Интегрированный урок (физика + биология) "Береги глаза смолоду"
Дегтярёва Светлана Анатольевна
учитель физики
Разделы: Физика, Биология
Оборудование: модели хрусталика из поролона, экраны, собирающие линзы в оправе на подставке (10 шт.), рассеивающие линзы (5 шт.), источник света (свеча на подставке), на каждом столе имеется 2 – 3 экземпляра описания эксперимента, для каждого ученика подготовлен “лист самооценки”
План проведения занятия
Мотивация, целеполагание.
Проверка домашнего задания.
Изучение нового материала.
Подведение итогов, домашнее задание.
1. Мотивация, целеполагание.
Учитель биологии: Здравствуйте, ребята и уважаемые гости!
Сегодняшнее занятие я предлагаю начать с загадки!
Два брата живут рядом,
А друг друга не видят.
О чем идет речь? Правильно, речь на занятии пойдет о глазах.
На предыдущем уроке мы приступили к выполнению коллективного проекта “Береги глаза смолоду”.
Поэтому целью сегодняшнего урока является изучение причин и мер профилактики заболеваний и повреждений глаз.
Вы уже получили опережающие исследовательские задания, давайте попробуем определить какие задачи мы должны решить для достижения поставленной цели. (В ходе беседы ребята формулируют задачи)
1. Провести анализ данных о заболеваниях глаз у учащихся 9 класса.
2. На основе знаний о строении и функциях глаза объяснить причины нарушения зрения.
3. На основе знаний о свойствах оптических приборов (линз) охарактеризовать способы коррекции дефектов зрения.
4. Разъяснить требования, предъявляемые гигиеной зрения.
5. Охарактеризовать меры доврачебной помощи при травмах глаза.
2. Проверка домашнего задания.
Прежде чем приступить к изучению нового материала, давайте оценим исходный уровень знаний о строении глаза. Перед вами лист самооценки. Подпишите свою фамилию. Найдите тест №1.
(Проецируется слайд)
Проводим самооценку работы. Проверьте, за каждый правильный ответ - 1 балл. Подсчитайте количество баллов и согласно критериям оцените свою работу.
Учитель физики: Следующий этап нашей работы – проверка знаний по физике. В листе самооценки найдите тест № 2.
(Используя мультимедийные слайды, проверяются знания учащихся о свойствах линз.)
Проводим самооценку работы. Проверьте, за каждый правильный ответ - 1 балл. Подсчитайте количество баллов и согласно критериям оцените свою работу.
3. Изучение нового материала.
Вы выполнили тестовые задания. Всегда ли Вам хорошо видны изображения на экране?
За счет чего глаз отчетливо видит как удаленные, так и близкие предметы?
(Учащиеся вспоминают об аккомодации)
Далее следует самостоятельная работа учащихся: используя текст учебника, дайте определения близорукости и дальнозоркости и запишите их в лист самооценки.
Учитель: В силу различных причин у некоторых людей изображение фокусируется не на сетчатке, а перед ней, а на сетчатке получается размытое нечёткое изображение. У других людей лучи фокусируются за сетчаткой. Этот недостаток зрения называется дальнозоркостью.
Изучением динамики изменения зрения учащихся класса занималась Дарья Зубова, ей предоставляется слово.
Давайте оценим выступление Дарьи по следующим параметрам:
-полнота раскрытия вопроса
критерии оценивания:
- логичность
1 балл - качество не проявляется
- грамотность речи
2 балла - проявляется частично
- коммуникативность
3 балла - проявляется оптимально
11-12 баллов- “5”.
9-10 баллов - “4”.
7-8 баллов - “3”.
(Подготовленное выступление крепится к доске)
Из имеющегося оборудования на ваших столах смоделируйте получение изображения на сетчатке глаза человека. (Учащиеся выполняют практическую работу по описанию)
Сформулируйте выводы о способах коррекции дефектов зрения и объясните их. Выводы запишите в лист самооценки.
Учитель биологии: Теперь вы представляете, что такое близорукий и дальнозоркий глаз. А как возникают эти недостатки зрения?
Оба нарушения бывают как врожденными, так и приобретенными.
При врожденной дальнозоркости глазное яблоко укорочено вследствие задержки своего роста. При врожденной близорукости глазное яблоко имеет удлиненную форму.
Приобретенная дальнозоркость развивается, как правило, после 40 лет, так как с возрастом глазные мышцы слабеют, хрусталик теряет эластичность.
Значительно чаще встречается приобретенная близорукость. Она появляется уже в средних и старших классах и напрямую связана с повышенной нагрузкой на орган зрения.
У вас на партах лежит модель хрусталика из поролона. Возьмите ее и представьте, что кисти ваших рук - это мышцы, изменяющие кривизну хрусталика. Когда мы переводим взгляд с удаленных предметов на ближние, кривизна хрусталика рефлекторно изменяется примерно вот так... (учитель просит приподнять руки и показать слегка сжатый хрусталик)
А теперь представьте себе, что вы будете читать, либо смотреть телевизор, либо работать с компьютером, одним словом долго смотреть на близко расположенные предметы. Мышцы должны сжимать хрусталик.
Что вы скажете про свои руки, если я попрошу вас подержать модель хрусталика несколько минут в сжатом состоянии?
Да, руки устанут. Но читаем-то мы не несколько минут! Теперь вы понимаете, как устают глазные мышцы?
В результате глаз не справляется с длительным напряжением, хрусталик теряет способность менять свою кривизну, что не позволяет четко видеть удаленные предметы. Для того, что бы остановить развитие близорукости, необходимо тренировать, укреплять глазные мышцы, а для этого необходимо делать гимнастику глаз.
Этот вопрос исследовал Андрей Губов (демонстрация комплекса упражнений).
Дополнительные вопросы:
- Как часто необходимо проводить гимнастику для глаз?
Давайте оценим выступление Андрея по следующим параметрам:
(Подготовленное выступление крепится к доске)
Помимо недостатков зрения, существуют и болезни глаз. Наиболее распространенные из них: бельмо (помутнение роговицы), катаракта (помутнение хрусталика), глаукома (повышенное внутриглазное давление). Причем за последние годы эти болезни помолодели. Если раньше катаракта встречалась в пожилом возрасте, то теперь возможна и в подростковом. Пренебрежение элементарными гигиеническими правилами приводит к ослаблению остроты зрения, и порождает много проблем, вплоть до выбора профессии.
Обоснованием гигиенических требований занималась Мила Попова.
Дополнительный вопрос:
- Какое влияние на зрение оказывает экологическая обстановка, например цвет обоев или пейзаж за окном.
Давайте оценим выступление Милы.
(Подготовленное выступление крепится к доске)
Глаз - это очень ценный, но хрупкий орган, который надо беречь.
Вопрос о безопасности глаза и оказании доврачебной помощи исследовала Мочалова Надя.
Дополнительный вопрос:
- объясни разницу между доврачебной и профессиональной помощью. В каких случаях следует обратиться к врачу, а в каких справиться своими силами?
Давайте оценим выступление Нади.
(Подготовленное выступление крепится к доске)
Одним из требований к гигиене глаза является правильное питание. Слово Анне.
Дополнительный вопрос:
Объясни, почему морковь рекомендуют кушать со сметаной или растительным маслом?
Оценим выступление Анны.
(Подготовленное выступление крепится к доске. В итоге появляется своеобразная газета под названием “Береги глаза смолоду”)
4. Подведение итогов.
Возвращаясь к листу самооценки, проанализируйте свою деятельность на занятии. На основании полученных результатов определите вариант домашнего задания.
Приложение 1 (презентация)
Приложение 2
Приложение 3