Конспект интегрированного занятия с детьми подготовительной к школе группы по теме:
«Народная культура и традиции: В тереме расписном я живу»
Долженкова С.М.
Цель: Приобщение детей к русским народным традициям посредством изучения русского быта, русского народа, развитие интереса к прошлому.
Задачи
Обучающие
Способствовать расширению представлений о быте, культуре русского народа.
Вызвать интерес к народным традициям, праздникам.
Познакомить с пословицами, поговорками, прибаутками о русском народном быте и гостеприимстве.
Развивающие
Развивать связную речь посредством русских фольклорных запевок, поговорок, прибауток, частушек.
Развивать смекалку, познавательную активность при разгадывании загадок.
Обогащать словарный запас детей с помощью фольклора.
Воспитывающие
Воспитывать уважение к традициям, гордость и любовь к русскому народу и их быту.
Воспитывать эстетические чувства к рукотворным предметам народного быта (вышивка, ткачество, резьба по дереву)
Предварительная работа
Экскурсия в краеведческий музей, рассматривание иллюстраций с изображением предметов крестьянского быта, разучивание частушек по теме.
Формы организации коллективной деятельности
Совместная деятельность педагога с детьми, самостоятельная деятельности детей.
Методы и приёмы
Игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям, словесная, дидактическая игра, словарная работа или активизация словаря; индивидуальная работа; дифференцированный подход участие родителей в предварительном оформлении старинными предметами быта.
Материалы и оборудование
Экспонаты мини-музея «Русская изба», предметы быта (самовар, деревянные ложки, ухват, чугунок, глиняный кувшин, чашки, берестяные туеса и т.п.); иллюстрация деревянного ткацкого станка.
I. Вводная часть 3-5 минут
а) Встреча с Хозяюшкой у входа в мини-музей «Русская изба»
б) Исполнение песни по выбору воспитателя.
II. Основная часть- 15 минут.
а) беседа о том, почему Русь называют деревянной;
б) рассматривание предметов быта;
в) словесная дидактическая игра «Назови слово» (подбор прилагательных к словам ложка, скамья, самовар, рушник).
г) загадывание загадок;
д) исполнение частушек детьми
III. Заключительная часть (рефлексивный этап) 2-3 минуты.
а) обобщение воспитателя;
б) анализ занятия (о том какие знания показали дети).
Ход ОД:
Хозяюшка Русь деревянная – края дорогие.
Здесь издавна русские люди живут.
Они прославляют жилища родные,
Раздольные русские песни поют…
Звучит песня по выбору Хозяюшки
Хозяюшка. А знаете, почему Русь называют деревянной? Давным- давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Такие дома называют избами. И все-то в избе было сделано из дерева: и пол, и потолок, и стены, и мебель, и посуда.
Наша изба встречает нас красивыми деревянными воротцами. Приглашает гостей-детей в избу.
Наша изба ровно тепла.
Домом жить - не лукошко шить.
Домом жить – не развеся уши ходить
Домом жить – обо всем тужить.
Сколько народных умельцев было на Руси! Из обыкновенного полена могли, например, вырезать вот такую шкатулку, в которой хранили мелкие предметы. Или вот такой сундук, расписанный красивыми узорами.
Какая русская изба без скрипа половиц! Без разноцветных самотканых половиков, которые ткали вот на таком деревянном станке.
А о каком предмете я вам сейчас загадаю загадку?
Для кудрей и хохолков
Целых двадцать пять зубков.
И под каждым под зубком
Лягут волосы рядком.
Ответы детей.
Хозяюшка. Верно, расческа. А в старину этот предмет называли гребнем. Посмотрите какой он. Тоже деревянный. На что он похож?
Ответы детей.
Хозяюшка. Здесь собраны старинные предметы, необходимые для работы в поле. Русские люди придумали и про них загадки.
Двенадцать деревянных коней
Одним поводом веду. (Грабли)
Блестит, сверкает,
По полю гуляет,
Всю траву срезает. (Коса)
Кто берет сено тремя зубами ? (Вилы)
Воспитатель. Наша Хозяюшка в дому,
Что оладушек в меду.
Она прибирает, она наставляет,
Одним - одна за всех отвечает.
Хозяюшка. Ах! В тереме расписном я живу,
К себе в избу всех гостей приглашу!
Я иду, иду, иду, самовар в руках несу.
Самовар в руках несу, прибауточки пою.
Подходит к печи, обращаясь к ней произносит:
Ой ты, печка – сударыня,
Помоги нам, боярыня:
Ты свари, испеки,
Обогрей, освети,
Полечи и спаси,
В дом богатство принеси.
Достает из печи пироги. Накрывая на стол, напевает:
Эх, чай, чай, чай…
Уж ты, кумушка, встречай,
Прибауткой привечай.
Приглашает всех к столу.
Как для вас, мои друзья,
Наварила, напекла
Девяносто два блина,
Два корыта киселя,
Пятьдесят пирогов – не найти едоков!
Хозяйку потешьте – пирогов поешьте!
Не красна изба углами, а красна пирогами!
Угощает детей, при этом произносит: «Чай пить – не дрова рубить!»
После угощения дети благодарят Хозяюшку, выходя из-за стола, по старинной традиции кланяются.
Мальчик. Эх, возьму я в руки балалайку
Да потешу я свою хозяйку!
Сядем, братцы, все рядком
Да частушки пропоем!
Дети исполняют частушки по теме встречи.
Хозяюшка. Развеселили вас мои пирожки, согрел мой чаек. А помогли мне в этом мои помощники: печка-барыня, самоварище - дружище, у которого сверху дыра, снизу дыра, а посередине огонь да вода; да вот эти четыре братца одним кушаком подпоясаны, под одной шляпой стоят (показывает на стол). А это мои голубки, которым место - у прорубки. (показывает ложки).
Вот какие у меня живут друзья-помощники. Понравилось ли вам у меня, дорогие гости?
Воспитатель. Красны девицы да добры молодцы,
Собирайтесь, наряжайтесь,
На гулянье отправляйтесь.
Спасибо, вам, Хозяюшка!
Наделил бы вас Господь
И житьем, и бытьем,
И здоровьицем.
Приглашаю я вас поиграть в русскую народную игру «Гори-гори ясно».
После игры все благодарят Хозяюшку за гостеприимство и прощаются с ней.
Рефлексия
Воспитатель. Ребята, вам понравилось в русской избе?
Дети: Да!
Воспитатель
Что особенно запомнилось?
Какие новые слова вы запомнили, что вам было особенно интересно?
(Ответы детей.)
Ребята, нам в группу возвратиться пора. Придем ещё в гости к Хозяюшке?
Ответы детей
Хозяюшка. До свидания, ребята!
Дети: До свидания.
Воспитатель: « Ребята, давайте возьмёмся за руки закроем глаза и произнесём слова:
Вы ведите-ка нас ноги по загадочной дороге,
Только сильно не спешите,
В группу нашу приведите!»
Дети повторяют слова вместе с воспитателем и возвращаются в группу, обмениваются впечатлениями. В группе можно предложить изготовить в любой технике (аппликация, лепка, конструирование, рисование) предметы быта, которые наиболее понравились в мини-музее.
Литература
Знакомство детей с русским народным творчеством. Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Авт.-сост. Л.С.Куприна, Т.А.Бударина, О.А.Маркеева, О.Н.Корепанова и др. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010