ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ ?РАЗВИВАЕМ ЛОГИКУ И РЕЧЬ? с героями сказки ?Золотой ключик или приключение Буратино? Автор: учитель-логопед Штольц Марина Андреевна Литература: Береславская Л.Я. Интеллектуальная мастерская. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000.- 96 с. Ткаченко Т. Развиваем логику и речь (5-7 лет).- Екатеринбург: ООО ?Издательский дом ?Литур?, 2022. – 48с. (?Готовимся к школе?) Фомина Л.В. Развивающие занятия в детском саду. Память, внимание, восприятие, речь, мышление, моторика руки/ Л.В.Фомина; худож. А.А.Селиванов. – Ярославль: Академия развития; Владимир: ВКТ, 2008. – 112 с. Ил. – (Детский сад день за днем). Цель интегрированного занятия: развитие психических процессов (речи, мышления, внимания, памяти) и мелкой моторики у детей с тяжелыми нарушениями речи в процессе совместной игровой деятельности с родителями. Общие задачи: Содействовать созданию в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми. Учить способам эффективного общения родителей с детьми, выполняя совместные задания на развитие психических процессов. Задачи в работе с детьми: Совершенствование грамматического строя речи, навыков звукового и слогового анализа слова. Развитие общих речевых навыков (выражение свои мыслей и желаний, построение речевого высказывания), логического мышления, зрительного восприятия и внимания, координации речи с движениями. Воспитание навыков сотрудничества, самостоятельности, активности и инициативности, доброжелательного отношения к окружающим. Развитие произвольности действий. Способствовать формированию у детей положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях. Мотивация: помочь Буратино вернуться в свою сказку. Образовательные области: № п\п Образовательная область Применение 1 Социально коммуникативное развитие Усвоение норм (правила поведения на занятии), развитие общения и взаимодействия детей с взрослыми и сверстниками; самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции. Развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания (помощь Буратино). 2 Познавательное развитие Развитие любознательности, воображения и творческой активности Внимания, памяти, логического мышления. 3 Речевое развитие Развитие речевого слуха. Развитие связной речи. Пополнение пассивного и активного словаря из сюжета сказки.Отгадывание загадок. Составление звукового анализа слова, деление на слоги. 4 Художественно-эстетическое развитие Чтение художественной литературы: сказка ?Золотой ключик или приключение Буратино?. Музыкальное сопровождение заданий и сюрпризных моментов. Продуктивная деятельность – лепка монет. 5 Физическое развитие Развитие крупной моторики – ходьба по лабиринту. Развитие мелкой моторики (лепка) Педагог во время игрового занятия напоминает детям о том, что нужно следить за своим здоровьем, концентрируя внимание на осанке. Уборка рабочих мест. Инструментарий: Ноутбук, музыкальная подборка по сказке ?Золотой ключик или приключения Буратино?, конверты с заданиями от сказочных героев (карточки), пластилин, дощечки для лепки, простой карандаш; игрушка Буратино; 2 одинаковых мешочка; шоколадные монеты (для сюрпризного момента); альбомы для детей по теме ?Развиваем логическое мышление?; изображение очага на ватмане. Предварительная работа с воспитателем: прочитать сказку ?Золотой ключик или приключения Буратино?, рассмотреть картины (иллюстрации к сказке), сделать групповой пересказ, потренироваться в ходьбе ?паровозиком?, решение логических задач (?Заполни пустые квадраты так, чтобы картинки в строчках и столбиках не повторялись?). Организационные моменты: Общее время проведения занятия - 40 минут. 