Интегрированный урок "математика + химия".

Способы решения различных видов задач по теме "Растворы, смеси и сплавы"

 

Цель урока: обобщить знания учащихся о способах решения задач по теме "Растворы, смеси и сплавы".

Задачи:

1) закрепление навыка решения разнообразных задач, в том числе задач, требующих поиска способов решения;

2) развитие логического мышления и практических навыков коммуникативного общения учащихся;

3) формирование у учащихся мировоззрения о целостности и материальности мира.

Ход урока.

Обучающиеся делятся на 2 группы-«математики» и «химики». Деление происходит на основе углубленного изучения обучающимися этих предметов.

Учитель: Сегодня, я проведу необычный урок. Тему нашего урока вы узнаете, выполнив следующие задания.

Учитель (обращение к математикам): Отгадайте, пожалуйста, следующие шарады:

1) Мой первый слог – предлог, а во втором мы проживем все лето, а целое от нас и вас давно уж ждет ответа (за-дача).

2) Чтобы слово написать, его надо отгадать. Кричат солдаты на параде иль ребятишки, когда рады. К нему предлог поставим, частицу к ним добавим. И чтобы слово завершить, к нему ты “ние” допиши (ура-в-не-ние).

3) Слово вы должны прочесть: в первом слоге нота есть, во втором стоит предлог, он в письме тебе помог. Пишет ученик в тетради, а учитель на доске, что проходят на уроке, – это ставим мы в конце (си – с – тема).

 Учитель(обращение к химикам): Сейчас я дам определение терминов. Послушайте и скажите, о чем идет речь:

Вещество, состоящее из нескольких соединений, не связанных между собой пост

оянными соотношениями (смесь)

.

Однородная система переменного состава, содержащая два или большее число веществ. По агрегатному состоянию эти системы делятся на твердые, жидкие и газообразные (растворы) .

Однородные смеси, образовавшиеся вследствие затвердения раствора двух или нескольких отдельных веществ (сплавы).

Молодцы! Итак, тема нашего урока

“ Способы решения различных видов задач по теме “Растворы, смеси и сплавы”.

Учитель:

В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся со смесями. Например, в аптеке покупаем мази и микстуры с определенной концентрацией лекарственных веществ; летом собираем и сушим грибы и ягоды. И чем дольше мы их сушим, тем меньше в них остается воды, а масса сухого вещества не изменяется.

Задачи на проценты, концентрации, смеси и сплавы встречаются не только в химии, где рассматриваются различные соединения, но и в математике. В экзаменационные задания включаются задачи, сюжеты которых близки к реальным ситуациям. Это задачи на проценты, на сплавы, смеси и концентрацию.

Мы рассмотрим задачи 3-х типов:

1.на смешивание растворов разных концентраций;

2. на высушивание;

3. на понижение концентрации.

Работать будет группа математиков и химиков. Они покажут свои решения и мы выберем наиболее рациональный способ решения.

Учитель раздает карточки с заданиями (задачи у «математиков» и «химиков» по содержанию разные, а по типу динаковые).

Математики:

Задачи на смешивание растворов разных концентраций.

Смешали 4л 15%-ного водного раствора некоторого вещества с 6л 25%-ного водного раствора этого же вещества. Сколько процентов составляет

концентрация получившегося раствора?

Решение.

Некоторое вещество

Некоторое вещество

Получившийся раствор

I

II

III

4л+6л=10л

15%

25%

Х %

Составим уравнение: 0,15▪4+0,25▪6=10▪0,01*x

0,6+1,5=0,1x

0,1x=2,1

x=2,1/ 0,1

x=21%.

Ответ:21%.

Задачи на высушивание.

Виноград содержит 85% влаги, а изюм – 6%. Сколько кг винограда требуется для получения 30 кг изюма?

масса

влага

Сухое вещество

Виноград

Х?

85%

15%

изюм

30кг

6%

94%

Составим уравнение: 0,15х = 0,94*30

0,15х = 28,2

х = 28,2 : 0,15

х = 188кг

Ответ: 188кг.

Задачи на понижение концентрации.

В сосуд, содержащий 5л 12%-ного водного раствора некоторого вещества,

добавили 7л воды. Сколько процентов составляет концентрация получившегося раствора?

Решение.

Некоторое вещество

Вода

Получившийся раствор

I

II

III

5л+7л=12л

12%

0%

Х %

составим следующее уравнение:

0,12▪5+0▪7=12▪0,01x

0,6=0,12x

x=0,6:0,12

X=5%. Ответ: 5%.

Химики:(сообщение от группы)

Обычно для смесей, растворов и сплавов употребляется слово “смесь”, независимо от ее вида (твердая, жидкая, сыпучая, газообразная). Смесь состоит из основного вещества и примеси. Основное вещество для каждой задачи определяется отдельно.

ω – доля основного вещества в смеси; ω =

m – масса основного вещества в смеси;

М – общая масса смеси;

Задачи на смешивание растворов разных концентраций.

В колбе было 140г 10%раствора марганцовки (перманганата калия). В нее долили 60г 30% раствора марганцовки. Определите процентное содержание марганцовки в полученном растворе

0,1˖140 + 0,3˖60 = 32(г) – масса марганцовки в смеси:

140 + 60 = 200(г) – масса смеси:

ω =  = 16% – содержание марганцовки в смеси

Ответ: 16%.

Задачи на высушивание.

Собрали 8 кг свежих цветков ромашки, влажность которых 85%. После того как цветки высушили, их влажность составила 20%. Чему равна масса цветков ромашки после сушки?

0,15˖8 = 1,2(кг) – масса вещества в 8 кг.

1,2 кг сухого вещества – 80% массы высушенных цветков, тогда

1,2 : 0,8 = 1,5 (кг) – масса высушенных цветков.

Ответ: 1,5 кг.

Задачи на понижение концентрации.

 Апельсиновый сок содержит 12% сахара. Сколько кг воды нужно добавить к 5л сока, чтобы содержание сахара стало 8%?

Концентрация сахара уменьшается в 12:8 = 1,5 раза

Масса раствора увеличивается в 1,5 раза.

5˖1,5 = 7,5 (кг) стала масса раствора.

7,5 – 5 = 2,5(кг) – масса добавленной воды.

После защиты работ, идет обсуждение и вывод о методах решения данных задач (все способы хороши!)

Итак, сегодня мы обобщили знания о различных видах задач по теме “Растворы, смеси и сплавы” и способах решения таких задач.

«Только из союза двоих, работающих вместе и при помощи друг друга, рождаются великие вещи». 

Антуан Де Сент-Экзюпери

«При единении и малое растет,при раздоре и величайшее распадается».

Саллюстий Гай Крисп Домашнее задание.

В качестве домашнего задания предлагаю вам решить 2 способами, химическим и математическим задачу на высушивание. 

 Имеется 0,5 т целлюлозной массы, содержащей 85% воды. После выпаривания получили массу, содержащую 25% целлюлозы. Сколько кг воды было выпарено?