Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Шахтёрский ясли-сад №1»
Ревва Светлана Николаевна, воспитатель
Семинар-практикум для педагогов
Тема: «Интеграция – шаг в будущее»
Теоретическое обоснование актуальности темы (текст + презентация)
Ведущий: Мир меняется. Важной чертой современной жизни является динамизм – быстрота появления и внедрения нового. Поэтому сегодня, в период века информатизации, количество получаемой информации человеком возрастает лавинообразно.
Знания очень быстро «устаревают», в связи с чем, меняется подход к обучению детей. Если раньше главной задачей было сообщить готовые знания, то на данный момент главное – научить учиться, то есть получать, осваивать, самостоятельно искать недостающую информацию, систематизировать опыт, чтобы использовать его для решения поставленных задач.
Сейчас мы можем сказать, что учиться – это непрекращаемый процесс, когда ты идёшь в ногу со временем, учишься сам и можешь научить учиться других.
Предлагаю вам выполнить задание и узнать главное слово нашей встречи
Задание-анаграмма «Собери словечко»
Ведущий: Какое слово получилось? (Интеграция).
«Мозговой штурм» Что означает слово «интеграция»?
Ведущий: Интеграция – это такой процесс и результат взаимодействия разных элементов, который приводит к возникновению чего-то нового и является важнейшим показателем эффективности системы, так как ведет к ее целостности. Ее конечная цель состоит в саморазвитии человека.
Тема нашей встречи «Интеграция – шаг в будущее». Интеграция в образовании – это механизм, который направлен на развитие творческого мышления. Образование становится не только процессом усвоения знаний, но и способом социализации ребёнка, позволяет выстроить всю целостную картину мира, способствует развитию творческого потенциала, а также устраняет мозаичность в освоении программного материала. Именно поэтому каждому педагогу важно знать, что включает в себя данное понятие.
Наша задача – рассмотреть понятие «интеграция в образовании» в трёх аспектах – цель, процесс и результат.
Мини-практикум «Интеграция – необходимое условие современного образования»
Упражнение «Прошлое-настоящее-будущее»
Ведущий: Предлагаю рассмотреть предметы в контексте времени. Первый предмет. Что это? (Перьевая ручка. Ручки (перодержатели) со вставными сменными металлическими перьями)
Перьевые ручки известны с глубокой древности, примерно с 3000 года до н. э., и вырезались из стеблей тростника. С VI века до н. э. большое распространение приобрели гусиные перья, которые затачивались у корня. Их использовали на протяжении более тысячи лет многие цивилизации. Широкое распространение перьевые ручки с перодержателями получили лишь к концу XVIII века. Это более современный вариант перьевой ручки (XX век).
Ведущий: А какими ручками мы пользуемся сейчас? (Показ: шариковая, гелевая. Одноразовые и со сменными стержнями). Есть ещё капиллярная, чертёжная, художественная ручка, линер – инструменты для выполнения точных чертёжных работ. Используются архитекторами, художниками-графиками, картографами, инженерами, оформителями, дизайнерами.
Ведущий: Сегодня очень часто рукописные записи заменяются компьютерным набором, то есть современные гаджеты являются средством оформления текста. Это наше настоящее.
Ведущий: А что ожидает нас в будущем? (Варианты)
Ведущий: Как вы думаете, что это за предмет? (Показ ручки 3D). Кто знает, как пользоваться этой ручкой?
Ведущий: Интеграция – это всегда цель, направленная на результат, появление нового продукта. Предлагаю поработать в командах и написать тему нашей встречи разными ручками из прошлого, настоящего и будущего. Командам раздаются бланки с пустыми клетками и ручки. Полученная надпись «Интеграция – шаг в будущее» размещается на флип-чарте.
Ведущий: Какие впечатления получены от проведённого упражнения?
Вывод: С помощью этого упражнения мы смогли наглядно увидеть, что понятие «интеграция в образовании» означает: комплексный подход и сочетание педагогических средств классической педагогики, и внедрение новаций.
Цель интеграции в образовательной деятельности – воспитать в детях любознательность и интерес, чтобы они продолжали учиться всю свою жизнь, были способны развиваться без помощи взрослых.
Следующий момент – «интеграция как процесс и средство».
Ведущий: Интеграция – это не просто цель, набор задач, которые нужно решить. Это процесс, который вплетен в целую образовательную программу, важный вектор в модернизации содержания образования с акцентом на развитие навыков и компетенций XXI века, как педагогов, так и детей.
