Интегрированное занятие по зарубежной культуре 18 века.
Дж.Свифт и Уильям Хогарт . Идеи эпохи Просвещения.

Цель урока: познакомить учащихся с произведениями художника эпохи Просвещения, проанализировать произведения искусства и попытаться понять основные мотивы творчества У.Хогарта, ответить на вечный вопрос ?Где таится счастье??.

Оборудование: компьютер , проектор, экран, мультимедийная презентация

Ход урока:
Экспозиция: У.Хогарт ?Опера нищих?, ?Утренний приём графини?, ?Голосование?, ?Триумф победителей?, ?Суд?.

Эпиграф (на доске)
:
1. Обращайся к природе и к самому себе и не учись чувствовать у других.  У.Хогарт

2. Я старался разрабатывать свои сюжеты как драматический писатель. Картина была для меня сценой, мужчины и женщины моими актерами, с помощью жестов и движений разыгрывающих пантомиму.
У.Хогарт

Звучит ?Шутка? И.С.Баха.
Звучание музыки приглушается, учитель читает отрывок из поэмы Дж.Свифта ?Клуб легионов?:
О, как ты мне нужен, насмешник Хогарт.
Я знаю, что ты большой весельчак.
И хотя мы с тобой незнакомы, 
Мы изобразили бы всех чудовищ.
Тебе бы следовало использовать свой резец
На этой отвратительной компании дураков;
Рисуй своих скотов, как я их описываю,
Рисуй их черты, а я буду их высмеивать.
Делай их похожими; уверяю тебя,
К карикатуре незачем будет прибегать.
Изобрази их так, чтобы каждый из нас
Мог понять души их по портретам.

Учитель. Не странно ли: грозный сатирик Свифт, для которого и гениальный Дефо был лишь ?безграмотный писака?, так уважительно обращается к незнакомому художнику, чьё мнение об искусстве постоянно оспариваются коллегами. Кто же этот человек, последовал ли он призыву Свифта, что еретического находили современники в его взглядах на искусство.

На экране - ?Автопортрет в парике?

В зрелые годы Хогарт пишет книгу ?Анализ красоты?. Заглянем в нее.

1. ?Я ставлю природу выше искусства?
2. ?Живой ум всегда лучше?
3  ?Я  уже в детстве страстно увлекался театром и мечтал о большой живописи?.

(анализ эпизодов подготовленными учениками)

Учитель. Последуем совету мастера, который мог бы стать модным портретистом, но стал ?комедийным бытописателем?, художником, который рассказал о жизни честно, стал первым в Европе мастером социальной трагедии.
Познакомимся с наиболее известными работами художника и попробуем составить собственное мнение о них.

На экране слайд: ?Заключение брачного контракта? из серии ?Модный брак?1744г.

1.В дом человека какого сословия привел нас художник?
2.Разберитесь в том, кто здесь хозяин, кто гость. Какие причины привели их сюда?
3 О чем идет разговор, что происходит под сенью родовых гербов?
4. Как бы вы назвали картину и почему?

5. Как относятся к происходящему молодые люди?
Что в картине подтверждает ваше мнение?
6 .Какие живописные средства использует художник, чтобы мы его поняли?
7. Соедините мысленно все фигуры линией. Как расположены фигуры?
8 Какую роль играет цвет?
9. Попробуйте описать звуки на картине?
10.Как автор относится к происходящему ?

Учитель. Хогарт не оставляет своих героев, а продолжает неспешно наблюдать за ними, изображая их в пяти картинах.

Работа в группах. Рассмотрите картины и составьте историю жизни молодых.
(10 мин.)

Приемы какого искусства , кроме живописи, реализовал художник в этой серии? Докажите.

Хогарт картины этой серии переводит в гравюры. Как вы думаете, почему?

 Слушаем выступления детей..

Учитель. Сын века Просвещения, Хогарт разделял многие его иллюзии. Но в ?суровой школе жизни? взгляд его на мир становился все проницательней. 
Убедимся в этом, обратившись к серии ?Выборы в парламент?.

Куда привел нас художник, что здесь происходит?
Найдите доказательства того, что перед нами предвыборный банкет., на котором спаивают избирателей.
?Вербовка голосов?. Рассмотрите картину и ответьте на вопрос: какая борьба идет за голоса избирателей?
?Голосование?.Каковы интонации художника? О чем он предупреждает нас?
?Триумф избранных в парламент? Что волнует автора- триумф достойного, радость победы?
О чем же рассказал художник, какие чувства вы испытываете, рассматривая разные эпизоды этого триумфа?

Учитель. Посмотрим, как относится Хогарт к английской юстиции.

На экране гравюра ?Суд?
.
Каково отношение художника к судьям? Что помогает это понять?


Свифт создал Гулливера и провел его по разным государствам, его герой искал идеальное. Нашел ли?  Каков же идеал Хогарта?

 На экране ?Автопортрет с собакой?1745г.

Каково ваше впечатление от портрета?
Что можно сказать о характере героя?
Какое отношение к себе он вызывает?
Чем занимается?


Слушаем выступления детей.

Учитель. В конце жизни художник расстается со своими иллюзиями и много пишет для себя, без оглядки на вкусы заказчиков.

(тихо начинает звучать музыка И.С.Баха ?Дорога к счастью?)


На экране слайд ?Девушка с креветками?.


Продавщица креветок, девушка из низов, воплощение идеала народной красоты, физического и нравственного здоровья. Жизнерадостно и весело улыбается она нам, залитая лучами солнца. Такой живописи не знал 18 век.
Это полотно- вершина творчества Хогарта .


Учитель. Что нового внёс в понимание жизни У.Хогарт.
 Чем удивил и запомнился вам.

Дома: Написать эссе  ?Что такое счастье?