Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Красномайская средняя общеобразовательная школа имени С. Ф. Ушакова"

Рассмотрено на заседании Педагогического совета МБОУ «Красномайская СОШ имени С. Ф. Ушакова»

Протокол № ___

от «____» ________ 2024 г.

Согласовано зам. директора по УВР Миклюковой Л. А.

____________________

Утверждено директором МБОУ «Красномайская СОШ имени С. Ф. Ушакова» Виноградовой О. К. __________________

Приказ №_______- ОД

от «__» __________ 2024 г.

ПРОГРАММА

по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних и здорового образа жизни

Срок реализации программы – 1 год

Разработана  для  учащихся 1 – 11 классов

Программа разработана на основе следующих документов:

1.Конвенция о правах ребенка.

2. Конституция Российской Федерации.

3. Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012 (с изменениями и дополнениями).

4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.09.96 № 63-ФЗ (с изменениями и дополнениями).

5. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001№ 174-ФЗ (с изменениями и дополнениями).

6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (с изменениями и дополнениями).

7. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (с изменениями и дополнениями).

8. Федеральный закон от 08.01.98 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (с изменениями и дополнениями).

9. Федеральный закон от 24.06.99 № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями и дополнениями).

10. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации

Содержание

  I. Основные положения Программы.

1.1. Пояснительная записка.

1.2. Цель и задачи Программы.

  II.  Общая характеристика содержания работы.

  III. План мероприятий по реализации программы

IV.Прогнозируемые результаты реализации Программы

I.Основные положения Программы

Пояснительная записка

      Правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе.

      Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения обучающихся – это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений.

Пребывание ребенка в школе целесообразно рассматривать как этап его жизни, предполагающий создание условий не только для физического оздоровления, но и для личностного роста молодого человека, для формирования законопослушного гражданина.

Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников необходимо рассматривать как фактор проявления правовой культуры личности. К структурным элементам правовой культуры личности относится знание системы основных правовых предписаний, понимание принципов права, глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку, убежденность в необходимости соблюдения их требованию, активная жизненная позиция в правовой сфере и умение реализовывать правовые знания в процессе правомерного социально-активного поведения.

Система правового воспитания должна быть ориентирована на формирование привычек и социальных установок, которые не противоречат требованиям юридических норм. Центральной задачей правового  воспитания является достижение такого положения, когда уважение к праву становится непосредственным, личным убеждением школьника.

Важно, чтобы учащиеся хорошо ориентировались в вопросах законности и правопорядка, знали правоохранительные органы, систему судов в РФ, ориентировались в вопросах правомерного поведения, знали правонарушения и юридическую ответственность, которая предусмотрена за них. Необходимо уделить внимание понятиям «доброта», «порядочность», «толерантность», вопросам морали, морального облика, кодекса чести. В этом состоит уникальность  воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения школьников.

2

     В Федеральном Законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» №120 от   24.06.1999 г., ст.14.5  подчеркнута необходимость разработки и внедрения в практику работы образовательных учреждений программы и методики, направленные на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.

       В  последние годы проблема безнадзорности, беспризорности детей школьного возраста стала  одной из главных. Рост  правонарушений  и  преступности в обществе, а,  следовательно, и в школьной среде, рост неблагополучных семей, а также семей, находящихся в социально-опасном положении и  не занимающихся воспитанием, содержанием детей  является  основанием воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения  как обучающихся, так и их родителей.

    Практическая направленность правового воспитания, формирования законопослушного гражданина предполагает, что недостаточно иметь юридическую информацию, важно уметь грамотно ею пользоваться. Только тогда право защищает человека. В процессе обучения дети должны освоить специальные умения и навыки, научиться законным и нравственным способом защиты прав и свобод. Гражданское общество начинается с  воспитания гражданина.

1.2.   Цель и задачи Программы

   Цель - формирование и развитие правовых знаний и правовой культуры школьников, законопослушного поведения и гражданской ответственности; развитие правового самопознания;  профилактика  безнадзорности, правонарушений и преступлений школьников, воспитание основ безопасности.

Задачи программы:

- Воспитание у обучающихся  уважения к Закону, правопорядку, позитивным нравственно-правовым нормам;

- Усиление профилактической работы по предупреждению правонарушений, преступлений, деструктивного и асоциального поведения   школьников;

-  Активизация  разъяснительной работы среди учащихся и  родителей  по  правовым вопросам и разрешению конфликтных ситуаций в семье и в коллективе;              

- Формирование бережного отношения к своему физическому и психическому здоровью.

