Интерактивный квест в Музее «Чудеса в решете»
(для детей старшего дошкольного возраста)
Ведущий 1. Здравствуйте, ребята! Посмотрите - мы с вами сегодня в музее. А музей наш похож на деревянный дом. В таких домах давно-давно жили ваши пра-пра бабушки и пра-пра-дедушки. В нашем музее живут разные предметы, и многие из них – из сказок! Честно слово, я не вру! А вы сказки знаете? Вот мы сегодня и проверим! Будем знакомиться с волшебными вещами из русских сказок, искать их в нашем музее и конечно, играть!
Ведущий 2. Угадайте, ребята, о каком предмете из нашего музея говорится в такой потешке:
Белка к лисе
В решете приплыла,
В решете приплыла,
Коромыслом гребла.
А парус у белки – мочало…
Начну я сказку
С самого начала…
В этой потешке говорится про несколько предметов, но нам важнее всего – РЕШЕТО. «Белка к лисе в решете приплыла…». Кто знает, что за решето такое? И на что оно похоже? Отвечают
Решето, это сито, с крупной сеткой. А мы с вами знаем, что сито нужно для ...чего? Чтобы просеивать муку.
Разделить детей на две команды. Поставить у разных концов стола. Смесь из муки и гречи высыпать в сито каждой команды, под низ подставить подносы. Задание на скорость - просеять муку, отделить её от гречки. У какой команды получится качественнее просеять – та и победила.
Под музыку Цветень - Никто травушку не косит
Ведущий 1. Знаете ли вы, кто такой Кощей Бессмертный? (отвечают)
Из какой он сказки? (отвечают) (Царевна-лягушка, Елена Прекрасная, Марья-Моревна).
А он добрый герой или злой? (отвечают)
Чем он в сказках занимается? – похищает прекрасных царевен.
Это хороший поступок? Нет.
А еще он «над златом чахнет», то есть любит золото и не с кем не делится. Разве это по-доброму?
А еще Кощей дружит с Бабой-Ягой и умеет колдовать. Например, он превратил Царевну в лягушку.
А как он выглядит, этот Кощей?(отвечают) Худой, страшный, с короной на голове.
А почему его называют Бессмертный? (отвечают)
Потому что герои сказок никак не могут с ним справится. И кажется, что он сильнее всех и его невозможно победить. Но это не так! Добро всегда побеждает зло! И чтобы победить Кощея Бессмертного нужно лишь найти спрятанную иглу и сломать ее. Давайте прочитаем в сказке, где найти эту волшебную иглу:
«…нелегко с Кощеем сладить: победа над ним на конце иглы, та игла в яйце, то яйцо в утке, та утка в зайце, тот заяц в сундуке, а сундук стоит на высоком дубу, и то дерево Кощей как свой глаз бережёт».
Ребята, давайте с вами найдем заветную иглу. Для этого нам надо найти один большой предмет в котором сидит заяц… Посмотрите вокруг? Что же это за предмет? (отвечают)
Вот этот волшебный сундук, кто желает его открыть? (вызвать двоих желающих)
Открываем сундук, там заяц.
-Мы на верном пути, ребята! Вот и найден заяц, кто же у него внутри?
Дети ищут. Находят утку.
-Утку мы нашли, а где же яйцо?
Находят в утке яйцо.
-А теперь самое главное – открываем яйцо – в нем должна быть игла, побеждающая Кощея!
Находят иглу (зубочистку).
-Сможете сломать иглу? (ломают )Ура! Теперь ребята, вы сможете победить злодея! Молодцы!
