Интегрированный урок литературы и экономики на тему: ?Сказка - ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок?. Цель урока: - познакомить ребят с интересными фактами из биографии А.С. Пушкина; научить оценивать экономические отношения на примере классических произведений; - развивать интерес к творчеству А.С. Пушкина; обеспечить усвоение и повторение экономических понятий; - воспитывать законопослушных граждан, осознанно участвующих в жизни общества и знающих свои права и обязанности в сфере экономики. Оборудование урока: портрет А.С.Пушкина, сборники сказок писателя, иллюстрации к сказкам, карточки на соответствие ?Товары и услуги?, газетные заметки. Ход урока ?Что за прелесть эти сказки!? Их читаем вновь и вновь В них и шутки, и печали, И коварство, и любовь. В них былого тень сокрыта И забота наших дней. . . Постановка задач урока. Учитель литературы: - Сегодня на уроке мы с вами поговорим о сказках А.С.Пушкина, познакомимся с некоторыми интересными фактами жизни этого замечательного писателя. Учитель экономики: На этом уроке мы по-новому посмотрим на сказки Пушкина, т.е. с экономической точки зрения. Многие герои, любимых с детства сказок, обыкновенные люди. Они имеют различные потребности, которые пытаются удовлетворить с помощью товаров и услуг, которые они могут купить или изготовить самостоятельно. Иногда удовлетворить потребности им помогают волшебники. Основная часть урока. Учитель литературы: Начнём с биографии писателя. ( Ученик рассказывает о жизни и творчестве писателя). - Назовите, какие сказки А.С.Пушкина вы знаете? Учитель экономики: - Жил был поп, толоконный лоб. Пошёл поп по базару посмотреть кой-какого товару. Навстречу ему Балда идет сам, не зная куда ?Что, батька, так рано поднялся?? Ладно. Не будет нам обоим накладно Поживи-ка на моём подворье, Окажи усердие и проворье. - Из какого произведения этот отрывок? Какой экономический термин уместен для описания данной сделки? - Тесты на соответствие по терминам. Учитель литературы: Александр Пушкин – великий сказочник, каждая его сказка непохожа на другие. Сказки издавна пленяли писателя. В детстве он их слышал от няни Арины Родионовны. Пушкинская сказка прямая наследница сказки народной, но каждая строчка её хранит частицу души. - Предлагаю разгадать кроссворд ?Александр Пушкин?: Учитель экономики: - Прослушайте отрывок и ответьте на вопрос: Какая проблема, стоящая перед всеми людьми, не существовала для Царевны–лебедь? Снова князь у моря ходит ?Здравствуй, князь ты мой прекрасный!? С синя моря глаз не сводит; ?Полно, князь, душа моя, Глядь поверх текучих вод Не печалься; рада службу Лебедь белая плывёт. Оказать тебе я в дружбу. (Проблема ограниченности ресурсов) - Какую экономическую проблему иллюстрирует следующий эпизод. Вот неделя, другая проходит, А хочу быть вольною царицей? Ещё пуще старуха вздурилась; ? Смилуйся, государыня рыбка! Опять к рыбке старика посылает: Опять моя старуха бунтует: ?Воротись, поклонись рыбке: Уж не хочет быть она дворянкой, Не хочу быть столбовою дворянкой, Хочет быть вольною царицей?. (неограниченность человеческих потребностей.) - Потребности можно удовлетворить при помощи товаров и услуг. - Чем отличаются товары и услуги? (Товар – это предмет, с помощью которого мы удовлетворяем свои потребности. Услуга – деятельность, результаты которой удовлетворяют те или иные потребности людей.) Учитель литературы: Давайте выразительно прочитаем отрывок из стихотворения ?У лукоморья дуб зеленый? (Чтение стихотворения). Учитель экономики: В этом стихотворении много товаров и услуг, давайте распределим их по столбикам. (Работа по карточкам ?Товары и услуги?). Учитель литературы: Блиц – опрос. (Демонстрация картинок) - Кем стали три девицы из ?Сказки о царе Салтане..? (Ткачиха, повариха, царевна). - Кто она? .. ?Улыбнулась и с поклоном Его за руку взяла, И в шатёр свой увела. Там в шатёр его сажала, Всяким яством угощала Околдован, восхищён Пировал у ней Дадон ?. (Шамаханская царица) - Кто она? ? Высока, стройна, бела, И умом и всем взяла, Но зато горда, ломлива Своенравна и ревнива?. (Злая мачеха-царица из Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях. ) Учитель литературы: Много жизненных, экономически обоснованных событий происходит в знакомых с детства произведениях. Но волшебными их делают не только чудеса кудесников и чародеев, а певучий, неповторимый язык дивных пушкинских сказок. Учитель экономики: Он уносит нас от повседневности в светлый и радостный мир чудес. Но вернёмся к действительности. Послушайте газетные заметки. Подумайте, из каких сказок эти экономические новости. Международные отношения. Делегация работников торговли, возвращаясь с международной ярмарки, нанесла визит правительству небольшого островного государства. Встреча прошла в тёплой, дружеской атмосфере. (Сказка о царе Салтане). На страже отечества. Правительство намерено сократить расходы военно-промышленного комплекса, купив биологический наблюдательный прибор, реагирующий на неприятеля. (Сказка о Золотом петушке). Вести из стран ближнего зарубежья. В российской провинции, пенсионер С нашёл оригинальный способ улучшения материального положения своей супруги. К сожалению, непомерные запросы последней привели к плачевным результатам. О налогах.. Местный священник организовал отдел налоговой полиции, единственный работник, который проследил за своевременной сдачей налога у самой неорганизованной части населения. (Сказка о Попе и работнике его Балде. ) Криминальные новости. В продаже появились фальсифицированные фрукты, употребление которых приводит к продолжительному летаргическому сну. Прежде, чем приобретать фрукты, требуйте сертификат соответствия и лицензию на право торговли. ( Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях.) Проблемы молодёжи. Социологический опрос среди девушек показал, что одна треть опрошенных решила сделать карьеру в области общественного питания, одна треть – посвятить ткацкому делу, остальные надеяться на удачное замужество. (Сказка о царе Салтане.) Подведение итогов урока: Учитель литературы: Вот и подошёл к концу наш замечательный урок. Мы еще раз убедились, что сказки А.С.Пушкина это не только интересные, но и поучительные произведения. Учитель экономики: Экономические отношения, т.е. отношения между людьми возникающие в процессе производства, обмена, распределения и потребления, материальных благ, существовали во все времена, и даже сказочные герои постоянно вступают между собой в экономические отношения. Всем присутствующим в зале наша встреча показала: В этих толстых томиках есть и экономика. Учитель литературы: Сказка-ложь, да в ней намёк. Добрым молодцам урок!
Сказка - ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок