МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА № 182»
Конспект интегрированного занятия
логопеда и дефектолога
для детей с нарушением зрения
по теме: «Транспорт»
в подготовительной группе № 4
Учитель-логопед:
Громова Ольга Борисовна
Учитель – дефектолог:
Зиновьева Ирина Анатольевна
Иваново - 2025
Цель: выявить знания детей о транспорте (воздушный, наземный, водный); совершенствовать развитие ведущих сохранных анализаторов в их совокупной деятельности.
Речевые задачи:
Активизировать словарный запас по теме;
Развивать и активизировать слуховое внимание, логическое мышление;
Отрабатывать умение логически и грамматически правильно строить ответы и обосновывать их.
Коррекционные задачи:
Закреплять умение детей сравнивать предметы;
Закреплять умение детей ориентироваться в микро и макро – пространстве, умение пользоваться картой – путем;
Закреплять умение на ощупь определять и называть предметы;
Развивать зрительное и слуховое внимание;
Развивать логическое мышление, память, мелкую моторику рук;
Развивать зрительно – моторную координацию, глазодвигательную и прослеживающую функцию глаз;
Продолжать учить детей узнавать по точечным изображениям разные виды транспорта.
Воспитательные задачи:
Формирование доброжелательности и активности на занятии;
Воспитывать интерес к самостоятельному выполнению заданий;
Прививать навыки поэтапного их выполнения.
Интеграция образовательных областей:
Социально – коммуникативное развитие;
Познавательное развитие;
Речевое развитие;
Художественно – эстетическое развитие;
Физическое развитие.
Оборудование и наглядность:
Картинки: детский сад, автобус, поезд, корабль, самолет;
Набор карточек с изображениями разного вида транспорта;
Игра: «Танграм» (на каждого ребенка);
Су – джок (на каждого ребенка);
Карта – путь;
Лазерная указка;
Ящик с горохом;
Игрушки – транспорт маленького размера;
Карточки со словами;
Билеты с цифрами;
Картинки с точечные изображениями разного вида транспорта (на каждого ребенка);
Музыкальное сопровождение;
Видео зрительной гимнастики.
Ход занятия.
Логопед: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поговорим, а о чём вы узнаете, отгадав загадку на смекалку:
«Есть и водный и воздушный,
Тот, что движется по суше.
Грузы возит и людей.
Что это? Скажи скорей!
(Транспорт)»
Правильно, это транспорт. Сегодня мы с вами побеседуем о транспорте.
Какие виды транспорта вы знаете?
Как делится транспорт по месту передвижения?
Что относится к наземному, водному, воздушному транспорту?
Как транспорт делится по назначению?
(Ответы детей)
Тифлопедагог: У нас сегодня необычное занятие – мы будем путешествовать на разных видах транспорта. Но сначала нам надо составить карту – план, отгадав загадки. (Дети отгадывают загадки, ответы – картинки прикладываются к доске.)
Загадки:
Что за чудо – длинный дом!
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином. (Автобус)
Братцы в гости снарядились,
Друг за друга уцепились.
И помчались в путь далек,
Лишь оставили дымок. (Поезд)
Это, что за чудеса:
Дует ветер в паруса?
Ни паром, ни дирижабль –
По волнам плывет….. (Корабль)
Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц полет,
Человек им управляет,
Что такое? (Самолет)
Тифлопедагог: Молодцы. Загадки отгадали, карту составили. А сейчас проследим глазками за огоньком и повторим наш путь по карте.
(При помощи лазерной указки прослеживают маршрут путешествия)
Тифлопедагог: А сейчас получите билеты на автобус и займите места, соответствующие числам на билете.
(Дети садятся на стульчики по билетам, звучит песня «Мы едем, едем, едем…»)
Логопед: Мы с вами прибыли на железнодорожный вокзал. Чтобы отправиться дальше, нужно выполнить задание. Проходите в зал ожиданий. Прочитайте название транспортного средства.
(машина, катер, поезд, яхта, самолет, лодка, корабль).
Тифлопедагог: Молодцы. Получите билеты на поезд. Отправляемся дальше.
Мы с вами приехали в порт. На чем мы дальше будем путешествовать? (На корабле) Правильно. Давайте выложим наш корабль из геометрических фигур по образцу. Но, сначала подготовим наши пальчики. (Су – джок гимнастика-выполняет логопед)
Логопед: Молодцы. Получите билеты на корабль, отправляемся дальше. Мы приплыли на остров. На острове нас ждет следующее задание. Найдите в ящике с горохом клад и расскажите о нем. (Игрушечный транспорт маленького размера. Дети ищут на ощупь руками, достают и рассказывают о назначении данного транспорта)
Логопед: Молодцы. На острове, ребята, стало очень жарко. Давайте отдохнем.
(Релаксация)
Тифлопедагог: А сейчас мы превратимся все в самолеты и возвратимся в детский сад.
(Дети летят на стульчики, за столы)
Тифлопедагог: Вот мы с вами и вернулись в группу. Давайте обведем по точкам рисунки и вспомним, на каком транспорте мы путешествовали. Но, прежде выполним зрительную гимнастику.
(Зрительная гимнастика – видео. Дети соединяют по точкам фломастерами карточки с разными видами транспорта)
Логопед: Молодцы. Какой транспорт получился? (Ответы детей).
А теперь давайте определим сколько слогов в этих словах.(Выполняют слоговой анализ)
Тифлопедагог: Молодцы, ребята! Справились со всеми заданиями. Давайте вспомним, о чем было наше занятие?
(О транспорте. Ответы детей)