Технологическая карта фрагмента интегрированного урока по учебным дисциплинам «Основы финансовой грамотности+Математика», 10 класс.
Разработан: Ильиной В.Н. — учителем истории и обществознания, Поповой М.В. - учителем математики МБОУ «Стрелецкая сош» Орловского района Орловской области
Тема урока: Проценты и кредиты
Класс: 10 класс
Предмет: основы финансовой грамотности + математика
Вид урока: интегрированный
Тип урока: систематизация и обобщение знаний
Методы обучения: словесный, практический, наглядный, исследовательский, проектный
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Цель урока:
показать вз
аимосвязь математики и основ финансовой грамотности
на примере современного кредитования;
сформировать представления о работе банка и механизме предоставления кредита;
рассмотреть
формулы расчёта сумм платежа кредита;
обратить внимание учащихся на соотношение условий получения современного образования и
наличие задач экономического содержания в профильном экзамене по математике.
Задачи:
образовательные:
- продемонстрировать возможность интегрирования основ финансовой грамотности и математики на примере решения прикладных задач, совершенствовать вычислительные навыки учащихся;
развивающие:
- развивать логическое мышление, умения применять свои знания при решении практических задач с использованием экономических терминов, развивать интерес к предметам;
воспитательные:
- развитие социального интеллекта;
- развитие умения работать в группе;
- воспитание финансово грамотного гражданина.
Ход урока:
Этап урока
Время, номер слайда
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
1.Организационный этап
1 мин.
Приветствие. фиксация отсутствующих, проверка подготовленности учащихся к уроку, организация внимания.
Слушают учителя, настраиваются на работу.
2. Сообщение темы и целей урока. Мотивация учебной деятельности.
2 мин.
Направляет учащихся к определению темы и целей урока.
Инсценировка.
Три друга: Иванин Никита, Енин Иван, Тенетилов Илья окончив школу, думают, где взять деньги на получение высшего образования?
Тенетилов: На бюджет поступить вряд ли получится, а где взять денег на обучение?.
Иванин: Давайте откроем свое частное предприятие по ремонту автомобилей и заработаем денег.
Енин: А на открытие предприятия деньги не нужны? Если только в кредит в каком- нибудь банке взять.
Тенетилов: Здорово, но это сложно и опасно. Можно попасть на жуликов и будем платить высокие проценты всю жизнь.
Иванин: Поэтому надо все хорошо обдумать и найти самый выгодный для нас вариант.
Голос за кадром. И обратились они в банк «Деловая Слобода».
Агибалова М. – представитель банка. Наш банк предлагает кредит 5 миллионов рублей под 15%годовых простого процентного роста или 12% сложного процентного роста сроком на 5 лет.
Тенетилов: Да, надо теперь все рассчитать. Как все это сложно. И что будем делать?
Енин: Давайте лучше пригласим консультанта, он нам все и объяснит. Я что-то с этими процентами тоже не очень.
Иванин: А тут еще простые проценты и какие-то сложные.
Определяют тему и цели урока.
3. Этап актуализации знаний.
3 мин
(слайд 1)
(слайд 2), (слайд 3)
Преподаватель ОФГ: Сегодня на уроке мы выясним, почему люди берут кредиты и насколько необходимо и выгодно ли жить в долг? Проблему, которую мы должны с вами решить – кредит: за и против.
Давайте вспомним: Что такое кредит?
Какие кредиты вы знаете? Какие понятия используются в банковской системе при расчете кредитов?
Как вы понимаете, что такое простые и сложные проценты?
Что такое полная стоимость кредита?
Содержание урока для будущих абитуриентов тем более актуально.
Учитель математики:
Мы сегодня попробуем помочь друзьям определить выгодно ли брать кредит и под какие проценты?
Каждая из ваших групп будет работать с задачей на определение простых и сложных процентов. По окончании работы представитель группы должен оформить решение задач на доске.
Отвечают на вопросы учителя
Слушают учителя
работают в группах, решают задачи на простые и сложные проценты
4. Этап применения знаний и умений в практической деятельности
7 мин
5 мин
Задача 1. Банк предлагает кредит 300000 рублей под 15%годовых простого процентного роста или 12% сложного процентного роста сроком на 5 лет. Какое из предложений более выгодно для клиента и на сколько?(для 1 группы)
Задача 2.
Сберегательный Банк России предлагает населению «образовательный кредит» для получения высшего и среднего специального образования, составляющий 70% от общей суммы оплаты обучения под 18% годовых на срок не более 11 лет. Стоимость обучения на экономическом факультете ОГУ составляет 100000 рублей в год, срок обучения – 5 лет. Подсчитайте сумму гашения кредита и сумму гашения процентов за первые три месяца, если кредит дан на 5 лет. (для 2 группы)
Задача 3. За хранение денег сбербанк начисляет вкладчику 7 % годовых. Вкладчик положил на счёт 50000 р. и решил в течение пяти лет не снимать деньги со счёта и не брать процентные начисления. Сколько денег будет на счете вкладчика через год? через два года? через пять лет? (для 3 группы)
Учитель математики
Задача экономического содержания встретиться вам при сдаче ЕГЭ по математике профильного уровня.
ЗАДАЧА.31 декабря 2017 года Василий взял в банке 5460000 в кредит под 20 % годовых. Схема выплаты следующая – 31 декабря каждого следующего года банк начисляет проценты на оставшуюся сумму долга(т.е увеличивает долг на 20 %), затем Василий переводит в банк х рублей. Какой должна быть сумма х, чтобы Василий выплатил долг тремя равными платежами(т.е. за 3 года)?
Решение с помощью составления уравнения практической задачи с экономическим содержанием
Учащиеся выполняют задания в группах и представляют решение.
Учащиеся решают математическую задачу с экономическим содержанием.
5.Подведение итогов занятия.
2 мин
Учитель математики: Ребята! Надеемся, что знания, полученные на этом уроке, пригодятся вам в дальнейшем. Принцип кредитования и расчёт ежемесячной выплаты кредита, рассмотренные на уроке, можно перенести на реальные возможности вашей семьи. Это позволит вам сделать правильный выбор при выборе условий получения образования и не только. На данном этапе развития экономики нашей страны банки предоставляют кредиты населению: на покупку жилья, транспортных средств и т.д.
Сделайте вывод о достоинствах и недостатках кредита.
Учитель ОФГ: Рассмотренный на уроке материал познакомил вас только с одной функцией, выполняемой банком: предоставление кредита. На уроках основ финансовой грамотности мы познакомимся и с другими функциями банка. В процессе работы на уроке вы смогли убедиться, что в экономике нельзя обойтись без точного математического расчёта. Это ещё раз показывает связь, существующую между такими науками, как основы финансовой грамотности и математика.
3) Выставление оценок
Учащиеся высказываются о достоинствах и недостатках, создают коллаж на доске