Индивидуальная образовательная программа в условиях

инклюзивного образования детей для детей с ограниченными

возможностями здоровья

Изменение представления государства и общества о правах и возможностях ребенка с ограниченными возможностями здоровья привело к постановке практической задачи максимального охвата образованием всех. Признание права любого ребенка на получение образования, отвечающего его отребностям и полноценно использующего возможности развития, обусловило важнейшие инициативы и ориентиры новой образовательной политики.

Признание государством ценности социальной и образовательной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья обусловливает необходимость создания для них адекватного образовательного процесса именно в общеобразовательном учреждении, которому отводится центральное место в обеспечении так называемого «инклюзивного» (включенного) образования [7].

Таким образом, составление индивидуальной образовательной программы психолого-педагогического сопровождения - это необходимое звено в интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательный процесс. Особую актуальность данные программы приобретают в процессе психолого-педагогической помощи детям с тяжелыми и комплексными нарушениями в развитии.

Индивидуальная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья направлена на преодоление несоответствия между процессом обучения детей с тяжелыми нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата, а также соматическими заболеваниями (при условии сохранности интеллектуальной сферы) по образовательным программам определенной ступени образования и реальными возможностями ребенка, исходя из структуры его заболевания, познавательных потребностей и интересов.

Организационно-педагогические условия проектирования и реализации индивидуальной образовательной программы предусматривают следующее:

-наличие в образовательном учреждении психолого-медико-педагогического консилиума;

-согласие родителей (законных представителей) на обучение ребенка по индивидуальной образовательной программе [3].

Нормативно-правовой базой проектирования индивидуальных образовательных программ является закон РФ № 3266-1 от 10.07.1992 «Об образовании», закрепляющий право обучающегося на индивидуальную учебную программу, ускоренный курс обучения в пределах федерального государственного образовательного стандарта (п.4, ст.50). Разработка и утверждение образовательных программ относятся к компетенции образовательного учреждения (статьи 9, 32). Указанные нормативные основания позволяют образовательному учреждению разрабатывать и реализовывать образовательные программы с учетом интересов и возможностей отдельных категорий обучающихся, в том числе и имеющих ограниченные возможности здоровья. Письмо Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 29.11.2000г. №206 «Об организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья».

Индивидуальная образовательная программа обеспечивает выполнение «Гигиенических требований к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных в Постановлении главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 года №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях».

Порядок разработки и корректировки индивидуальных образовательных программ рекомендуется закрепить локальным нормативным актом, – Положением об индивидуальной образовательной программе – который позволит упорядочить работу педагогов посредством четкого разъяснения в его содержании структуры индивидуальной программы, порядка ее разработки, реализации и корректировки. Индивидуальная образовательная программа, разрабатываемая специалистами образовательных учреждений, должна быть утверждена руководителем образовательного учреждения.

Основой проектирования индивидуальной образовательной программы должна стать организация наиболее оптимальных условий обучения для ребенка с особыми образовательными потребностями с целью развития его потенциальных возможностей и формирования ключевых компетентностей, так как индивидуальная программа отражает индивидуальное содержание образования и особые средства овладения необходимым программным содержанием, обеспечивающим продвижение ребенка в развитии.

Содержание индивидуальной образовательной программы представляет собой единую систему, состоящую из нескольких взаимосвязанных разделов, каждый из которых имеет свою смысловую нагрузку. Данные разделы, в совокупности, позволяют обеспечить психолого-педагогическую работу с обучающимся ребенком с ограниченными возможностями здоровья по различным направлениям. Содержание разделов индивидуальной программы группируется вокруг главных образовательных объектов, концентрирующих в себе основной материал.

Индивидуальные образовательные программы для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья могут иметь различный вид и форму и относиться к отдельным разделам программы (учебным курсам, дисциплинам) или комплексному обучению и воспитанию ребенка и коррекции его психофизических недостатков. Приоритет следует отдать, как показывает опыт работы, индивидуальным программам комплексного обучения и воспитания ребенка [15].

Индивидуальная образовательная программа включает в следующие направления:

1. Перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, их интеграцию в образовательном учреждении и освоение ими основной образовательной программы начального общего образования;

2. Систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного процесса, включающего психолого-медико-педагогическое обследование детей с целью выявления их особых образовательных потребностей, мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении основной образовательной программы начального общего образования, корректировку коррекционных мероприятий;

3. Описание специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе безбарьерной среды их

жизнедеятельности, использование специальных образовательных программ

и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий

и дидактических материалов, технических средств обучения коллективного и

индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего детям необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;

4. Механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий учителей, специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских работников образовательного учреждения и других организаций, специализирующихся в области семьи и других институтов общества, которое должно обеспечиваться в единстве урочной, внеурочной ивнешкольной деятельности;

5. Панируемые результаты коррекционной работы[15].