10 минут - вводная часть для родителей 30 минут – занятие Место проведения: музыкальный зал Количество детей: 10-12 человек Дата и время проведения: 25.01.2022 16.00 - 16.40 – I подгруппа 16.50- 17.30 – II подгруппа Вводная часть для родителей. Родители приглашаются в зал для небольшой вступительной беседы, в процессе которой логопед знакомит с кратким содержанием занятия, правилами и рекомендациями, необходимыми в процессе совместной детско-родительской деятельности (в выполнении заданий) и предполагаемой помощи родителей в организационных моментах. Ход занятия: I часть. Организационная. Дети заходят в группу и становятся в круг. Логопед: Здравствуйте, дети. Сегодня я приглашаю вас и ваших родителей отправиться в сказочное путешествие. Для того чтобы в нем очутиться нам нужно выполнить упражнение ?Превращение?. Давайте, все вместе произнесем волшебные слова: ?1,2, 3, вокруг себя повернись, в сказке очутись?. А в какой именно сказке, вы угадаете по сказочному герою, с которым предстоит встретиться. Дети поворачиваются вокруг себя, произнося волшебные слова. Логопед: для того чтобы встретиться с нашим сказочным героем нужно отгадать загадку: У отца был мальчик странный, Необычный – деревянный. Что за странный, очень странный Человечек деревянный, На земле и под водой Ищет ключик золотой. Всюду нос сует он длинный, Кто же это? (Буратино) Дети отгадывают загадку, звучит песенка ?Буратино? и появляется в этот момент сам Буратино с большим конвертом в руке и очень расстроенный. Буратино: Здравствуйте, ребята. Дети и ведущий здороваются с Буратино. Ведущий: Буратино, почему ты такой грустный? Что случилось? Буратино: Случилось вот что: пока я убегал от злого Карабаса-Барабаса (он хотел бросить меня в огонь для растопки камина) я успел заблудиться. А еще лиса Алиса и кот Базилио украли мои 5 золотых монет и мне теперь не купить себе Азбуку. А папа Карло так хотел, чтобы я пошел учиться в школу. А чтобы мне вновь попасть в свою сказку, я должен выполнить задания, которые мне прислали в этом конверте герои из моей сказки, выполнив которые я смогу найти холст с нарисованным очагом за которым спрятана волшебная дверь в мою сказку. Но задания такие трудные, что мне одному не справиться. Ребята вы поможете мне? Логопед: Ребята, поможем Буратино? Дети отвечают ведущему (соглашаются помочь Буратино). Логопед: Буратино, покажи нам свой конверт с заданиями, и мы постараемся помочь тебе с ними справиться. Буратино отдает конверт с заданиями логопеду. Логопед предлагает детям пройти за столы, но Буратино предлагает сначала ответить на его вопросы. Буратино: Но, прежде, чем вы пройдете за свои столы, я должен убедиться в том, что вы хорошо знаете мою сказку. Заодно посмотрим, какая у вас ПАМЯТЬ Вопросы задаются по количеству детей (10-12) Как называется сказка, из которой я пришел к вам в гости? (Золотой ключик или приключения Буратино) Кто автор этой сказки? ( Алексей Николаевич Толстой) Как звали моего папу? (п.Карло) Как имя друга папы Карло? (Джузеппе) Из чего сделал папа Карло меня сделал? (полено) Кто подарил папе Карло полено? (Джузеппе) Кто такой Карабас Барабас (хозяин кукольного театра) Главные актеры театра Карабаса Барабаса, кто они, назовите их имена: (Мальвина, Пьеро, Артемон, Арлекино) С кем дружил кот Базилио? (лиса Алиса) С кем дружила лиса Алиса? (кот Базилио) Кто такая Тортила? (черепаха) Что подарила черепаха Тортила Буратино? От чего был Золотой ключик? (от потайной двери в каморке у п.