Интегрированная логопедическая НОД «Любимый мой дворик»
Любимый мой дворик, ты очень мне дорог,
Я по тебе буду скучать!
И будут мне сниться моих друзей лица,
Скорее дай руку и прощай! (В. Резников)
Возрастная группа: старший дошкольный возраст
Разработала и провела: Баранникова Наталья Васильевна, учитель - логопед
Тема: «Любимый мой дворик» (Автоматизация звука л в свободной речи)
Цель: автоматизация звука \л\ в свободных высказываниях, через знакомство с дворовыми играми, адаптированными для логокоррекционной работы формирования правильно строить речевые высказывания при составлении рассказа по открыткам, проявлять активность в игровой , коммуникативной деятельности.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие»
Коррекционно – образовательные задачи: обогащение представления о дворовых играх, умения соблюдать правила игры, использование в активной речи простых, распространённых и сложноподчинённых предложений, предложений с прямой речью, уточнение сведений о способе произношения звука /л/, упражнение в определении места звука в слове, совершенствование навыка печатания и чтения слогов на доске;
Коррекционно – развивающие задачи: развитие мелкой и артикуляционной моторики, фонематического слуха и фонематического восприятия, просодической стороны речи, крупной моторики (прыжки в «резиночку», игра в «вышибалы»), пространственной ориентировки.
Коррекционно – воспитательные задачи: воспитание творческого воображения , умения связно составить рассказ по выбранной картинке, используя различные языковые средства, правильного понимания настроения, эмоционального состояния героев , непосредственное, полноценное общение со сверстниками.
Оборудование: музыкальные инструменты: гитара , синтезатор, игровая резиночка, мелкие игрушки, короб с песком, доска, мел, акустико – артикуляционный образ звука, «Коробка, в которой живут истории», веревочки – липучки, мячи, иллюстрация к стихотворению С. Михалкова «А что у вас?», картинки к скороговорке.
Планируемый результат: имеют представление о дворовых играх, соблюдают правила игры, используют в речи сложноструктурные предложения, придумывают рассказы по открыткам, печатают и читают слоги, определяют местоположение звука в словах.
Содержание деятельности:
Этапы деятельности
Организация совместной деятельности педагога и детей
Деятельность педагога
Деятельность детей
Организационный
Постановка проблемы
Л. Здравствуйте, девчонки.
Послушайте отрывок из стихотворения С. Михалкова . Кто на лавочке сидел, кто на улицу глядел, Толя пел, Борис молчал, Николай ногой качал. Дело было вечером, делать было нечего..
Л.Чем ребятам заняться, чтобы не скучать?
В какие игры можно поиграть?
Привлечь внимание к рассматриванию картинки
Привлечь внимание к постановке проблемы
Дети сидят на стульях.
Рассматривают картинку, слушают педагога.
Дают ответы, опираясь на собственный опыт
Мотивационный
Л. Я хочу пригласить вас во двор моего детства, в любимый мой дворик, в котором я играла когда – то со своими подружками.
Вышла я во двор играть,
И запрыгала, как мяч.
Поиграла в догонялки,
Стала прыгать на скакалке,
На качелях покачалась,
С горки весело каталась,
я колечки раздавала ,
И « хали – хало»! кричала.
В классики я поиграла,
И нисколько не устала.
Веселилась день – деньской,
А потом пошла домой!
Л. Какой звук чаще других повторялся в этом стихотворении? (Ответы детей)
Небольшой акцент голосом на звуке /л/.
Использование синтезатора
Педагог показывает картинку – символ «портрет» звука \л\,
Дети слушают, стараясь определить чаще других встречающийся в стихотворении звук.
Деятельностный
Скороговорка (картинка с изображением мальчика, поедающего сало)
Песенки - загадки под гитару, из серии «Доскажи словечко»
Игра «Вышибалы» - развитие фонематического слуха
Игра «Резиночка» - развитие крупной моторики, координации, умения печатать и читать слоги
Игра «Секретики» - развитие мелкой моторики, звуко – слоговая работа
Придумывание и рассказывание историй
Игра «Колечко»
Рефлексивный
Л. Это вам совсем не шутки, разомните свои губки.
Проговаривание скороговорки
Съел Слава сало, но сала было мало.
Ребята, когда собирались все вместе, очень любили петь под гитару.
Л. Я и мои друзья, все вместе , пели под гитару песни.
Л. В отгадках какой вы слышали одинаковый звук?(ответы детей)
Л. Алы – алы – алы – поиграем в вышибалы!
Слушай звук ты и смекай,
Букву Л ты вышибай!
Л. Вот ещё разминочка, попрыгаем в «резиночку».
Л.А девчонки все на свете
любят поискать «секретик».
В песке игрушки вы ищите, и место звука в слове скорее находите.
Л. Ребята в нашем дворе очень любили рассказывать разные истории.
Л. Открытки вы скорее доставайте, свои истории вы сочиняйте.
Л. Колечко, колечко, подарите мне словечко.
Л. Вот мы и побывали во дворе моего детства, поиграли в замечательные дворовые игры, сочиняли разные истории. Нам никогда не было скучно с моими друзьями!
А в какие игры играете вы со своими друзьями в садике или во дворе?
Л. До свидания, дети. На одной из прогулок мы обязательно поиграем в предложенные вами игры.
Проговаривание в разном темпе, меняя ритм, акценты с
использованием синтезатора
Игра на гитаре
Педагог называет слова со звуком или без звука \л\
Педагог называет слоги
Приготовлены маленькие игрушки, игрушки из киндер – сюрпризов, в названии которых есть звук \л\ в разных позициях.
Учитель – логопед приготовил «Коробку с историями» ( открытки)
Педагог напоминает правила игры в «колечко»
Ребята вспоминают и называют игры.
Ребята подпевают и допевают отгадку.
Дети конструируют и прикрепляют в правый и левый верхние углы доски из верёвочек – «липучек» буквы /л/ и мячами «вышибают» буквы.
Дети мелом на доске печатают заданные слоги, и произнося их, прыгают в «резиночку».
Ребята ищут в коробке с песком маленькие игрушки, называют игрушку и определяют местоположение звука \л\, расставляя их на подставке.
Ребята наугад достают из коробки открытки и придумывают свой рассказ.
Дети подбирают слова и называют слова глагольной лексики (по замыслу педагога) и «кладут» в ладо шку педагога.
Ребята вспоминают и называют свои любимые игры.