Использование ИКТ в процессе формирования представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

(из опыта работы по «Комплексной образовательной программе дошкольного образования детей с общим недоразвитием речи» Н.В. Нищевой)

Представленная в программе система работы позволяет не только осуществлять коррекционную работу, совершенствовать коммуникативные умения и навыки детей, но также дает возможность воздействовать на их физическое развитие. Образовательная область «Физическое развитие» включает раздел «Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни».

Как правило, у детей с речевыми нарушениями отмечаются проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного недоразвития. У таких детей наблюдается снижение интереса к обучению, повышенная утомляемость. Поэтому внедрение ИКТ в образовательный процесс является актуальным.

В настоящее время разработано немало интересных и полезных компьютерных технологий и игр развивающего и обучающего характера для детей. Для формирования представлений о здоровом образе жизни у детей с ОНР можно использовать мультимедийные презентации и интерактивные игры. Использование мультимедийных презентаций предотвращает утомление детей, поддерживает познавательную активность. Мультимедиа презентация дает возможность представить информацию не традиционно, а с помощью фото, анимации, звука. Детей привлекает новизна таких знаний. Создается обстановка реального общения, при которой дети стремятся выразить свои эмоции от увиденного своими словами, с желанием выполняют предложенные задания, проявляют стойкий интерес к новому. Детям нравятся красочные изображения сюжетов. Чередование демонстрации красочного материала и беседы с детьми помогает в большей мере добиться поставленных целей.

Мультимедийные презентации физкультминуток, артикуляционной, зрительной и дыхательной гимнастик, упражнений на развитие общей и мелкой моторики рук, как способ релаксации можно применять во время ООД, совместной и индивидуальной деятельности с детьми. При проведении артикуляционной гимнастики ребенок быстро устает от многократного повторения перед зеркалом одних и тех же движений. Поэтому можно использовать презентации, в которых после правильного выполнения упражнений на экране происходит какое-либо поощряющее действие (например, появляется персонаж мультфильма).

Для расширения представлений о здоровом образе жизни, о значении питания, движения, пребывания на свежем воздухе, гигиены для здоровья человека, формирования представлений о факторах, оказывающих негативное влияние на здоровье можно использовать презентации «Мы и наше здоровье», «Путешествие в страну здоровья», «Правила здорового образа жизни», «В гостях у Гигиены», «Я здоровье берегу, сам себе я помогу».

В совместной и индивидуальной работе с детьми можно использовать онлайн игры: «Здоровый малыш» на закрепление знаний детей о правилах личной гигиены, «Питание и здоровье» на расширение представлений о значении правильного питания, «Я здоровье сберегу» на формирование представлений о здоровом образе жизни, «Чистые ладошки», «Здоровье в порядке – спасибо зарядке!» и другие.

Используя ИКТ необходимо соблюдать физиолого-гигиенические и психолого-педагогические ограничительные и разрешающие нормы и рекомендации.