Карло) Кто такой Дуремар? (продавец пиявок, черепах и лягушек) Зачем Карабас Барабас хотел поймать Буратино? (забрать золотой ключик) Что нашли герои сказки за потайной дверью? (новый кукольный театр) Кого из героев сказки ты запомнил больше всего и почему? (этот вопрос можно задать оставшимся детям) Дети присаживаются за столы. Логопед, прежде чем достать конверт с заданием, предлагает детям в качестве разминки выполнить еще одно дополнительное упражнение. II часть. Основная. Задание от логопеда Прежде чем мы с вами откроем конверты с заданиями, давайте разберем имя – Буратино. Сколько в нем слогов? (правильно 4 слога – БУ-РА-ТИ-НО). Теперь сделаем звуковой анализ имени. Сколько звуков в имени? (правильно– 8) Возьмите подходящую звуковую табличку и обозначьте цветным квадратами каждый звук (красный – гласный звук; синий – согласный, твердый, зеленый – согласный мягкий звук). 4 гласных звука (У;А;И;О), 3 согласных твердых- Б;Р;Н и 1 согласный мягкий – Т`. Буратино смотрит, как дети выполняют задание, подсказывает, если есть необходимость, и хвалит детей. Задание №1. От Мальвины (мышление) ?Задания для умников и умниц? ?Буратино, я знаю, что ты очень хороший деревянный мальчик, но чтобы справиться со всеми заданиями, тебе необходимо учиться думать, поэтому отправляю тебе задания на мышление. Уверена, что ты уже нашел себе хороших и умных друзей, и они тебе помогут. Найди ответы на вопросы (количество вопросов – по количеству детей) В одном аквариуме 4 рыбки, а в другом – ни одной. Сколько всего рыбок в двух аквариумах? (4) Сколько рогов у двух коров ? (4) Сколько концов у одной палки? (2) А у двух? (4) Двое играли в шашки 4 часа. Сколько часов играл каждый из них? (4) Когда гусь стоит на одной ноге он весит 2 кг. Сколько будет весить гусь, если он встанет на две ноги? (2) Летели утки: одна впереди, одна позади и две посередине. Сколько всего уток летело? (4) Какая средняя ступенька у лестницы в 7 ступенек (4) Батон разрезали на 3 части. Сколько надрезов сделали? (2) Грузовик ехал в город. Навстречу ему ехали две легковые машины и один самосвал. Сколько всего машин ехало в город? (Один грузовик) Таня и Миша собирали в лесу грибы и ягоды. Таня грибы не собирала, а Миша не собирал ягоды. Что собирал каждый из детей? (Таня – ягоды, Миша – грибы) Коля и Лена рисовали карандашами и красками. Коля рисовал не красками, а Лена не карандашами. Чем рисовал каждый из детей? (Коля – карандашами, Лена – красками) Таня и Маша умеют играть на скрипке и балалайке. Таня не умеет играть на балалайке, а Маша не умеет играть на скрипке. На чем умеет играть каждая из девочек? (Таня – скрипка, Маша –балалайка) В доме было четыре комнаты. Из одной сделали две. Сколько стало комнат (5) На столе четыре яблока. Одно из них разрезали пополам. Сколько яблок на столе? (4) Расставь по порядку, что сначала, что потом: росток ,семечко , дерево. Что сначала, что потом: ребенок, старик, взрослый, подросток. (вопросы не более количества детей в группе, по выбору) Далее ведущий берет из конверта, на котором изображены лиса Алиса и кот Базилио, следующее задание и читает его. Задание №2. От лисы Алисы и кота Базилио Звучит песенка лисы Алисы и кота Базилио ?Миленький Буратино, тебе и твоим друзьям нужно слепить из пластилина золотые монетки. После того как каждый слепит по монетке, сложи их в волшебный мешочек и вместе со своими друзьями произнесите волшебные слова. Надеюсь, ты их помнишь - ?Рекс, пекс, фекс?. Положи мешочек до конца встречи в потаенном местечке, которое выберите сами. А в завершении вашего путешествия по сказочной стране - пусть случится волшебство!? Во время работы, педагог напоминает детям о том, что нужно заботиться о своем здоровье и поэтому сидеть нужно с прямой спиной, не горбиться, сильно не наклоняться над столом. Буратино следит за тем, как дети выполняют задание лисы и кота, хвалит ребят за аккуратно выполненные работы. После того, как монетки будут слеплены, Буратино собирает их все в мешочек, договаривается с детьми, где сделают для него потайное местечко и, произнеся волшебные слова, оставляют до конца путешествия. Далее ведущий достает конверт, на котором изображен Карабас Барабас с следующим заданием Задание №3. От Карабаса Барабаса – Задание на логику. ?