При проектировании и реализации индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья рекомендуется соблюдать следующую последовательность действий:

1. Анализ требований федерального государственного образовательного стандарта, содержания примерных основных общеобразовательных программ и учебного плана.

2. Изучение результатов комплексного изучения психолого-педагогического

статуса ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

3. Определение временных границ реализации индивидуальной образовательной программы.

При проектировании индивидуальной программы указывается отрезок

времени, покрываемый реализацией содержания индивидуальной образовательной программы. Выбираемый отрезок, как правило, состоит из одного или нескольких целых полугодий обучения в образовательном учреждении.

Оптимальный вариант разработки индивидуальной образовательной программы для обучающегося составляет один год. Корректировкасодержания индивидуальной программы осуществляется на основе результатов промежуточной диагностики, проводимой в апреле-мае текущего учебного года.

4. Четкое формулирование цели индивидуальной образовательной программы.

Цели воспитания и обучения как государственные требования к выпускникам учебных заведений в общем виде задаются федеральным государственным образовательным стандартом. В индивидуальной образовательной программе эти цели уточняются и конкретизируются.

Целеполагание при проектировании индивидуальной образовательной программы направлено на указание перспективы развития конкретного ребенка с ограниченными возможностями здоровья в определенном временном разрезе. Цель должна быть конкретна и измерима, непротиворечива и согласована с целью и задачами работы образовательного учреждения.

5. Определение круга задач, конкретизирующих цель коррекционной работы

в рамках реализации индивидуальной образовательной программы. Задачи

индивидуальной программы определяют направления учебно-воспитательной и коррекционной работы с ребенком.

6. Определение содержания индивидуальной программы с учетом целевого

назначения, требований линейности и концентричности. Описание способов

и приемов, посредством которых обучающийся будет осваивать содержание

образования.

7. Планирование форм реализации разделов индивидуальной программы:

индивидуальные, индивидуально-групповые, групповые, коллективные и другие.

8. Планирование форм участия в реализации индивидуальной

образовательной программы педагогических работников (куратора,

психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования и

др.), а также родителей (законных представителей) ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

9. Определение критериев промежуточной и итоговой оценки эффективности мероприятий, заложенных в содержании индивидуальной образовательной программы; форм и критериев мониторинга динамики коррекционной работы в рамках реализации индивидуальной

образовательной программы [1].

Взаимосвязь, и последовательность указанных действий позволит обеспечить эффективность индивидуальной образовательной программы и позволит учесть индивидуальные особенности каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Структура индивидуальной образовательной программы

для детей сограниченными возможностями здоровья

Типовая структура индивидуальной образовательной программы включает следующие разделы (Приложение 1):

1. Титульный лист;

2. Пояснительная записка;

3. Условия реализации программы коррекционной работы;

4. Индивидуальный учебный план;

5. Содержание программы;

6. Заключение и рекомендации специалистов.

В индивидуальной образовательной программе указывается содержание и объем знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению по разным учебным предметам, а также отражается коррекционная работа с обучающимся, то есть фиксируются те приемы и методы коррекционной

работы, которые будут реализованы в процессе усвоения содержания материала на уроке.

Компонентный состав структуры индивидуальной образовательной программы для обучающегося может быть оформлен следующим образом:

1. Титульный лист.

Включает в себя наименование учреждения, назначение программы, срок реализации, адресность программы (фамилия, имя обучающегося, год

обучения), гриф утверждения руководителем, согласование с родителями.

При необходимости программа должна быть согласована с председателем психолого-медико-педагогического консилиума. На титульном листе можно указать специалиста, который является ответственным за реализацию индивидуальной программы.

2. Пояснительная записка.

В пояснительной записке излагается краткая психолого-педагогическая характеристика ребенка с перечнем сформированных умений и навыков и тех, которые не сформированы в должной степени. На основе данных независимой психолого-педагогической диагностики формулируются цель и задачи сопровождения ребенка на определенный временной промежуток. В пояснительной записке следует указать основные общеобразовательные программы, на основе которых разработана индивидуальная образовательная программа, а также обосновать варьирование, если имеет место перераспределение количества часов, отводимых на изучение определенных разделов и тем, изменение последовательности изучения тем и др.

