Индивидуальное логопедическое занятие

с учащимися 1-го класса при ПБ дизартрии

учитель-логопед Скорынина О.В

тема Дифференциация звуков «р»-«л»

цели образовательная

Обогащение словарного запаса. Развитие зрительного внимания, мыслительной деятельности.

Коррекционные

Уточнение артикуляционных укладов.

Развитие фонематического слуха. (опознание фонемы, выделение звуков «л» и «р» в слогах, словах)

Развитие фонематического восприятия (анализ слов, графическая запись слов со звуками «л» и «р»).

Учить дифференцировать звуки «р» и «л» в слогах, словах, предложениях.

Воспитательные

Воспитание самоконтроля за произношением «р» и «л» в речи

Оборудование зеркало; профили артикуляции звуков «р» и «л»; печатные буквы Б Р Н З Л Р РЬ Ш ЛЬ РЬ ЛЬ; слоговые таблицы ЛА РА ЛО РО ЛУ РУ ЛЫ РЫ АР АЛ ОР ОЛ УР УЛ ЫР ЫЛ АРА АЛА ОРО ОЛО ЫРЫ ЫЛЫ ШЛА ШРА АШЛ АШР; сюжетная картинка «умный кролик»; картинки с изображением букв «р» и «л» в предметах ЛЕС ЕЛКИ КЛЮВ ЛИСТОК БЕРЕЗА РУКА ПЕРЕДНИК; касса букв; схемы для звукобуквенного анализа

 

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

 

Мы будем разговаривать

Уверенно и внятно

И чтобы окружающим

Было все понятно

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

А Упражнения для губ

«Улыбка»

«Заборчик»

«Трубочка»

«Рупор»

Б Динамические упражнения для языка

«Маятник»

«Качели»

«Футбол»

«Почистить зубы»

«Катушка»

«Лошадка»

«Змейка»

В Статические упражнения для языка

«Лопаточка»

«Чашечка»

«Иголочка»

ИТОГ

ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

ПРОГОВАРИВАНИЕ ИЗОЛИРОВАННЫХ ЗВУКОВ

- Как рычит собака? (р-р-р….)

-Как поют песенку без слов? (ла-ла-ла…)

АНАЛИЗ АРТИКУЛЯЦИИ ЗВУКОВ по плану с выделением общих и различных компонентов артикуляции

«Р» ГУБЫ - немного растянуты

ЗУБЫ - принимают положение следующего гласного звука

ЯЗЫК - широкий, «чашечкой» как при звуке «ш»

ВОЗДУШНАЯ СТРУЯ - сильная, прерывистая, идет по центру языка

ГОЛОСОВЫЕ СКЛАДКИ - вибрируют

ХАРАКТЕРИСТИКА - согласный, звонкий, может быть твердым, может быть мягким

«Л» ГУБЫ - немного растянуты,

ЗУБЫ - сближены

ЯЗЫК - широкий («л» твердый)

Узкий («л» мягкий)

ВОЗДУШНАЯ СТРУЯ - теплая, по бокам языка

ГОЛОСОВЫЕ СКЛАДКИ - работают

ХАРАКТЕРИСТИКА - согласный, звонкий, может быть твердым, может быть мягким

СВЯЗЬ ЗВУКА С БУКВОЙ

 

«Л» ЛЕС ЕЛКИ КЛЮВ ЛИСТОК

«Р» БЕРЕЗА ПЕРЕДНИК РУКА

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

Узнай среди отдельных звуков «л» и «р» и покажи картинку-символ

Б Р Н З Л РЬ Ш ЛЬ В Л РЬ ЛЬ Л

Узнай среди слов

ВОРОНА КЛЕТКА ЧЕРНЫЙ РУБАШКА СВЕКЛА КРОЛИК

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ В СЛОГАХ и графическая запись слогов

ЛА РА АР АЛ АЛА АРА ШЛА ШРА

ЛО РО ОР ОЛ ОРО ОЛО

ЛУ РУ УР УЛ УЛУ УРУ АШЛ АШР

ЛЫ РЫ ЫР ЫЛ ЫРЫ ЫЛЫ

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ В СЛОВАХ

Кролик морковка

ФИЗМИНУТКА

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ

Работа по картине «У Аллы и Гриши был кролик»

-Кто был у Аллы и Гриши? (кролик)

Какого цвета был кролик? (серого)

Где жил кролик? (в клетке)

Кто очень любил морковку, свеклу и репу? (кролик)

Кто однажды забыл закрыть дверку клетки? (Алла и Гриша)

Кто выбежал из клетки и скрылся

?

(кролик)

Кто долго искал кролика и плакал? (Алла)

Куда на другой день кролик сам прибежал? (на огород)

Кто очень обрадовался? (ребята)

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ В ТЕКСТЕ

Повторение предложений (детских ответов) по сюжетной картинке

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1 Артикуляционная гимнастика «Лошадка», «Чашечка».

2 Счет предметов от 1 до 10 : «морковка», «огурец», «репка», « кролик»

ИТОГ ЗАНЯТИЯ

ОЦЕНКА РАБОТЫ ДЕТЕЙ