Меринова Лариса Владимировна,
воспитатель,
ГБОУ СО КШИ ЕКК д/с № 595 «Казачок»,
г. Екатеринбург
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ключевые слова: инновация, инновационная деятельность.
Аннотация: в работе обосновывается целевая необходимость внедрения в образовательный процесс ДОО новых творческих инновационных идей в современных условиях образования; автор раскрывает особенности понятий инновация, инновационная деятельность, инновационная деятельность как вид педагогической деятельности; уточняются ЗУС педагога для осуществления инновационной педагогической деятельности, определены задачи для педагога; представлены взаимосвязь видов деятельностей, применяемых для обеспечения действенных инноваций, функции инновационной деятельности; в завершении работы утверждается, что инновационная деятельность педагога детского сада– это целенаправленная педагогическая деятельность, с целью получения нового знания, качественно иной педагогической практики и достижения более высоких результатов в развитии дошкольников.
Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители, поэтому в новых условиях возникают новые требования к воспитательно-образовательной системе.
Цель деятельности современной дошкольной образовательной организации – развитие педагогической системы, достижение качественно высоких результатов воспитания и образования, при этом содержание должно ориентироваться на индивидуальность каждого ребенка, его личностный рост, творческий потенциал. Использование инноваций в детском саду предполагает введение в воспитательно-образовательный процесс обновлённых, улучшенных и уникальных идей, полученных творческими усилиями педагогического коллектива. Поэтому педагогам нужно постоянно следить за новшествами, обновлениями и осуществлять инновационную деятельность.
Наука, занимающаяся созданием педагогических новшеств, их оценкой, использованием и освоением на практике, называется педагогической инноватикой. Движение учителей-новаторов в России возникло в конце 80-х годов XX в., которые в своей деятельности опирались на инновационные педагогические системы, разрабатываемые отечественными педагогами-учеными и педагогами-практиками: Ш. А. Амонашвили, М. А. Балабаном, В. В. Давыдовым, И. Ф. Гончаровым, Ю. В. Громыко, В. А. Караковским, А. В. Хуторским, В. Ф. Шаталовым, М. П. Щетининым, Е. А. Ямбургом и др. Сейчас педагогическая инноватика находится в стадии становления.
Инновация в латинском языке означает вхождение нового в некоторую сферу, вживление в нее и порождение целого ряда изменений в этой сфере. Значит, инновация - это, с одной стороны, процесс обновления, реализации, внедрения, а с другой - это деятельность по внедрению новации в определенную практику, вследствие чего происходят качественные изменения среды [5].
Новизна всегда носит конкретно-исторический характер. Для каждого времени существовали свои инновационные идеи, концепции, технологии. Рождаясь в конкретное время, прогрессивно решая задачи определенного этапа, новшество быстро может стать достоянием многих, нормой, общепринятой массовой практикой или отжить, устареть, тормозить развитие в более позднее время.
Отсюда следует, что инновационная деятельность - это деятельность, направленная на решение комплексной проблемы, порождаемой столкновением сложившихся и еще только устанавливающихся норм практики, либо несоответствием традиционных норм новым ожиданиям. Тогда инновация оправдана, более того, необходима. Когда инновационный опыт осуществления этой деятельности становится доступным другим людям, происходят фиксация инновационного опыта, его культурное оформление и образуются механизмы трансляции [3].
Понятие «инновационная деятельность» в педагогике рассматривается как вид педагогической деятельности, творческий процесс по совершенствованию планирования и реализации педагогических новшеств, сопровождается изменениями в образе деятельности, стиле мышления, направленный на повышение качества образования как социально-педагогический феномен, отражающий творческий потенциал педагога. Термин «инновация» как вид педагогической деятельности в целом означает внесение в воспитательно-образовательный процесс нового (факты, методы, приемы), улучшающего действующую систему.