Ведущий 2. А теперь очутимся в другой сказке. Про Елену Премудрую и Ивана-царевича. (показать иллюстацию Васнецова). В этой сказке Иван подружился с Царем подземного царства Змеем. Этот змей сначала похитил Елену Премудрую, а Иван её отпустил. Она превратилась в птицу и улетела. Но так она Ивану понравилась, что он решил её найти. И змей Ивану и говорит: «Вот тебе ковер-самолет: куда захочешь — туда и вынесет. Иван сел на ковер-самолет, вылетел из подземного царства и не успел моргнуть, как очутился в прекрасном саду». Что же это за такой волшебный коврик – ковер-самолет? И где нам его найти в нашем доме? Кто готов пойти его поискать? Вызвать двух детей. На лавке находят свернутый ковер. Раскладываем на полу вместе. Все дети рассаживаются на коврике.
-Ребята, а в каких сказках еще был ковер-самолет? (отвечают) А как же им управлять? Надо сказать волшебные слова – в каждой сказке они разные. А вот если волшебный ковер промок или порвался, то он не сможет лететь. Как жалко, что наш коврик не сказочный, правда? А то бы мы с вами на нем полетали! Но наш коврик все таки не простой, с ним можно поиграть в игру. Посмотрите ребята, наш ковер соткан из маленьких цветных тряпочек. И на каждой полоске разных цветов у нас есть задания.
-У кого на одежде есть зеленый цвет – танцуют пока музыка играет
-У кого черный – водят хоровод пока музыка играет
-У кого красный – тот через коврик прыгает, пока музыка играет
Под музыку Цветень – через речку речушку
Ведущий 1.
Отгадайте народную загадку «Цветное коромысло над рекой повисло»? (отвечают) Это радуга ребята. Все видели радугу? Какой она формы? Она имеет форму дуги. Посмотрите внимательно на нашу комнату, найдите предмет под названием коромысло, которое по форме похоже на радугу?
2 человека выходят искать.
Посмотрите ребята – это настоящее деревенское коромысло. Для чего оно было нужно, кто знает? Чтобы носить воду. Из колодца воду набирают, разливают в ведра, вешают их на крючки и несут домой. Кто хочет попробовать?
Вызвать 1-2 желающих. «Примеряют» коромысло.
Игра с коромыслом.
Делимся на 2 команды и кидаем в коромысло мячики. У кого больше шариков в ведре окажется – та команда и победила.
Под музыку Цветень – Раз, два, люблю тебя
Ведущий 2. Кто вспомнит название этой сказки:
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
(отвечают)
Это сказка «О рыбаке и рыбке» и написал её самый знаменитый писатель России – Александр Пушкин.
Что случилось потом, в этой сказке, кто знает?
Дед поймал золотую рыбку, но отпустил – потому что был добрым. И даже награда была ему не нужна. Но старуха его за это отругала и отправила обратно к рыбке:
«Смилуйся, государыня рыбка,
Разбранила меня моя старуха,
Не дает старику мне покою:
Надобно ей новое корыто;
Наше-то совсем раскололось».
Показать картинку из книги с корытом и старухой
Что это за штука такая – корыто? В нашем доме тоже оно есть. Кто его найдет? Вызвать 2 человека для поиска.
Конкурс с корытом. Разделиться на 2 команды.
Ребята, кто знает сказку Крошечка-Хаврошечка? Это сказка про бедную девочку, к которой не было мамы и папы и попала она в семью, где её обижали и заставляли много работать. Один друг у нее был на свете – корова.
— Коровушка-матушка! Меня бьют, журят, хлеба не дают, плакать не велят. А коровушка ей отвечает:
— Крошечка-хаврошечка, Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь — все будет сделано.
Так коровка помогла девочке справляться с делами. Корова была кормилицей в крестьянском хозяйстве. И мы с вами сейчас будем кормить коровку из наших корыт. В каждом корыте лежат картинки . Каждый из вас поочереди подбегает и убирает из корыта ту еду, которую корове кушать нельзя. Одну бумажку убрали, вернулись, и так далее – кто быстрее. Пока не кончатся картинки. А потом проверим – чем вы будете своих коров кормить.