3. Условия реализации работы программы.

В условиях реализации работы программы прописывается: кадровое обеспечение, психолого-педагогическое обеспечение, программно-методическое обеспечение, материально - техническое обеспечение, информационное обеспечение.

4. Индивидуальный учебный план.

Возможно варьирование внутри содержания индивидуальной программы

путем усиления отдельных тем, разделов. Варьирование на уровне

содержания индивидуальной образовательной программы осуществляется

путем перепланировки количества часов в структурных единицах

программы; изменения последовательности изучения отдельных разделов

программы, некоторых тем; увеличения объема интегрированных занятий

внутри индивидуальной программы. В данном разделе указывается также

распределение часов на дистанционные и очные занятия.

5. Содержание программы.

Содержательной основой разработки индивидуальной образовательной программы служит федеральный государственный образовательный стандарт, задающий содержательно-целевые рамки подготовки обучающихся, примерные основные общеобразовательные программы и требования к результатам освоения образовательных программ, учебный

план образовательного учреждения. Содержание индивидуальной программы

отбирается с учетом своеобразия темпа развития ребенка и взаимосвязифизического и психического становления ребенка.

Раздел, раскрывающий содержание индивидуальной программы, целесообразно разделить на три основных компонента или блока.

Образовательный компонент

Раскрывается содержание образования на определенном году обучения с включением календарно-тематического планирования, критериев оценивания достижений по учебным областям и др. Образовательный компонент является обязательным для содержательного наполнения, если в индивидуальную программу включен индивидуальный учебный план.

Содержательное наполнение данного компонента конкретизирует содержание рабочей программы по учебному курсу.

Коррекционный компонент

В рамках данного компонента излагаются направления коррекционной

работы с обучающимся, ее приемы, методы и формы. В коррекционном

блоке рекомендуется предусмотреть раздел учителя-логопеда, педагога-

психолога, а также раздел учителя, который имеет возможность реализовывать приемы и методы коррекционной работы с обучающимся в урочной и внеурочной деятельности по предмету.

Воспитательный компонент

Содержит раздел классного руководителя, (воспитателя, педагога дополнительного образования, куратора, тьютора, социального педагога и

др.), а также раздел, отражающий притязания родителей обучающихся, в

котором описываются условия взаимодействия специалистов и родителей в

процессе психолого-педагогического сопровождения обучающегося.

6. Заключение и рекомендации.

В данном разделе формулируется обоснование внесения корректив по

результатам промежуточной диагностики и заключение о реализации

индивидуальной программы в целом при обсуждении данного вопроса в

рамках итогового психолого-медико-педагогического консилиума в конце

учебного года. Рекомендации формулируются с целью обеспечения

преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребенка с

ограниченными возможностями здоровья специалистами на следующем

этапе его обучения.

7. Планируемые результаты работы

В качестве результатов коррекционной работы могут рассматриваться:

- динамика индивидуальных достижений обучающихся с ограниченными

возможностями здоровья по освоению программ учебных предметов (сравнительная характеристика данных психолого-медико-педагогической

комиссии обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на

разных этапах обучения);

- создание необходимых условий для беспечения доступности качественного образования для детей с ограниченными возможностями

здоровья (формы обучения, оптимизирующие коррекционную работу,

наличие соответствующих материально-технических условий);

- увеличение доли педагогических работников образовательного учреждения, прошедших специальную подготовку и обладающих

необходимой квалификацией для организации работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья;

- другие соответствующие показатели[8,11].

Основные направления психолого-педагогического сопровождения

обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях

образовательного учреждения

Психолого-педагогическое сопровождение индивидуального развития ребенка может рассматриваться как особый вид практики, которая должна основываться на глубокой и точной теории, определяющей конкретные механизмы и динамику развития психики ребенка.

Целью психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в образовательном учреждении является создание психологических условий

для нормального развития и успешного обучения ребенка.

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

1. Создать для ребенка эмоциональный благоприятный микроклимат вгруппе сверстников и педагогическом составе.

2. Изучать индивидуальные особенности развития детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сфер их проявления.

3. Оказывать помощь детям, нуждающимся в особых обучающихся программах, специальных формах организации их деятельности.

4. Своевременно проводить раннюю диагностику и коррекцию нарушений в развитии.

5. Повышать психологическую компетентность учителей, родителей по вопросам воспитания и развития ребенка.

