* {font-family: Times New Roman; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} .c2 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt; color: #auto;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt; color: #auto;}

Тема "Забота о птицах зимой".

Дифференциация звуков «С-З».

Предмет: Индивидуальное занятие по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи.

Учитель: Дубинина Марина Владимировна

Класс: 6

I Формирование произносительной стороны речи

Тема: Дифференциация звуков [С] - [З].

Цель: работать над различением звуков [С] - [З] на слух и в произношении в слогах, словах и предложениях по теме урока; формировать навык самоконтроля при произнесении звуков [С] - [З].

II Развитие речевого слуха

Тема: текст «Дятел».

Цель: работать над различением и опознаванием данного текста.

Задачи занятия:

обучающие: учить различать звуки [С]-[З] на слух и в произношении в слогах, словах и предложениях по теме урока; закреплять умение на слух различать речевой материал учебного и разговорно-обиходного характера, соблюдать правила орфоэпии;

развивающие: развивать словарный запас, слуховое внимание и слуховую память, а также умение различать на слух различный речевой материал; формировать навык самоконтроля над произношением, слуховое восприятие;

воспитательные: воспитывать интерес к занятиям, совершенствовать навыки общения, учить использовать материал в повседневной жизни; воспитывать потребность в самостоятельной речи.

Оборудование: компьютер, презентация.

Условные обозначения: сл. - предъявление речевого материала на слух, с использованием экрана; с/з. - предъявление речевого материала слухозрительным способом (ребенок «читает с губ» учителя).

Ход занятия

Этап урока

Способ

предъявления

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

I часть урока - Формирование произносительной стороны речи

Настрой на урок.

С/з

Сл.

Поздоровайся!

Какое у тебя настроение?

Ты меня хорошо слышишь?

Оргмомент.

С/з.

Сл.

Сл.

Ответь на вопросы.

В каком городе ты живешь?

Назови свой адрес.

Молодец!

Я живу в городе...

Я живу на улице…

Характеристика звуков.

С/з

Сегодня мы будем работать над звуками [С] - [З].

Произнеси звуки С, З.

Посмотри профиль звуков. Произнеси.

Это гласные или согласные звуки?

Чем отличаются эти звуки?

Хорошо!

С, З.

С, З.

Это согласные звуки.

При произнесении звука С нет голоса.

При произнесении звука З есть голос.

Чтение слогов.

Сл.

Прочитай слоги и слова.

СА-АС; СО-ОС; СУ-УСЫ-ЫС; СЯ-ЯС; СЮ-ЮС; СИ-ИС;СЕ-ЕС

СА-СА-СА, вот бежит лиса.

СО-СО-СО, лиса катит колесо.

СЫ-СЫ-СЫ, хвост красивый у лисы.

СУ-СУ-СУ, в лесу видел я лису.

Ученик читает.

Работа с картинками.

С/з

Что на картинках?

Говори только те слова, в которых есть звук С.

Слушай! Покажи! Скажи!

Кто? Что?

Единственное/

Множественное (число)

Лиса, колесо, хвост, лес.

Гуси, зима, лось, бусы, караси, сумка, сапоги, совок, сад, санки, сова.

Составить слова.

С/з

Составь слова (даны слоги вразбивку)

Сова, капуста, сапоги, автобус, собака, санки, зима, совок, гуси.

Грамматическое задание.

С/з

Выбери и прочитай

прилагательные со звуком С.

Красивая, весенняя, старого.

Составить словосочетания.

С/з

Составь словосочетания.

Красивая птица, весенняя песня, старое дерево.

Дыхательное упражнение (по Стрельниковой).

С/з

Выполним упражнение.

II часть урока - Развитие речевого слуха

Установка.

С

Будем слушать текст.

Предъявление текста.

Сл.

С/з

Учитель читает весь текст за экраном.

Что ты услышал?

(Если ученик ничего не услышал, учитель второй раз читает текст за экраном по предложениям).

Ученик пересказывает услышанное.

Различение и опознавание текста.

С/з.

Сл./С/з.

Сл.

Слушай предложение.

(Если ученик не берет на слух предложение, учитель читает слухозрительно). Слушай еще раз!

(Если ученик не берет на слух предложение после с/з предъявления, учитель показывает текст, а ребенок читает. После вновь произносит предложение за экраном. По аналогии – все предложения).

«Дятел».

Дятел- красивая птица. Дятел летает мало. У дятла короткие крылья и ноги. Клюв дятла прямой и крепкий. Клювом дятел долбит по коре и достает насекомых. Весенняя песня дятла похожа на звук барабана. Гнездо дятлы строят в дупле старого дерева.

Люди называют дятла лесным доктором. Дятлы поедают много вредных насекомых, лечат деревья. Дятел- зимующая птица. Он живет в наших лесах и парках.

Дополнить предложения.

С/з.

Дополни предложения.

Дятел летает……. У дятла короткие крылья и …... Клюв дятла прямой и ……... .

Установка.

С/з/Сл.

Будем отвечать на вопросы.

Д

ятел зимующая или перелетная птица?

К

акие у дятла крылья?

Н

а что похожа весенняя песня дятла?

Г

де дятел строит гнездо?

К

ак люди называют дятла?

П

очему?

Пересказ текста по картинкам.

С/з.

Перескажи текст по картинкам.

Пересказ ученика.

Слуховое восприятие на голое ухо.

Сл.

Слушай и повторяй.

Песня, лес , зима, насекомое, весна.

Оценивание.

С/з.

Ты старался на занятии, хорошо выполнял задания

Окончание урока.

Сл. (без аппарата)

Что ты делал(а) сегодня на уроке?

Я читал(а) слоги, составлял(а) словосочетание, читал(а) текст, отвечал(а) на вопросы, пересказывал текст по картинкам.