Конспект интегрированного занятия с детьми подготовительной к школе группы по теме:

«Народная культура и традиции: В тереме расписном я живу»

Долженкова С.М.

Цель: Приобщение детей к русским народным традициям посредством изучения русского быта, русского народа, развитие интереса к прошлому.

Задачи

Обучающие

Способствовать расширению представлений о быте, культуре русского народа.

Вызвать интерес к народным традициям, праздникам.

Познакомить с пословицами, поговорками, прибаутками о русском народном быте и гостеприимстве.

Развивающие

Развивать связную речь посредством русских фольклорных запевок, поговорок, прибауток, частушек.

Развивать смекалку, познавательную активность при разгадывании загадок.

Обогащать словарный запас детей с помощью фольклора.

Воспитывающие

Воспитывать уважение к традициям, гордость и любовь к русскому народу и их быту.

Воспитывать эстетические чувства к рукотворным предметам народного быта (вышивка, ткачество, резьба по дереву)

Предварительная работа

Экскурсия в краеведческий музей, рассматривание иллюстраций с изображением предметов крестьянского быта, разучивание частушек по теме.

Формы организации коллективной деятельности

Совместная деятельность педагога с детьми, самостоятельная деятельности детей.

Методы и приёмы

Игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям, словесная, дидактическая игра, словарная работа или активизация словаря; индивидуальная работа; дифференцированный подход участие родителей в предварительном оформлении старинными предметами быта.

Материалы и оборудование

Экспонаты мини-музея «Русская изба», предметы быта (самовар, деревянные ложки, ухват, чугунок, глиняный кувшин, чашки, берестяные туеса и т.п.); иллюстрация деревянного ткацкого станка.

I. Вводная часть 3-5 минут

а) Встреча с Хозяюшкой у входа в мини-музей «Русская изба»

б) Исполнение песни по выбору воспитателя.

II. Основная часть- 15 минут.

а) беседа о том, почему Русь называют деревянной;

б) рассматривание предметов быта;

в) словесная дидактическая игра «Назови слово» (подбор прилагательных к словам ложка, скамья, самовар, рушник).

г) загадывание загадок;

д) исполнение частушек детьми

III. Заключительная часть (рефлексивный этап) 2-3 минуты.

а) обобщение воспитателя;

б) анализ занятия (о том какие знания показали дети).

Ход ОД:

Хозяюшка Русь деревянная – края дорогие.

Здесь издавна русские люди живут.

Они прославляют жилища родные,

Раздольные русские песни поют…

Звучит песня по выбору Хозяюшки

Хозяюшка. А знаете, почему Русь называют деревянной? Давным- давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Такие дома называют избами. И все-то в избе было сделано из дерева: и пол, и потолок, и стены, и мебель, и посуда.

Наша изба встречает нас красивыми деревянными воротцами. Приглашает гостей-детей в избу.

Наша изба ровно тепла.

Домом жить - не лукошко шить.

Домом жить – не развеся уши ходить

Домом жить – обо всем тужить.

Сколько народных умельцев было на Руси! Из обыкновенного полена могли, например, вырезать вот такую шкатулку, в которой хранили мелкие предметы. Или вот такой сундук, расписанный красивыми узорами.

Какая русская изба без скрипа половиц! Без разноцветных самотканых половиков, которые ткали вот на таком деревянном станке.

А о каком предмете я вам сейчас загадаю загадку?

Для кудрей и хохолков

Целых двадцать пять зубков.

И под каждым под зубком

Лягут волосы рядком.

Ответы детей.

Хозяюшка. Верно, расческа. А в старину этот предмет называли гребнем. Посмотрите какой он. Тоже деревянный. На что он похож?

Ответы детей.

Хозяюшка. Здесь собраны старинные предметы, необходимые для работы в поле. Русские люди придумали и про них загадки.

Двенадцать деревянных коней

Одним поводом веду. (Грабли)

Блестит, сверкает,

По полю гуляет,

Всю траву срезает. (Коса)

Кто берет сено тремя зубами ? (Вилы)

Воспитатель. Наша Хозяюшка в дому,

Что оладушек в меду.

Она прибирает, она наставляет,

Одним - одна за всех отвечает.

Хозяюшка. Ах! В тереме расписном я живу,

К себе в избу всех гостей приглашу!

Я иду, иду, иду, самовар в руках несу.

Самовар в руках несу, прибауточки пою.

Подходит к печи, обращаясь к ней произносит:

Ой ты, печка – сударыня,

Помоги нам, боярыня:

Ты свари, испеки,

Обогрей, освети,

Полечи и спаси,

В дом богатство принеси.

Достает из печи пироги. Накрывая на стол, напевает:

Эх, чай, чай, чай…

Уж ты, кумушка, встречай,

Прибауткой привечай.

Приглашает всех к столу.

Как для вас, мои друзья,

Наварила, напекла

Девяносто два блина,

Два корыта киселя,

Пятьдесят пирогов – не найти едоков!

Хозяйку потешьте – пирогов поешьте!

Не красна изба углами, а красна пирогами!

Угощает детей, при этом произносит: «Чай пить – не дрова рубить!»

После угощения дети благодарят Хозяюшку, выходя из-за стола, по старинной традиции кланяются.

Мальчик. Эх, возьму я в руки балалайку

Да потешу я свою хозяйку!

Сядем, братцы, все рядком

Да частушки пропоем!

Дети исполняют частушки по теме встречи.

Хозяюшка. Развеселили вас мои пирожки, согрел мой чаек. А помогли мне в этом мои помощники: печка-барыня, самоварище - дружище, у которого сверху дыра, снизу дыра, а посередине огонь да вода; да вот эти четыре братца одним кушаком подпоясаны, под одной шляпой стоят (показывает на стол). А это мои голубки, которым место - у прорубки. (показывает ложки).

Вот какие у меня живут друзья-помощники. Понравилось ли вам у меня, дорогие гости?

Воспитатель. Красны девицы да добры молодцы,

Собирайтесь, наряжайтесь,

На гулянье отправляйтесь.

Спасибо, вам, Хозяюшка!

Наделил бы вас Господь

И житьем, и бытьем,

И здоровьицем.

Приглашаю я вас поиграть в русскую народную игру «Гори-гори ясно».

После игры все благодарят Хозяюшку за гостеприимство и прощаются с ней.

Рефлексия

Воспитатель. Ребята, вам понравилось в русской избе?
Дети: Да!

Воспитатель

Что особенно запомнилось?

Какие новые слова вы запомнили, что вам было особенно интересно?

(Ответы детей.)

Ребята, нам в группу возвратиться пора. Придем ещё в гости к Хозяюшке?

Ответы детей

Хозяюшка. До свидания, ребята!
Дети: До свидания.

Воспитатель: « Ребята, давайте возьмёмся за руки закроем глаза и произнесём слова:

Вы ведите-ка нас ноги по загадочной дороге,
Только сильно не спешите,
В группу нашу приведите!»

Дети повторяют слова вместе с воспитателем и возвращаются в группу, обмениваются впечатлениями. В группе можно предложить изготовить в любой технике (аппликация, лепка, конструирование, рисование) предметы быта, которые наиболее понравились в мини-музее.

Литература

Знакомство детей с русским народным творчеством. Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Авт.-сост. Л.С.Куприна, Т.А.Бударина, О.А.Маркеева, О.Н.Корепанова и др. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010