Среди условий организации инклюзивной деятельности ОУ по психолого-

педагогическому сопровождению ребенка с ограниченными возможностями здоровья необходимо:

1. Сотрудничество с ПМСС центром и, созданными в них, психологомедико-педагогическими комиссиями (ПМПК);

2. Взаимодействие с другими инклюзивными и специальными учреждениями вертикали или сети (детский сад, школа, и т.п.), в том числе взаимный обмен технологиями, материалами, информацией и документами;

3. Наличие подготовленных для реализации задач инклюзивного образования кадров;

4. Разработка приемов, методов и форм повышения профессиональнойкомпетентности специалистов;

5. Наличие команды специалистов сопровождения:

координатор (завуч) по инклюзии, психолог, специальный педагог, логопед, социальный педагог, помощник учителя (тьютор) и др.;

6. Организация деятельности этих специалистов как психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) образовательного учреждения с соответствующими выделенными задачами;

7. Архитектурные преобразования, включая безбарьерную среду;

8. Наличие специальное оборудования и средства, модулирующих образовательное пространство класса /группы [5].

Обязательными направлениями для организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, которые должны быть отражены в программе, являются:

1. Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление психолого-педагогических особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, что позволяет получить полную картину по развитию личности ребенка и планировать коррекционные мероприятий и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;

2. Индивидуальная и групповая коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);

3. Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;

4. Информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Такая работа является трудоемкой, но дает полную картину динамики и результатов психолого-педагогической коррекции [6].

Для полноценного включения ребенка в инклюзивное образованиеҗ необходим индивидуальный подход и, следовательно, обучение должно быть организовано таким образом, чтобы удовлетворить особые потребности каждого ребенка. Достигнуть таких результатов поможет разработка индивидуальной образовательной программы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Действительно, наши образовательные учреждения должны быть инклюзивными, в которых ведется инклюзивное обучение. Новая общеобразовательная программа должна предполагать создание условий и внесение изменений, необходимых для успешного ее освоения детьми с особыми потребностями.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Структура индивидуальной образовательной программы для детей с

ограниченными возможностями здоровья

1. Пояснительная записка;

2. Условия реализации работы программы;

3. Индивидуальный учебный план;

4. Содержание программы;

5. Заключение и рекомендации специалистов.

В индивидуальных образовательных программах указывается содержание и объем знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению по разным учебным предметам, а также отражается коррекционная работа с обучающимся, то есть фиксируются те приемы и методы коррекционной работы, которые будут реализованы в процессе усвоения содержания материала на уроке.

Компонентный состав структуры индивидуальной образовательной программы для обучающегося может быть оформлен следующим образом:

1. Пояснительная записка должна раскрывать назначение программы, ее концептуальные основы, цель, задачи, адресность (характеристика контингента обучающихся, особенности развития и т.д.). Указывается нормативно-правовая база разработки данного документа. Все компоненты пояснительной записки конкретизируются с учетом специфики учреждения.

Например: Получение обучающимися с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий

их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах

профессиональной и социальной деятельности.

Программа коррекционной работы — это комплексная программа по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования. Характеристика контингента содержит следующие разделы:

количество

обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья;

анализ особенностей детей на основании данных ПМПК, выделение

групп со сходными дефектами развития;

анализ данных о динамике психического и физического состояния

школьников, их психофизиологического потенциала;

анализ

 

рекомендаций

 

специалистов

 

(медицинских работников,

психологов, дефектологов, логопедов, педагогов) по организации занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Срок реализации программы каждое учреждение определяет самостоятельно.

2. Условия реализации работы программы.

(созданных в настоящее время и планируемых) для реализации программы в конкретном ОУ осуществляется по следующим направлениям:

- кадровое обеспечение;

- психолого-педагогическое обеспечение;

- программно - методическое обеспечение;

- материально - техническое обеспечение;

- информационное обеспечение.

Например:

Кадровое обеспечение:

С целью обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования, учителей начальных классов имеют специальное дефектологическое образование, прошли курсовую подготовку по теме «…», в штатное расписание введены 1 ставка учителя - дефектолога, 0,5 ставки

учителя - логопеда, педагога - психолога, социального педагога, медицинских работников.

