Интегрированное занятие по зарубежной культуре 18 века. Дж.Свифт и Уильям Хогарт . Идеи эпохи Просвещения. Цель урока: познакомить учащихся с произведениями художника эпохи Просвещения, проанализировать произведения искусства и попытаться понять основные мотивы творчества У.Хогарта, ответить на вечный вопрос ?Где таится счастье??. Оборудование: компьютер , проектор, экран, мультимедийная презентация Ход урока: Экспозиция: У.Хогарт ?Опера нищих?, ?Утренний приём графини?, ?Голосование?, ?Триумф победителей?, ?Суд?. Эпиграф (на доске) : 1. Обращайся к природе и к самому себе и не учись чувствовать у других. У.Хогарт 2. Я старался разрабатывать свои сюжеты как драматический писатель. Картина была для меня сценой, мужчины и женщины моими актерами, с помощью жестов и движений разыгрывающих пантомиму. У.Хогарт Звучит ?Шутка? И.С.Баха. Звучание музыки приглушается, учитель читает отрывок из поэмы Дж.Свифта ?Клуб легионов?: О, как ты мне нужен, насмешник Хогарт. Я знаю, что ты большой весельчак. И хотя мы с тобой незнакомы, Мы изобразили бы всех чудовищ. Тебе бы следовало использовать свой резец На этой отвратительной компании дураков; Рисуй своих скотов, как я их описываю, Рисуй их черты, а я буду их высмеивать. Делай их похожими; уверяю тебя, К карикатуре незачем будет прибегать. Изобрази их так, чтобы каждый из нас Мог понять души их по портретам. Учитель. Не странно ли: грозный сатирик Свифт, для которого и гениальный Дефо был лишь ?безграмотный писака?, так уважительно обращается к незнакомому художнику, чьё мнение об искусстве постоянно оспариваются коллегами. Кто же этот человек, последовал ли он призыву Свифта, что еретического находили современники в его взглядах на искусство. На экране - ?Автопортрет в парике? В зрелые годы Хогарт пишет книгу ?Анализ красоты?. Заглянем в нее. 1. ?Я ставлю природу выше искусства? 2. ?Живой ум всегда лучше? 3 ?Я уже в детстве страстно увлекался театром и мечтал о большой живописи?. (анализ эпизодов подготовленными учениками) Учитель. Последуем совету мастера, который мог бы стать модным портретистом, но стал ?комедийным бытописателем?, художником, который рассказал о жизни честно, стал первым в Европе мастером социальной трагедии. Познакомимся с наиболее известными работами художника и попробуем составить собственное мнение о них. На экране слайд: ?Заключение брачного контракта? из серии ?Модный брак?1744г. 1.В дом человека какого сословия привел нас художник? 2.Разберитесь в том, кто здесь хозяин, кто гость. Какие причины привели их сюда? 3 О чем идет разговор, что происходит под сенью родовых гербов? 4. Как бы вы назвали картину и почему? 5. Как относятся к происходящему молодые люди? Что в картине подтверждает ваше мнение? 6 .Какие живописные средства использует художник, чтобы мы его поняли? 7. Соедините мысленно все фигуры линией. Как расположены фигуры? 8 Какую роль играет цвет? 9. Попробуйте описать звуки на картине? 10.Как автор относится к происходящему ? Учитель. Хогарт не оставляет своих героев, а продолжает неспешно наблюдать за ними, изображая их в пяти картинах. Работа в группах. Рассмотрите картины и составьте историю жизни молодых. (10 мин.) Приемы какого искусства , кроме живописи, реализовал художник в этой серии? Докажите. Хогарт картины этой серии переводит в гравюры. Как вы думаете, почему? Слушаем выступления детей.. Учитель. Сын века Просвещения, Хогарт разделял многие его иллюзии. Но в ?суровой школе жизни? взгляд его на мир становился все проницательней. Убедимся в этом, обратившись к серии ?Выборы в парламент?. Куда привел нас художник, что здесь происходит? Найдите доказательства того, что перед нами предвыборный банкет., на котором спаивают избирателей. ?Вербовка голосов?. Рассмотрите картину и ответьте на вопрос: какая борьба идет за голоса избирателей? ?Голосование?.Каковы интонации художника? О чем он предупреждает нас? ?Триумф избранных в парламент? Что волнует автора- триумф достойного, радость победы? О чем же рассказал художник, какие чувства вы испытываете, рассматривая разные эпизоды этого триумфа? Учитель. Посмотрим, как относится Хогарт к английской юстиции. На экране гравюра ?Суд? . Каково отношение художника к судьям? Что помогает это понять? Свифт создал Гулливера и провел его по разным государствам, его герой искал идеальное. Нашел ли? Каков же идеал Хогарта? На экране ?Автопортрет с собакой?1745г. Каково ваше впечатление от портрета? Что можно сказать о характере героя? Какое отношение к себе он вызывает? Чем занимается? Слушаем выступления детей. Учитель. В конце жизни художник расстается со своими иллюзиями и много пишет для себя, без оглядки на вкусы заказчиков. (тихо начинает звучать музыка И.С.Баха ?Дорога к счастью?) На экране слайд ?Девушка с креветками?. Продавщица креветок, девушка из низов, воплощение идеала народной красоты, физического и нравственного здоровья. Жизнерадостно и весело улыбается она нам, залитая лучами солнца. Такой живописи не знал 18 век. Это полотно- вершина творчества Хогарта . Учитель. Что нового внёс в понимание жизни У.Хогарт. Чем удивил и запомнился вам. Дома: Написать эссе ?Что такое счастье?
Интегрированное занятие по зарубежной культуре 18 века.Дж.Свифт и У.Хогарт.Идеи эпохи Просвещения в их произведениях