Согласно Закону №120-ФЗ, в компетенцию образовательных учреждений входят следующие задачи:

 

3

Оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении.

Выявление несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия, принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования. 

Выявление семей, находящихся в социально-опасном положении. 

Обеспечение организации общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних.

Осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения.

Понятия, используемые в Программе.

1.Несовершеннолетний, находящийся в социально-опасном положении, - лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушения или антиобщественные действия.

2.Семья, находящаяся в социально-опасном положении, – семья, имеющая детей, находящихся в социально-опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними.

II.  Общая характеристика содержания работы.

1.Ликвидация пробелов в знаниях обучающихся является важным компонентом в системе ранней профилактики асоциального поведения. Ежедневный контроль успеваемости со стороны классного руководителя и родителей позволяют своевременно принять меры к ликвидации пробелов в знаниях путем проведения индивидуальной работы с такими обучающимися, организовать помощь педагогу-предметнику с неуспевающими учениками.

2.Работа с обучающимися, пропускающими учебные занятия без уважительной причины,  является вторым важным звеном в воспитательной и учебной работе, обеспечивающим успешную профилактику правонарушений. Ежедневный контроль посещаемости со стороны классного руководителя, своевременного выяснения у законных представителей причин отсутствия ребенка в школе, а также мониторинг посещаемости учебных занятий 1 раз в четверть заместителем директора по

4

УВР и социальным педагогом позволяют своевременно принять меры к ликвидации пропусков учебных занятий без уважительных причин путем проведения индивидуальной работы с такими обучающимися.

3Организация досуга обучающихся. Вовлечение обучающихся в занятия спортом, художественное творчество, кружковую работу - одно из важнейших направлений воспитательной деятельности, способствующее развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения.
Классными руководителями должны приниматься меры по привлечению в спортивные секции, кружки широкого круга учащихся, особенно детей, требующих повышенного внимания.

4Пропаганда здорового образа жизни должна исходить из потребностей детей и их естественного природного потенциала. К пропаганде здорового образа жизни, профилактике вредных привычек и деструктивного поведения привлекаются специалисты (медики, наркологи, психологи), а также используется детский потенциал, озабоченность перспективой своего будущего здоровья. В пропаганде здорового образа жизни используются мероприятия, проводимые кабинетом здоровья, а также:

беседа медработника;

беседа психолога, приглашенных специалистов;

классный час

, с обсуждением видеофильма или фрагментов фильмов, записей телепередач

.

Помимо традиционных тем: наркомании, ВИЧ-инфекции, гепатиты, алкоголизм, обращается внимание на такие проблемы, как:

преимущест

во жизни без сигарет, алкоголя,

наркотиков

и

никотиносодержащей

продукции

;

компьютерные игры, телефоны и здоровье;

половое воспитание;

деструктивные проявления (

буллинг

, суицидальное поведение и др.)

5. Правовое воспитание.  Пропаганда среди обучающихся, их родителей (законных представителей) правовых знаний – необходимое звено в профилактике асоциального поведения. Проведение бесед на классных часах, родительских собраниях о видах ответственности за те или иные противоправные поступки, характерные для подростковой среды виды преступлений, понятий об административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности несовершеннолетних и их родителей дают мотивацию на ответственность за свои действия.

6.Профилактика наркомании, токсикомании и другой никотиносодержащей продукции. Социально-педагогической службой планируется проводить работу по ранней профилактике наркомании и

5

токсикомании. Следует консолидировать усилия в этом направлении с органами внутренних дел и здравоохранения, родительской общественностью.

7.Профилактика деструктивных проявлений. Социально-педагогической службой планируется проводить работу по профилактике деструктивных проявлений среди несовершеннолетних (школьный буллинг, суицидальное поведение и др.).

8Работа по выявлению учащихся и семей, находящихся в социально-опасном положении. При выявлении негативных фактов классные руководители информируют социального педагога. Социальный педагог и классный руководитель знакомятся с жилищными условиями обучающихся, в домашней обстановке проводят беседы с родителями, взрослыми членами семьи, составляют акты обследования жилищных условий, выясняют положение ребенка в семье, его взаимоотношения с родителями. Некоторые посещения проводятся с сотрудниками ПДН МО МВД России «Вышневолоцкий», специалистами органа опеки и попечительства.

