Интегрированное занятие в логопедической группе
«Экскурсия по родному краю»
Цель: воспитывать у детей нравственно-патриотические чувства за край, где они живут, за свою малую Родину.
Задачи:
Образовательные: продолжать знакомить детей с животными и растениями родного края, с обитателем степей байбаком, расширять представления детей о полезных ископаемых, о народных играх нашего региона. Формировать интерес к своей малой родине, к своему краю.
Продолжать формировать у детей навыки разговорной речи. Формировать правильное произношение, артикуляционные навыки
Уточнять и активизировать в речи детей названия разнообразных предметов по теме.
Развивающие: развивать чувство гордости за свою малую родину, ее достижения и культуру.
Развивать эстетическое восприятие образную память, мышление, речь, воображение.
Развивать динамическую координацию движений, пространственные отношения.
Воспитательные: воспитывать любовь к родному краю, усидчивость, умение проявлять выдержку.
Материалы и оборудование: запись песни «То березка, то рябина», запись логоритмической игры «Автобус», музыка для творчества, иллюстрации животных: байбак, лиса, мышь, хорек, суслик; растений: ковыль, верба, дуб, разные деревья, степь, «норки» из коричневого картона, магниты, клеенка на стол, стаканы с песком и глиной, палочки, мисочки, фартушки и шапочки, листья разных деревьев, листы бумаги с желтым тоном, гуашь, кисточки, салфетки, клеенки, шапочка петуха, шарф.
Ход:
Дети входят в группу под мелодию «То березка, то рябина»
В-ль: Ребята, у нас сегодня на занятии гости. Давайте поздороваемся с ними. и подарим им свою улыбку. Присаживайтесь на стулья.
В-ль: Дети, сегодня на нашем занятии мы будем говорить о нашем крае. Мы с вами много читали и учили стихотворений о Родине, об Отчизне, сейчас Ваня нам его расскажет один из этих стихов.
Жура-жура-журавель!
Облетал он сто земель.
Облетал, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
– Где же лучшая земля? –
Отвечал он, пролетая:
Все хором: Лучше нет родного края.
В-ль: Ребята, мы с вами одна семья. Живем все вместе в одном регионе, говорим на одном языке, отмечаем вместе общие праздники. Как называется город, в котором мы живем, республика? В состав какой могучей и большой страны входит Луганская Народная Республика? И сейчас мы с вами отправляемся на экскурсию, в путешествие по нашему краю на автобусе.
Игра «Автобус» (дети поют вместе с воспитателем)
Вот мы в автобусе сидим, и сидим, и сидим
И из окошечка глядим, все глядим. Сидят на стульчиках. Изображают, что глядят в окно.
Глядим назад, глядим вперед.
Вот так вот! Вот так вот! Поворачивают в такт музыке головы то вправо, то влево.
Ну что ж автобус не везет? Не везет? Удивленно пожимают плечами.
Колеса закружились. Вот так вот! Вот так вот!
Вперед мы покатились. Вот так вот! Руки согнуты в локтях, прямые ладони совершают крутящие движения одна вокруг другой в такт музыке.
А щетки по стеклу шуршат. Вжик – вжик – вжик. Вжик – вжик – вжик.
Все капельки смести хотят. Вжик – вжик – вжик.
Прямыми ладонями совершать движения, имитирующие работу «дворников» автобуса в такт музыке.
И мы не просто так сидим.«Бип- бип- бип! Бип- бип- бип!»
Мы громко, громко все гудим:
«Бип- бип- бип!» Изображают нажатие кнопки сигнала на руле. Произносят: «Бип- бип- бип!»
Пускай автобус наш трясет. Вот так вот! Вот так вот!
Мы едем, едем все вперед. Вот так вот! Покачиваются влево – вправо, изображая, как трясет автобус. Изображают, что крутят руль.
Мы громко, громко все гудим:«Бип- бип- бип!» Изображают нажатие кнопки сигнала на руле. Произносят: «Бип- бип- бип!»
В-ль: Автобус наш приехал. Дети, в нашем регионе, в нашем краю проживает много самых разных животных. Ну-ка вспомните, какие это животные?
Я хочу вас познакомить с новым животным. Как вы думаете, кто это?
