МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА № 182»

Конспект интегрированного занятия

логопеда и дефектолога

для детей с нарушением зрения

по теме: «Транспорт»

в подготовительной группе № 4

Учитель-логопед:

Громова Ольга Борисовна

Учитель – дефектолог:

Зиновьева Ирина Анатольевна

Иваново - 2025

Цель: выявить знания детей о транспорте (воздушный, наземный, водный); совершенствовать развитие ведущих сохранных анализаторов в их совокупной деятельности.

Речевые задачи:

Активизировать словарный запас по теме;

Развивать и активизировать слуховое внимание, логическое мышление;

Отрабатывать умение логически и грамматически правильно строить ответы и обосновывать их.

Коррекционные задачи:

Закреплять умение детей сравнивать предметы;

Закреплять умение детей ориентироваться в микро и макро – пространстве, умение пользоваться картой – путем;

Закреплять умение на ощупь определять и называть предметы;

Развивать зрительное и слуховое внимание;

Развивать логическое мышление, память, мелкую моторику рук;

Развивать зрительно – моторную координацию, глазодвигательную и прослеживающую функцию глаз;

Продолжать учить детей узнавать по точечным изображениям разные виды транспорта.

Воспитательные задачи:

Формирование доброжелательности и активности на занятии;

Воспитывать интерес к самостоятельному выполнению заданий;

Прививать навыки поэтапного их выполнения.

Интеграция образовательных областей:

Социально – коммуникативное развитие;

Познавательное развитие;

Речевое развитие;

Художественно – эстетическое развитие;

Физическое развитие.

Оборудование и наглядность:

Картинки: детский сад, автобус, поезд, корабль, самолет;

Набор карточек с изображениями разного вида транспорта;

Игра: «Танграм» (на каждого ребенка);

Су – джок (на каждого ребенка);

Карта – путь;

Лазерная указка;

Ящик с горохом;

Игрушки – транспорт маленького размера;

Карточки со словами;

Билеты с цифрами;

Картинки с точечные изображениями разного вида транспорта (на каждого ребенка);

Музыкальное сопровождение;

Видео зрительной гимнастики.

Ход занятия.

Логопед: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поговорим, а о чём вы узнаете, отгадав загадку на смекалку:

«Есть и водный и воздушный,

Тот, что движется по суше.

Грузы возит и людей.

Что это? Скажи скорей!

(Транспорт)»

Правильно, это транспорт. Сегодня мы с вами побеседуем о транспорте.

Какие виды транспорта вы знаете?

Как делится транспорт по месту передвижения?

Что относится к наземному, водному, воздушному транспорту?

Как транспорт делится по назначению?

(Ответы детей)

Тифлопедагог: У нас сегодня необычное занятие – мы будем путешествовать на разных видах транспорта. Но сначала нам надо составить карту – план, отгадав загадки. (Дети отгадывают загадки, ответы – картинки прикладываются к доске.)

Загадки:

Что за чудо – длинный дом!

Пассажиров много в нем.

Носит обувь из резины

И питается бензином. (Автобус)

Братцы в гости снарядились,

Друг за друга уцепились.

И помчались в путь далек,

Лишь оставили дымок. (Поезд)

Это, что за чудеса:

Дует ветер в паруса?

Ни паром, ни дирижабль –

По волнам плывет….. (Корабль)

Смело в небе проплывает,

Обгоняя птиц полет,

Человек им управляет,

Что такое? (Самолет)

Тифлопедагог: Молодцы. Загадки отгадали, карту составили. А сейчас проследим глазками за огоньком и повторим наш путь по карте.

(При помощи лазерной указки прослеживают маршрут путешествия)

Тифлопедагог: А сейчас получите билеты на автобус и займите места, соответствующие числам на билете.

(Дети садятся на стульчики по билетам, звучит песня «Мы едем, едем, едем…»)

Логопед: Мы с вами прибыли на железнодорожный вокзал. Чтобы отправиться дальше, нужно выполнить задание. Проходите в зал ожиданий. Прочитайте название транспортного средства.

(машина, катер, поезд, яхта, самолет, лодка, корабль).

Тифлопедагог: Молодцы. Получите билеты на поезд. Отправляемся дальше.

Мы с вами приехали в порт. На чем мы дальше будем путешествовать? (На корабле) Правильно. Давайте выложим наш корабль из геометрических фигур по образцу. Но, сначала подготовим наши пальчики. (Су – джок гимнастика-выполняет логопед)

Логопед: Молодцы. Получите билеты на корабль, отправляемся дальше. Мы приплыли на остров. На острове нас ждет следующее задание. Найдите в ящике с горохом клад и расскажите о нем. (Игрушечный транспорт маленького размера. Дети ищут на ощупь руками, достают и рассказывают о назначении данного транспорта)

Логопед: Молодцы. На острове, ребята, стало очень жарко. Давайте отдохнем.

(Релаксация)

Тифлопедагог: А сейчас мы превратимся все в самолеты и возвратимся в детский сад.

(Дети летят на стульчики, за столы)

Тифлопедагог: Вот мы с вами и вернулись в группу. Давайте обведем по точкам рисунки и вспомним, на каком транспорте мы путешествовали. Но, прежде выполним зрительную гимнастику.

(Зрительная гимнастика – видео. Дети соединяют по точкам фломастерами карточки с разными видами транспорта)

Логопед: Молодцы. Какой транспорт получился? (Ответы детей).

А теперь давайте определим сколько слогов в этих словах.(Выполняют слоговой анализ)

Тифлопедагог: Молодцы, ребята! Справились со всеми заданиями. Давайте вспомним, о чем было наше занятие?

(О транспорте. Ответы детей)