9. Проведение индивидуальной профилактической работы. Одним из важнейших направлений профилактической работы является выявление, постановка на ВШУ обучающихся с асоциальным поведением, семей, находящихся в социально опасном положении, индивидуальная работа с ними. Одним из важнейших направлений профилактической школьной деятельности является выявление, постановка на внутришкольный учет обучающихся с асоциальным поведением и разработка для них ИПР. Основанием проведения индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей является заявление несовершеннолетнего либо его родителей об оказании им помощи, либо информации государственных органов (КДН, определения или приговора суда, информации из ПДН и т.п.).
Индивидуальная профилактическая работа может проводиться в случае необходимости предупреждения нарушений либо для оказания социальной помощи и (или) реабилитации несовершеннолетних с согласия руководителя органа или учреждения системы профилактики. Письменная информация должна содержать указание на конкретные отклонения от социальных норм в поведении ученика, например, систематические прогулы занятий, склонность к бродяжничеству, попрошайничеству или вымогательству, агрессивные действия, направленные против личности, токсикоманию, алкоголизм, наркоманию, хищения и т.д. Далее идет сбор информации, характеризующей особенности формирования личности ученика. Информационный блок должен содержать сведения о ближнем окружении ребенка и его ведущей деятельности. Обязательными компонентами информационного блока должны быть:

6

педагогическая диагностика и педагогический анализ проступка;

карта личности ребенка;

педагогическая характеристика;

акт обследования жилищных условий.

Необходимо изучить и дать полную информацию о семье. Отметить

состав семьи, материальные условия жизни семьи, доход, образовательный уровень родителей, род занятий, а также характер взаимоотношений родителей с ребенком.

Семья может быть:

педагогически благополучной семьей (эмоциональная атмосфера семьи положительная, родители владеют культурой воспитания);

педагогически несостоятельной, отличающейся нарушением детско-родительских отношений (отсутствует единство требований, ребенок безнадзорен, низкая осведомленность об интересах и поведении ребенка вне школы);

конфликтной (в семье неблагополучная эмоциональная атмосфера, между родителями постоянные ссоры, разногласия);

асоциальной, имеющей антиобщественные установки и ориентиры (праздный образ

жизни, алкоголизм, наркомания);

криминальной (родители имеют судимость, ведут аморальный образ жизни, склонны к правонарушениям, воспитанием детей не занимаются).

В плане целесообразно отразить предполагаемый результат и сроки, ответственного за реализацию, участников.

III. План мероприятий по реализации программы.

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1.

Привлечение учащихся к культурно-досуговой деятельности (кружки, секции).

В течение всего года

Классные руководители, заместитель директора по ВР, социальный педагог

2.

Составление социальных паспортов классов и школы с целью получения необходимой информации о детях, обучающихся в школе.

Сентябрь

Классные руководители, социальный педагог

3.

Сбор информации о детях и семьях, стоящих  на разных формах учета, формирование банка данных. Оформление карточек учащихся, поставленных на учет

Сентябрь, в течение учебного года

Классные руководители, социальный педагог

4.

Комплекс мероприятий, проводимый в рамках Недели правовой помощи

Октябрь, ноябрь

Социальный педагог, учителя истории, обществознания, инспектор ПДН

5

Комплекс мероприятий, проводимых в рамках профилактики детского травматизма, ОРВИ, гриппа, коронавируса

1 раз в месяц

Классные руководители, руководитель кабинета здоровья, медицинский работник

6.

Лектории по профилактике детской преступности, правонарушений, наркомании, табакокурения, безопасности, ранней беременности, стресса, смысла жизни

В течение учебного года

(1 раз в четверть)

Классные руководители, социальный педагог, педагог-психолог ОПДСН ГБУ СРЦН, инспектор ПДН

7.

Проведение классных часов, родительских собраний по профилактике употребления ПАВ, беседы с детьми и родителями, имеющих отклонения в поведении

В течение учебного года

(1 раз в четверть)

Классные руководители, инспектор ПДН

8.

Участие в спортивных соревнованиях, турслете

По плану

Учителя физкультуры

9.

Учет посещаемости школы детьми, состоящими на разных формах учёта,  контроль их занятость во время каникул.

В течение года

Классные руководители, социальный педагог, заместитель директора по УВР

10.

Проведение заседаний Школьного комитета «Учеба и порядок».

1 раз в месяц (и по мере необходимости)

социальный педагог

11.

