Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 58»

Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

Конспект НОД

по развитию речи

в подготовительной к школе группе

Тема: «Игры со словами»

Подготовила и провела

Воспитатель

Шушкова Елена Николаевна

г. Нижнекамск

Конспект НОД

по развитию речи

в подготовительной к школе группе

Тема: «Игры со словами»

Цели: активизировать речь детей, обогащать словарный запас, упражнять в словообразовании.

Задачи: закрепить полученные знания о звуках и буквах; развивать фонематический слух (умение определять количество слогов в слове); упражнять в образовании антонимов, синонимов, множественного числа существительных, упражнять в работе с деформированными предложениями; развивать речь, мышление, восприятие; активность, самостоятельность, уверенность в своих силах. Воспитывать чувство взаимопомощи, коллективизма, уважение друг к другу. Поощрять активность и самостоятельность.

Оборудование: клубочек, мячи, предметные картинки, слова на доску

Предшествующая работа: составление рассказов по сюжетным картинкам, составление предложений по заданному слову, художественное творчество.

Предварительная работа: подготовка материала, расстановка материала и оборудования, проветривание группы, влажная уборка.

Планируемые результаты: умеет отличать звук от буквы, даёт характеристику звуку, умеет делить слова на слоги и определять их количество; умеет подбирать антонимы к словам, образовывать множественное число существительных; умеет сотрудничать со сверстниками, договариваться с ними о совместных действиях.

Структура занятия:

Вводная часть.

Круг общения «Клубочек желаний»

Основная часть.

1. Игра «Назови соседа ласково»

2. Игра «Доскажи словечко»

3. Игра «Скажи наоборот»

4. Игра «Что из чего сделано?»

Физкультминутка

5. Игра «Придумай действие»

6. Игра «Чудесный мешочек»

7. Игра «Найди разницу»

8. Игра «Исправь ошибку»

Физкультминутка

9. Игра «Скажи иначе»

10. Игра «Один – много»

Заключительная часть.

Подведение итога, анализ.

Ход:

Круг общения «Клубочек желаний»

Воспитатель. (дети стоят в кругу). Ребята, у меня в руках клубочек желаний. Пусть он прокатится по нашим рукам, и мы пожелаем друг другу (здоровья, улыбок, смеха, хорошего настроения, радости, счастья, солнечного дня, и т. д)

Воспитатель: Ребята, сегодня мы будем играть со словами, выполнять разные задания.

1. Игра «Назови соседа ласково»

1 задание. Ребята, чтобы наши гости с вами познакомились. (Стёпочка, Лерочка, Илюшенька и т д).

2. Игра «Доскажи словечко»

Воспитатель: 2 задание. Я буду говорить вам слог, а вы должны «превратить» его в слово, слог должен быть в начале слова (са – самолёт, ма – машина, ку – кукла, ло – лошадка, ре – речка, ли – лиса и т д)

3. Игра «Скажи наоборот»

Воспитатель: 3 задание .

Скажу я слово «высоко», а ты ответишь…(«низко»).

Скажу я слово «далеко», а ты ответишь…(«близко»).

Скажу я слово «потолок», а ты ответишь («пол»).

Скажу я слово «потерял», а скажешь ты («нашёл»)

Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты…(«храбрец»).

Теперь «начало» я скажу – ну, отвечай,… («конец»).

Сахар сладкий, а лимон…(кислый).

Луна видна ночью, а солнце…(днём).

Огонь горячий, а лёд…(холодный).

Река широкая, а ручей…(узкий).

Камень тяжёлый, а пух…(лёгкий).

Молодцы! Но игры ещё не закончились.

4. Игра «Что из чего сделано?»

Воспитатель: 4 задание. Ребята, я буду называть предметы и из чего они сделаны, а вы назовёте какие они:

Стул из дерева - деревянный

Шапка из меха - меховая

Суп из капусты - капустный

Стакан из стекла - стеклянный

Компот из вишни - вишнёвый

Мяч из резины - резиновый

Самолётик из бумаги – бумажный 

Конструктор из пластмассы - пластмассовый

Варенье из вишни - вишнёвое

Дом из кирпича - кирпичный

Конфеты из шоколада - шоколадные и т. д

Физкультминутка

Игра «Передай мяч». Дети стоят в кругу. Воспитатель достает три мяча (большой, средний, маленький). Надо быстро передать мячи друг за другом и не уронить.

абота за столами)

5. Игра «Придумай действие»

Воспитатель: 5 задание. Ребята, на столе лежат предметные картинки, каждый из вас возьмёт одну и придумает действие. (Корова – мычит. Самолёт – летит. Машина – едет. Утюг – гладит. Дерево – растёт и т. д)

А скажите мне, ребятки, чем отличается звук от буквы? (буквы мы видим и пишем, а звуки произносим и слышим)

Мы не можем звук увидеть

И не можем в руки взять.

Звук мы можем только слышать,

А ещё его сказать.

7. Игра «Найди разницу»

Воспитатель: 7 задание. Помогите разобраться со словами. Они звучат одинаково, но между ними есть разница. Кто сможет её найти? (на доске слова)

ДЕНЬ - ЛЕНЬ, КОТ - КИТ, СЫН - СОН, ДОМ - ДЫМ.

8. Игра «Исправь ошибку»

Воспитатель: 8 задание

Ребята, вспомните, из чего состоит наша речь? Речь состоит из предложений. А предложения из чего состоят? Предложения состоят из слов. Вам нужно правильно расставить слова в предложениях.

–На белке сидела ёлка. ( На ёлке сидела белка.)

– Рыба поймала рыбака. (Рыбак поймал рыбу.)

– По кораблику плывёт река. (По реке плывёт кораблик.)

– В помидорах и огурцах растут огороды. (В огороде растут помидоры и огурцы.)

– Куры кормят Марусю. (Маруся кормит кур.)

Отлично, ребята, вы исправили все ошибки.

Физкультминутка (в кругу)

Мы зимой в снежки играли, мы играли.

По сугробам мы шагаем, мы шагаем.

И на лыжах мы бежим, мы бежим.

На коньках по льду скользим, мы скользим.

И снегурку лепим мы, лепим мы.

Гостью-зиму любим мы, любим мы.

9. Игра «Скажи иначе»

Воспитатель: 9 задание

В языке родном, богатом

Много сходных слов, ребята.

Как врача назвать иначе? … (доктор)

Я желаю вам удачи.

Волшебник – маг.

Знамя – флаг.

Шум – грохот.

Смех – хохот.

Хвала – одобрение.

Удача – везение.

Силач – атлет.

Тайна – секрет.

Отчий – родной.

Жара – зной.

Внезапно – вдруг.

Товарищ – друг.

Идти – шагать.

Плясать – танцевать.

Верный – надёжный.

Трудный – сложный.

Здесь – тут.

Работа – труд.

10. Игра «Один – много»

Воспитатель: 10 задание

Ну – ка, дети, не зевайте!

Слово быстро изменяйте!

На берегу росла сосна – а рядом с нею…(сосны)

Горит прекрасная звезда – а рядом с нею…(звёзды)

Стал красным – красным помидор, а рядом…(помидоры)

Вот гном один, вот гном второй – вместе это… (гномы)

Молодцы, все с заданиями вы справились.

Наше занятие подошло к концу. Чем вам понравилось на занятие? Что показалось наиболее трудным?