Интегрированный урок 
 литературы и экономики на тему: ?Сказка - ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок?.
Цель урока: 
-  познакомить ребят с интересными фактами из биографии А.С. Пушкина; научить оценивать экономические отношения на примере классических произведений;
-  развивать интерес к творчеству А.С. Пушкина; обеспечить усвоение и  повторение экономических понятий;
- воспитывать законопослушных граждан, осознанно участвующих в жизни общества и знающих свои права и обязанности в сфере экономики.  
Оборудование урока: портрет А.С.Пушкина,  сборники сказок  писателя, иллюстрации к сказкам, карточки на соответствие  ?Товары и услуги?, газетные заметки.
Ход урока
       ?Что за прелесть эти сказки!?
                                                                                                                 Их читаем вновь и вновь 
                                                                                                                В них и шутки, и  печали,
                                                                                                           И коварство, и любовь.
                                                                                                                  В них былого тень сокрыта
                                                                                                            И забота наших дней. . .
Постановка  задач урока.
Учитель литературы:  - Сегодня на уроке мы с вами поговорим о сказках А.С.Пушкина, познакомимся с некоторыми интересными фактами жизни этого замечательного писателя.
Учитель экономики:  На этом уроке мы по-новому посмотрим на сказки Пушкина, т.е. с экономической точки зрения. Многие герои, любимых с детства сказок, обыкновенные люди. Они имеют различные потребности, которые пытаются удовлетворить с помощью товаров и услуг, которые они могут купить или изготовить самостоятельно. Иногда удовлетворить потребности им помогают волшебники.   
  Основная часть урока.

Учитель литературы:  Начнём  с биографии писателя. ( Ученик  рассказывает о жизни и творчестве писателя).
-  Назовите, какие сказки А.С.Пушкина вы знаете?
Учитель экономики:  - Жил был поп, толоконный лоб.
                                             Пошёл поп по базару посмотреть кой-какого товару.
                                             Навстречу ему Балда идет сам, не зная куда
                                              ?Что, батька, так рано поднялся??  
                                             Ладно. Не будет нам обоим накладно
                                             Поживи-ка на моём подворье, Окажи усердие и проворье.
- Из какого произведения этот отрывок? Какой экономический термин уместен для описания данной сделки?
- Тесты на соответствие по терминам.
    Учитель литературы:  Александр Пушкин – великий сказочник, каждая его сказка непохожа на другие. Сказки издавна пленяли писателя. В детстве он их слышал от няни Арины Родионовны. Пушкинская сказка прямая наследница сказки народной, но каждая строчка её хранит  частицу души.
    - Предлагаю разгадать кроссворд ?Александр Пушкин?:
Учитель экономики: - Прослушайте отрывок и ответьте на вопрос: Какая проблема, стоящая перед всеми людьми, не существовала для Царевны–лебедь?

Снова князь у моря ходит                            ?Здравствуй, князь ты мой прекрасный!?
С синя моря глаз не сводит;                          ?Полно, князь, душа моя,  
Глядь поверх текучих вод                                Не печалься; рада службу
Лебедь белая плывёт.                                       Оказать тебе я в дружбу.
(Проблема ограниченности ресурсов)
    - Какую экономическую проблему иллюстрирует следующий эпизод.
Вот неделя, другая проходит,                        А хочу быть вольною царицей?
Ещё пуще старуха вздурилась;                     ? Смилуйся, государыня рыбка!
Опять к рыбке старика посылает:                Опять моя старуха бунтует:
 ?Воротись, поклонись рыбке:                       Уж не хочет быть она дворянкой,
Не хочу быть столбовою дворянкой,            Хочет быть вольною царицей?.
(неограниченность человеческих потребностей.)
- Потребности можно удовлетворить при помощи товаров и услуг.
- Чем отличаются товары и услуги?
(Товар – это предмет, с помощью которого мы удовлетворяем свои потребности. Услуга – деятельность, результаты которой удовлетворяют те или иные потребности людей.)
Учитель литературы:  Давайте выразительно прочитаем отрывок из стихотворения ?У лукоморья дуб зеленый?  (Чтение стихотворения).
  Учитель экономики: В этом стихотворении  много товаров и услуг, давайте распределим их по столбикам.  (Работа по карточкам ?Товары и услуги?).

Учитель литературы:   Блиц – опрос.   (Демонстрация картинок)
   - Кем стали три девицы из ?Сказки о царе Салтане..? (Ткачиха, повариха, царевна).
- Кто она?  .. ?Улыбнулась и с поклоном
                           Его за руку взяла, 
                           И в шатёр свой увела.
                           Там в шатёр его сажала,
                           Всяким яством угощала
                            Околдован, восхищён
                           Пировал у ней Дадон ?. (Шамаханская царица)

 - Кто она?   ?  Высока, стройна, бела,
                           И умом и всем взяла, 
                           Но зато горда, ломлива
                            Своенравна и ревнива?. (Злая мачеха-царица из Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях. )

Учитель литературы:   Много жизненных, экономически обоснованных событий происходит в знакомых с детства произведениях. Но волшебными их делают не только  чудеса кудесников и чародеев, а певучий, неповторимый язык дивных пушкинских сказок.
Учитель экономики:  Он  уносит нас от повседневности в  светлый и радостный  мир  чудес. Но вернёмся к действительности. Послушайте газетные заметки. Подумайте, из каких сказок эти экономические новости.
Международные отношения. Делегация работников торговли, возвращаясь с международной ярмарки, нанесла визит правительству небольшого островного государства. Встреча прошла в тёплой, дружеской атмосфере. (Сказка о царе Салтане).
На страже отечества. Правительство намерено сократить расходы военно-промышленного комплекса, купив биологический наблюдательный прибор, реагирующий на неприятеля.  (Сказка о Золотом петушке).
Вести из стран ближнего зарубежья. В российской провинции, пенсионер С нашёл оригинальный способ улучшения материального положения своей супруги. К сожалению, непомерные запросы последней привели к плачевным результатам.
 О налогах.. Местный священник организовал отдел налоговой полиции, единственный работник, который проследил за своевременной сдачей налога у самой неорганизованной части населения.  (Сказка о Попе и работнике его Балде. )
Криминальные новости. В продаже появились фальсифицированные фрукты, употребление которых приводит к продолжительному летаргическому сну. Прежде, чем приобретать фрукты, требуйте сертификат соответствия и лицензию на право торговли. ( Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях.)
Проблемы молодёжи. Социологический опрос среди девушек  показал, что одна треть опрошенных решила сделать карьеру в области общественного питания, одна треть – посвятить ткацкому делу, остальные надеяться на удачное замужество.   (Сказка о царе Салтане.)  

Подведение итогов урока:
    
Учитель литературы: Вот и подошёл к концу наш замечательный урок.  Мы еще раз убедились, что сказки А.С.Пушкина это не только интересные, но и поучительные произведения. 
Учитель экономики:  Экономические отношения, т.е. отношения между людьми возникающие в процессе производства, обмена, распределения и потребления, материальных благ, существовали во все времена, и даже сказочные герои постоянно вступают между собой в экономические отношения.
  Всем присутствующим в зале наша встреча показала: 
 В этих толстых томиках есть и экономика.

    Учитель литературы:
   Сказка-ложь, да в ней намёк. Добрым молодцам урок!