Проведение бесед, лекций, круглых столов с приглашением настоятеля Храма вмч Фаддея протоиерея Отца Анатолия

В течение года

по согласованию

социальный педагог, классные руководители

12.

Организация выставок творческих работ учащихся на тему здорового образа жизни

В течение года

Заместитель директора по ВР, учитель ИЗО, классные руководители

13.

Создание плана взаимодействия с МО МВД России «Вышневолоцкий»

Сентябрь, ежегодно

Социальный педагог, инспектор ПДН

14.

Мониторинг о количестве обучающихся, регулярно не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам учебные занятия

1 раз в четверть

Заместитель директора по ВР, социальный педагог (справка ВШК)

15.

Освещение на сайте школы вопросов правового просвещения участников образовательного процесса, профилактики деструктивного, противоправного поведения и безнадзорности несовершеннолетних, формирования здорового образа жизни, самовольных уходов

постоянно

Заместитель директора по ВР, руководитель кабинета здоровья, социальный педагог, педагог-психолог

16.

Проведение информационной акции по работе единого телефона доверия для детей, подростков и их законных представителей (родителей, опекунов)

май

социальный педагог

17.

Комплекс мероприятий, проводимых кабинетом здоровья

по плану в течение года

Руководитель кабинета здоровья, Совет медицины

18.

Просмотр видеороликов «Вместе против наркотиков» и т.п.

1 раз в четверть

Руководитель кабинета здоровья

19.

Изготовление и распространение памяток классным руководителям: «Профилактика пропусков занятий учащихся
без уважительных причин», «Как уберечь ребенка от употребления наркотиков», обучающимся: «Ответственность за правонарушения», «Не прокури свое здоровье», «Школьный буллинг», родителям: «Мифы и правда о подростковой наркозависимости», «Профилактика гриппа, ОРВИ, коронавируса», «Суицидальное поведение подростков», «Ответственность законных представителей (родителей, опекунов) за воспитание ребенка», «Дорожи своей жизнью!» и т.п.

В течение года

социальный педагог, руководитель кабинета здоровья

20.

Посещение семей, состоящих на всех видах учета с целью обследования жилищно-бытовых условий

Не менее 1 раза в четверть

Социальный педагог, классный руководитель

21.

Комплекс мероприятий, посвященных безопасности поведению в интернете, использованию сотовых телефонов, безопасности дорожного движения

В течение года

Руководитель кабинета здоровья, сотрудники ГИБДД, СК

22

Акции, флэшмобы и др. мероприятия, проводимые членами кружка «Солнечный ветер», направленных на формирование законопослушного поведения и ХОЖ

В течение года

В соответствии с программой кружка

Социальный педагог

22.

Организация летнего лагеря с дневным пребыванием

Июнь, июль

Администрация школы

Данная программа предполагает использование различных подходов при работе с подростками:

1. Информационный подход, который фокусируется на повышении уровня информированности подростков по  правовым аспектам законодательства.

2. Приобретение и развитие общих жизненных навыков, которые  помогут принять правильное решение при возникновении проблемных ситуаций.

3. Освоение социальных навыков, дающих возможность приобрести навыки противостояния социальному давлению.

Формы работы:

        -Классный час,

10

-Беседа,

        -Дискуссия,

        -Ролевая игра,

        -Видеолекторий

- круглый стол,

- тренинг

- социальные акции.  

IV.  Прогнозируемые результаты реализации Программы

Реализация Программы формирования законопослушного поведения обучающихся призвана способствовать формированию у них правовой культуры и законопослушного поведения.

Ожидаемый результат:

- Недопущение роста количества правонарушений и преступлений обучающихся;

- Уменьшение факторов риска для совершения преступлений и правонарушений в среде обучающихся;

- Сформированность у обучающихся компетенций в вопросах законности и правопорядка;

- Сформированность у обучающихся навыков здорового образа жизни, умений использовать спорт в качестве вывода человека из повышенного эмоционального состояния, умений совершать правомерные действия в условиях социально напряжённых ситуаций, избегания ситуаций, связанных с употреблением ПАВ.

V.Примерная тематика лекций для родителей

Ответственность законных представителей (родителей, опекунов)

за воспитание ребенка.

Деструктивное

поведение подростков

(суициды

,

буллинг

и т.п.)

.

Правда и мифы о наркомании

.

Переходный возраст.

Как общаться с ребенком.

Вредные вещества (

снюс

, спайс и др.)

Как побороть страх перед экзаменом

.

11