Материально - техническое обеспечение:

Материально – техническая база включает: кабинет психолога, который имеет следующее обеспечение: кабинет логопеда(описание необходимого оборудования), медицинский кабинет, кабинет здоровья позволяющий обеспечить адаптивную и коррекционно - развивающую среду в школе. До кокого года планируется создать материально - технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа детей с недостатками физического развития в здание и помещения школы и организацию их обучения в учреждении (включая пандусы, специальные лифты, специально оборудованные учебные места, специализированное учебное, реабилитационное, медицинское оборудование, а также оборудование и технические средства обучения).

Программно – методическое обеспечение:

Описать какие программы используются при организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Перечислить учебники, рекомендованные Министерством образования и науки РФ.

С целью обеспечения коррекционной работы разработан учебный план, адаптированные рабочие программы по предметам учебного плана, индивидуальные образовательные (маршруты) программы, программы для индивидуальной и групповой коррекционной работы, программы для внеурочной деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Программы для индивидуальной и групповой коррекционной работы имеют следующую направленность:

- профилактика школьной дезадаптации;

- развитие произвольности психических функций обучающихся с ОВЗ,

Психолого-педагогическое обеспечение:

Какое обеспечение имеется в школе, для создания психолого-педагогических условий для проведения коррекционной работы.

Для решения комплекса специальных задач обучения, ориентированных на образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, используются методы, приёмы, средства обучения, образовательные и коррекционные программы, ориентированные на образовательные потребности детей; дифференцированное обучение. Информационное обеспечение:

Необходимым условием реализации программы является создание информационной образовательной среды для чего в школе создана система широкого доступа детей с ограниченными возможностями здоровья, родителей (законных представителей), педагогов к сетевым источникам информации, к информационно-методическим фондам: методические пособия и рекомендации по всем направлениям и видам деятельности, наглядные пособия, мультимедийные, аудио- и видеоматериалы. Для этого в школьной библиотеке создан информационный отдел, разработан и функционирует сайт школы.

Содержание программы:

Обязательными направлениями для организации психолого-педагогического

сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, которые должны быть отражены в программе, являются:

1. Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого- медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения.

Программа медико-психолого-педагогического изучения ребенка

Медицинское изучение ребенка

Содержание работы:

Выявление состояния физического и психического здоровья. Изучение медицинской документации: история развития ребенка, здоровье родителей, как протекала беременность, роды. Физическое состояние учащегося; изменения в физическом развитии (рост, вес и т. д.); нарушения движений (скованность, расторможенность, параличи, парезы, стереотипные и навязчивые движения); утомляемость; состояние анализаторов.

Где и кем выполняется работа: Медицинский работник, педагог. Наблюдения во время занятий, на переменах, во время игр и т. д. (педагог). Обследование ребенка врачом. Беседа врача с родителями.

Психолого–логопедическое изучение ребенка

Содержание работы: Обследование актуального уровня психического и речевого развития, определение зоны ближайшего развития.

Внимание: устойчивость, переключаемость с одного вида деятельности на другой, объем, работоспособность.

Мышление: визуальное (линейное, структурное); понятийное (интуитивное, логическое); абстрактное, речевое, образное.

Память: зрительная, слуховая, моторная, смешанная. Быстрота и прочность запоминания; индивидуальные особенности; моторика; речь.

Где и кем выполняется работа: Наблюдение за ребенком на занятиях и во внеурочное время (учитель).

Специальный эксперимент (психолог).

Беседы с ребенком, с родителями.

Наблюдения за речью ребенка на занятиях и в свободное время.

Изучение письменных работ (учитель). Специальный эксперимент (логопед)

Социально–педагогическое изучение ребенка

Содержание работы: Семья ребенка: состав семьи, условия воспитания.

Умение учиться: организованность, выполнение требований педагогов, самостоятельная работа, самоконтроль. Трудности в овладении новым материаломотивы учебной деятельности: прилежание, отношение к отметке, похвале или порицанию учителя, воспитателя.

Эмоционально-волевая сфера: преобладание настроения ребенка; наличие аффективных вспышек; способность к волевому усилию, внушаемость, проявления негативизма.

Особенности личности: интересы, потребности, идеалы, убеждения; наличие чувства долга и ответственности.

Соблюдение правил поведения в обществе, школе, дома; взаимоотношения с коллективом: роль в коллективе, симпатии, дружба с детьми, отношение к младшим и старшим товарищам.

Нарушения в поведении: гиперактивность, замкнутость, аутистические проявления, обидчивость, эгоизм. Уровень притязаний и самооценка.

Где и кем выполняется работа: Посещение семьи ребенка (учитель, социальный педагог).

Наблюдения во время занятий, изучение работ ученика (педагог). Анкетирование по выявлению школьных трудностей (учитель).

Беседа с родителями и учителями- предметниками.

Специальный эксперимент (педагог-психолог).

Анкета для родителей и учителей.

Наблюдение за ребенком в различных видах деятельности

2. Индивидуальная и групповая коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);

консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся; информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями

(законными представителями), педагогическими работниками.

В программе это может выглядеть следующим образом:

В целях комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в школе функционирует ПМПк. В состав консилиума входят специалисты: учитель-логопед, учитель-дефектолог, заместители директора по учебно-воспитательной работе, психолог, врач. Задачами ПМПк являются профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок, выявление отклонений в развитии, определение эффективности специальной помощи. Специалисты консилиума, опираясь на знание возрастных особенностей, проводят динамическое наблюдение и обследование учащихся с целью выявления пробелов предшествующего обучения и развития, их характера и причин, изучают социальную ситуацию развития ученика, условия, которые созданы ему в семье. По результатам первичного комплексного обследования ребенка специалистами - членами консилиума вырабатываются рекомендации и программа индивидуальной коррекционной работы обучающегося. Обсуждение результатов динамического наблюдения и

коррекционной работы проводится специалистами консилиума не менее одного раза в четверть. В конце учебного года на заседании консилиума рассматриваются результаты коррекционной работы, составляется заключение и психолого- педагогическая характеристика на каждого обучающегося, которые учитываются при решении вопроса о дальнейшей коррекционной работе с обучающимся.

Планируемые результаты коррекционной работы

В качестве результатов коррекционной работы могут рассматриваться:

- динамика индивидуальных достижений обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по освоению программ учебных предметов (сравнительная характеристика данных ПМПк обучающихся с ОВЗ на разных этапах обучения);

- создание необходимых условий для обеспечения доступности качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (формы обучения, оптимизирующие коррекционную работу, наличие соответствующих материально-технических условий);

- увеличение доли педагогических работников образовательного учреждения, прошедших специальную подготовку и обладающих необходимой квалификацией для организации работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья; - другие соответствующие показатели.

Список литературы

1. Башмаков, М. И. Индивидуальная программа [Электронный ресурс]//Режим доступа: http:/ps.1september.ru/2006/04/8.htm.

2. Видеолекция "Инклюзивное образование детей с нарушениями развития" (Лектор Реут М.Н., зав. кафедрой коррекционной педагогики ИРО РТ., к.с.н. доцент)

3. Владимирский институт повышения квалификации работников образования Региональный центр дистанционного образования//«Методические рекомендации по составлению индивидуальной образовательной программы (ИОП) для детей-инвалидов, обучающихся на дому с использованием дистанционных образовательных технологий».

Владимир 2010)

4. Инклюзивное образование в России, Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), 2011 г.

5. Леонидова Г.В. Региональный научно-образовательный центр [Текст]: научно-популярное издание // Г.В. Леонидова ; под ред. М.Ф. Сычева. – Вологда: Вологодский научно-координационный центр ЦЭМИ РАН, 2007. – 99 с.

6. Москвымалова А.А.//«Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в восточном административном округе гостква.». . г. Москва, ГОУ ЦППРиК «Восточный»; МГППУ

7. Научно методическая работа, организация уровневой дифференциации профессионального обучения, \\u1058?.И. Дуброва, методист кабинета дефектологии ИПК ПРО г. Ульяновск.

8. Письмо Министерства образования и науки России от 18.04.2008 № АФ- 150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».

9. Проект организации инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях гулы http://valeocentre.blogspot.com/p/blog-page.html

10. «Противоречия, ограничения, риски инклюзивного обучения детей с ОВЗ». Гусева С.В, директор центра психолого-медико-социального сопровождения «Валеоцентр», практический психолог

11. Приложение к письму Минобразования России от 27.06.2003 № 28-51- 513/16 «Методические рекомендации по психолого-дагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации.

12. Соловьева С.В., кандидат педагогических наук ГОУ ДПО СО «Институт развития регионального образования» г. Екатеринбург

13. Споры о словах и нерешенные проблемы образования особых детей, «Интеграция или инклюзия»//Дименштейн Р., Ларикова И.РБОО «Центр лечебной педагогики», Москва

14. Щеголь В.И. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса гимназии [Текст]/В.И. Щёголь//

Фундаментальные исследования. – 2008. – № 9 – С. 89-91.

15. Dislife.ru - портал для людей с ограниченными возможностями

здоровья.htm