ребенком поровну. После чего он называет предмет, а ребенок находит кружок подходящего цвета и вместе с педагогом проговаривает словосочетания.

Инструкция в виде прямой речи, которую педагог дает детям, знакомя с игрой:

-Я шла в детский сад и встретила зайку. Посмотри, что он нам передал. Что это? Правильно, это карточки. Посмотри, что на них изображено? Правильно, разные фрукты и овощи. Сейчас, я буду показывать тебе овощ или фрукт, а ты должен будешь поднять карточку того цвета, какого фрукт или овощ и вместе со мной назвать цвет и фрукт или овощ, например: красная малина, зеленый арбуз, оранжевая морковка и т. д

Игра «Я даю тебе…»

Цель: тренировать детей согласовывать слова в предложении, правильно подбирать прилагательные к существительным, узнавать предметы и правильно называть их, определять их цвет.

Оборудование: карточки с изображением предметов разных цветов (ведёрки красного, зелёного, жёлтого, синего цветов).

Описание игровых действий: Дети обмениваются выбранными картинками и произносят вслух то, что изображено на картинке. Таким образом можно использовать карточки с изображением различных предметов, при выборе можно ориентироваться на тематику занятия в целом (Тематические недели, например, фрукты/овощи/осень и т. п.).

Инструкция в виде прямой речи, которую педагог дает детям, знакомя с игрой:

- Ребята, у каждого из вас есть карточки, на которых изображены ведерки разных цветов. Вам надо обменяться этими картинками друг с другом, но обязательно озвучить то, что изображено на картинке, например: «Дима, я даю тебе красное ведёрко». «Спасибо, Женя, а я даю тебе жёлтое». 

4. Связная речь

Игра «Подскажи словечко»

Цель: содействовать формированию развития речи.

Оборудование: нет

Описание игровых действий: Воспитатель читает хорошо знакомую сказку, например «Колобок», поет песенку Колобка и останавливается, чтобы дети продолжили сами слова данного героя.

Инструкция в виде прямой речи, которую педагог дает детям, знакомя с игрой:

- Ребята, сейчас мы с вами почитаем и вспомним сказку «Колобок», но в моей книжке не хватает страницы, кто-то ее вырвал. Я предлагаю вам помочь мне, вспомнить и продолжить сказку самим.

Игра «Лишний предмет»

Цель: учить группировать и квалифицировать предметы, умение вести диалог, умение находить лишний предмет и объяснять, почему он лишний.

Оборудование: Карточки с 4 предметами.

Описание игровых действий: Дети рассматривают картинки, называют что изображено на них, затем рассуждая, находят лишний предмет.

Инструкция в виде прямой речи, которую педагог дает детям, знакомя с игрой:

-Ребята, перед вам картинки с разными рисунками. На картинках изображены предметы, но один предмет – лишний. Вам надо внимательно рассмотреть картинки, найти лишний предмет и объяснить, почему он лишний. Например, на этих картинках изображены сова, ворона и воробей – это птицы. На четвертой картинке нарисована бабочка. Она не относится к птицам, бабочка – это насекомое.