Под музыку Никто травушку не косит
Ведущий 1. Перенесемся с вами в следующую сказку. Однажды Ветер подарил Ивану-бедняку волшебную скатерть. Обрадовался Иван-бедняк, поклонился Ветру, домой побежал. Дома скатерть на стол положил и говорит:
"Дай мне, скатерть-самобранка, поесть - попить."
Только сказал и на скатерти и пироги и калачи, и с мясом щи, и окорок свиной, и кисель овсяный».
(заранее накрыть на стол и укрыть скатертью)
Как называлась эта волшебная скатерть? Скатерть-самобранка! Кто из вас запомнил волшебные слова и покажет в нашем музее этот волшебный предмет?
(Два человека выходят к столу, произносят – Дай мне, скатерть-самобранка, поесть-попить и развязывают нитки скатерти).На столе дети видят: чашки, ложки, самовар, бублики и пр.
Игра с бубликом. Передаем бублик друг другу, пока играет музыка. На ком бублик останавливается, тот отгадывает загадку.
Под музыку Цветень, Раз, два
Шкаф большой,
Дверцы маленькие,
Кладут белое,
Вынимают черное. (Печь, дрова, угли)
В старых сказках
Он, как компас!
С ним никто не пропадёт,
Бросишь сразу на тропинку,
И беги за ним вперёд! (клубок)
Ни свет, ни заря —
Пошел согнувшись со двора. (Коромысло)
В глухом лесу, среди болот,
Старуха в домике живёт.
С двумя ногами этот дом,
Он с детства каждому знаком.
Ответьте, что это за дом? (избушка на курьих ножках)
Четыре ноги,
Два уха,
Один нос
Да брюхо. (Самовар)
На полу он тихонько лежит
И тепло моих ног сторожит.
Но отправиться может в полёт
Разноцветный …
(Ковер-самолет)
Эта скатерть знаменита
Тем, что кормит всех досыта,
Что сама собой она
Вкусных кушаний полна.
(Скатерть-самобранка)
Ведущий 2. А сейчас давайте окажемся в сказке про царевну-лягушку. Помните, как Иван-царевич сжег в печке кожу лягушки, чтобы Василиса Премудрая навсегда осталась с ним. Делать этого было нельзя. И оказалась Царевна у Кощея Бессмертного за тридевять земель, в тридесятом царстве… Как туда добраться? Пошел Иван куда глаза глядят…. Встретился ему старичок. И дал ему волшебный предмет, который показывал ему дорогу. Что же он ему дал? Волшебный клубок! «Иван-царевич поблагодарил старичка и пошел за клубочком. Клубок катится, он за ним идет».
Вот и у нас в корзинке много волшебных клубков. Клубок – это нитки намотанные в форме шарика. Вызвать двух ребят.
А два клубка ведут к какому-то тайному месту, попробуйте его найти. (дети по протянутой (заранее) нитке. Одна нитка ведет в печку, в чугунке оказывается книжка со сказками. Вторая нитка ведет в зыбку, где под матрасиком лежат яркие наклейки с сюжетами из русской народной сказки.
Ребята, вот куда привели нас волшебные клубочки – это вам подарок за знание сказок и за хорошее настроение.
Ведущий 1. Какие сказочные предметы вы сегодня видели и запомнили? (решето, коромысло, сундук, клубок, ковер, скатерть-самобранка, корыто)
На этом наше путешествие по музею закончилось. Но сказки всегда будут с вами, как только вы откроете книгу. Помните, в каждой русской сказке герои получали волшебные предметы за свою доброту и помощь! Сказки учат нас отзывчивости, умению дружить и помогать! Будьте и вы добры друг к другу и окружающему миру! И До новых встреч! До свидания!!
Список сказок для предварительного прочтения детям:
Елена Премудрая, народная
Золотая рыбка, Пушкин А.С.
Два Ивана, народная
Царевна-лягушка, народная
Крошечка-хаврошечка, народная.