В новом контексте подхода к организации образовательной деятельности должен происходить переход от формулы «Педагог знает, чему учить детей» к формуле «Каждый ребёнок может и должен узнать, понять, научиться применять то, чему учиться» (личностный +системно-деятельностный подход).
Характер взаимодействия участников образовательного процесса – сотрудничество («От «Я» к «Мы вместе»).
Педагоги становятся в круг и закрывают глаза.
Упражнение «Квадрат» Нужно выполнить следующее задание: не открывая глаз, перестройтесь в квадрат. И только после того, как абсолютно все согласятся, что стоят именно в квадрате, можно открыть глаза. Теперь проанализируем процесс. Легко ли сотрудничать и перейти от «Я» к «Мы вместе»?
Ведущий: Присаживайтесь за столы.
Ведущий: На примере упражнения «Рукавички» рассмотрим основу сотрудничества: коммуникация + кооперация = результат (за основу взято диагностическое упражнение «Рукавички» Г.А. Цукерман). Только при целенаправленном общении и обмене информацией, эффективном объединении усилий и принятии совместных решений можно получить качественный результат.
Педагогам предлагается выбрать по одному изображению рукавички в виде силуэта (на правую и левую руку), найти себе напарника и украсить одинаково рукавички, т. е. так, чтобы они составили пару. После выполнения задания составить «рекламу» для продажи своей пары рукавичек.
Ведущий: На выполнение задания отводится 5 минут.
Ведущий: Обсуждение выполнения задания: Что было основой для выбора напарника? Как в вашей паре происходило выполнение задания? Довольны ли вы полученным результатом? У кого из пар получилась самая лучшая реклама?
Ведущий: А теперь представьте. Мы это упражнение проводим с детьми. Один ребёнок выбрал рукавичку в виде силуэта на правую руку. И желает сотрудничать с тем, у кого рукавичка тоже на правую руку. Это может стать конфликтной ситуацией либо исследовательской задачей. Выбор за взрослым. Как вы поступите?
Ведущий: Можем сделать вывод: что интеграция – это эффективный, но достаточно трудоёмкий процесс, который является необходимым условием современного образования.
Ведущий: Превосходство интеграции состоит во взаимопроникновении и вариативности использования широкого выбора методов, приёмов и средств подачи информации. Педагог может выйти за рамки традиционных подходов и провести занятие, наглядно и в действии показывая, как в мире всё устроено и взаимосвязано.
Понятие «Интеграция в образовании», как средство.
Ведущий: Интеграция как средство представляет собой целостную систему форм, методов, приёмов работы и использование различных техник в изобразительной деятельности. Это способствует всестороннему становлению личности, формированию интереса и познавательной активности, развитию творческих способностей дошкольников, оказывает влияние на эмоциональную, мотивационную, волевую и действенно-практическую сферу индивидуальности ребенка.
Воспитатель: Сейчас мы с вами проведём фрагмент занятия по теме: «Волшебной зимы белоснежные краски»
Воспитатель: Сегодня предлагаю отправиться на экскурсию. А чтобы узнать куда, отгадаем загадку:
У меня есть карандаш,
Разноцветная гуашь,
Акварель, палитра, кисть,
И бумаги плотный лист,
А еще – мольберт-треножник,
Потому что я … (художник)
Восп.: А вы знаете кто такой художник?
Верно, художник – это человек, который пишет картины. Предлагаю посетить виртуальную выставку по Третьяковской галерее. Перед нами картины известных художников Ивана Шишкина, Алексея Саврасова, Исаака Левитана, Ивана Айвазовского, которые через природу создавали образ Родины. Это пейзажи.
Воспитатель: Пейзаж – это французское слово, в переводе обозначает – «страна или местность». Это жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является природа. В пейзаже отображаются реальные или воображаемые виды местностей. Пейзажная картина может включать дома и сооружения, озера, моря, реки, животных и людей, облака, дождь, туман.
Воспитатель: Обратите внимание на картины и подумайте, все ли они написаны в жанре пейзажа? Если нет, то, какая из них и в каком жанре? (Портрет «Девочка с персиками» художника Валентина Серова)
Воспитатель: Пейзажная живопись очень разнообразна. Художников привлекают разные времена года, состояния погоды. Я предлагаю вам как настоящим художникам нарисовать зимний пейзаж.
Воспитатель: Перед вами лежат картины. Посмотрите на них и подумайте, чего не хватает, чтобы это был зимний пейзаж?
Чтобы нарисовать зимний пейзаж нам нужно много белой краски.
Воспитатель: (Обращает внимание на небольшое количество гуаши в баночке) Хватит ли той краски, которая есть у нас? Как можно решить эту проблему?
