Интегрированный урок "математика + химия".
Способы решения различных видов задач по теме "Растворы, смеси и сплавы"
Цель урока: обобщить знания учащихся о способах решения задач по теме "Растворы, смеси и сплавы".
Задачи:
1) закрепление навыка решения разнообразных задач, в том числе задач, требующих поиска способов решения;
2) развитие логического мышления и практических навыков коммуникативного общения учащихся;
3) формирование у учащихся мировоззрения о целостности и материальности мира.
Ход урока.
Обучающиеся делятся на 2 группы-«математики» и «химики». Деление происходит на основе углубленного изучения обучающимися этих предметов.
Учитель: Сегодня, я проведу необычный урок. Тему нашего урока вы узнаете, выполнив следующие задания.
Учитель (обращение к математикам): Отгадайте, пожалуйста, следующие шарады:
1) Мой первый слог – предлог, а во втором мы проживем все лето, а целое от нас и вас давно уж ждет ответа (за-дача).
2) Чтобы слово написать, его надо отгадать. Кричат солдаты на параде иль ребятишки, когда рады. К нему предлог поставим, частицу к ним добавим. И чтобы слово завершить, к нему ты “ние” допиши (ура-в-не-ние).
3) Слово вы должны прочесть: в первом слоге нота есть, во втором стоит предлог, он в письме тебе помог. Пишет ученик в тетради, а учитель на доске, что проходят на уроке, – это ставим мы в конце (си – с – тема).
Учитель(обращение к химикам): Сейчас я дам определение терминов. Послушайте и скажите, о чем идет речь:
Вещество, состоящее из нескольких соединений, не связанных между собой пост
оянными соотношениями (смесь)
.
Однородная система переменного состава, содержащая два или большее число веществ. По агрегатному состоянию эти системы делятся на твердые, жидкие и газообразные (растворы) .
Однородные смеси, образовавшиеся вследствие затвердения раствора двух или нескольких отдельных веществ (сплавы).
Молодцы! Итак, тема нашего урока
“ Способы решения различных видов задач по теме “Растворы, смеси и сплавы”.
Учитель:
В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся со смесями. Например, в аптеке покупаем мази и микстуры с определенной концентрацией лекарственных веществ; летом собираем и сушим грибы и ягоды. И чем дольше мы их сушим, тем меньше в них остается воды, а масса сухого вещества не изменяется.
Задачи на проценты, концентрации, смеси и сплавы встречаются не только в химии, где рассматриваются различные соединения, но и в математике. В экзаменационные задания включаются задачи, сюжеты которых близки к реальным ситуациям. Это задачи на проценты, на сплавы, смеси и концентрацию.
Мы рассмотрим задачи 3-х типов:
1.на смешивание растворов разных концентраций;
2. на высушивание;
3. на понижение концентрации.
Работать будет группа математиков и химиков. Они покажут свои решения и мы выберем наиболее рациональный способ решения.
Учитель раздает карточки с заданиями (задачи у «математиков» и «химиков» по содержанию разные, а по типу -одинаковые).
Математики:
Задачи на смешивание растворов разных концентраций.
Смешали 4л 15%-ного водного раствора некоторого вещества с 6л 25%-ного водного раствора этого же вещества. Сколько процентов составляет
концентрация получившегося раствора?
Решение.
Некоторое вещество
Некоторое вещество
Получившийся раствор
I
II
III
4л
6л
4л+6л=10л
15%
25%
Х %
Составим уравнение: 0,15▪4+0,25▪6=10▪0,01*x
0,6+1,5=0,1x
0,1x=2,1
x=2,1/ 0,1
x=21%.
Ответ:21%.
Задачи на высушивание.
Виноград содержит 85% влаги, а изюм – 6%. Сколько кг винограда требуется для получения 30 кг изюма?
масса
влага
Сухое вещество
Виноград
Х?
85%
15%
изюм
30кг
6%
94%
Составим уравнение: 0,15х = 0,94*30
0,15х = 28,2
х = 28,2 : 0,15
х = 188кг
Ответ: 188кг.
Задачи на понижение концентрации.
В сосуд, содержащий 5л 12%-ного водного раствора некоторого вещества,
добавили 7л воды. Сколько процентов составляет концентрация получившегося раствора?
Решение.
Некоторое вещество
Вода
Получившийся раствор
I
II
III
5л
7л
5л+7л=12л
12%
0%
Х %
составим следующее уравнение:
0,12▪5+0▪7=12▪0,01x
0,6=0,12x
x=0,6:0,12
X=5%. Ответ: 5%.
Химики:(сообщение от группы)
Обычно для смесей, растворов и сплавов употребляется слово “смесь”, независимо от ее вида (твердая, жидкая, сыпучая, газообразная). Смесь состоит из основного вещества и примеси. Основное вещество для каждой задачи определяется отдельно.
ω – доля основного вещества в смеси; ω =
m – масса основного вещества в смеси;
М – общая масса смеси;
Задачи на смешивание растворов разных концентраций.
В колбе было 140г 10%раствора марганцовки (перманганата калия). В нее долили 60г 30% раствора марганцовки. Определите процентное содержание марганцовки в полученном растворе
0,1˖140 + 0,3˖60 = 32(г) – масса марганцовки в смеси:
140 + 60 = 200(г) – масса смеси:
ω = = 16% – содержание марганцовки в смеси
Ответ: 16%.
Задачи на высушивание.
Собрали 8 кг свежих цветков ромашки, влажность которых 85%. После того как цветки высушили, их влажность составила 20%. Чему равна масса цветков ромашки после сушки?
0,15˖8 = 1,2(кг) – масса вещества в 8 кг.
1,2 кг сухого вещества – 80% массы высушенных цветков, тогда
1,2 : 0,8 = 1,5 (кг) – масса высушенных цветков.
Ответ: 1,5 кг.
Задачи на понижение концентрации.
Апельсиновый сок содержит 12% сахара. Сколько кг воды нужно добавить к 5л сока, чтобы содержание сахара стало 8%?
Концентрация сахара уменьшается в 12:8 = 1,5 раза
Масса раствора увеличивается в 1,5 раза.
5˖1,5 = 7,5 (кг) стала масса раствора.
7,5 – 5 = 2,5(кг) – масса добавленной воды.
После защиты работ, идет обсуждение и вывод о методах решения данных задач (все способы хороши!)
Итак, сегодня мы обобщили знания о различных видах задач по теме “Растворы, смеси и сплавы” и способах решения таких задач.
«Только из союза двоих, работающих вместе и при помощи друг друга, рождаются великие вещи».
Антуан Де Сент-Экзюпери
«При единении и малое растет,при раздоре и величайшее распадается».
Саллюстий Гай Крисп Домашнее задание.
В качестве домашнего задания предлагаю вам решить 2 способами, химическим и математическим задачу на высушивание.
Имеется 0,5 т целлюлозной массы, содержащей 85% воды. После выпаривания получили массу, содержащую 25% целлюлозы. Сколько кг воды было выпарено?