Для работы в режиме инновационной деятельности у педагога дошкольного образования должны быть сформированы определённые знания, умения, способности, необходимые для этой деятельности:
мотивационно-творческая направленность личности: любознательность, творческий интерес, стремление к творческим достижениям и к самосовершенствованию, стремление к получению высокой оценки творческой деятельности
;
креативность: умение выражать своё мнение, фантазия, воображение, способность отказаться от стереотипов в педагогической деятельности, преодолеть инерцию мышления, чувствительность к проблемам в педагогической деятельности, критичность мышления, способность к самоанализу, рефлексии, способность к оценочным суждениям;
профессиональные способности педагога: знания методик, технологий и образовательных программ учреждения, правильное и творческое применение знаний в воспитательно-образовательном процессе, владение методами педагогического исследования, способность к созданию авторской концепции, способность к проведен
ию педагогического эксперимента,
к коррекции и перестройке деятельности, способность использовать опыт творческой деятельности других педагогов, способность творчески разрешать конфликты, способность к сотрудничеству и взаимоп
омощи в творческой деятельности;
индивидуальные особенности личности: работоспособность, восприимчивость к новому, высокий инновационный потенциал, решительность, уверенность в себе, ответственное отношение к работе, честность и правдивость, способность к самоорганизации, убеждённость в социальной значимости творческой деятельности, постоянное стремление совершенствовать профессиональные умения и углублять знания об особенностях формирования личности ребёнка, методах и формах работы.
При осуществлении инновационной деятельности перед педагогом детского сада ставятся следующие задачи:
- развитие индивидуальности воспитанников;
- развитие инициативности и самостоятельности детей;
- способности к творческому самовыражению и самооценке достижений и возможностей;
-повышение любознательности, интереса к исследовательской деятельности;
- развитие нестандартности мышления дошкольников.
К основным функциям инновационной деятельности педагога относятся:
- прогрессивные (бездефектные) изменения педагогического процесса и его компонентов: изменение в целях;
- изменения в содержании образования; новые средства обучения; новые идеи воспитания; новые способы и приемы обучения, развития, воспитания и т. д. [2].
Инновационная деятельность педагога-дошкольника представляет целостную систему взаимосвязанных видов работ, совокупность которых обеспечивает появление действительных инноваций, а именно:
научно-исследовательская деятельность, направленная на получение нового знания о том, как нечто может быть («открытие»), и о том, как нечто можно сделать («изобретение»);
проектная деятельность, направленная на разработку особого, инструментально-технологического знания о том, как на основе научного знания в заданных условиях необходимо действовать, чтобы получилось то, что может или должно быть («инновационный проект»);
образовательная деятельность, направленная на развитие
дошкольников
, на формирование у каждого личного знания (опыта) о том, что и как они должны делать, чтобы инновационный проект вопло
тился в практике («реализация»).
Иначе говоря, собственно инновационная деятельность направлена на то, чтобы открытие превратить в изобретение, изобретение - в проект, проект - в технологию реальной деятельности, результаты которой, и выступают в качестве новации. Инновационная деятельность предполагает введение в образовательный процесс улучшенных, уникальных идей, полученных творческими усилиями педагога [6].
В заключение можно отметить, что инновационная деятельность педагога детского сада– это целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении своего собственного практического опыта при помощи сравнения и изучения, изменения и развития воспитательно-образовательного процесса с целью получения нового знания, качественно иной педагогической практики и достижения более высоких результатов в развитии дошкольников.
Литература
1.Гнездилова О.Н. Психологические аспекты инновационной деятельности педагога // Психологическая наука и образование. - 2006. - № 4. - С. 61-65
2.Дружинин В.И. Координация инновационной деятельности в областном образовательном пространстве / В. И. Дружинин // Методист. - 2003. - № 6. - С. 9-144
3. Еремова, О. В. Инновационная деятельность педагога / О. В. Еремова. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://wшdow.edu.ru/wmdow/Пbrarv?p rid=60749.
4.Калачикова О.Н. Исследование содержания и этапов вхождения педагогов в инновационную деятельность // Вестник Томского государственного университета. - 2008. - № 316. - С. 174-177
5. Новейший философский словарь: 2-е изд., переработ. и дополн. - Минск : Интерпрессервис ; Книжный дом, 2001. - 1280 с.
6. Прохорова М.П., Шкунова А.А. Особенности инновационной деятельности педагога в условиях модернизации педагогического образования // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 1. – С. 106-109;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9398
7. Слободчиков, В. И. Инновации в образовании: основания и смысл / В. И. Слободчиков // Исследовательская работа школьников. - 2005. - № 3. - С. 5-15.