Воспитатель: Я вам предлагаю сейчас сделать белую краску вместе со мной.
У вас на столах в тарелочках разные сыпучие вещества. Что это может быть? (соль и мука). На столах у вас есть клей ПВА, вода и гуашь в баночке.
Поисково-исследовательская деятельность.
Воспитатель: И так приступим к изготовлению краски. Возьмите в руки мерную ложку. Наберите 2 полные ложки муки, пальчиком уберите лишнюю и высыпайте в стаканчик. Точно так же насыпьте соль 2 ложки, не забывайте убирать пальчиком лишнюю, 2 ложки воды. Теперь из бутылочки наливаем 2 ложки клея и половину ложки белой гуаши. Всё хорошо перемешаем кисточкой. Должна получиться краска, как густая сметана.
Воспитатель: Замечательно. Белой краски для картин достаточно. Чтобы показать красоту зимнего пейзажа, предлагаю при выполнении задания использовать разные техники, а какие – вы выберете сами. Для этого у вас есть кисточки, ушные палочки, штампы, мочалка.
Воспитатель: Картины, по желанию, можно дополнить.
Воспитатель: Прежде чем приступить к работе, проведём физминутку.
Физминутка «Раз, два, три, четыре…»
Воспитатель: Теперь мы готовы к работе. Начинаем рисовать.
Воспитатель: Вот какие замечательные у нас получились картины. Что мы сегодня рисовали (зимний пейзаж)? Давайте вспомним, как мы приготовили белую краску (назвать составляющие + количество). Кто что рисовал в картине, и какую технику использовал?
Ведущий: На основе проведённого фрагмента занятия проанализируем, как осуществлялась интеграция в следующих направлениях: (слайд)
– интеграция образовательных областей, усиление интеллектуального и познавательного характера практической деятельности; (посещение виртуальной выставки; дано определение слова «пейзаж» как термин и в стихотворной форме;, поставлена исследовательская задача (определение жанра картин, увеличение объёма белой краски);
– использование педагогических средств, которые решают воспитательные и образовательные задачи в комплексе; (словесные методы, ИКТ, поставлена цель – рисование зимнего пейзажа, ТРИЗ, поставлена конкретная задача – нужно много белой краски, которой нет, исследовательская деятельность (приготовление краски), практическая деятельность);
– расширение воспитательных возможностей занятий по изодеятельности, влияния на нравственное и в целом социальное становление детей (приобщение к художественному наследию, воспитание чувства прекрасного и развитие эмоционально-чувственного отношения к предметам и явлениям искусства, формирование умения работать в подгруппах, коммуникация).
Ведущий: Таким образом, можно сделать вывод, что интеграция в образовательном процессе открывает перед педагогами возможность дать детям не просто знания, а научить их представлять мир как единое целое, где все элементы взаимосвязаны, и пользоваться такими знаниями в повседневной жизни. Следует добавить, что в условиях интеграции также большое значение приобретает педагогическая деятельность, направленная на эффективный результат и обеспечение тесного сотрудничества всех участников образовательного взаимодействия.
Итог проведения семинара-практикума:
Ведущий: Предлагаю на шаблонах в виде ладоней написать отзывы о нашей педагогической мастерской по теме «Интеграция – шаг в будущее».
Участники работают в командах, размещают свои отзывы на флип-чарте.
Ведущий: То, как размещены ладони, отражает наше сотрудничество? Что можно изменить? Старший воспитатель размещает «ладошки» в виде стрелки, направленной на слово «будущее».
Ведущий: Итак, работая одной командой, мы идём в будущее. А будущее начинается уже сегодня! И нашей основой деятельности является интеграция. (Перемещает слово интеграция под основание стрелки)
Список литературы:
Адамко
М.А. Интегративный подход в контексте решения задач компетентностного обучения//
Рн
/Д: Феникс, 2018. -288с.
Алекберова
И.Э. Интегративный подход в образовании как одна из основных составляющих развития личности//Люберцы,
Юрайт
, 2016.-284с.
Безрукова В.С. Педагогическая интеграция: сущность, состав, механизмы реализации // Интеграционные процессы в педагогической теории и практике: Сб. науч. тр. – Свердловск, СИПИ, 1990.
Богдашин А.В. Интегрированное образовательное пространство учреждений общего и профессионального образования: сущность и этапы проектирования//Москва, Инфа, 2018.-252с.
Попова Г.Г. Интегративный подход к содержанию образования как фактор влияния на процесс формирования профессиональных интересов у учащихся профтехучилищ.