(Показываю иллюстрацию) Это байбак. Это обитатель степей, символ нашего края. Тельце у него толстое, лапы короткие и сильные, с большими когтями. У него большая голова, короткие шея и хвост. Байбаки роют длинные норы. Байбаки – очень осторожные животные. Когда они кормятся, байбак-караульщик поднимается на горку и, выпрямившись, становится на задние лапы. В течение нескольких часов, наблюдая за окрестностью, он сторожит остальных. В случае опасности он издает предостерегающий свист, предупреждая других. Повторите, кто это?
Также есть и другие животные, которые живут в норках. Вспомните, какие это животные? (Мышь, лиса, суслик, хорек)
Выставляю доску с наклеенными норками и животными, которые обитают в норках. Дети рассказывают: лиса находится в центре, мышь – в правом верхнем углу и т.д. Затем дети закрывают глаза, воспитатель закрывает второй половинкой норки (магниты). Дети открывают глаза и вспоминают, кто в какой норке живет.
В-ль: Молодцы, ребята, в любом путешествии всегда есть отдых. Давайте отдохнем и выполним вкусную артикуляционную гимнастику с нашей Юлией Юрьевной (с логопедом).
«Чашечка», «Блинчик», «Вкусное варенье», «Горячий чай»
В-ль: Дети, большую территорию нашего края занимает степь. (Показ иллюстраций). Природные богатства родного края – это…Ну-ка подскажите мне это: уголь, чернозем, песок и глина. (картинки) Давайте пройдем в нашу лабораторию.
(Надевают шапочки и фартучки, помощь няни)
Опытно-экспериментальная деятельность с песком и глиной.
В-ль: Ребята, что это у нас в стаканах? В стаканах песок и глина. Возьмите песок, какой он цветом? Возьмите глину. Отличается по цвету песок и глина? Возьмите палочку. Вставьте палочку в песок. А теперь - в глину. Куда палочка лучше вставляется? В песок или в глину? Почему так происходит? Это потому что песок более рыхлый, рассыпчатый. Повторите за мной. А теперь медленно высыпьте песок в мисочку. Что делает песок? А теперь высыпьте глину. Как сыплется глина? Почему так отличается высыпание песка от высыпания глины? Это потому что глина более вязкая, чем песок. Повторите это все вместе.
Молодцы, дети. Наши опыты мы продолжим в следующий раз. Вытрите руки салфетками, снимите шапочки и фартучки.
Дети садятся за столы
В-ль: Ребята, в нашем краю, много растительности. Что растет в наших местах? Деревья, кустарники, травы. Какие деревья вы знаете? Какие цветы? Скажите мне, пожалуйста, какие деревья являются народными символами нашего края? Правильно, это верба и дуб. (Показываю иллюстрации.)
Сейчас мы с вами разомнем пальчики. Сожмите кулачки, выставьте пальчики, поиграйте пальчиками.
В-ль: А теперь посмотрите, какие листья лежат у вас на тарелочках. С какого дерева эти листья? Найдите, пожалуйста, листья дуба. Давайте превратимся в художников и напечатаем красивые деревья. Вспомните, как мы учились работать аккуратно, намазывать краску кисточкой нужно только на клееночке.
(Дети под красивую осеннюю музыку с помощью гуаши и листьев рисуют штампами природу родного края)
В-ль: Какая красота у нас с вами получилась!
Идем на ковер
В-ль: Молодцы, ребята, с давних времен в нашем краю жили казаки и казачки. (Показываю иллюстрацию) Дружно и весело они жили, и очень любили играть в игры. А какие народные игры вы знаете? Давайте поиграем в игру «Кривой петух».
Дети становятся в круг, выбирается водящий. Водящий находится в центре круга.(на голове шапочка петуха)Воспитатель завязывает ему глаза.
Дети: «Кривой петух, на чем стоишь?»
Водящий: «На иголочках».
Дети: «А как тебе, не колко?»
Водящий: «На подковочках».
Дети идут по кругу и говорят:
«Ступай в кут,
Там блины пекут,
Там блины пекут,
Тебе блин дадут».
Водящий стучит ногой о землю 3 раза.
Дети: «Кто стучит к нам в этот час?
Ну-ка, угадай нас!»
Водящий подходит к ребенку с завязанными глазами, и угадывает, кто это.
В-ль: Ну вот и подошло к концу наше с вами путешествие. Что понравилось вам больше всего? (ответы детей).
Любите наш край, мы еще очень многое будем изучать и узнавать о нем.