Хочу, Буратино, чтобы ты выполнил мое очень сложное задание. Я знаю, что одному тебе с ним не справиться. Можешь попросить о помощи своих друзей?. ?Заполни пустые квадраты так, чтобы картинки в строчках и столбиках не повторялись? Логопед: Далее логопед обращает внимание детей на следующее задание из конверта, на котором нарисованы летучие мыши. Задание № 4. От летучих мышей - ?Найди отличия?. ?В этом конверте для вас приготовлены картинки. Они очень похожи, но у них есть отличия. Проверим вашу внимательность. Вам необходимо сравнить картинки и найти все отличия. Посмотрим, насколько вы внимательны.? Дети вместе с родителями рассматривают картинки на столе (Буратино) и находят отличия. Кто готов, поднимает руку и называет. Буратино радуется их успехам. Далее логопед достает последнее задание из конверта, на котором нарисован папа Карло и читает его. Задание №5. От папы Карло – ?Пройти по лабиринту? Динамическая пауза. ?Дорогой Буратино. Я уверен, что ты со своими друзьями справились со всеми и очень рад этому. Теперь, мой мальчик, осталось последнее задание. Тебе с твоими друзьями необходимо аккуратно пройти по лабиринту, шагая след в след, который приведет вас к холсту с нарисованным очагом, за которым ты найдешь наконец-то потайную дверь в свою сказку. Надеюсь, вас ждут в пути только приятные сюрпризы. Желаю вам всем счастливого пути! С нетерпением жду твоего возвращения в нашу сказку, домой. Твой папа Карло. Да, не забудьте в конце своего путешествия, заглянуть в мешочек, летучие мыши попросили меня вам об этом напомнить?. Дети вместе с Буратино идут по разложенному лабиринту, тихонько, ступая след в след, (Звучит песенка светлячков из сказки ?Буратино?) и перед ними открывается картина с нарисованным очагом. Буратино кричит: ?УРА!!!!? Ведущий снимает картину, и все видят за ней нарисованную волшебную дверь в сказку, а перед дверью лежат маленькие альбомы в подарок для детей от Буратино с заданиями на развитие внимания, памяти и мышления. Логопед напоминает Буратино и детям о том, что еще нужно проверить мешочек с пластилиновыми монетками и все вместе подходят к своему потаенному местечку. Буратино с помощью ведущего достает мешочек, просит детей, на всякий случай, произнести еще раз волшебное заклинание и раскрывает его, а там вместо пластилиновых монет ?золотые? шоколадные монетки. Все угощаются, берут по монетке, после чего Буратино прощается с ребятами, благодарит их за помощь и уходит в свою сказку. III часть. Заключительная. Логопед просит детей ненадолго передать свои подарки родителям и встать вкруг. Проводится анализ путешествия: В какой сказке мы с вами сегодня побывали? А какое доброе дело сделали? (помогли Буратино выполнить задания и вернуться в сказку) Какое задание понравилось и запомнилось больше остальных и почему? Ребята, а как вы думаете, среди вас есть дети с хорошим мышлением, вниманием и памятью? Дети отвечают на вопрос – Да. А почему?... (ответы детей) Правильно, потому что вы выполнили все задания, для того чтобы помочь Буратино И еще я хочу добавить, что вы не просто умные, внимательные, но еще, смелые, ловкие, добрые и отзывчивые дети! Логопед: Мы сегодня многое узнали, мы сегодня многое смогли, потому что мы вместе, потому что мы друзья. А теперь давайте с вами произнесем наши волшебные слова и вернемся в детский сад: ?1,2, 3, вокруг себя повернись, в нашей группе очутись?. Осталось только навести порядок на своих рабочих столах. Теперь тихонько подойдите к своим местам и наведите порядок. Молодцы! Я тоже сегодня с вами прощаюсь. До свидания, до новых встреч. Логопед предлагает родителям поделиться своими отзывами о занятии. 1
Развиваем логику и речь